Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

пересечения линии ворот шайбой 10 — останавливают секундомер. Подсчитав число заброшенных шайб и уточнив продолжительность выполнения теста, по результативности и по скорости действия делят хоккеистов на 4 группы (см. таблицу). Обусловленность деления на такие группы четко прослеживается на рис. 2. В каждой группе игроков ранжируют в зависимости от числа попаданий, а если этот параметр одинаков, то в зависимости от скорости выполнения теста (приоритет во всех случаях за более меткими).

 

Описанный принцип определения техничности хоккеистов открывает возможность разработки практически неограниченного числа способов тестирования технических действий (бросков, передач, обводок и т. п.). Но во всех случаях необходимы стандартные условия, которые отвечали бы принципу воспроизводимости теста.

Примечание. Математическое обоснование распределения хоккеистов на группы (классы) подготовленности дано в ежегоднике «Хоккей»-82 (с. 76-78).

 

 

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОТЕХНИКИ

   
А. С. Егоров, ведущий инженер лаборатории хоккея ВНИИФКа;
Е. М. Славнов, старший инженер лаборатории хоккея ВНИИФКа.
 

В наши дни хоккей изучают с разных сторон и разными методами. Игру отдельных хоккеистов, звеньев, команд записывают при помощи специально разработанных бланковых методик, а игровую деятельность хоккеистов — на магнитофон в виде комментариев, которые затем расшифровывают. Все шире для анализа игры используется видеозапись.

Однако все перечисленные методы далеки от идеальных. Так, например, бланковая методика не дает точной картины игры и во многом зависит от индивидуальности эксперта. Комментарии к магнитофонным записям требуют расшифровки, которая по времени длиннее самого матча. Получается по крайней мере двойная работа. В простой видеозаписи нет количественно-качественных критериев, и, по существу, такая запись не отличается от самой игры. Просмотр видеозаписи позволяет лишь выявить недостатки игры звеньев или отдельных хоккеистов. Анализ простой видеозаписи также весьма длителен (в 3 — 5 раз дольше, чем сам матч).

Просмотры видеозаписей матчей не могут заменить методологию, научно обоснованный анализ игры. Тренеры склонны в большей мере анализировать матчи, проигранные командой или прошедшие в упорной борьбе, тогда как игры, в которых победа далась легко, как правило, анализу не подвергаются.

Сегодня еще не выработан единый методологический подход к анализу игры. Каждый тренер изыскивает лишь то, что хочет увидеть именно он. Нет и единых критериев оценки матчей. За сезон (тем более за олимпийский цикл) накапливается столько видеоинформации, что без каких-либо единых критериев оценки переработать ее становится практически невозможно. Простой просмотр видео-

 

записей прошлых лет не только не позволяет объективно оценить записанную игру мерками сегодняшнего дня, но и порой уводит тренера в сторону от объективной оценки тенденций развития хоккея. Локальные монтажи действий звеньев или отдельного хоккеиста не столько дают объективную информацию, сколько сбивают тренера, ибо зачастую они не связаны с системой коллективных действий во времени.

В европейском и заокеанском хоккее тренеры используют видеозапись повсеместно. Так, в Канаде еще в первой «суперсерии» методом «зенитной» съемки (камеры устанавливают вертикально под потолком катка) были сняты все матчи с участием советских хоккеистов.

В каждом клубе НХЛ есть видеослужба. Канадские тренеры, к которым коллеги обращаются с вопросом «Как прошел матч?», как правило, отвечают перефразированной английской шуткой (на вопрос «Как прошло свадеб-ног путешествие?» англичанин отвечает: «Я еще не видел фотографий») — «Я еще не видел видеозаписи». В хоккее Страны кленового листа повсеместное использование видеотехники привело, по словам ведущего обозревателя канадской газеты «Хоккей ныос» Франка Орса, к «роботизации хоккея»*. Орс считает, что видеотехника стала подменять творческую мысль тренеров.

На примере канадской действительности мы сталкиваемся с кризисом использования видеотехники в хоккее. Связан этот кризис с отсутствием научно разработанных критериев анализа игры.

 


* «Хоккей ньюс» № 19, 13.02.1981.

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

Оснащение современной видеотехникой лаборатории хоккея ВНИИФКа позволило разработать наши принципы анализа видеозаписи. Некоторые из них уже внедрены в практику:

одновременный анализ игры двух команд;

анализ эпизода в его целостном единстве с предыдущими действиями, а также с общим течением матча;

анализ технико-тактических действий игрока в единстве с проделанной им физической работой и в соотнесении с игрой партнера;

анализ тактических действий команды во временных рамках*.

Последний из названных принципов следует расшифровать подробнее. Так, например, время удержания (среднее время) шайбы защитником дает возможность выявить отстающие компоненты в зарождении атаки, а время удержания шайбы звеном в зоне соперника — определить как степень преимущества одной команды, так и надежность (во времени) обороны другой. Уже сейчас Б. А. Майорову и А. С. Шигаеву удалось найти временные критерии развития атаки (и контратаки), позволяющие атакующим проходить оборону соперника ранее, чем она будет полностью организована. Анализ времени удержания шайбы партнерами по звену (отдельно по зонам) раскрывает механизм взаимодействий в звене


* Б. А. Майоров, А. С. Шигаев. Мышление и время в хоккее. Ежегодник «Хоккей», 1982, с. 19 — 23.

 

и дает тренеру возможность управлять этими взаимодействиями. Кроме того, в сочетании с анализом социально-психологическим такой анализ позволяет рассмотреть взаимодействия в зоне с позиций роли каждого игрока, дает материал о лидере звена, а также об игроке, завершающем атаку, о разыгрывающем, об удерживающем шайбу. И даже этим возможности временного анализа игры далеко не исчерпываются.

Экспериментальную видеосъемку во время чемпионата СССР 1981/82 г. а также в ходе турниров на приз «Известий» в декабре 1980 и 1981 гг. вели как портативными камерами видеомагнитофона «АКАЙ», так и сигналами с «ведущих» камер Центрального телевидения. В системе видеозаписи использовали магнитофон «АКАЙ» 9800, спецэффектгенератор «АКАЙ» 4 — 80, черно-белую камеру «АКАЙ» 8300.

Таким образом, вся видеоинформация снималась в формализованном виде, что дает возможность после обработки таблиц, которые на первом этапе хранятся в специальной картотеке, вводить эту информацию в банк ЭВМ.

Результаты экспериментальной видеосъемки использованы при научном анализе игры с участием кандидатов в сборную СССР. Некоторые из них нашли отражение в методических рекомендациях тренерам первой и второй сборных команд страны перед чемпионатами мира и Европы 1981 и 1982 гг.

 

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


О ПОСТРОЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА (теоретический аспект и обобщение опыта)

   
В. П. Савин, кандидат педагогических наук
 

Одна из многих замечательных традиций советской школы хоккея, выгодно отличающая наши команды от зарубежных, — четкая организация объемного тренировочного процесса. Именно она позволила советским хоккеистам в короткий срок достичь вершин мастерства и побеждать на турнирах самого высокого уровня и на площадках соперников (даже на таких, какие отличаются от узаконенных в любительском хоккее) и принимая лучшие зарубежные клубы.

Некоторые стороны отечественной школы подготовки хоккеистов высокой квалификации изучены и взяты на вооружение во многих зарубежных странах. Видимо, чтобы и впредь побеждать, оставаясь лидерами мирового хоккея, надо постоянно совершенствовать методи-

 

ку тренировочного процесса, искать новые формы, средства и методы подготовки. Вот почему чрезвычайно важен и актуален поиск путей дальнейшего совершенствования системы подготовки хоккеистов самой высокой квалификации.

Среди наиболее вероятных направлений оптимизации тренировочного процесса заслуживают быть выделенными следующие:

рационализация построения тренировочного процесса;

поиск более эффективных средств и методов;

повышение эффективности системы восстановительных мероприятий;

совершенствование системы контроля;

оптимизация календаря соревнований.

Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало