|
ностей и на основе многолетнего перспективного планирования подготовки.
Кто должен осуществлять психологическое обеспечение подготовки спортсменов? Ответ, казалось бы, прост: психолог. Но где его взять? Практически .психологов для спорта нигде не готовят, а число специалистов, работающих в командах, можно пересчитать по пальцам. Кроме того, у определенной части тренеров существует предубеждение против психолога, который, по их мнению, скорее будет мешать в работе, чем помогать. Решение вопроса подсказывает сама спортивная практика. Психологическое обеспечение должно осуществляться прежде всего самим тренером при активной поддержке психолога, врача, массажиста, педагогов и конечно же при активном участии в этом процессе самих спортсменов. Следовательно, речь идет не о какой-то форме работы, а о повышении психологической грамотности педагогического персонала и самих спортсменов.
Какие же психологические знания прежде всего нужны тренеру в этой работе? Опрос 32 тренеров (среди опрошенных были
B. Г. Смелова, А. П. Штарас, И. М. Кошкин, Д. В. Подкалис,
C. А. Русин, Ю. П. Бурменский, А. В. Домбраускас и др.) показал: то, чему их учили на занятиях по психологии в институте физкультуры, на практике оказалось мало полезным, а то, что их интересует и нужно для работы, им никто не преподавал. В результате им приходится самостоятельно, методом проб и ошибок приобретать необходимые знания, решая психологические задачи скорее интуитивно, чем научно обоснованно. При таком уровне психологической грамотности тренеров вряд ли можно надеяться на стабильные успехи в подготовке пловцов экстракласса, хотя каждый из опрошенных тренеров, безусловно, является опытным педагогом, имеющим в своем ак- |
|
тиве способных спортсменов. Какие же мнения высказали тренеры относительно своих потребностей в психологических знаниях? Приведем некоторые весьма характерные высказывания.
Д. В. Подкалис: «Меня прежде всего интересуют психические состояния пловца во время больших тренировочных нагрузок и соревнований — ; как их определять и как ими управлять?».
С. А. Русин: «Очень важно знать о психологической готовности спортсмена, к достижению личного рекорда, о его психологической способности к перенесению максимальных нагрузок».
И. М. Кошкин: «Для успеха нужны прежде всего способные ученики, полностью и точно выполняющие тренировочную программу в течение многих лет, посвящающие свою жизнь плаванию. Тренеру же необходимо любить плавание больше, чем себя».
А. П. Штарас: «Важно знать характер спортсмена, его доминирующую мотивацию — что его побуждает преодолевать трудности тренировок. Нужно уметь найти в спортсмене то основное качество его личности, на которое можно опереться в работе, поверив в его возможности».
Приведенные высказывания хорошо иллюстрируют основную мысль о том, что прежде всего трекер, а не психолог осуществляет психологическое обеспечение подготовки своих учеников.
Опрос также показал, что для тренеров важно не просто знать, какие предстартовые состояния возникают или могут-возникнуть у спортсменов, но и уметь формировать состояние оптимальной предстартовой готовности, бороться с неблагоприятным состоянием, не допуская невротических реакций; правильно настраивать пловца перед стартом и «выводить» его из соревнований. К сожалению, исследований в этой области весьма мало. Существенным пробелом в психологической грамотности тренеров является и от-
|
|