Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

сутствие научно обоснованных данных о психологическом воздействии на состояние пловца факторов «чужого поля», публики, соревновательного ажиотажа, рекламы и средств массовой информации. А ведь эти воздействия на международных соревнованиях бывают столь мощными и интенсивными, что порождают стрессовое состояние не только у спортсменов, но и у тренеров.

Факторы «чужого поля» следует учитывать в психологическом тренинге пловцов команды. Наши соперники делают это очень умело. Так, например, на чемпионате мира в Мадриде в момент наивысшего психического напряжения на соревнованиях- пловцы американской команды организованно, словно по команде дирижера, в течение 3 мин (с интервалами 15 с) громко скандировали: «Мы — первые!» Эта психологическая стимуляция была подхвачена зрителями, что вызвало у присутствовавших советских тренеров досаду и в то же время навело на мысль о том, что зрители — это тоже сила, которая помогает устанавливать рекорды и выигрывать медали.

Есть еще один важный аспект обсуждаемой проблемы. Психологический климат в команде, столь важный для формирования боевой готовности к соревнова-

 

ниям, задается «сверху», от руководителей, от демонстрируемых ими образцов поведения и требований к тренерам и спортсменам. Это очень убедительно демонстрировал заслуженный тренер СССР С. М. Вайцеховский в период работы со сборной командой страны.

Обсуждаемая проблема весьма многопланова. Ее актуальность и значимость не вызывает сомнений. Вопросы психологического обеспечения в спорте — вечные и злободневные вопросы воспитания и формирования личности спортсмена во всем многообразии ее проявления. Вся страна заряжена сегодня прогрессивными идеями поиска более эффективных путей и методов профессиональной деятельности. Это касается и нас, работников Спорта, тренеров, спортсменов. Спорт является одним из динамичных и напряжённых видов человеческой деятельности. Он стремительно развивается ради блага человека и мира на Земле. 153 национальных рекорда на прошедшем чемпионате мира по плаванию и ни одного рекорда СССР — этот факт требует от нас не только размышлений, но и конкретных действий при подготовке к предстоящим международным соревнованиям. Чтобы побеждать, мы должны воспитывать победителей.

 

 

РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ПОДЪЕМА
ЖЕНСКОГО ПЛАВАНИЯ

   


Н. Ж. Булгакова, А. Р. Воронцов ГЦОЛИФК
 

Контингент. Уровень достижений, показанных за последние годы в женском плавании, находится как никогда близко к результатам в этом виде спорта у мужчин. Анализ динамики спортивных результатов и тотальных размеров тела у победителей и призеров трех последних олимпи-

 

ад позволяет установить причины этого явления. Прогресс в мировом женском плавании связан с увеличением атлетизма спортсменок, мощности их телосложения, длины и массы тела, абсолютной поверхности тела и вследствие этого силовых и функциональных возможностей, МПК, объема серд-

Library   7   Up


Contents

 

Home
 

49847-3.jpg

 

Рис. 1. Сравнительные показатели величин относительной мускульной ткани у пловчих высокого класса СССР и ГДР и сильнейших советских пловцов-мужчин

 

ца, PWC170 и др. (рис. 1). На рис. 1 видно, что силовая подготовленность сильнейших в мире спортсменок ГДР почти достигает уровня, характерного для сильнейших пловцов-мужчин СССР. Советские спортсменки уступают пловчихам из ГДР в мощности телосложения и силовой подготовленности, что является причиной

 

их низких спортивных результатов. Иными словами, приближение спортивных достижений в женском плавании к уровню достижений пловцов-мужчин в ряде случаев сопровождается сокращением различий в особенностях телосложения у спортсменов обоего пола (в первую очередь это относится к длине тела). Имеются многочисленные данные о том, что разница в размерах длины тела у женщин предопределяет половые отличия в физической работоспособности — силовых, скоростно-силовых, аэробных и анаэробных показателях, которые не

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

зависят от каких-либо других половых функциональных особенностей. В связи с этим дальнейший прогресс женского плавания связан с отбором спортсменок, обладающих особенностями телосложения и физической подготовленности, характерными для пловцов высокого класса соответствующих специализаций. На всех этапах многолетней подготовки при отборе женского контингента необходимо ориентироваться на показатели мощности телосложения (длину тела, руки, ноги, кисти и стопы), которые являются предпосылками для высокой силовой и функциональной подготовленности.

Организация. Анализ подготовки пловцов высокого класса в стране показал, что с 1960 г. в каждом олимпийском цикле количество мужчин, выполнявших нормативы мс и мсмк, почти в 2 раза превышало число женщин. Чтобы создать одинаковые условия для подготовки женского контингента, необходимо в положение о ДЮСШ плавания внести пункт о том, что во всех типах учебно-тренировочных групп должно быть равное количество девочек и мальчиков.

Планирование подготовки в возрастных группах определяется закономерностями возрастного биологического развития женщин — более ранним началом и завершением пубертатного периода и более короткой его продолжительностью. По средним данным, у девочек начало этого периода совпадает, с возрастом 9 — 10 лет и окончание — 13 — 15 лет (у мальчиков — соответственно 11 — 12 и 15 — 16 лет). В связи с этим оптимальный возраст для начала многолетней тренировки и демонстрации высших спортивных достижений у мужчин и женщин различен. Девочки приступают к тренировке в среднем на 2 года раньше, чем мальчики (соответственно в возрастном диапазоне 8 — 11 и 9 — 12 лет) и выполняют норматив ма-

 

стера спорта в 14,5 — 15,5 года, тогда как мальчики — в 16 — 17 лет. Таким образом, подготовку мастера спорта-женщины нужно планировать на 4 — 4,5 года, а мастера спорта-мужчины — на 5 — 6,5 года (в среднем на 1 — 1,5 года больше). Еще больше различаются между собой по возрасту мсмк и десять лучших пловцов мира (по средним данным) мужчины и женщины. В- каждом способе плавания и на каждой дистанции сильнейшие пловцы мира — мужчины старше женщин, специализирующихся в тех же способах, плавания, в среднем на 2 — 3 года (на дистанции 100 м кролем — на 5 лет). Все это свидетельствует о том, что фундаментальная подготовка спортсменки высокого класса в целом должна быть завершена к окончанию пубертатного периода (времени первой менструации). Постпубертатный период у женщин характеризуется прекращением прироста физических качеств и функциональных показателей, снижением относительных показателей силы и выносливости, интенсивным увеличением жирового компонента массы тела (с момента первой менструации до 18 лет девушки «набирают» примерно 4 — 5 кг жировой массы). Следствием этого процесса является уменьшение физического и функционального потенциала спортсменки, прекращение роста (и даже снижение) уровня спортивных результатов и, как правило, завершение занятий спортом. Таким образом, подготовка спортсменки высокого класса проводится в более сжатые сроки по сравнению с пловцами-мужчинами и упущения в ходе подготовки в отдельные возрастные периоды непоправимы. Именно поэтому в плавании успеха зачастую добиваются спортсменки с ретардированным (замедленным) типом биологического развития. Работая с контингентом такого типа, тренер имеет больше времени на его подготовку, что по-

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

49847-4.jpg

 

Рис. 2. Величины погодовых приростов у девочек-пловчих 9 — 16 лет и у мальчиков-пловцов 11 — 18 лет (в % от дефинитивного уровня развития):

1 — длины тела; 2 — веса; 3 — становой силы; 4 — кистевой силы

 

зволяет повысить ее качество.

Содержание          подготовки. Целенаправленная тренировка физических качеств" должна проводиться в возрастные периоды наибольшего прироста этих качеств. Готовность к направленным тренировочным воздействиям определяют уровень морфологической и функциональной зрелости показателей, лимитирующих спортивные достижения в плавании. В целом темпы прироста и уровень биологической зрелости физических и функциональных показателей определяют содержание и направленность тренировочных программ в пубертатном периоде.

Характер протекания пубертатного периода у мальчиков и

 

девочек имеет принципиальные различия: девочки на протяжении всего периода имеют более высокий уровень морфологической и функциональной зрелости, а также более ранние возрастные зоны наибольших темпов прироста. Хотя ускорение ростового процесса имеет место уже в пред-пубертатном периоде (8 — 11 лет у девочек и 9 — 12 лет — у мальчиков), пиковые приросты скелетных размеров тела, силовых показателей и функциональных возможностей совпадают по срокам с пубертатным периодом — 11 — 13 лет у девочек и 13 — 15 лет у мальчиков.

Данные, приведенные на рис. 2, показывают, что девочки-пловчихи к 16 годам достигают морфологической и биологической зрелости. Прирост длины и веса тела у них практически прекращается в 15 лет (у юношей-пловцов 17 — 18 лет прирост длины тела в 2 раза, а вес тела — в 7 раз больше, чем у девушек

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

15 — 16 лет). Пиковый прирост таких показателей, как длина тела, вес, ЖЕЛ и становая сила, у девочек-пловчих наблюдается на 2 года раньше, чем у их ровесников-мальчиков, что свидетельствует о более раннем вступлении в пубертатный период развития. Из рис. 2 видно, что уже в 11-летнем возрасте уровень зрелости морфофункциональных показателей у девочек выше, чем у мальчиков того же паспортного возраста (это согласуется с результатами оценки биологического возраста). Девочки имеют более высокие показатели биологического возраста на всех этапах возрастного периода (с 11 до 16 лет) и раньше, чем мальчики, достигают дефинитивной зрелости. Полученные результаты согласуются с данными других авторов (Таннер, Властовский).

Так, мальчики-пловцы на 2 года позже достигают уровня матурации (функциональной зрелости), характерного для девочек, по таким показателям, как длина тела, туловища, ноги, плеча. Уровень матурации по длине стопы у мальчиков лишь в 14 лет достигает уровня зрелости этого показателя у девочек, зафиксированного в 11-летнем возрасте.

Уровни зрелости показателей физического развития девочек 9, 13 и 15 лет, выраженные в процентах от дефинитивного уровня, соответствуют уровням зрелости данных показателей у мальчиков 11, 15 и 17 лет.

Все это свидетельствует о том, что содержание подготовки (направленность, объем и интенсивность применяемых упражнений) девочек-пловчих должно коренным образом отличаться от содержания спортивной подготовки мальчиков того же паспортного возраста.

В те возрастные периоды, когда наблюдаются низкие уровни матурации и низкие темпы прироста конкретных физических качеств, нецелесообразно и неэф-

 

фективно проводить тренировку именно этих качеств, так как их прирост будет незначительным. В связи с этим в первые годы многолетней специализированной подготовки юных пловцов, когда физическое развитие протекает очень медленно (для девочек — 8 — 9 лет, для мальчиков — 9 — 11 лет), наиболее целесообразно акцентировать внимание на совершенствовании технической подготовленности и на овладении как можно более широким диапазоном двигательных действий.

Применение больших объемов плавательной и целенаправленной силовой подготовки при работе с девочками должно проводиться примерно на 2 года раньше, чем с их сверстниками-мальчиками. Оптимальным периодом для воспитания выносливости у девочек является возраст 9 — 13 лет. Причем, по мнению специалистов ГДР, годовой объем плавания в 10 — И лет должен у них составлять 1100 — 1200 км и каждый последующий сезон (до 14 — 15 лет) повышаться на 300 км, достигая к 15 годам 2000 — 2300 км и более. Интенсивная силовая подготовка должна начинаться не позднее 13 — 14 лет. После 16 лет нельзя ожидать существенного прироста силовых возможностей у девочек-пловчих, так как у них прекращается естественный прирост морфологических показателей.

У мальчиков-пловцов период наиболее интенсивного прироста большинства показателей силы, силовой выносливости и анаэробной производительности как бы сдвинут и приходится на возраст после 14 лет (с пиками прироста в 14 — 15 и 16 — 17 лет). Наиболее интенсивный прирост приходится на 11 — 15 лет (с пиком прироста в 13 — 15 лет). У девочек возраст пиковых приростов показателей физического развития наблюдается на 2 года раньше. После 15 лет процесс роста у них резко затормаживается.

 
Library   11   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало