Вторая сборная СССР — последняя «инстанция» проверки кандидатов в главную дружину. Отсюда — как задачи для всей команды, так и подход к каждому ее члену.
С какими же мерками мы подходим к хоккеистам, стоящим «на пороге» первой сборной? Какие предъявляем к ним требования?
Оговорюсь: «мы» по поводу предъявления требований, видимо, неверно, ибо при проверке кандидатов субъективизм должен быть исключен полностью. Требования же к претендентам на места в «дружине» № 1 предъявляет... сам хоккей (точнее, «передний рубеж» развития большого хоккея). Наша (тренеров) задача — правильно определить конкретные (на сегодняшний день) границы этого «рубежа».
«Хоккей» — понятие комплексное (точнее — системное). Поэтому попробую охарактеризовать требования, предъявляемые к игрокам, по частям — отдельными подсистемами.
Подсистема
№ l — физические кондиции, или физическая подготовленность. Общими словами можно сказать: хоккеист, рассчитывающий играть в сборной СССР, должен не только выдерживать практически любой темп игры, но и иметь некоторый резерв, чтобы при необходимости навязать сопернику темп и ритм, еще более высокие (а значит, для «оппонента» невыносимые). Если прежде наши ведущие специалисты определяли физическую подготовленность игроков «на глазок», то сейчас, не отказываясь от экспертной оценки специалистов, мы (по рекомендации ученых из комплексной научной группы) применяем и точные количественные методы оценки физической подготовленности ребят на нескольких уровнях. Главный уровень — конечно же, сама игра: знание точных количественных оценок (верхних и нижних границ) того, что должен сделать игрок, находясь на площадке, за матч, за период или за смену, позволяет оценить игру наших «абитуриентов» наиболее объективно. Эти методы описаны в специальной литературе, а также в уже увидевших свет ежегодниках «Хоккей»*. Уточню лишь: фиксируем мы как отдельные действия хоккеиста (передачи, обводки, броски, вбрасывания и др.), так и общее число этих действий, а также их качество, плотность и многое другое.
Второй уровень — специальная физическая подготовленность, то есть та база, на которой основывается возможность быть в игре физи-
* ФиС, 1981 и 1982.
|
|
чески крепким, быстрым, жестким. Этот уровень определяется при помощи специальных тестов в тренировочном процессе как в клубах, так и в сборных. Кроме того, что мы познаем скоростные возможности хоккеиста или границы его выносливости, здесь же, применяя биохимические методы контроля, получаем сведения о биоэнергетическом потенциале игрока.
Третий уровень — это уровень общей работоспособности. Его выявляют в условиях диспансера, применяя тесты, рассчитанные на хоккеистов высшей квалификации.
Подсистема № 2 — техника, или техническая оснащенность. Особое внимание мы обращаем на умение игроков безукоризненно выполнять технические приемы в условиях противоборства на высоких скоростях, в жесточайшем лимите времени и пространства. Умение игрока действовать в жестких пространственно-временных рамках дает нам право оценивать его игру положительно. До сих пор техническую оснащенность игрока рассматривали лишь в условиях игры и в некоторой мере — в игровых тренировочных упражнениях. Теперь же намереваемся использовать принципы и способы оценки технической подготовленности, разработанные в лаборатории хоккея ВНИИФКа кандидатом педагогических наук А. С. Шигаевым*. Суть этих принципов и способов в том, что любой технический прием или связку (комбинацию) из нескольких приемов можно оценивать одновременно с двух позиций: с позиции точности и с позиции быстроты выполнения приема. Тестирование кандидатов по таким принципам позволяет проранжировать всех — от самого техничного до наименее техничного, а в последующих тестированиях наблюдать динамику их «перемещений» и в зависимости от «ранга» каждого определять тех, кто наращивает технический потенциал быстрее.
В самой игре видеотехника уже в ближайшем будущем позволит тестировать время выполнения технических приемов каждым подопечным.
Подсистема № 3 — тактическая подготовленность. Мы рассматриваем молодого игрока в двух ракурсах: первый — умение выполнит!) любую тактическую установку тренера (проверка возможности хоккеиста играть в современный хоккей, его тактической выучки); вто-
* См. с. 23 — 25 этого ежегодника.
|