При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
|
||||
ПОДГОТОВКА Жинкин Н. Д. «Модельные характеристики технической и физической подготовленности квалифицированных пловцов-брассистов». Работа выполнена во ВНИИФКе. Научный руководитель — кандидат педагогических наук Т. М. Абсалямов.
Целью данного исследования являлось совершенствование технического мастерства пловцов-брассистов путем коррекции основных параметров структуры их двигательных действий. При решении поставленной цели исследовалась кинематическая структура движений и выявлялись ведущие параметры техники плавания брассом в условиях соревнования; определялась взаимосвязь показателей физической подготовленности со скоростью плавания на дистанциях 100 и 200 м брассом; разрабатывались модельные характеристики технической и физической подготовленности квалифицированных пловцов; обосновывалась возможность формирования новой структуры двигательного навыка на основе модельных характеристик технической и физической подготовленности пловцов. Исследованием установлено, что наиболее информативными показателями технической подготовленности квалифицированных пловцов-брассистов являются: уровень минимальной и максимальной скорости продвижения тела в цикле плавательных движений; скорость продвижения во 2-й и 3-й фазах, продолжительность этих фаз; расстояние, проплываемое за один цикл движений; угол атаки тела пловца в 1-й и 2-й фазах; углы сгибания тазобедренного и коленного суставов в 3-й фазе, плечевого сустава — в 4-й фазе, локтевого — в 1-й фазе. Определено, что на скорость |
плавания значительно влияют величина минимальной скорости продвижения в цикле, а также угол атаки тела пловца в 1-й фазе цикла, угол сгибания коленного сустава в 3-й фазе и плечевого сустава — в 4-й фазе. Из показателей физической подготовленности наибольшее влияние на скорость проплывания дистанции оказывает уровень развития специальных силовых возможностей и специальной выносливости. В связи с полученными результатами автор рекомендует уделять особое внимание развитию этих показателей. Установлено также, что наиболее тесную связь с параметрами техники плавания имеют следующие показатели физической подготовленности: максимальная сила тяги, развиваемая при плавании с помощью ног; максимальная сила тяги, развиваемая при плавании в полной координации; результаты теста 6X50 м способом брасс и прыжок в длину с места. Эти данные позволяют автору сделать вывод о необходимости учитывать степень соответствия уровня развития параметров физической подготовленности выполнению элементов техники плавания. Определено и влияние антропометрических показателей на технику плавания, в частности на такие ее параметры, как проплываемое расстояние за цикл, максимальная скорость в цикле, продолжительность 2-й фазы, минимальная скорость в цикле, продолжительность цикла. Создание модельных характеристик позволило определить показатели, обеспечивающие достижение запланированной рекордной скорости. Так, для достижения скорости 1,49 м/с пловец должен развивать максимальную силу тяги при плавании на месте в полной координации, равную 42,5 кг; силу тяги при имитации гребкового движения на суше, равную 63,2 кг; показать результат 35,84 с |
|||
97 |
|
||||
при выполнении теста 6X50 м брассом. Кроме того, скорость во 2-й фазе должна составлять 1,86 м/с, минимальная скорость в цикле 0,74 м/с, а максимальная — 2,10 м/с; расстояние, проплываемое за цикл, — 1,59 м. Проведенный педагогический эксперимент доказал значительную эффективность тренировочного процесса, в котором использовались модельные характеристики технической и физической подготовленности квалифицированных пловцов-брассистов.
Крюков Ю. М. «Совершенст-вование техники плавания на основе оценки специальных физических качеств, проявляющихся в гребковых движениях пловцов». Работа выполнена в Киевском ГИФКе. Научный руководитель — кандидат биологических наук, доцент Э. Г. Черняев.
Цель данного исследования — повысить эффективность процесса совершенствования технической подготовленности пловцов, специализирующихся в плавании на спине, на основе комплексной оценки проявления специальных физических качеств в гребковых движениях. Изучалась структура движений высококвалифицированных пловцов; исследовались приспособительные реакции и проявления специальных физических качеств в гребковых движениях на различных отрезках спринтерской дистанции; разрабатывалась методика комплексной педагогической оценки технического мастерства пловцов. Установлено, что уровень технического мастерства спортсменов, специализирующихся в плавании на спине, при максимальной скорости наиболее полно характеризуется следующими показателями структуры гребкового цикла: отношением длительности периодов гребковых взаимодействий рук к периодам компенсаторных и подготовительных движений — 1 : 1,5; углами сгибания рук в локтевых суставах в момент |
максимального проявления усилий в гребке — 112° и в момент вхождения в воду противоположной руки — 145°; отношением акцентрированных усилий в фазах подтягивания и отталкивания — 1 : 2; внутрицикловой скоростью с максимальным значением в периодах гребковых взаимодействий рук и минимальным — в периодах компенсаторных и подготовительных движений. Определено, что при плавании на спине ведущими элементами являются: в гребковых движениях руками — пронационное движение рукой назад-вниз в момент отталкивания; в периодах компенсаторных и подготовительных движений — движение рукой снизу вверх-назад в момент подтягивания и движение рукой назад в момент отталкивания. Значительное место в комплексе приспособительных реакций в плавательных движениях пловца (в связи с прогрессирующим утомлением на дистанции 100 м) занимают периоды гребковых взаимодействий рук. Динамика изменения длительности данных периодов оказывает наибольшее влияние на формирование экономичной техники движений пловца, характеризующейся отношением длительности периодов гребковых взаимодействий к периодам компенсаторных и подготовительных движений (1 : 1). Установлено, что по мере проплывания дистанции наблюдается постоянство усилий при подтягивании и прогрессирующее их падение — при отталкивании. В результате на финише дистанции необходимо увеличивать темп гребковых движений, чтобы обеспечить качественную опору при отталкивании, так как физические возможности пловца снижаются. Доказано, что на первом и втором 25-метровых отрезках дистанции 100 м наибольшее влияние на скорость движения пловца оказывают его скоростные возможности, снижающиеся в соответствии с увеличением влияния анаэробной |
|||
98 |
|
||||
производительности на 3-м и 4-м отрезках. Аэробная производительность оказывает влияние на скорость движения пловца на 4-м, финишном отрезке дистанции. По мере проплывания спринтерской дистанции повышается роль эффективности гребковых движений. Рекомендовано применять в учебно-тренировочном процессе методики комплексной оценки и совершенствования технических действий пловцов. Выявлено, что применение объективной информации об эффективности применения специальных физических качеств в гребковых движениях и коррекция выявленных нерациональных двигательных структур позволяют достоверно улучшить спортивный результат на 100-метровой дистанции.
Карташов И. П. «Специали-зированное развитие силовых воз можностей в тренировке пловцов-кролистов». Работа выполнена в ГДОИФКе им. П. Ф. Лесгафта. Научные руководители — доктор биологических наук, профессор В. Г. Стрелец и кандидат педагогических наук, доцент К. К. Молинский.
Целью данного исследования являлось определение эффективности средств специальной силовой подготовки пловцов в воде для усовершенствования методики повышения силовых возможностей и технического мастерства высококвалифицированных пловцов-кролистов. Перед автором ставились следующие задачи: выявить информативные критерии технической подготовленности пловцов-кролистов; изучить особенности воздействия основных средств специальной силовой подготовки в воде на технику плавания кролем на груди; определить воздействие специально разработанных тренажеров и упражнений для силовой подготовки в воде на уровень развития силовых качеств пловцов и выявить эффективность развития этих качеств |
методом круговой тренировки в воде. В исследовании использовались новые тренажеры, по которым автором сделано 11 рационализаторских предложений. Для анализа техники разработан показатель эффективности техники, представляющий собой усредненную величину отношений средних значений внутрицикловой скорости движения рукой к максимальным (в различных вариантах согласования движений с дыханием). Анализ различных показателей физической подготовленности пловцов позволил выявить высокую взаимосвязь этого показателя с коэффициентом координации и коэффициентом использования силовых возможностей, а также с минимальной скоростью в начале гребка. При этом отмечена необходимость учитывать влияние дыхания на изменение внутрицикловой скорости. Установлено, что с ростом мастерства пловцов показатель эффективности техники увеличивается, т. е. может служить критерием технической подготовленности пловца. В результате исследования воздействий различных средств специальной силовой подготовки в воде на технику плавания кролем на груди было выяснено следующее: применение любых лопаточек приводит к увеличению продолжительности цикла движения рукой; при плавании с помощью движений руками (без поддержки ног поплавком) наблюдаются особенно значительные отклонения в технике движений руками; при плавании с амортизатором (в момент его максимального растяжения) существенно увеличивается опора на воду в первый период гребка, что приводит к раннему сгибанию руки в локтевом суставе; при плавании с тренажерами «Свим-он» снижается максимальная скорость в цикле, а во время занятий на тренажере «Экзерджени» — минимальная; упражнение с лидированием уве- |
|||
99 |
|
||||
личивает темп плавания и значительно повышает показатель эффективности техники. По степени воздействия на технику все упражнения автор делит на три группы: I) упражнения с высокой степенью воздействия — плавание с «длинными» лопаточками, плавание с помощью движений руками без доски, упражнения в транспортировке; 2) упражнения со средней степенью воздействия — плавание с «индивидуальными» лопаточками, плавание с помощью движений руками с доской, плавание с тренажерами «Экзерджени» и «Свим-он»; 3) упражнения, максимально приближенные по технике исполнения к основному двигательному навыку, — плавание с «короткими» лопаточками, упражнения с лидированием. Определение эффективности различных средств специальной силовой подготовки в воде показало, что наибольшие изменения у тренируемых пловцов происходят при плавании в полной координации (с контролем усилий). Особенно значительный эффект дало применение подобранных автором средств специальной силовой подготовки в воде по круговому методу. Данный метод позволяет одновременно повысить техническую подготовленность пловца и уровень его специальных силовых возможностей.
Прилуцкий П. М. «Построение тренировки квалифицированных пловцов-спринтеров по динамике эргометрических показателей в годичном макроцикле». Работа выполнена в ГЦОЛИФКе. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент С. М. Гордон.
Целью данного исследования являлась разработка рекомендаций по управлению тренировочным процессом пловцов-спринтеров на основе годичной динамики их эргометрических показателей. |
Проведенное в течение 49 недель исследование в группе квалифицированных пловцов-спринтеров показало, что наиболее высоких результатов пловцы достигли: 1) на дистанции 25, 50, 100 и 200 м: в 1-м цикле — к 24-й неделе, во 2-м — к окончанию соревновательного периода (к 46-й неделе); 2) на дистанциях 400, 800, 1500 и 3000 м: в 1-м цикле — к 18 — 20-й неделе, во 2-м — к окончанию подготовительного периода (к 38 — 40-й неделе). Средний прирост результатов за год (независимо от пола пловцов) составил 6 — 9%. Эта тенденция отражает становление спортивной формы и более наглядно проявляется при анализе динамики мощности и работы. Выполненные расчеты позволили выделить два основных эргометрических критерия: повышение работоспособности при фиксированной длине дистанции и увеличение ее при фиксированной начальной мощности, соответствующей результатам в начале каждого полугодичного цикла подготовки. В подготовительном периоде при повышении работоспособности в тренировочных упражнениях с фиксированной скоростью отмечалось снижение концентрации молочной кислоты в крови. При этом на длинных дистанциях динамика этого явления более выражена, а процент снижения концентрации молочной кислоты в крови более высокий. В соревновательном периоде, наоборот, зафиксировано увеличение концентрации молочной кислоты в крови, что объясняется уменьшением тренировочных нагрузок в аэробной зоне энергетической производительности и ростом скорости в тренировочных упражнениях. Установлена высокая взаимообусловленность динамики работоспособности при проплывании различных дистанций и изменения тренировочных нагрузок в различных зонах энергетической произ- |
|||
100 |
|
||||
водительности. После этапа увеличения интенсивности в первом полугодичном цикле наблюдается предельное повышение работоспособности при фиксированной скорости во втором полугодичном цикле. Полученные экспериментальные данные позволяют рассчитать прирост спортивных результатов и основные параметры тренировочных упражнений, а также объем и парциальные объемы тренировочных нагрузок для каждого периода подготовки квалифицированных пловцов-спринтеров.
Укстин А. В. «Средства развития специальной силы и силовой выносливости высококвали-фицированных пловцов». Работа выполнена во ВНИИФКе. Научный руководитель — кандидат педагогических наук Т.М. Абсалямов.
Цель данного исследования — дальнейшее совершенствование методики специальной силовой подготовки высококвалифицированных пловцов. Перед автором ставились задачи: разработать комплексную методику получения объективных данных о структуре движений пловцов-кролистов; исследовать взаимосвязь спортивно-технического результата с проявлением специальной силы и силовой выносливости пловцов; изучить эффективность средств специальной силовой подготовки для рационального формирования структуры движений пловца; обосновать методику развития силы и силовой выносливости пловцов высокой квалификации. Исследование биомеханических характеристик гребка рукой показало, что существуют значительные индивидуальные различия в выполнении основной (подводной) фазы цикла. В то же время выявлено, что наибольший силовой эффект приходится на завершающую часть гребка. |
Анализ взаимосвязи внутрицикловой скорости со спортивным результатом также подтвердил преимущественную роль 2-й фазы гребка. Установлено, что степень связи между, характеристиками силовой подготовленности и спортивными результатами имеет значительно выраженную обратную зависимость. Для повышения внутрицикловой скорости автор рекомендует применять упражнения с внешними силовыми отягощениями. При исследовании таких средств специальной силовой подготовки в воде, как лебедка, гидроканал, блоки и резиновые амортизаторы, автор установил общие особенности их влияния: увеличение силового потенциала гребка рукой, уменьшение продолжительности цикла, увеличение темпа и сокращение «.шага». Определено, что упражнения, выполняемые на блоках и с резиновыми амортизаторами, могут служить эффективным средством развития абсолютной силы группы мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательного плавания. Развитие же силовой выносливости происходит не в полной мере. Для устранения этого недостатка автор разработал блочное устройство в гидроканале, которое позволило индивидуально подбирать как внешнее отягощение, так и скоростные режимы тренировочных программ. Использование . этого устройства приводит к уменьшению продолжительности цикла (без изменения длины «шага»). Показано, что изученные средства специальной силовой подготовки оказывают кумулятивное влияние на двигательную сторону соревновательного движения. Так, упражнения, выполняемые со штангой, гантелями, набивным мячом и на тренажере «Геркулес», преимущественно влияют на развитие силы мышц пловца и повышают уровень общей силовой подготовленности. Упражнения на тренажере Хют- |
|||
101 |
|
||||
теля — Мертенса и наклонной скамейке, а также на тренажерах «Мини-Джим», «Биокинетик», «Супер-Мини-Джим» в большей мере влияют на развитие силовой выносливости. Упражнения в гидроканале с разработанными авторами приспособлениями развивают преимущественно силовую выносливость. Результаты педагогического эксперимента показали: из различных средств специальной силовой подготовки пловцов наибольшего прироста мощности выполняемой работы на суше позволяют достичь изокинетические тренажеры, а наибольший прирост показателей силовой подготовленности в воде отмечается при преимущественном применении блочных устройств и резиновых амортизаторов. Автор подчеркивает решающую роль системного применения средств специальной силовой подготовки и важность наглядного представления о движении.
Скирюс Э. Р. «Силовая выносливость пловца и методы ее совершенствования с применением тренажерных устройств на суше». Работа выполнена в ГЦОЛИФКе. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент С. М. Гордон.
Целью исследования являлось совершенствование методики специальной силовой подготовки квалифицированных пловцов с применением тренажерных устройств. Для решения поставленной цели изучалась структура силовой подготовленности и региональной работоспособности квалифицированных пловцов; разрабатывались критерии оценки уровня развития силовой выносливости; обосновывалась эффективная методика совершенствования силовой выносливости пловцов в результате применения тренажерных устройств Хюттеля—Мертенса. Для оценки уровня развития |
силовой выносливости на суше автор рекомендует использовать контрольные упражнения продолжительностью 30, 60, 180 и 360 с ; нагрузка — соответственно 80, 70, 60 и 40% от максимальной изометрической силы (измерялась в середине «гребка»). Исследование методики совершенствования силовой выносливости пловцов на суше (основой которой было последовательное увеличение работоспособности в сериях упражнений на тренажере продолжительностью 2 мин и интервалами отдыха такой же продолжительности) показало: максимальный прирост работоспособности происходит на 3 — 4-м тренировочном занятии, а общий период Повышения работоспособности равен 21 — 23 дням, после чего уровень ее стабилизируется. Величины начального и конечного объемов выполняемой работы зависят от квалификации спортсменов и уровня их адаптации к данному виду тренировочных воздействий. Применение тренажерных устройств Хюттеля—Мертенса наибольшее влияние оказывает на повышение скорости на длинных дистанциях, причем наибольший прирост результатов отмечается в том случае, когда после занятий на тренажере выполняется малообъемная тренировка в воде. Полученные результаты позволили автору выработать ряд практических рекомендаций. Так, например, оценивать специальную силовую подготовленность квалифицированных пловцов автор рекомендует с учетом следующих показателей: 1) максимальной силы тяги на суше; 2) силы тяги при плавании на месте (отдельно с помощью рук, ног, в координации); 3) дополнительной силы тяги в гидроканале при различных скоростях обтекающего потока; 4) показателя скоростно-силовой выносливости в 30-секундном упражнении на тренажере Хюттеля—Мертенса (с на- |
|||
102 |
|
||||
грузкой 80% от максимальной силы тяги на суше в середине «гребка».); 5) показателя силовой выносливости в 180-секундном упражнении на тренажере Хюттеля—Мертенса (с нагрузкой 60% от максимальной силы тяги на суше в середине «гребка»). Для развития силовой выносливости на суше у пловцов различной квалификации рекомендуется программа тренировок, основанная на принципе предельного увеличения работоспособности на каждом занятии. Продолжительность упражнения должна составлять 2 мин, интервал отдыха — 2 мин, исходная величина нагрузки — 60% от максимальной силы тяги на суше. Использование этой методики в подготовительном периоде тренировки позволяет в течение 3 — 4 недель повысить уровень силовой выносливости пловцов на суше в 5 раз.
Манцевич Д. Ё. «Индивидуализация многолетнего планирования силовой подготовки пловцов». Работа выполнена в Белорусском ГИФКе. Научный руководитель — доктор педагогических наук А. А. Гужаловский.
Целью данного исследования являлось совершенствование программных требований к планированию физической подготовки пловцов-кролистов 12 — 20 лет. Перед автором становились задачи: выявить и изучить закономерности многолетней специальной силовой подготовки пловцов; разработать модельные характеристики специальной силовой подготовки юных пловцов; выявить эффективность процесса индивидуализации тренировки пловцов на этапе высшего спортивного мастерства. Анализ фактического материала позволил автору определить следующие этапы многолетней динамики абсолютной силы тяги на суше и в воде: 1-й — однонаправленное повышение изучаемых показателей; 2-й — |
увеличение силы тяги на суше с одновременным ее уменьшением в воде; 3-й — уменьшение силы тяги на суше с одновременным ее увеличением в воде; 4-й — уменьшение и дальнейшая стабилизация силы тяги на суше с постепенным ее увеличением в воде. Выявлено, что наибольшие индивидуальные значения абсолютной и относительной силы тяги в воде и скорости плавания наблюдаются при достижении пловцами-кролистами оптимального уровня возрастного развития (16 — 17 лет) максимальной силы мышц, участвующих в выполнении гребка. Отмечено, что типичной ошибкой при построении тренировочного процесса пловцов 17 лет и старше является превышение оптимального уровня развития максимальной силы мышц, участвующих в выполнении гребка. Определено, что максимальный объем силовой подготовки пловцов на суше должен составлять 140 — 160 ч в год. У 70,42% пловцов в возрасте 15 — 16 лет наблюдается наибольший тренировочный эффект выполнения значительных по объему силовых упражнений на суше. Для 16,90% характерно опережение и для 12,68% — отставание от среднегруппового возраста наибольших темпов прироста максимальной силы мышц. Наибольший прирост (29,76%) максимальной силы мышц, участвующих в выполнении гребка, отмечается при достижении пловцами биологического возраста, равного 6 баллам (независимо от индивидуальных темпов полового созревания). Предлагается, чтобы для пловцов 12 — 15 лет объемы силовой подготовки на суше составляли соответственно 25 — 30, 40 — 50 и 70 — 80 ч в год. Процентное соотношение объемов плавания в 1 — 2-й и 3 — 4-й зонах интенсивности (от общего объема плавательной подготовки) должно составлять соответственно: 80 — 85 |
|||
103 |
|
||||
и 15 — 20% — в 12 — 13 и 13 — 14 лет; 75 — 80 и 20 — 25% — в 14 — 15 лет. В 15 — 16 лет объем силовой подготовки на суше должен быть максимальным. Одновременно должно происходить некоторое повышение интенсивности тренировочного процесса в воде — в 1 — 2-й и 3 — 4-й зонах интенсивность должна составлять соответственно 65 — 70 и 30 — 35% от общего объема плавательной подготовки. В 16 — 17 лет объем силовой подготовки на суше должен снизиться на 20 — 30% и составлять 100 — 120 ч в год. При этом интенсивность тренировочного процесса в воде должна возрастать (процентное соотношение объемов плавания в 1 — 2-й и 3 — 4-й зонах интенсивности должно составлять соответственно 50 — 55 и 45 — 50% от общего объема плавательной подготовки). В среднем для достижения оптимального уровня развития абсолютной силы тяги на суше необходимо 1 — 1,5 года, а объем силовой подготовки на суше должен сократиться на 30 — 40% от предельного годового объема — до 80 — 120 ч в год. В 17 — 19 лет объемы силовой подготовки на суше должны стабилизироваться на уровне, обеспечивающем оптимальное развитие максимальной силы мышц, участвующих в выполнении гребка.
ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО Фомиченко Т. Г. «Специализация средств и методов силовой подготовки в тренировке юных пловцов». Работа выполнена в ГЦОЛИФКе. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Н. Ж. Булгакова.
Цель данного исследования — совершенствование системы подготовки юных пловцов на этапе начальной спортивной спе- |
циализации. Перед автором ставились задачи: определить средства и методы специальной силовой подготовки юных пловцов, позволяющие создать наибольшее отягощение, соответствующее гребковым движениям руками в кроле на груди; выявить особенности динамики силовой подготовленности и структуры гребковых движений руками у юных пловцов под воздействием однонаправленной силовой тренировки на суше и в воде; определить межполовые особенности изменения силовой подготовленности и характеристик гребковых движений руками при использовании различных методов силовой тренировки; обосновать программу тренировочных упражнений в воде для силовой подготовки юных пловцов. Выявлено, что наибольшее отягощение, адекватное структуре техники обычного плавания, создается при плавании на привязи с лопаточками на руках. При этом дополнительное отягощение может быть создано: 1) увеличением скорости гребковых движений; 2) увеличением площади гребущей поверхности; 3) одновременным использованием двух предыдущих факторов. Кроме того, определено, что плавание на привязи кролем на груди (с максимально возможной мощностью) влияет на увеличение эффективности гребковых движений руками в фазах захвата и подтягивания, а обычное плавание повышает эффективность гребка в фазе отталкивания. Эти различия обычного плавания и плавания на привязи позволили автору рекомендовать чередование этих видов плавания с одинаковой продолжительностью работы — для создания наибольшей степени отягощения при плавании на привязи и восстановления «чувства воды» при обычном плавании. Применение тренировочных упражнений силовой направленности в воде позволило увели- |
|||
104 |
|
||||
чить силовые показатели юных пловцов и повысить эффективность гребка руками в фазах захвата, подтягивания и отталкивания, т. е. реализовать достигнутый в технике плавания потенциал. Применение комплекса упражнений силовой подготовки на суше привело к большему увеличению уровня силовых возможностей пловцов 10 — 12 лет, чем при аналогичной подготовке в воде; однако эффективность гребка увеличилась только в фазе отталкивания. У пловцов 10 — 12 лет существенных межполовых различий не обнаружено. У пловцов 13 — 14 лет прирост показателей силовой подготовленности и эффективности их использования в технике у девочек был выше, чем у мальчиков.
Войтенко Ю. Л. «Динамика тренировочных нагрузок и работоспособность юных пловцов». Работа выполнена в ГЦОЛИФКе. Научные руководители — доктор педагогических наук, профессор Н. Ж. Булгакова и кандидат биологических наук, доцент Н. И. Волков.
Целью данного исследования являлось изучение возрастной динамики работоспособности и тренировочных нагрузок различной направленности в подготовке пловцов 11 — 16 лет. При этом определялись зависимости увеличения работоспособности от объемов тренировочных нагрузок и объемов нагрузок от исходного уровня развития функциональных возможностей пловцов. Установлено, что наибольшие темпы прироста показателей работоспособности и спортивных достижений наблюдаются у юных пловцов в возрасте от 11 до 14 дет. Прирост показателей максимальной скорости экспоненциально увеличивается с возрастом; автор связывает это с более поздним развитием скоростно-силовых качеств у юных пловцов. Наибольшие темпы |
прироста критической скорости и максимального потребления кислорода отмечены у пловцов до 13 лет, а наименьшие — от 14 до 16 лет. Прирост показателя ExcSO2, характеризующего возрастные изменения анаэробной гликолитической мощности, быстро прогрессирует в первые годы занятий плаванием, достигая максимума в 15-летнем возрасте. Анаэробная гликолитическая емкость резко ухудшается при достижении наибольшего прироста аэробных способностей. Выявлено, что наибольший прирост показателей максимальных аэробных способностей происходит у мальчиков в возрасте от 11 до 15 лет, а у девочек — от 11 до 14 лет. В возрасте 11 — 12 и 15 — 16 лет значительные различия в показателях максимальной аэробной и анаэробной работоспособности не наблюдались. В связи с этим автор указывает на возможность использования одинаковой методики развития выносливости у пловцов этих групп. Установлено, что уровень развития анаэробных возможностей юных пловцов оказывает непосредственное положительное влияние на объем выполняемых тренировочных нагрузок анаэробного гликолитического воздействия, но отрицательно связан с объемами тренировочных нагрузок иной направленности. Обнаружена линейная зависимость общего объема тренировочной работы и составляющих его объемов аэробного и анаэробного воздействия от исходного уровня развития максимальных аэробных способностей юных пловцов. На основании полученных данных автор рекомендует следующие допустимые объемы нагрузок в течение сезона: аэробной направленности — 151 ч, смешанного аэробно-анаэробного воздействия — 75,2 ч и анаэробного гликолитического воздействия — 26 ч. Распределение объемов тренировочных нагрузок различной направленности по |
|||
105 |
|
||||
этапам годичного Цикла подготовки юных пловцов должно быть следующим. В первом подготовительном периоде — 114,4 ч: аэробной направленности — 72,9 ч; смешанной аэробно-гликолитической направленности — 27,3 ч; анаэробной гликолитической направленности — 10,6 ч; анаэробной алактатной направленности — 3,6 ч. Во втором подготовительном периоде — 144,3 ч: анаэробной направленности — 94,7 ч; смешанной аэробно-анаэробной направленности — 32,2 ч; анаэробной гликолитической направленности 13,3 ч; анаэробной алактатной направленности — 4,1 ч. В соревновательном периоде — 98,4 ч: аэробной направленности — 70 ч; смешанной аэробно-анаэробной направленности — 17,8 ч; анаэробной гликолитической направленности — 8,2 ч; анаэробной алактатной направленности — 2,4 ч. Автор подчеркивает, что при комплектовании групп и планировании тренировочных нагрузок важно учитывать не только возраст и стаж занятий занимающихся, но и различия в уровне развития максимальной аэробной мощности.
Клепальченко А. М. «Физические средства восстановления в тренировке юных пловцов». Работа выполнена в Омском ГИФКе. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент А. Н. Буровых.
Целью данного исследования являлись разработка и внедрение методики дифференцированного применения физических средств восстановления (сауна, горячий душ, механический вибрационный массаж) для повышения эффективности тренировки пловца 3 — 4-го годов обучения. Определено, что применение физических средств восстановления дает однонаправленный положительный эффект, снижая |
высокую напряженность функциональных систем и повышая уровень кратковременной адаптации. Обнаружено и специфическое воздействие отдельных средств восстановления. Так, автор считает неэффективным применение сауны для повышения адаптации к тренировочным нагрузкам анаэробной направленности, поскольку в отличие от горячего душа сауна создает дополнительную нагрузку на организм пловца, не способствуя уменьшению лактата в крови. В то же время использование сауны (в течение 5 — 6 мин) для восстановления после нагрузок аэробного характера дает положительный эффект, не вызывая функциональной напряженности сердечно-сосудистой системы. Установлено, что высокий уровень кратковременной адаптации обеспечивают: 1) вибрационный массаж (3 мин), 2) горячий душ в сочетании с вибрационным массажем (2 мин), 3) сауна в сочетании с вибрационным массажем (2 мин). Кратковременная адаптация выше среднего уровня может быть достигнута с помощью: 1) вибрационного массажа (2 мин), 2) горячего душа в сочетании с вибрационным массажем (1 мин), 3) сауны в сочетании с вибрационным массажем (2 мин) и купанием в бассейне (до 3 мин). После нагрузок аэробного характера автор рекомендует любой из исследовавшихся вариантов физических средств восстановления, а после нагрузок анаэробного характера — только те, в состав которых не входит сауна. В целом отмечается, что использование средств восстановления должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса. Для практики подготовки пловцов автор рекомендует следующий комплекс восстановительных средств. 1. Сауна (t воздуха — 90 — 95°С, относительная влажность — |
|||
106 |
|
||||
5 — 15%; с двумя заходами: первый — на 5 мин, второй — на 3 мин; интервал отдыха между ними — до 10 мин) в сочетании с вибрационным массажем (50 гц, амплитуда — 7,5 мм) в течение 2 мин. 2. То же, что вариант 1, но с дополнительным купанием в бассейне — не более 3 мин. 3. Горячий душ (t воды — 48 — 50°С) в течение 3 мин в сочетании с вибрационным массажем (1 мин). 4. То же, что вариант 3, но с более длительным вибрационным массажем — 2 мин. 5. Вибрационный массаж плечевого пояса (2 мин). 6. То же, что вариант 5, но в течение 3 мин. Варианты 1 и 2 рекомендуются после нагрузок аэробной направленности, 3 и 4 — после нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости, 5 и 6 — после тренировок скоростной направленности.
Крупнов В. А. «Методические приемы управления освоением эффективной техники плавания в процессе начального обучения». Работа выполнена во ВНИИФКе. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор И. П. Ратов.
Цель данного исследования — определить возможность начального обучения спортивным способом плавания с помощью тренажерных установок «силовое лидирование» и «регулируемая поддержка». Данные тренажерные установки обеспечивают различные условия выполнения гребковых движений. Установка «регулируемая поддержка» обеспечивает горизонтальное положение тела и предполагает бо'льшие, чем обычно, величины гребковых усилий, поскольку в процессе гребка занимающийся взаимодействует с неподвижной массой воды. Установка «силовое лидирование» создает условия, ослабляющие гребковые движения. |
но вследствие искусственно созданной скорости перемещения тела в воде занимающийся выполняет эти движения со значительно большей частотой. Определено, что применение установки «силовое лидирование» позволяет с первого же занятия отрабатывать движения в полной координации. Выявлено, что искусственно созданная скорость движения тела в воде, предотвращая опускание ног, создает предпосылки для более быстрой выработки умения сохранять правильное положение тела и дышать в нужный момент движений. Экспериментально доказаны преимущества методики обучения спортивным способам плавания с использованием искусственно созданной скорости перемещения начинающего пловца в воде, обеспечивающей более быстрое освоение плавательных движений в полной координации (сроки обучения сокращаются более чем в 2 раза). Сравнение результатов обычной методики обучения и методики, предложенной автором, показало преимущество последней: так, после 10 занятий с использованием «силового лидирования» обучаемые способны проплывать спортивным способом более 100 м, в то время как занимающиеся по обычной методике могли проплывать лишь 50 м, не овладев техникой избранного способа плавания. Экспериментальная методика обучения плаванию позволяла достичь и более высокой скорости. Определено, что при индивидуальной обучении методика «силового лидирования» должна применяться с использованием следующего диапазона скоростей: в кроле на груди — от 0,8 до 1,2 м/с и в кроле на спине — от 0,7 до 1,0 м/с. Выявлено, что при большей скорости занимающиеся испытывают боязнь. В тех случаях, когда обучаемые не боятся встречного потока воды, можно сразу осваивать способ плавания с задан- |
|||
107 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |