|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговая таблица VI чемпионата мира среди молодежных команд США и Канада, 22 декабря 1981 — 2 января 1982 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чемпионат Европы среди юниоров Тюринг, Ангехольм (Швеция), Предварительные соревнования Группа «А» Ангехольм
Группа «Б» Тюринг
Финальные турниры Финал «А» (за I — IV места)
|
Финал «Б» (за V — VIII места)
Лучшие игроки чемпионата: звено по-настоящему таковым на льду не оказалось. Конечно, проще всего ограничиться упреками в адрес игроков этого звена. Но ведь и остальные хоккеисты — из основных составов команд высшей лиги: С. Яшин («Динамо», Москва), С. Кудяшов («Химик»), Е. Белов («Крылья Советов»), И. Стельнов и С. Халязов (ЦСКА). Да и представлявшие первую лигу минские динамовцы Ю. Шипицин и С. Рощин задач, поставленных перед ними тренерами в решающих матчах, не выполнили. Самое же главное — молодые хоккеисты в играх чемпионата не проявили той выдержки и самопожертвования во имя победы, без которых трудно рассчитывать на успех. Тренеры сборной за сравнительно короткий период под-готовки не смогли привить хоккеистам эти качества. В ДЮСШ и командах мастеров, к сожалению, все меньше внимания уделяют теперь воспитанию качеств, которыми советский хоккей всегда имел моральное право гордиться. Вот уже вторично в молодежных чемпионатах мира звенья нашей сборной, сформированные из игроков даже ведущих клубов высшей лиги, с предназначаемой им ролью лидеров не справляются. Об этом хотели бы сказать особо. Анализ представительства наших |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
||||
клубов в рядах молодежной сборной на официальных чемпионатах и турнирах 1977 — 1982 гг. показывает (хотя формально это и выглядит... странным), большие успехи приносили годы, когда в команде преобладали игроки периферийных команд класса «А». Объяснить такой парадокс можно. Периферийные команды мастеров из-за хронической недоукомплектованности раньше привлекают в составы молодежь. Молодые хоккеисты, выступая за эти команды, легких игр не имеют и несут ответственность за выступления своих коллективов наравне с основными игроками. Это способствует формированию бойцовских характеров и психической устойчивости. А их сверстникам из ведущих клубов столицы чаще отводится вспомогательная роль под опекой ведущих хоккеистов, которые и решают исход матчей. Так, еще не став мастерами хоккея в подлинном смысле слова, но уже попав в ведущие команды (хотя и с определенным авансом), молодые спортсмены снижают требовательность к себе. А зарубежные соперники тем временем растут, себя не щадя. Успех сборной СССР на четырех предыдущих официальных чемпионатах (да и на всех предшествовавших официальным «пробных») обеспечивали высокая физическая готовность игроков, их солидное превосходство в этом компоненте, а также дружба, объединявшая и потому многократно умножавшая волевые усилия всех и каждого. Не секрет, что ныне молодежные сборные Чехословакии, Финляндии, Швеции, да и США тренируются по методикам, аналогичным нашим. Они заметно подтянулись в физической подготовке, а технико-тактическая у них и прежде не выглядела отсталой. Было у команд-призеров нынешнего первенства и общее: четкая игровая дисциплина; стремление к качественному выполнению технических приемов; скоростное передвижение; желание и определенное умение вести силовые единоборства, не избегать их. В условиях выступлений на площадках уменьшенных размеров (а только на таких и приходилось на турнире в Канаде и в США играть) была прокорректирована организация действий игроков, что проявилось прежде всего в стремлении ребят быстро проходить среднюю зону за счет длинных диагональных передач, завершать атаки мощными бросками, страхуясь выходами на добивание. Проявилось и умение менять ритм ведения матча. Прежде такой квалификации наши молодежные сборные не демонстрировали. Что изменилось и почему? В беседах все тренеры подчеркивали, что иным стало отношение национальных федераций ряда стран к юниорам и к молодежи — как к ближайшему резерву для первых сборных. По-иному — острее и весомее — реагируют теперь в любой стране и на значимость спортивного результата этой коман- |
ды в чемпионате мира. Требовательность же повлекла за собой и изменения подхода: к решению организационных вопросов и к селекционной работе с молодежными коллективами на чемпионатах мира порой привлекают теперь вторых и даже первых тренеров национальных сборных, ибо авторитет тренера стал ныне важным фактором, помогающим в обеспечении преемственности в подготовке резервов. Заранее и тщательно изучают сегодня кандидатов, загодя формируют навыки и стиль игры, характерный для первой сборной. Практическая подготовка молодежных команд к очередному первенству мира начинается сейчас как минимум за год до старта. В этом своеобразном годовом цикле тренеры стремятся помочь воспитанникам проверить себя в соревнованиях со сверстниками из различных хоккейных школ. Ныне национальные делегации на молодежных чемпионатах выглядят солидными, укомплектованы вспомогательным персоналом и обеспечены практически всем необходимым. Словом, «на молодежном фронте» уровень подготовки идентичен соответствующему уровню первой сборной. Что же предпринять в первую очередь для повышения качества подготовки нашего резерва? 1. Совершенствовать формы организации, а также средства и методы проведения занятий; шире и энергичнее внедрять в процесс обучения последние достижения спортивной науки; всемерно поощрять любое проявление инициативы. 2. Усилить внимание к воспитанию у детей и юношей чувства коллективизма, дружбы, патриотизма к клубу, особо концентрируя внимание на привитии навыков к самостоятельным тренировкам. 3. Раз в два года набирать в Высшую школу тренеров при ГЦОЛИФКе слушателей из числа тренеров ДЮСШ, которым по окончании ВШТ предоставлять более широкие возможности для применения полученных знаний и практических навыков в работе с детьми и юношами. 4. Создать при каждой команде мастеров класса «А» группы (по 20 — 25 чел.) наиболее перспективных юношей (без различия возраста) для тренировок с акцентом на индивидуальную подготовку. 5. Ограничить связанные с отрывом от родителей и школы, от спортивного коллектива и привычных условий жизни переезды несовершеннолетних в другие города. 6. Строить простейшие тренировочные катки с искусственным льдом, а также увеличить выпуск и повысить качество инвентаря и формы для детей и подростков. 7. Регулярно проводить соревнования (типа футбольного турнира «Переправа») для юношей, окончивших ДЮСШ и не попавших в команды мастеров. |
|||
16 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |