Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Оснащение современной видеотехникой лаборатории хоккея ВНИИФКа позволило разработать наши принципы анализа видеозаписи. Некоторые из них уже внедрены в практику:

одновременный анализ игры двух команд;

анализ эпизода в его целостном единстве с предыдущими действиями, а также с общим течением матча;

анализ технико-тактических действий игрока в единстве с проделанной им физической работой и в соотнесении с игрой партнера;

анализ тактических действий команды во временных рамках*.

Последний из названных принципов следует расшифровать подробнее. Так, например, время удержания (среднее время) шайбы защитником дает возможность выявить отстающие компоненты в зарождении атаки, а время удержания шайбы звеном в зоне соперника — определить как степень преимущества одной команды, так и надежность (во времени) обороны другой. Уже сейчас Б. А. Майорову и А. С. Шигаеву удалось найти временные критерии развития атаки (и контратаки), позволяющие атакующим проходить оборону соперника ранее, чем она будет полностью организована. Анализ времени удержания шайбы партнерами по звену (отдельно по зонам) раскрывает механизм взаимодействий в звене


* Б. А. Майоров, А. С. Шигаев. Мышление и время в хоккее. Ежегодник «Хоккей», 1982, с. 19 — 23.

 

и дает тренеру возможность управлять этими взаимодействиями. Кроме того, в сочетании с анализом социально-психологическим такой анализ позволяет рассмотреть взаимодействия в зоне с позиций роли каждого игрока, дает материал о лидере звена, а также об игроке, завершающем атаку, о разыгрывающем, об удерживающем шайбу. И даже этим возможности временного анализа игры далеко не исчерпываются.

Экспериментальную видеосъемку во время чемпионата СССР 1981/82 г. а также в ходе турниров на приз «Известий» в декабре 1980 и 1981 гг. вели как портативными камерами видеомагнитофона «АКАЙ», так и сигналами с «ведущих» камер Центрального телевидения. В системе видеозаписи использовали магнитофон «АКАЙ» 9800, спецэффектгенератор «АКАЙ» 4 — 80, черно-белую камеру «АКАЙ» 8300.

Таким образом, вся видеоинформация снималась в формализованном виде, что дает возможность после обработки таблиц, которые на первом этапе хранятся в специальной картотеке, вводить эту информацию в банк ЭВМ.

Результаты экспериментальной видеосъемки использованы при научном анализе игры с участием кандидатов в сборную СССР. Некоторые из них нашли отражение в методических рекомендациях тренерам первой и второй сборных команд страны перед чемпионатами мира и Европы 1981 и 1982 гг.

 

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


О ПОСТРОЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА (теоретический аспект и обобщение опыта)

   
В. П. Савин, кандидат педагогических наук
 

Одна из многих замечательных традиций советской школы хоккея, выгодно отличающая наши команды от зарубежных, — четкая организация объемного тренировочного процесса. Именно она позволила советским хоккеистам в короткий срок достичь вершин мастерства и побеждать на турнирах самого высокого уровня и на площадках соперников (даже на таких, какие отличаются от узаконенных в любительском хоккее) и принимая лучшие зарубежные клубы.

Некоторые стороны отечественной школы подготовки хоккеистов высокой квалификации изучены и взяты на вооружение во многих зарубежных странах. Видимо, чтобы и впредь побеждать, оставаясь лидерами мирового хоккея, надо постоянно совершенствовать методи-

 

ку тренировочного процесса, искать новые формы, средства и методы подготовки. Вот почему чрезвычайно важен и актуален поиск путей дальнейшего совершенствования системы подготовки хоккеистов самой высокой квалификации.

Среди наиболее вероятных направлений оптимизации тренировочного процесса заслуживают быть выделенными следующие:

рационализация построения тренировочного процесса;

поиск более эффективных средств и методов;

повышение эффективности системы восстановительных мероприятий;

совершенствование системы контроля;

оптимизация календаря соревнований.

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

Структура соревновательного периода сезона 1981/82 года


Месяцы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


Этапы

Первый соревновательный

Первый промежуточный

Второй соревно-вательный

Второй про-
межуточный

Третий соревно-
вательный


Мезоциклы

Соревнова-тельный

Соревнователь-ный

Восстанови-
тельно-под-
готовитель-
ный

Соревно-
вательный

Соревно-
вательный

Восстано-вительно-подготови-тельный

Соревно-
вательный


Микроциклы*

С

(15)

В

С

(9)

ВВО УП

С

(9)

В

С

(11)

ВВО УП

С

* Даны сокращенно: С — соревновательный; В — восстанавливающие; О — ординарные тренировочные; У — ударные; П — подводящий. В скобках — число игр.

 

 

Можно полагать, что в решении этих важных проблем наиболее эффективен одновременный поиск во всех направлениях. Вместе с тем наиболее значимой и первостепенной задачей на сегодня остается оптимизация тренировочного процесса, и особенно — в соревновательном периоде годичного цикла.

Результаты анализа структуры соревновательного периода сезона 1981/82 г. убеждают в чрезмерной напряженности и аритмичности календаря соревнований и в том, что ввиду этой аритмичности наиболее благоприятные условия для проведения тренировочного процесса приходятся на промежуточные этапы, оптимальное проведение которых позволяет вывести хоккеистов на более высокий качественный уровень тренированности.

Однако, как показала практика, только этого для выступлений без провалов и срывов в течение всего соревновательного периода недостаточно. Очевидно, необходим и целенаправленный тренировочный процесс непосредственно в ходе напряженных календарных игр.

Безусловно, плотный и напряженный календарь, в котором однодневные и двухдневные межигровые интервалы составляют 75% и только четверть времени приходится на трехдневные, заставляет хоккеистов проводить некоторые игры на фоне недовосстановления, что очень часто приводит к переутомлению хоккеистов и к потере ими тренированности, создавая определенные трудности в ритмичном проведении тренировочного процесса. В этой связи разработка и уточнение методических основ построения тренировочного процесса на соревновательном этапе с учетом его особенностей становятся задачами первостепенной важности.

Решая их, нельзя обойтись без рассмотрения оптимальных вариантов построения соревновательных микроциклов.

 

Микроцикл — относительно законченный и повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, состоящий из ряда последовательных и взаимообусловленных тренировочных занятий. Основная структурная единица тренировочного процесса. Состоит из двух фаз: стимуляционной, характеризуемой относительно высокими тренировочными нагрузками и появлением утомления, и восстановительной, которая определяется снижением нагрузки и активным отдыхом.

Особенности соревновательных микроциклов в хоккее в том, что в стимуляционной фазе высокую нагрузку обеспечивают в основном календарные игры и тренировки, а восстанавливающая фаза (в связи с тем, что крайне малы межигровые интервалы) чрезвычайно укорочена и потому не обеспечивает должного восстановления. А после активно проведенной игры восстановительные процессы в организме протекают в течение 40 — 60 часов.

Очевидно, с учетом этих особенностей и надо строить тренировочный процесс на этом этапе.

На рисунке схематично представлены варианты соревновательных микроциклов в зависимости от продолжительности межигровых интервалов.

Объемы тренировочных нагрузок, последовательность и содержание их в приведенных микроциклах в какой-то мере усреднены. В зависимости от степени напряженности проведенной и предстоящей игр, от класса команды, от степени утомляемости хоккеистов и от других факторов они могут значительно колебаться.

При построении тренировочного процесса в соревновательных микроциклах с укороченными межигровыми интервалами прежде всего надо исходить из необходимости решить главную задачу: к каждой календарной игре под-

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

водить команду в состоянии относительно высокой работоспособности.

В соревновательных микроциклах с укороченными межигровыми интервалами целесообразно одно (иногда два) тренировочное занятие в день, не считая утреннего (зарядки).

Утреннее занятие на соревновательном этапе проводится в виде унифицированной зарядки с малой нагрузкой, в аэробном режиме и должно быть направлено на повышение общего тонуса организма, на обеспечение работоспособности в последующих занятиях и играх. По структуре и содержанию оно относительно стандартно. Практика показала, что достаточно эффективно, например, такое утреннее занятие: пробежка на 300 — 400 м; общеразвивающие упражнения на основные группы мышц — 10 — 15 мин; 20 — 25 мин бега в умеренном темпе (пульс — до 150 уд/мин) или двусторонняя игра (волейбол, футбол, гандбол) в аэробном режиме*.

Комплексы общеразвивающих упражнений можно индивидуализировать и периодически изменять их содержание.

В микроцикле с однодневным межигровым интервалом (см. рисунок) на следующий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день игры — предыгровое (раскатка). Первое предназначается для более быстрого восстановления хоккеистов после проведенной игры. В зависимости от состояния команды и от значимости предстоящей игры занятие может носить направленность технико-тактического или общефизического. Проводят его с малой или средней нагрузкой (60 — 90 мин; пульс — 130 — 150 уд/мин). В программе восстанавливающих занятий обязательны необычные, разнонаправленные, высокоэмоциональные упражнения. В то же время по ходу каждого из таких занятий можно частично решать задачи тактического моделирования предстоящей игры.

Предыгровое тренировочное занятие (раскатку) надо проводить с малой нагрузкой (30 — 40 мин; пульс — 130 уд/мин). Направлено оно должно быть, главным образом, на подкрепление тонких нервно-мышечных дифференцированных волокон, связанных с чувством хода клюшки и шайбы, с чувством партнера, а также на уточнение некоторых тактических вариантов предстоящей игры. Можно решать в нем и другие задачи: снимать психическое перенапряжение, настраивать хоккеистов на предстоящую игру.

В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом (на рисунке — б) проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предыгровое.

Поддерживающее тренировочное занятие


* В дальнейшем рассматриваются основы строения микроциклов без утреннего занятия.

 

 

Варианты соревновательных микроциклов в зависимости от продолжительности межигровых интервалов:
а
— с однодневным: б — с двухдневным; в — с трехдневным; г — с четырехдневным интервалом между играми

направлено на поддержание достигнутого уровня функциональной и физической подготовленности, а также на совершенствование технико-тактического мастерства хоккеистов. Проводят его со средней нагрузкой, в течение не более 90 мин. Интенсивность — 70 — 80% максимальной, ЧСС — до 180 уд/мин (в соответствии с режимом игровой деятельности хоккеистов). Тренировочные задания желательно выполнять серийно — так, чтобы время каждого повторения равнялось игровому отрезку в 40 — 60 с.

В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом (на рисунке — в) следует проводить четыре — пять тренировочных занятий.

В день после игры — восстанавливающее занятие, в следующий — развивающее, а на третий — поддерживающее. В день игры — предыгровое. Основные задачи развивающего тренировочного занятия — повышение функциональной, физической и психической подготовленности; рост тактического мастерства хоккеистов. Решают эти задачи, как правило, комплексно, однако в зависимости от состояния команды и от значимости последующих игр занятие может носить какую-либо преимущественную направленность (технико-тактическую или физическую).

Развивающую тренировку проводят с большой или даже с максимальной нагрузкой и с

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

высокой интенсивностью. Продолжительность ее составляет 90 — 100 мин, ЧСС — до 200 уд/мин.

При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки: задания алактатной анаэробной направленности (скоростные и скоростно-силовые) проводить перед анаэробными гликолитическими (на скоростную выносливость); алактатно-анаэробные — перед аэробными (на общую выносливость); анаэробно-гликолитической направленности — перед аэробными (Н. И. Волков, 1975).

В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом во второй день можно проводить два тренировочных занятия, из которых одно целиком и полностью посвящать общей физической подготовке.

Микроцикл с четырехдневным межигровым интервалом (на рисунке — г) строят подобно микроциклу с трехдневным межигровым интервалом. Состоит он из 5 — 7 тренировочных занятий, из которых 1 — 2 — восстанавливающие, 1 — поддерживающее, 2 — развивающие и 1 — предыгровое (раскатка).

Очевидно, наиболее оптимальны из рассмотренных микроциклов последние — с трех- и четырехдневными межигровыми интервалами, поскольку они охватывают тренировочные занятия развивающей направленности и позволя-

 

ют проводить полноценный тренировочный процесс.

Анализируя особенности построения тренировочного процесса на соревновательном этапе, нельзя обойти вниманием важность борьбы с монотонностью и пресыщенностью хоккеем, вызванными обилием и частотой игр, и с однообразием тренировок технико-тактической направленности. Еще в 1959 г. Н. Г. Озолин, а четырьмя годами позже и В. М. Дьячков установили: чем однообразнее тренировка* тем тяжелее ее переносить и тем ниже ее эффективность.

Успеха в борьбе с монотонностью можно достичь разнообразием и разнонаправленностыо упражнений, вариативностью нагрузок. Следует шире и смелее применять многообразные средства общей подготовки, чаще использовать «эффект переключения».

Кроме того, процент отдачи тренировочного процесса и успех в соревновании во многом определяет рациональность использования системы восстановительных мероприятий и комплексного контроля.

Таким образом, рационализация построения тренировочного процесса на соревновательном этапе в сочетании с восстановительными мероприятиями поможет хоккеистам избежать глубоких спадов тренированности и стабильно выступать в течение всего сезона на достаточно высоком качественном уровне.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА У ХОККЕИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

   
В. М. Колузганов, кандидат педагогических наук
 

Современный хоккей характеризуется неуклонным повышением интенсивности игры и увеличением объема соревновательной нагрузки. Возрастает год от года и плотность календаря соревнований. Это предъявляет повышенные требования к системам энергообеспечения организма игроков как в ходе самих матчей, так и в периоды подготовки к ним. Все более важными становятся ныне вопросы рационального построения тренировочного процесса, использования педагогических средств и методов восстановления; приобретает особую актуальность совершенствование календаря соревнований.

Разрабатывая вопросы планирования и построения учебно-тренировочного процесса с целью повышения дееспособности ведущих функций энергообеспечения организма хокке-

 

истов, необходимо за основу брать итоги анализа информации:

об игровой активности и об эффективности технико-тактических действий спортсменов в ходе соревнований;

о точной характеристике объема и о направленности средств подготовки, применяемых на этапах годичного цикла;

о количественной регистрации показателей функций, в наибольшей мере определяющих физическую работоспособность хоккеистов.

Практика подготовки хоккеистов высокой квалификации требует применения унифицированной системы учета и анализа тренировочных и соревновательных нагрузок, а также тестирования ведущих функций хоккеистов на отдельных этапах годичного цикла.

Исследования в этом направлении проводили на протяжении трех лет в одной из веду-

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало