|
питывать современников в лучших традициях человечества. Таким представляется мне и Владислав Третьяк.
А теперь вспомним наш разговор о тренере. Смог ли бы он воспитать плеяду спортсменов или даже хотя бы одного такого, кто украсил и прославил бы наш хоккей, кто и в спорте и в жизни опередил бы время, в одиночку?! Нет, нет и еще раз нет. Могло не хватить ему даже достаточно весомых знаний, полученных в учебных заведениях, и опыта, приобретенного в работе и в общении с людьми. Здесь мы, тренеры, как в воздухе, постоянно нуждаемся в общении с единомышленниками. Немало знающими, многое умеющими и пережившими в пору нелегкой, но высокоэмоциональной жизни спортсмена.
Конечно, во все времена настоящий тренер должен знать больше, чем самый выдающийся из его учеников. Так должно быть. Иначе такому спортсмену тренер будет обузой, а не наставником. И уж, конечно же, не воспитателем, не другом, не помощником. Без слов, незримо лишится такой тренер весьма важного для него авторитета в глазах учеников, что отрицательно (и никак иначе) повлияет на рост боеспособности коллектива. Советы и решения такого тренера станут формальными, потеряют истинную ценность. Спортсмены окажутся без твердой поддержки наставника.
Итак, ясно: тренер обязан знать больше, чем те, кого он «ведет». И каждый день — в каждой беседе, споре, тренировке, в каждом соревновании все (без крохотного остатка) свои познания с радостью первооткрывателя отдавать спортсменам. А назавтра родничок его знаний вновь необходимо пополнить свежими и более весомыми фактами и аргументами, в коих чувствоваться должна еще большая глубина познания предмета. Так есть. Советский спорт дал миру десятки выдающихся тренеров, с именами которых связаны и воспитание выдающихся спортсменов и потрясавшие не только спортивный мир победы.
Но как тогда тренерам столь оперативно, не теряя понапрасну золотое время, обретать новые знания? Самообразованием. Творческим, взаимообогащающим общением с коллегами. Раздумьями наедине с собой. Активным и умелым общением со спортсменами разных возрастов и рангов. Ведь каждый спортсмен выполняет не только волю и задумки тренера. Очень важно и то, что в хоккее он действует и творит в высочайшем темпе, ибо на раздумья, на принятие решений противник и сам хоккей «отпускают» лишь доли секунды. Мгновения. Это всегда должны учитывать и помнить мы, наставники. Нам новую идею «дано» вынашивать недели и месяцы, часами о ней говорить. А игроку для ее исполнения мы отводим... секунды. Как же тут и себя не проверять на практике и не набираться опытности у... своих же учеников?
|
|
Временное понятие хоккея. У тренера есть время на раздумья. Да и хоккеист в периоды отдыха может мысленно, не спеша (как актер, готовясь к спектаклю) «проигрывать» отводимую ему роль. А вот, выходя на лед, спортсмен все впрок изученное и заученное должен уметь исполнять мгновенно, да еще в сложном единоборстве.
И еще одна неизбежность для хоккеиста в матче. Часто можно слышать, как тренер сетует на игрока: всё ему объяснил, основные положения несколько раз на тренировке «проиграли», а на площадке хоккеист будто забыл указания. Причины того могут быть разные. И одна из них — усталость. Та естественная, на фоне которой настоящий мастер, приучив себя терпеть и действуя «через не могу», все равно будет показывать высокое мастерство и проявлять постоянную готовность к выполнению самых сложных заданий тренера. У другого усталость отнимает даже приобретенный навык, снижает уровень мастерства. Такой не способен воспринимать замечания тренера и не может четко выполнять отведенную ему роль.
Разве здесь для тренера мало поучительного? Как вести себя, какие подбирать упражнения, чтобы они всегда, в самом сложном поединке, позволяли бы спортсмену четко чувствовать ритм игры и действовать творчески, боевито?
Большинство выдающихся игроков стремятся по завершении активных выступлений стать тренерами. Это и верно и отрадно. Кто, как не они, на себе за долгие годы испытавшие всю сложность учебно-тренировочного процесса, люди-практики, для которых нет секретов в хоккее, должны стать и выдающимися тренерами? К сожалению, столь простой и логичный ход событий пока не подтвержден жизненной практикой. О причинах этого — разговор особый. Но вот об одном хочу поведать.
Все бывшие игроки после первых же шагов по тренерской стезе говорят: «Как просто было играть, и насколько сложнее тренировать! » Наверное, это сущая правда, хотя, прожив в хоккее огромную и захватывающую жизнь, не могу сказать, что паша, тренерская, профессия настолько сложна, что не каждому доступна.
Постоянно питаю слабость к... умельцам. Что таким ни задашь, что их ни попросишь сделать — даже, может быть, до сего дня не изведанное и не виденное исполнить, — выполняют просьбу тренера «с первого подхода», решительно и четко. Знаю: для таких в быту несложно ни доску обстругать, ни полы помыть или натереть, ни отличный обед приготовить...
Они смышленые, умельцы. Как правило, такие проходят выучку на производстве и в спорте себя не жалеют, а в быту проявляют особую смекалку и пытливость ума. |
|