|
||||
пересечения линии ворот шайбой 10 — останавливают секундомер. Подсчитав число заброшенных шайб и уточнив продолжительность выполнения теста, по результативности и по скорости действия делят хоккеистов на 4 группы (см. таблицу). Обусловленность деления на такие группы четко прослеживается на рис. 2. В каждой группе игроков ранжируют в зависимости от числа попаданий, а если этот параметр одинаков, то в зависимости от скорости выполнения теста (приоритет во всех случаях за более меткими). |
Описанный принцип определения техничности хоккеистов открывает возможность разработки практически неограниченного числа способов тестирования технических действий (бросков, передач, обводок и т. п.). Но во всех случаях необходимы стандартные условия, которые отвечали бы принципу воспроизводимости теста. Примечание. Математическое обоснование распределения хоккеистов на группы (классы) подготовленности дано в ежегоднике «Хоккей»-82 (с. 76-78). |
|||
АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОТЕХНИКИ |
||||
А. С. Егоров, ведущий инженер лаборатории хоккея ВНИИФКа; Е. М. Славнов, старший инженер лаборатории хоккея ВНИИФКа. |
||||
В наши дни хоккей изучают с разных сторон и разными методами. Игру отдельных хоккеистов, звеньев, команд записывают при помощи специально разработанных бланковых методик, а игровую деятельность хоккеистов — на магнитофон в виде комментариев, которые затем расшифровывают. Все шире для анализа игры используется видеозапись. Однако все перечисленные методы далеки от идеальных. Так, например, бланковая методика не дает точной картины игры и во многом зависит от индивидуальности эксперта. Комментарии к магнитофонным записям требуют расшифровки, которая по времени длиннее самого матча. Получается по крайней мере двойная работа. В простой видеозаписи нет количественно-качественных критериев, и, по существу, такая запись не отличается от самой игры. Просмотр видеозаписи позволяет лишь выявить недостатки игры звеньев или отдельных хоккеистов. Анализ простой видеозаписи также весьма длителен (в 3 — 5 раз дольше, чем сам матч). Просмотры видеозаписей матчей не могут заменить методологию, научно обоснованный анализ игры. Тренеры склонны в большей мере анализировать матчи, проигранные командой или прошедшие в упорной борьбе, тогда как игры, в которых победа далась легко, как правило, анализу не подвергаются. Сегодня еще не выработан единый методологический подход к анализу игры. Каждый тренер изыскивает лишь то, что хочет увидеть именно он. Нет и единых критериев оценки матчей. За сезон (тем более за олимпийский цикл) накапливается столько видеоинформации, что без каких-либо единых критериев оценки переработать ее становится практически невозможно. Простой просмотр видео- |
записей прошлых лет не только не позволяет объективно оценить записанную игру мерками сегодняшнего дня, но и порой уводит тренера в сторону от объективной оценки тенденций развития хоккея. Локальные монтажи действий звеньев или отдельного хоккеиста не столько дают объективную информацию, сколько сбивают тренера, ибо зачастую они не связаны с системой коллективных действий во времени. В европейском и заокеанском хоккее тренеры используют видеозапись повсеместно. Так, в Канаде еще в первой «суперсерии» методом «зенитной» съемки (камеры устанавливают вертикально под потолком катка) были сняты все матчи с участием советских хоккеистов. В каждом клубе НХЛ есть видеослужба. Канадские тренеры, к которым коллеги обращаются с вопросом «Как прошел матч?», как правило, отвечают перефразированной английской шуткой (на вопрос «Как прошло свадеб-ног путешествие?» англичанин отвечает: «Я еще не видел фотографий») — «Я еще не видел видеозаписи». В хоккее Страны кленового листа повсеместное использование видеотехники привело, по словам ведущего обозревателя канадской газеты «Хоккей ныос» Франка Орса, к «роботизации хоккея»*. Орс считает, что видеотехника стала подменять творческую мысль тренеров. На примере канадской действительности мы сталкиваемся с кризисом использования видеотехники в хоккее. Связан этот кризис с отсутствием научно разработанных критериев анализа игры. * «Хоккей ньюс» № 19, 13.02.1981. |
|||
24 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |