Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


БЛИЖАЙШИЙ РЕЗЕРВ

   


А. М. Кострюков, заслуженный тренер СССР
 

Вторая сборная СССР — последняя «инстанция» проверки кандидатов в главную дружину. Отсюда — как задачи для всей команды, так и подход к каждому ее члену.

С какими же мерками мы подходим к хоккеистам, стоящим «на пороге» первой сборной? Какие предъявляем к ним требования?

Оговорюсь: «мы» по поводу предъявления требований, видимо, неверно, ибо при проверке кандидатов субъективизм должен быть исключен полностью. Требования же к претендентам на места в «дружине» № 1 предъявляет... сам хоккей (точнее, «передний рубеж» развития большого хоккея). Наша (тренеров) задача — правильно определить конкретные (на сегодняшний день) границы этого «рубежа».

«Хоккей» — понятие комплексное (точнее — системное). Поэтому попробую охарактеризовать требования, предъявляемые к игрокам, по частям — отдельными подсистемами.

Подсистема № l — физические кондиции, или физическая подготовленность. Общими словами можно сказать: хоккеист, рассчитывающий играть в сборной СССР, должен не только выдерживать практически любой темп игры, но и иметь некоторый резерв, чтобы при необходимости навязать сопернику темп и ритм, еще более высокие (а значит, для «оппонента» невыносимые). Если прежде наши ведущие специалисты определяли физическую подготовленность игроков «на глазок», то сейчас, не отказываясь от экспертной оценки специалистов, мы (по рекомендации ученых из комплексной научной группы) применяем и точные количественные методы оценки физической подготовленности ребят на нескольких уровнях. Главный уровень — конечно же, сама игра: знание точных количественных оценок (верхних и нижних границ) того, что должен сделать игрок, находясь на площадке, за матч, за период или за смену, позволяет оценить игру наших «абитуриентов» наиболее объективно. Эти методы описаны в специальной литературе, а также в уже увидевших свет ежегодниках «Хоккей»*. Уточню лишь: фиксируем мы как отдельные действия хоккеиста (передачи, обводки, броски, вбрасывания и др.), так и общее число этих действий, а также их качество, плотность и многое другое.

Второй уровень — специальная физическая подготовленность, то есть та база, на которой основывается возможность быть в игре физи-


* ФиС, 1981 и 1982.

 

чески крепким, быстрым, жестким. Этот уровень определяется при помощи специальных тестов в тренировочном процессе как в клубах, так и в сборных. Кроме того, что мы познаем скоростные возможности хоккеиста или границы его выносливости, здесь же, применяя биохимические методы контроля, получаем сведения о биоэнергетическом потенциале игрока.

Третий уровень — это уровень общей работоспособности. Его выявляют в условиях диспансера, применяя тесты, рассчитанные на хоккеистов высшей квалификации.

Подсистема № 2 — техника, или техническая оснащенность. Особое внимание мы обращаем на умение игроков безукоризненно выполнять технические приемы в условиях противоборства на высоких скоростях, в жесточайшем лимите времени и пространства. Умение игрока действовать в жестких пространственно-временных рамках дает нам право оценивать его игру положительно. До сих пор техническую оснащенность игрока рассматривали лишь в условиях игры и в некоторой мере — в игровых тренировочных упражнениях. Теперь же намереваемся использовать принципы и способы оценки технической подготовленности, разработанные в лаборатории хоккея ВНИИФКа кандидатом педагогических наук А. С. Шигаевым*. Суть этих принципов и способов в том, что любой технический прием или связку (комбинацию) из нескольких приемов можно оценивать одновременно с двух позиций: с позиции точности и с позиции быстроты выполнения приема. Тестирование кандидатов по таким принципам позволяет проранжировать всех — от самого техничного до наименее техничного, а в последующих тестированиях наблюдать динамику их «перемещений» и в зависимости от «ранга» каждого определять тех, кто наращивает технический потенциал быстрее.

В самой игре видеотехника уже в ближайшем будущем позволит тестировать время выполнения технических приемов каждым подопечным.

Подсистема № 3 — тактическая подготовленность. Мы рассматриваем молодого игрока в двух ракурсах: первый — умение выполнит!) любую тактическую установку тренера (проверка возможности хоккеиста играть в современный хоккей, его тактической выучки); вто-

 


* См. с. 23 25 этого ежегодника.

Library   11   Up


Contents

 

Home
 

рой — способности (отличительные особенности; изюминка, рождающая неповторимую хоккейную личность). Распознавание личных особенностей игрока позволяет не только использовать хоккеиста в определенном амплуа (как защитника, центрального либо крайнего нападающего), но и поручать ему — в зависимости от личных склонностей — определенную роль разыгрывающего, таранного, обводящего или удерживающего шайбу; разрушителя атак соперников или зачинателя наступательных действий своей команды. Конечно же, такой игрок должен уметь в нужной мере выполнять все — без исключения — тактические действия, но склонность к каким-то своим, фамильным, всегда нами, тренерами, поощряется и направляется на пользу общего дела. Распознать и раскрыть индивидуальность — задачи не менее важные, чем проверка тактической выучки.

Подсистема № 4 — психологическая подготовленность. Ее можно подразделить на общую и специальную. Не стану перечислять общие качества, которыми должен обладать хоккеист, готовящийся защищать честь страны в составе национальной сборной: по этой части достаточно успешно поработали наши ученые, составившие точный и полный перечень требований к кандидатам в команду № 1. Перечислю лишь некоторые специфические, без которых «вход» в первую сборную закрыт: безграничная любовь к Родине; преданность хоккею; постоянная готовность к самопожертвованию ради общего дела; коллективизм; способность точно и своевременно — вне зависимости от сложности сбивающих условий — перерабатывать игровую информацию (точно и своевременно решать диктуемые обстановкой на площадке тактические задачи). Мы не только тестируем наших кандидатов, но и воспитываем у них необходимые члену сборной СССР качества. Одни из многих методов такого воспитания — преемственность и наставничество. Вот почему во вторую сборную страны всегда привлекают одного-двух опытнейших игроков, прошедших школу первой сборной. С одной стороны, они — носители положитель-

 

 

Итоговая таблица традиционного международного турнира вторых сборных на приз газеты «Ленинградская правда»

Ленинград, 4 — 7 апреля 1982 г.

№ п/п

Команды

1

2

3

4

Очки|

Раз-
ность
шайб

Места

1

СССР

X

2:0

9:4

8:1

6

195

I

2

Финляндия

0:2

X

2:3

5:2

2

77

II

3

ЧССР

4:9

3:2

X

1:2

2

813

III

4

Швеция

1:8

2:5

2:1

X

2

514

IV

 

ных традиций и наставники тех, кто помоложе, а с другой — имеют возможность, проявив себя должным образом в «дублерах» сборной, попасть в главную команду страны. Так возвращались в свое время после перерыва в первую сборную Г. Цыганков и В. Лутченко, В. Шалимов и др. Сезон 1981/82 г. во второй сборной провел Н. Макаров — чемпион мира и Европы 1981 г.

В завершившемся сезоне-82 ленинградский турнир вторых сборных впервые прошел как соревнование за призы газеты «Ленинградская правда». Это безусловно повысило и престижность и значимость традиционного соревнования. Наши ребята и на этот раз не изменили славным традициям — одолели всех соперников (команды ЧССР, Швеции и Финляндии). Коротко характеризуя игру победителей, скажу: достаточно высокий уровень подготовленности показали все игроки второй сборной СССР. Несмотря на то что почти в каждом матче нашей команде пытались навязать сверхжесткий силовой хоккей, советские спортсмены проявили необходимые выдержку и мужество, сохранили верность комбинационному, интеллектуальному, остроатакующему стилю игры. Наиболее удачно сыграли тройки М. Васильев — В. Быков — А. Герасимов и В. Шкур-дюк — Н. Варянов — С. Яшин. Из защитников хотел бы отметить С. Гимаева.

 
Library   12   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало