Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОКА — ШАГ НАЗАД

   


П. М. Шелешнев, главный тренер-методист Управления хоккея Спорткомитета СССР;
И. Н. Тузик, заслуженный тренер РСФСР, старший тренер молодежной сборной СССР;
В. П. Богомолов, мастер спорта, тренер молодежной сборной СССР
 

В городах США и Канады с 22 декабря 1981 г. по 2 января 1982 г. проводился очередной чемпионат мира среди молодежных команд (возраст участников — до 20 лет).

Второй год подряд сборная СССР выступила в этом турнире неудачно. Но если первой осечкой (в 1981 г.) было третье место (после четырех побед подряд), то в нынешнем году наша молодежь не попала даже в число призеров, опустившись на четвертую строку таблицы.

Необходим тщательный анализ причин, приведших к этому неуспеху, ибо, как показывает опыт, верное определение причин неудач — непременное условие их устранения.

Думаем, что для большей ясности причины эти следует поделить на две группы — объективные (не зависевшие от игроков и тренеров, от качества подготовки и от степени заряженности команды на победу) и субъективные (так или иначе зависевшие от всех тех, кто комплектовал и готовил команду, кто руководил ее выступлениями).

Начнем с причин объективных.

Общеизвестно, нельзя вырастить классного хоккеиста без... льда.

Сегодня мы, к сожалению, значительно уступаем главным соперникам на международной арене по части обеспеченности льдом, хотя в стране уже построено более 80 спортивных сооружений с установками для искусственного льда. Цифра солидная, а вот хоккею эти сооружения служат откровенно слабо.

Ряд Дворцов спорта (в Волгограде, Донецке, Одессе, Запорожье, Томске, Киеве, Челябинске) вообще закрыт для хоккеистов, тем более для молодых. В ряде других городов на льду Дворцов регулярно встречаются лишь... команды мастеров, а группам ДЮСШ доступа на лед нет.

В результате ребята за годы обучения в спортшколах недополучают примерно 1500 часов работы на льду. Легко понять, какими издержками в подготовке это оборачивается.

Не во всех спортивных организациях проявляют должное беспокойство в решении проблем подготовки резервов для команд мастеров.

Среди команд класса «А» во всесоюзных соревнованиях принимают участие шесть кол-

 

лективов спортивных клубов Армии, и в то же время армейские хоккейные школы работают только в Москве и Ленинграде. Невелики усилия в этом направлении и в организациях «Динамо».

В связи с увеличением в последние годы числа коллективов класса «А», а также с низким КПД в работе хоккейных школ и отделений появились города (Москва и Рига, Киев и Ижевск, Ташкент и Алма-Ата, Череповец, Тюмень, Тольятти), комплектующие «сноп» команды мастеров за счет воспитанников школ из других районов страны. Это снижает требования к уровню мастерства и отрицательно влияет на воспитательную работу с молодыми.

К числу объективных обстоятельств, повлиявших на результаты выступлений молодежной сборной СССР в двух последних чемпионатах мира, должно отнести проблемы выпуска хоккейного инвентаря: коньков с ботинками малых размеров, вратарских ботинок, защитного снаряжения, качественных клюшек. Почти 10 лет не выпускает наша спортивная индустрия вратарских коньков и ботинок. А играть и тренироваться вратарям надо. Как выходят из положения в ДЮСШ, даже непонятно.

Или защитное снаряжение, которого тоже нет в достатке. Как учить мальчишку грудью встречать соперника или ловить шайбу на себя, когда тело его должным образом не защищено?..

Не решены организационно-методические проблемы в работе хоккейных центров подготовки резерва. В ДЮСШ все еще преобладает давно всеми осуждаемый элемент натаскивания юных для успешного выступления к различных соревнованиях с черных же годов обучения. Кто победил в своем возрастном классе, выиграл (неважно, какой ценой) соревнования, — тот, значит, и «хорошо работает *. Оценка работы с детьми и юношами в «тонном базируется на сложении очков, набранных в тех или иных турнирах. Такой «зачет» диктует методы подготовки, идущие в ущерб формированию истинных навыков овладения основами техники и тактики. Невысока порой квалификация тренеров, работающих с детьми. Как правило, они не прошли настоящей практики, а «ограничились» 20 — 30-часовым тео-

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

ретическим курсом в институте физкультуры либо на факультете физвоспитания пединститута.

Давно, наверное, настала пора учитывать, сколько воспитанников того или иного детского тренера вошло в составы различных сборных страны либо клубов класса «А».

Нельзя игнорировать и объективные обстоятельства: заметно выросло мастерство сборных Канады, ЧССР, Финляндии, Швеции и США.

Учебно-тренировочных сборов в нашей главной молодежной команде, матчей ее с соперниками разных хоккейных школ и различного уровня подготовки, на наш взгляд, было достаточно. Прибавьте сюда опыт участия игроков в международных турнирах, в матчах команд высшей и первой лиг. В итоге, бесспорно, были основания рассчитывать на успех нашей молодежи в самом важном для нее турнире года.

Действительность оказалась иной. Не просто ниже, а, на наш взгляд, значительно ниже своих возможностей провела чемпионат сборная, заняв лишь четвертое место.

Расшифровка неудачи «просматривалась». Например, по ходу матчей с призерами чемпионата наши молодые хоккеисты не имели преимущества ни в скорости бега, ни в быстроте выполнения технических приемов, ни в скоростной выносливости. Это реальные обстоятельства, и игнорировать их не следует. В самых главных (ключевых) — и, увы, проигранных — матчах решающие шайбы влетали в наши ворота во второй половине каждой встречи.

Советская команда стремилась играть в атакующем стиле, с использованием атак с ходу, с последующей силовой борьбой за отскочившую шайбу, с добиванием и с переходом в позиционную атаку.

Мы вправе были рассчитывать на успех такой тактики, имея в составе команды игроков и опытных, и быстрых (М. Васильева, С. Кудяшова, С. Кучина, С. Яшина), умеющих мощно сыграть в зоне атаки. Мы также принимали во внимание, что играть нам придется на площадках меньших, чем у нас, размеров и что противник будет вести жесткую силовую борьбу по всей площадке; поэтому нацеливали игроков на быстрые атаки ворот с ходу. За семь игр нам удалось провести 94 такие атаки. 70 из них дошли до ворот соперников, но забито в этих атаках было всего... пять шайб. Низкая реализация игровых моментов становится хроническим недостатком наших нападающих.

Перед защитниками мы ставили задачу играть просто и надежно у своих ворот, стремясь длинным пасом начинать атаку (если, конечно, противник «позволит»). В матчах с основными соперниками — сборными Ка-

 

нады, ЧССР, Финляндии и Швеции — по этому компоненту наши защитники имели такие показатели (см. таблицу).

Как видите, защитники справились с заданием по-разному: одни постоянно стремились играть правильно, но их подводило техническое исполнение; другие таких попыток делали мало. Словом, в действиях наших игроков оборонительных линий не было достаточной уверенности и надежности. Не нашлось среди них игрока, который мог бы (в рамках правил, конечно же) дать острастку противнику, заставить его нападающих бояться наших защитников вблизи охраняемых ими ворот. Между тем все они уже достаточно опытны — провели не по одному матчу в составах сборных на разных уровнях.

И еще одно обстоятельство хотели бы отметить. Слишком часто наша молодежь неправильно выполняла силовые приемы. Отсюда — обилие штрафов (128 мин, в то время как у соперников — почти вдвое меньше). Без удалений в хоккее практически не обходится, но и в этом есть оптимальные показатели. 128 «наших» штрафных минут — практически два полных матча в меньшинстве.

Не оказалось в команде истинного лидерского звена, хотя стремление к формированию такой тройки, естественно, было. Загодя — авансом — ведущую роль тренеры отводили «смешанной» тройке (М. Васильеву из ЦСКА, А. Семенову из столичного «Динамо», С. Кучину из «Кристалла») игроков уже достаточно опытных и известных по матчам в высшей лиге. Однако эта роль не оказалась названным по плечу. В матчах с будущими призерами у нашего потенциального лидерского звена показатели отнюдь не радующие: 21 минута удалений, проигрыш множестве силовых единоборств, низкая результативность (с Чехословакией — 1:1, с Канадой и Финляндией — по 0:3). В общем, предполагаемое лидерское

Число и качество длинных передач шайбы, выполненных защитниками молодежной сборной СССР на чемпионате мира

Защитники

Число длинных передач

Из них

точных

неточных

Е. Белов

3

3

К. Курашов

16

5

11

В. Тюриков (играл лишь против сборных Канады и ЧССР)

2

2

И. Стельнов

10

2

8

С. Хализов

19

8

11

И. Бякин

17

9

8

Итого:

67

24

43

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

Итоговая таблица VI чемпионата мира среди молодежных команд

США и Канада, 22 декабря 1981 — 2 января 1982 г.

№ п/п

Команды

1

2

3

4

5

6

7

8

Очки

Разность
шайб

Места

1

Канада

X

3:3

5:1

7:0

3:2

5:4

11:3

11:1

13

45 — 14

I

2

ЧССР

3:3

X

5:1

3:2

4:6

6:4

7:1

16:0

16

44 — 17

II

3

Финляндия

1:5

1:5

X

6:3

9:6

8:4

8:4

14:2

14

47 — 29

III

4

СССР

0:7

2:3

3:6

X

7:2

7:0

12:3

11:4

8

42 — 25

IV

5

Швеция

2:3

6:4

6:9

2:7

X

4:2

5:1

17:0

8

42 — 26

V

6

США

4:5

4:6

4:8

0:7

2:4

X

8:1

6:3

4

28 — 34

VI

7

ФРГ

3:11

1:7

4:8

3:12

1:5

1:8

X

6:5

2

19 — 56

VII

8

Швейцария

1:11

0:16

2:14

4:11

0:17

3:6

5:6

X

0

15 — 81

VIII

 

 

Чемпионат Европы среди юниоров

Тюринг, Ангехольм (Швеция),
29 марта — 4 апреля 1982 г.

Предварительные соревнования

Группа «А»

Ангехольм

№ п/п

Команды

1

2

3

4

Очки

Раз-
ность шайб

Места

1

СССР

X

6:3

8:3

8:1

6

227

I

2

Финляндия

3:6

X

5:4

4:2

4

1212

II

3

Швеция-2

3:8

4:5

X

9:0

2

1613

III

4

Швейцария

1:8

2:4

0:9

X

0

321

VI

 

Группа «Б»

Тюринг

№ п/п

Команды

1

2

3

4

Очки

Раз-
ность
шайб

Места

1

Швеция-1

X

3:2

6:1

23:1

6

324

I

2

ЧССР

2:3

X

5:1

24:2

4

316

II

3

ФРГ

1:6

1:5

X

3:3

1

414

III

4

Франция

1:23

2:24

3:3

X

1

650

IV

Финальные турниры

Финал «А» (за I — IV места)

№ п/п

Команды

1

2

3

4

Очки

Раз-
ность
шайб

Места

1

Швеция-1

X

3:2

5:3

7:5

6

1510

I

2

ЧССР

2:3

X

7:3

8:3

4

179

II

3

СССР

3:5

3:5

X

6:3

2

1215

III

4

Финляндия

5:7

3:7

3:6

X

0

1121

IV

 

Финал «Б» (за V — VIII места)

№ п/п

Команды

1 2

3

4

Очки

Раз-
ность
шайб

Места

1

Швеция-2

X

9:0

7:2

18:2

6

344

V

2

Швейцария

0:9

X

2:2

11:3

3

1314

VI

3

ФРГ

2;7

2:2

X

3:3

2

712

VII

4

Франция

2:18

3:11

3:3

X

1

832

VIII

Лучшие игроки чемпионата:
вратарь — Доменик Гашек (ЧССР);
защитник — Алексей Гусаров (СССР);
нападающий — Томас Сандстрём (Швеция-1)

звено по-настоящему таковым на льду не оказалось.

Конечно, проще всего ограничиться упреками в адрес игроков этого звена. Но ведь и остальные хоккеисты — из основных составов команд высшей лиги: С. Яшин («Динамо», Москва), С. Кудяшов («Химик»), Е. Белов («Крылья Советов»), И. Стельнов и С. Халязов (ЦСКА). Да и представлявшие первую лигу минские динамовцы Ю. Шипицин и С. Рощин задач, поставленных перед ними тренерами в решающих матчах, не выполнили.

Самое же главное — молодые хоккеисты в играх чемпионата не проявили той выдержки и самопожертвования во имя победы, без которых трудно рассчитывать на успех. Тренеры сборной за сравнительно короткий период под-готовки не смогли привить хоккеистам эти качества. В ДЮСШ и командах мастеров, к сожалению, все меньше внимания уделяют теперь воспитанию качеств, которыми советский хоккей всегда имел моральное право гордиться.

Вот уже вторично в молодежных чемпионатах мира звенья нашей сборной, сформированные из игроков даже ведущих клубов высшей лиги, с предназначаемой им ролью лидеров не справляются. Об этом хотели бы сказать особо. Анализ представительства наших

Library   15   Up


Contents

 

Home
 

клубов в рядах молодежной сборной на официальных чемпионатах и турнирах 1977 — 1982 гг. показывает (хотя формально это и выглядит... странным), большие успехи приносили годы, когда в команде преобладали игроки периферийных команд класса «А».

Объяснить такой парадокс можно. Периферийные команды мастеров из-за хронической недоукомплектованности раньше привлекают в составы молодежь. Молодые хоккеисты, выступая за эти команды, легких игр не имеют и несут ответственность за выступления своих коллективов наравне с основными игроками. Это способствует формированию бойцовских характеров и психической устойчивости. А их сверстникам из ведущих клубов столицы чаще отводится вспомогательная роль под опекой ведущих хоккеистов, которые и решают исход матчей. Так, еще не став мастерами хоккея в подлинном смысле слова, но уже попав в ведущие команды (хотя и с определенным авансом), молодые спортсмены снижают требовательность к себе. А зарубежные соперники тем временем растут, себя не щадя.

Успех сборной СССР на четырех предыдущих официальных чемпионатах (да и на всех предшествовавших официальным «пробных») обеспечивали высокая физическая готовность игроков, их солидное превосходство в этом компоненте, а также дружба, объединявшая и потому многократно умножавшая волевые усилия всех и каждого.

Не секрет, что ныне молодежные сборные Чехословакии, Финляндии, Швеции, да и США тренируются по методикам, аналогичным нашим. Они заметно подтянулись в физической подготовке, а технико-тактическая у них и прежде не выглядела отсталой. Было у команд-призеров нынешнего первенства и общее: четкая игровая дисциплина; стремление к качественному выполнению технических приемов; скоростное передвижение; желание и определенное умение вести силовые единоборства, не избегать их. В условиях выступлений на площадках уменьшенных размеров (а только на таких и приходилось на турнире в Канаде и в США играть) была прокорректирована организация действий игроков, что проявилось прежде всего в стремлении ребят быстро проходить среднюю зону за счет длинных диагональных передач, завершать атаки мощными бросками, страхуясь выходами на добивание. Проявилось и умение менять ритм ведения матча.

Прежде такой квалификации наши молодежные сборные не демонстрировали. Что изменилось и почему? В беседах все тренеры подчеркивали, что иным стало отношение национальных федераций ряда стран к юниорам и к молодежи — как к ближайшему резерву для первых сборных. По-иному — острее и весомее — реагируют теперь в любой стране и на значимость спортивного результата этой коман-

 

ды в чемпионате мира. Требовательность же повлекла за собой и изменения подхода: к решению организационных вопросов и к селекционной работе с молодежными коллективами на чемпионатах мира порой привлекают теперь вторых и даже первых тренеров национальных сборных, ибо авторитет тренера стал ныне важным фактором, помогающим в обеспечении преемственности в подготовке резервов. Заранее и тщательно изучают сегодня кандидатов, загодя формируют навыки и стиль игры, характерный для первой сборной.

Практическая подготовка молодежных команд к очередному первенству мира начинается сейчас как минимум за год до старта. В этом своеобразном годовом цикле тренеры стремятся помочь воспитанникам проверить себя в соревнованиях со сверстниками из различных хоккейных школ. Ныне национальные делегации на молодежных чемпионатах выглядят солидными, укомплектованы вспомогательным персоналом и обеспечены практически всем необходимым. Словом, «на молодежном фронте» уровень подготовки идентичен соответствующему уровню первой сборной.

Что же предпринять в первую очередь для повышения качества подготовки нашего резерва?

1.   Совершенствовать формы организации, а также средства и методы проведения занятий; шире и энергичнее внедрять в процесс обучения последние достижения спортивной науки; всемерно поощрять любое проявление инициативы.

2.  Усилить внимание к воспитанию у детей и юношей чувства коллективизма, дружбы, патриотизма к клубу, особо концентрируя внимание на привитии навыков к самостоятельным тренировкам.

3.  Раз в два года набирать в Высшую школу тренеров при ГЦОЛИФКе слушателей из числа тренеров ДЮСШ, которым по окончании ВШТ предоставлять более широкие возможности для применения полученных знаний и практических навыков в работе с детьми и юношами.

4.   Создать при каждой команде мастеров класса «А» группы (по 20 — 25 чел.) наиболее перспективных юношей (без различия возраста) для тренировок с акцентом на индивидуальную подготовку.

5.   Ограничить связанные с отрывом от родителей и школы, от спортивного коллектива и привычных условий жизни переезды несовершеннолетних в другие города.

6.  Строить простейшие тренировочные катки с искусственным льдом, а также увеличить выпуск и повысить качество инвентаря и формы для детей и подростков.

7.  Регулярно проводить соревнования (типа футбольного турнира «Переправа») для юношей, окончивших ДЮСШ и не попавших в команды мастеров.

 
Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало