Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ


ЧТОБЫ ПОБЕЖДАТЬ —
НАДО ВОСПИТЫВАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

 

   


Г. В. Яроцкий, зт СССР, И. П. Волков, профессор, Ленинград
 

Мировые достижения в плавании неуклонно возрастают. Меняются организационная структура работы тренера, и пловцов, принципы и методы тренировок. Спортивный мир находится в непрерывном развитии. Снизивший темп неминуемо отстает, а отстающих побеждают — такова логика спорта высших достижений. Последний чемпионат мира по плаванию в Испании подтвердил это еще раз, показал, насколько возросли плотность результатов мирового класса, конкуренция. Например, на дистанции 50 м в/с 10 спортсменов показали результаты от 22,70 до 23,01 с, 15 спортсменов проплыли 100 м в/с в интервале от 50,43 до 50,81 с, а 200 м в/с — от 1.50,00 до 1.50,80 с. Подобную картину можно наблюдать в большинстве способов плавания. В финальных -заплывах борьба шла за сотые доли секунды. Было установлено 6 мировых, 10 европейских и 153 национальных рекорда. К сожалению, ни одни из рекордов не принадлежит советским пловцам.

Последний факт заставляет задуматься о путях совершенствования нашей системы подготовки пловцов высшего класса. И здесь хотелось бы остановиться на двух важнейших аспектах проблемы: 1) отборе одаренных пловцов в процессе подготовки и комплектования сборной команды; 2) психо-

 

логической (командной и индивидуальной) подготовке пловцов к крупнейшим международным соревнованиям.

Прежде всего несколько слов о том, что же сегодня представляет собой пловец международного класса? Что добавилось к тому, что мы уже знали о нем, с точки зрения так называемых модельных характеристик?

Известно, что это должен быть физически одаренный спортсмен, морфофункциональные данные которого соответствуют определенным требованиям: развитый костяк, высокий рост, хорошие гибкость и сила, плавучесть и «чувство воды», координация и чувство ритма движений, пропорциональное развитие всей мускулатуры. Однако для пловца экстракласса этого недостаточно. Важен определенный психический склад его личности, характеризующийся прежде всего серьезным отношением к занятиям плаванием, отсутствием боязни высоких и сверхвысоких нагрузок, смелостью мысли в достижении мирового «потолка» результатов, нравственной и психологической устойчивостью к сбивающим факторам, интеллектуальной активностью и бойцовскими качествами.

Спортивный характер можно и нужно воспитывать. На личность пловца прежде всего оказывают влияние тренер и коллектив,

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

в котором он тренируется, учится, растет. Богатые возможности сердечно-сосудистой, дыхательной или нервной системы способного пловца могут оказаться не реализованными, если отсутствует правильная система - воспитания, стержнем которой является мотивация спортивных достижений (те цели, ради которых он тренируется и соревнуется).

Не каждый пловец, достигший высоких результатов, обладает вышеназванными качествами. Тренеры-практики рассуждают примерно так: «Если пловец хорошо подготовлен физически, если у него развиты «чувство воды» и плавучесть, необходимо проверить его личностные качества. И если спортсмен настойчив, трудолюбив, психологически устойчив, то можно надеяться, что из него вырастет пловец международного класса». Надо отметить, что последний чемпионат мира по плаванию подтверждает правильность таких критериев отбора. В финальных заплывах участвовали пловцы, демонстрировавшие сочетание физической одаренности с прекрасными бойцовскими качествами. Это относится и к некоторым советским спортсменам — Е. Дендеберовой, И. Полянскому. Н. Евсееву и др. На их примере мы видим, что высшими мотивами, побуждающими пловца к максимальной мобилизации душевных и физических сил на ответственных соревнованиях, являются национальный престиж, чувство патриотизма, общественного долга и спортивной чести, самоутверждение как личности и гражданина.

На личностные качества, характерные для потенциальных спортсменов-победителей, и следует ориентироваться при отборе высокоодаренных в спортивном отношении пловцов в сборную команду. Необходимо выработать более четкие и обоснованные критерии отбора. Требования должны быть достаточно устойчивыми, но в то же время не исклю-

 

чающими возможность индивидуального подхода. Это очень важно, так как желание подвести всех под некий шаблон нередко приводит к «отбраковке» одаренного пловца еще до того, как проявится его индивидуальность. Необходимо учитывать, что чем выше ранг соревнований, тем жестче требования к методике и к самому спортсмену (в команде эти требования одинаковы для всех и должны выполняться беспрекословно). Это, в свою очередь, может снивелировать индивидуальность пловца — особенно новичка, которому трудно проявить себя в этих новых для него условиях подготовки. Без яркой индивидуальности нет пловцов с мировым именем, следовательно, искусство отбора состоит в способности тренера раскрыть индивидуальность пловца.

Проблема критериев отбора одаренных пловцов в состав сборной команды страны сейчас стоит особенно остро. Однако и после ее решения для тренера и ученика возникает еще более сложная проблема — подготовка к достижению результатов мирового уровня. Общеизвестно, .что высшей наградой для пловца и его тренера является золотая олимпийская медаль. И она гораздо весомее, чем установление мирового рекорда. Одно дело — победы на внутрисоюзных и некрупных международных соревнованиях, другое — медаль чемпионата континента, мира или олимпийских игр, где от пловца требуются максимальное напряжение сил, собранность, выдержка.

В связи с этим главной и самой трудной проблемой для тренера сборной команды страны является подготовка не пловца-одиночки, который может быстро плавать и выполнять контрольные нормативы, а спортсмена, который способен побеждать на соревнованиях. Это лидерство должно быть его естественным состоянием, целью, привычной для него мыслью. Воспитать та кого. пловца,

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

возможно только в коллективе. Требуемые социально-психологические условия могут быть созданы сегодня в центрах-клубах, где сильнейших пловцов региона готовят в бригадах, руководимых тренерами и их помощниками. В таком центре есть все необходимое для подготовки, а помощниками тренера являются врач, массажист, психолог. Как показал мадридский чемпионат мира, именно за счет оптимального решения этих вопросов подготовки пловцов на мировую арену вышли небольшие страны — Венгрия, Болгария, Румыния, чьи пловцы составили достойную конкуренцию спортсменам СССР, США, ГДР, ФРГ. Почти все победители последнего чемпионата мира подготовлены в центрах-клубах, в сильных бригадах, обладающих мощным коллективным (групповым) влиянием на формирование личности пловца. Подготовка пловца в сильной бригаде имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной подготовкой (или подготовкой в большом коллективе сборной команды) именно в силу мощного и в то же время тонко управляемого психологического влияния небольшой группы талантливых спортсменов. Она представляет собой сплоченный микроколлектив, который объединяют общая идея и личность тренера, ведущего к вершинам спортивных достижений и внушающего уверенность в покорении этик вершин (и в этом ему помогают работающие с ним специалисты). Воспитанный в таком спортивном микроколлективе пловец чувствует себя уверенно, психологически раскованно, легче переносит нагрузки, быстрее восстанавливается, стабильнее выступает в соревнованиях.. Примеры этому есть не только в плавании, но и в других видах спорта, например широко известен вело центр «Локомотив»-ГДОИФК, возглавляемый заслуженным тренером СССР А. А. Кузнецовым.

 

В бригаде, в повседневной атмосфере соперничества, активного спарринга, постоянного творческого лакала подготовки у спортсмена быстрее формируются необходимые черты характера и бойцовские качества, легче преодолеваются высокоинтенсивные и монотонные нагрузки, возникают положительные эмоции — хорошее настроение, прилив бодрости, жизнерадостность. Общение в небольшой группе дает спортсмену достаточную пищу для эмоций и размышлений, приносит удовольствие, не утомляет. Мысль о том, что «я могу, я хочу, я буду побеждать», становится совершенно привычной и необходимой для дальнейшего, роста результатов. Психологическая атмосфера в бригаде такова, что эта мысль закрепляется в действиях и поведении пловца.

Теперь самое время поговорить о проблеме повышения психолого-педагогической грамотности тренеров, работающих не только с членами сборной команды, но и с пловцами олимпийского резерва. Опыт, на который можно опереться в решении этой проблемы, у нас имеется. Система методов и средств психологического обеспечения подготовки пловцов, практиковавшаяся в предолимпийский период подготовки 1979 — 1980 гг., достаточно полно освещена в спортивной литературе (см. сб. «Плавание», вып. 1-й, 1979; вып. 2-й, 1981; книгу Г. Д. Горбунова «Психопедагогика спорта», М., ФиС, 1986).

Что же представляет собой психологическое обеспечение подготовки пловца? Отметим прежде всего, что это не только воспитание и формирование морально-волевых и бойцовских качеств спортсмена, «скорая психологическая помощь» пловцу в критические периоды тренировок и соревнований, но также все аспекты педагогической работы тренеров по формированию личности спортсмена с учетом возрастных, половых и индивидуальных особен-

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

ностей и на основе многолетнего перспективного планирования подготовки.

Кто должен осуществлять психологическое обеспечение подготовки спортсменов? Ответ, казалось бы, прост: психолог. Но где его взять? Практически .психологов для спорта нигде не готовят, а число специалистов, работающих в командах, можно пересчитать по пальцам. Кроме того, у определенной части тренеров существует предубеждение против психолога, который, по их мнению, скорее будет мешать в работе, чем помогать. Решение вопроса подсказывает сама спортивная практика. Психологическое обеспечение должно осуществляться прежде всего самим тренером при активной поддержке психолога, врача, массажиста, педагогов и конечно же при активном участии в этом процессе самих спортсменов. Следовательно, речь идет не о какой-то форме работы, а о повышении психологической грамотности педагогического персонала и самих спортсменов.

Какие же психологические знания прежде всего нужны тренеру в этой работе? Опрос 32 тренеров (среди опрошенных были B.   Г. Смелова, А. П. Штарас, И. М. Кошкин, Д. В. Подкалис, C.  А. Русин, Ю. П. Бурменский, А. В. Домбраускас и др.) показал: то, чему их учили на занятиях по психологии в институте физкультуры, на практике оказалось мало полезным, а то, что их интересует и нужно для работы, им никто не преподавал. В результате им приходится самостоятельно, методом проб и ошибок приобретать необходимые знания, решая психологические задачи скорее интуитивно, чем научно обоснованно. При таком уровне психологической грамотности тренеров вряд ли можно надеяться на стабильные успехи в подготовке пловцов экстракласса, хотя каждый из опрошенных тренеров, безусловно, является опытным педагогом, имеющим в своем ак-

 

тиве способных спортсменов. Какие же мнения высказали тренеры относительно своих потребностей в психологических знаниях? Приведем некоторые весьма характерные высказывания.

Д. В. Подкалис: «Меня прежде всего интересуют психические состояния пловца во время больших тренировочных нагрузок и соревнований — ; как их определять и как ими управлять?».

С. А. Русин: «Очень важно знать о психологической готовности спортсмена, к достижению личного рекорда, о его психологической способности к перенесению максимальных нагрузок».

И. М. Кошкин: «Для успеха нужны прежде всего способные ученики, полностью и точно выполняющие тренировочную программу в течение многих лет, посвящающие свою жизнь плаванию. Тренеру же необходимо любить плавание больше, чем себя».

А. П. Штарас: «Важно знать характер спортсмена, его доминирующую мотивацию — что его побуждает преодолевать трудности тренировок. Нужно уметь найти в спортсмене то основное качество его личности, на которое можно опереться в работе, поверив в его возможности».

Приведенные высказывания хорошо иллюстрируют основную мысль о том, что прежде всего трекер, а не психолог осуществляет психологическое обеспечение подготовки своих учеников.

Опрос также показал, что для тренеров важно не просто знать, какие предстартовые состояния возникают или могут-возникнуть у спортсменов, но и уметь формировать состояние оптимальной предстартовой готовности, бороться с неблагоприятным состоянием, не допуская невротических реакций; правильно настраивать пловца перед стартом и «выводить» его из соревнований. К сожалению, исследований в этой области весьма мало. Существенным пробелом в психологической грамотности тренеров является и от-

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

сутствие научно обоснованных данных о психологическом воздействии на состояние пловца факторов «чужого поля», публики, соревновательного ажиотажа, рекламы и средств массовой информации. А ведь эти воздействия на международных соревнованиях бывают столь мощными и интенсивными, что порождают стрессовое состояние не только у спортсменов, но и у тренеров.

Факторы «чужого поля» следует учитывать в психологическом тренинге пловцов команды. Наши соперники делают это очень умело. Так, например, на чемпионате мира в Мадриде в момент наивысшего психического напряжения на соревнованиях- пловцы американской команды организованно, словно по команде дирижера, в течение 3 мин (с интервалами 15 с) громко скандировали: «Мы — первые!» Эта психологическая стимуляция была подхвачена зрителями, что вызвало у присутствовавших советских тренеров досаду и в то же время навело на мысль о том, что зрители — это тоже сила, которая помогает устанавливать рекорды и выигрывать медали.

Есть еще один важный аспект обсуждаемой проблемы. Психологический климат в команде, столь важный для формирования боевой готовности к соревнова-

 

ниям, задается «сверху», от руководителей, от демонстрируемых ими образцов поведения и требований к тренерам и спортсменам. Это очень убедительно демонстрировал заслуженный тренер СССР С. М. Вайцеховский в период работы со сборной командой страны.

Обсуждаемая проблема весьма многопланова. Ее актуальность и значимость не вызывает сомнений. Вопросы психологического обеспечения в спорте — вечные и злободневные вопросы воспитания и формирования личности спортсмена во всем многообразии ее проявления. Вся страна заряжена сегодня прогрессивными идеями поиска более эффективных путей и методов профессиональной деятельности. Это касается и нас, работников Спорта, тренеров, спортсменов. Спорт является одним из динамичных и напряжённых видов человеческой деятельности. Он стремительно развивается ради блага человека и мира на Земле. 153 национальных рекорда на прошедшем чемпионате мира по плаванию и ни одного рекорда СССР — этот факт требует от нас не только размышлений, но и конкретных действий при подготовке к предстоящим международным соревнованиям. Чтобы побеждать, мы должны воспитывать победителей.

 

 

РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ПОДЪЕМА
ЖЕНСКОГО ПЛАВАНИЯ

   


Н. Ж. Булгакова, А. Р. Воронцов ГЦОЛИФК
 

Контингент. Уровень достижений, показанных за последние годы в женском плавании, находится как никогда близко к результатам в этом виде спорта у мужчин. Анализ динамики спортивных результатов и тотальных размеров тела у победителей и призеров трех последних олимпи-

 

ад позволяет установить причины этого явления. Прогресс в мировом женском плавании связан с увеличением атлетизма спортсменок, мощности их телосложения, длины и массы тела, абсолютной поверхности тела и вследствие этого силовых и функциональных возможностей, МПК, объема серд-

Library   7   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало