|
||||
Оснащение современной видеотехникой лаборатории хоккея ВНИИФКа позволило разработать наши принципы анализа видеозаписи. Некоторые из них уже внедрены в практику: одновременный анализ игры двух команд; анализ эпизода в его целостном единстве с предыдущими действиями, а также с общим течением матча; анализ технико-тактических действий игрока в единстве с проделанной им физической работой и в соотнесении с игрой партнера; анализ тактических действий команды во временных рамках*. Последний из названных принципов следует расшифровать подробнее. Так, например, время удержания (среднее время) шайбы защитником дает возможность выявить отстающие компоненты в зарождении атаки, а время удержания шайбы звеном в зоне соперника — определить как степень преимущества одной команды, так и надежность (во времени) обороны другой. Уже сейчас Б. А. Майорову и А. С. Шигаеву удалось найти временные критерии развития атаки (и контратаки), позволяющие атакующим проходить оборону соперника ранее, чем она будет полностью организована. Анализ времени удержания шайбы партнерами по звену (отдельно по зонам) раскрывает механизм взаимодействий в звене * Б. А. Майоров, А. С. Шигаев. Мышление и время в хоккее. Ежегодник «Хоккей», 1982, с. 19 — 23. |
и дает тренеру возможность управлять этими взаимодействиями. Кроме того, в сочетании с анализом социально-психологическим такой анализ позволяет рассмотреть взаимодействия в зоне с позиций роли каждого игрока, дает материал о лидере звена, а также об игроке, завершающем атаку, о разыгрывающем, об удерживающем шайбу. И даже этим возможности временного анализа игры далеко не исчерпываются. Экспериментальную видеосъемку во время чемпионата СССР 1981/82 г. а также в ходе турниров на приз «Известий» в декабре 1980 и 1981 гг. вели как портативными камерами видеомагнитофона «АКАЙ», так и сигналами с «ведущих» камер Центрального телевидения. В системе видеозаписи использовали магнитофон «АКАЙ» 9800, спецэффектгенератор «АКАЙ» 4 — 80, черно-белую камеру «АКАЙ» 8300. Таким образом, вся видеоинформация снималась в формализованном виде, что дает возможность после обработки таблиц, которые на первом этапе хранятся в специальной картотеке, вводить эту информацию в банк ЭВМ. Результаты экспериментальной видеосъемки использованы при научном анализе игры с участием кандидатов в сборную СССР. Некоторые из них нашли отражение в методических рекомендациях тренерам первой и второй сборных команд страны перед чемпионатами мира и Европы 1981 и 1982 гг. |
|||
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ О ПОСТРОЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА (теоретический аспект и обобщение опыта) |
||||
В. П. Савин, кандидат педагогических наук |
||||
Одна из многих замечательных традиций советской школы хоккея, выгодно отличающая наши команды от зарубежных, — четкая организация объемного тренировочного процесса. Именно она позволила советским хоккеистам в короткий срок достичь вершин мастерства и побеждать на турнирах самого высокого уровня и на площадках соперников (даже на таких, какие отличаются от узаконенных в любительском хоккее) и принимая лучшие зарубежные клубы. Некоторые стороны отечественной школы подготовки хоккеистов высокой квалификации изучены и взяты на вооружение во многих зарубежных странах. Видимо, чтобы и впредь побеждать, оставаясь лидерами мирового хоккея, надо постоянно совершенствовать методи- |
ку тренировочного процесса, искать новые формы, средства и методы подготовки. Вот почему чрезвычайно важен и актуален поиск путей дальнейшего совершенствования системы подготовки хоккеистов самой высокой квалификации. Среди наиболее вероятных направлений оптимизации тренировочного процесса заслуживают быть выделенными следующие: рационализация построения тренировочного процесса; поиск более эффективных средств и методов; повышение эффективности системы восстановительных мероприятий; совершенствование системы контроля; оптимизация календаря соревнований. |
|||
25 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |