|
||||
водить команду в состоянии относительно высокой работоспособности. В соревновательных микроциклах с укороченными межигровыми интервалами целесообразно одно (иногда два) тренировочное занятие в день, не считая утреннего (зарядки). Утреннее занятие на соревновательном этапе проводится в виде унифицированной зарядки с малой нагрузкой, в аэробном режиме и должно быть направлено на повышение общего тонуса организма, на обеспечение работоспособности в последующих занятиях и играх. По структуре и содержанию оно относительно стандартно. Практика показала, что достаточно эффективно, например, такое утреннее занятие: пробежка на 300 — 400 м; общеразвивающие упражнения на основные группы мышц — 10 — 15 мин; 20 — 25 мин бега в умеренном темпе (пульс — до 150 уд/мин) или двусторонняя игра (волейбол, футбол, гандбол) в аэробном режиме*. Комплексы общеразвивающих упражнений можно индивидуализировать и периодически изменять их содержание. В микроцикле с однодневным межигровым интервалом (см. рисунок) на следующий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день игры — предыгровое (раскатка). Первое предназначается для более быстрого восстановления хоккеистов после проведенной игры. В зависимости от состояния команды и от значимости предстоящей игры занятие может носить направленность технико-тактического или общефизического. Проводят его с малой или средней нагрузкой (60 — 90 мин; пульс — 130 — 150 уд/мин). В программе восстанавливающих занятий обязательны необычные, разнонаправленные, высокоэмоциональные упражнения. В то же время по ходу каждого из таких занятий можно частично решать задачи тактического моделирования предстоящей игры. Предыгровое тренировочное занятие (раскатку) надо проводить с малой нагрузкой (30 — 40 мин; пульс — 130 уд/мин). Направлено оно должно быть, главным образом, на подкрепление тонких нервно-мышечных дифференцированных волокон, связанных с чувством хода клюшки и шайбы, с чувством партнера, а также на уточнение некоторых тактических вариантов предстоящей игры. Можно решать в нем и другие задачи: снимать психическое перенапряжение, настраивать хоккеистов на предстоящую игру. В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом (на рисунке — б) проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предыгровое. Поддерживающее тренировочное занятие * В дальнейшем рассматриваются основы строения микроциклов без утреннего занятия. |
Варианты соревновательных микроциклов в зависимости от продолжительности межигровых интервалов: направлено на поддержание достигнутого уровня функциональной и физической подготовленности, а также на совершенствование технико-тактического мастерства хоккеистов. Проводят его со средней нагрузкой, в течение не более 90 мин. Интенсивность — 70 — 80% максимальной, ЧСС — до 180 уд/мин (в соответствии с режимом игровой деятельности хоккеистов). Тренировочные задания желательно выполнять серийно — так, чтобы время каждого повторения равнялось игровому отрезку в 40 — 60 с. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом (на рисунке — в) следует проводить четыре — пять тренировочных занятий. В день после игры — восстанавливающее занятие, в следующий — развивающее, а на третий — поддерживающее. В день игры — предыгровое. Основные задачи развивающего тренировочного занятия — повышение функциональной, физической и психической подготовленности; рост тактического мастерства хоккеистов. Решают эти задачи, как правило, комплексно, однако в зависимости от состояния команды и от значимости последующих игр занятие может носить какую-либо преимущественную направленность (технико-тактическую или физическую). Развивающую тренировку проводят с большой или даже с максимальной нагрузкой и с |
|||
27 |
|
||||
высокой интенсивностью. Продолжительность ее составляет 90 — 100 мин, ЧСС — до 200 уд/мин. При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки: задания алактатной анаэробной направленности (скоростные и скоростно-силовые) проводить перед анаэробными гликолитическими (на скоростную выносливость); алактатно-анаэробные — перед аэробными (на общую выносливость); анаэробно-гликолитической направленности — перед аэробными (Н. И. Волков, 1975). В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом во второй день можно проводить два тренировочных занятия, из которых одно целиком и полностью посвящать общей физической подготовке. Микроцикл с четырехдневным межигровым интервалом (на рисунке — г) строят подобно микроциклу с трехдневным межигровым интервалом. Состоит он из 5 — 7 тренировочных занятий, из которых 1 — 2 — восстанавливающие, 1 — поддерживающее, 2 — развивающие и 1 — предыгровое (раскатка). Очевидно, наиболее оптимальны из рассмотренных микроциклов последние — с трех- и четырехдневными межигровыми интервалами, поскольку они охватывают тренировочные занятия развивающей направленности и позволя- |
ют проводить полноценный тренировочный процесс. Анализируя особенности построения тренировочного процесса на соревновательном этапе, нельзя обойти вниманием важность борьбы с монотонностью и пресыщенностью хоккеем, вызванными обилием и частотой игр, и с однообразием тренировок технико-тактической направленности. Еще в 1959 г. Н. Г. Озолин, а четырьмя годами позже и В. М. Дьячков установили: чем однообразнее тренировка* тем тяжелее ее переносить и тем ниже ее эффективность. Успеха в борьбе с монотонностью можно достичь разнообразием и разнонаправленностыо упражнений, вариативностью нагрузок. Следует шире и смелее применять многообразные средства общей подготовки, чаще использовать «эффект переключения». Кроме того, процент отдачи тренировочного процесса и успех в соревновании во многом определяет рациональность использования системы восстановительных мероприятий и комплексного контроля. Таким образом, рационализация построения тренировочного процесса на соревновательном этапе в сочетании с восстановительными мероприятиями поможет хоккеистам избежать глубоких спадов тренированности и стабильно выступать в течение всего сезона на достаточно высоком качественном уровне. |
|||
|
||||
В. М. Колузганов, кандидат педагогических наук |
||||
Современный хоккей характеризуется неуклонным повышением интенсивности игры и увеличением объема соревновательной нагрузки. Возрастает год от года и плотность календаря соревнований. Это предъявляет повышенные требования к системам энергообеспечения организма игроков как в ходе самих матчей, так и в периоды подготовки к ним. Все более важными становятся ныне вопросы рационального построения тренировочного процесса, использования педагогических средств и методов восстановления; приобретает особую актуальность совершенствование календаря соревнований. Разрабатывая вопросы планирования и построения учебно-тренировочного процесса с целью повышения дееспособности ведущих функций энергообеспечения организма хокке- |
истов, необходимо за основу брать итоги анализа информации: об игровой активности и об эффективности технико-тактических действий спортсменов в ходе соревнований; о точной характеристике объема и о направленности средств подготовки, применяемых на этапах годичного цикла; о количественной регистрации показателей функций, в наибольшей мере определяющих физическую работоспособность хоккеистов. Практика подготовки хоккеистов высокой квалификации требует применения унифицированной системы учета и анализа тренировочных и соревновательных нагрузок, а также тестирования ведущих функций хоккеистов на отдельных этапах годичного цикла. Исследования в этом направлении проводили на протяжении трех лет в одной из веду- |
|||
28 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |