Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ПЛОВЦОВ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

   


Ростовская школа-интернат спортивного профиля*
 

Как известно, по программе для отделений плавания школ-интернатов спортивного профиля девушки должны выполнять норматив мастера спорта в конце 9-го, а юноши — 10-го класса. В предыдущих классах они обязаны ежегодно повышать свою квалификацию на один разряд. Чтобы выполнить такие довольно жесткие требования, необходим тщательный отбор пловцов, поступающих в ШИСП. Перед тренером встают вопросы: по каким признакам отбирать? какие применять тесты? как оценивать результаты тестирования?

К сожалению, в программе ШИСП нет ответа на поставленные вопросы, что является одной из причин ежегодного большого отсева (около 25% контингента учащихся).

Нами разработана таблица оценок тестов, которая помогает решать задачу как отбора пловцов в любой из классов ШИСП, так и дальнейшей их подготовки (со сравнительно небольшим отсевом, предусмотренным программой).

При разработке таблицы были использованы данные (более 48 тыс.) накопленные нами при проведении этапных комплексных обследований по 22 тестам и индексам на протяжении 10 лет.

Систематизируя материалы, мы заметили, что мастеров спорта, с которыми мы работали в этот период (96 чел.), отличает вполне определенный уровень физического развития. Например, ни одна девушка, выполнившая у нас норму мс (учитывая требования классификации 1985 — 1988 гг.), не имела

 

ЖЕЛ ниже 4 л, рост — ниже 160 см, вес — меньше 50 кг.

Мы проследили за изменением характеристик мс в младших классах, когда они были еще кмс, перворазрядниками и т. д., и определили нижнюю границу данных тестирования.

Было обращено внимание и на верхнюю границу. Например, ни одна 8-, 9-, 10-классница, тяжелее соответственно 64, 66, 68 кг, не могла у нас выполнить норму мс. Вес пловчихи входит в расчет целого ряда информативных индексов, и его повышение снижает их величину. Эти и другие соображения привели нас к убеждению, что необходимо определить также и верхнюю границу данных тестирования.

Так был получен, четкий «коридор» величин параметров, характерный для будущих и действующих мастеров спорта. Другими словами, были определены нормативные требования, нацеленные на подготовку мс.

Норма тестирования — это простой и наглядный для тренера ориентир. Если у пловца тестовые данные ниже или выше нормы — значит, он не похож ни на одного из почти 100 мастеров, которые прошли через наши руки. И действительно, замечено, что несоответствие данных пловца с нормой


* Авторы статьи: С. С. Гусев, врач; А. М. Денисов, зт РСФСР; В. П. Казаков, В. А. Кудобкин, С. Б. Наумов, Ю. А. Суздальцев, Л. А. Фомин, В. И. Чудовский, В. Ю. Чулков, тренеры.

Library   68   Up


Contents

 

Home
 

хотя бы 1 — 2 тестов не позволяет ему выполнить норматив мс.

Нормы тестирования мы положили в основу многолетней целевой программы подготовки пловцов. Работая по такой программе, тренеру не нужно «выжимать» из пловца предельные показатели физических качеств, а достаточно поднять их на уровень внутри нормы, который был характерен для данного пловца в прошлом сезоне. Например, если показатели силы в прошлом сезоне находились у верхней границы нормы, то и в текущем сезоне перед пловцом ставится задача: достигнуть ее новой верхней границы, но не превышать ее!

Мы придерживаемся концеп-

 

ции, согласно которой комплекс взаимосвязанных уровней развитая физических качеств, отраженный в нормах тестирования, является гармоничным целым, нарушение которого (даже в деталях) не позволяет достигнуть поставленной цели.

Ниже приводится таблица норм тестирования, соответствующая Единой всесоюзной спортивной классификации 1985 — 1988 гг. (табл. 1).

В таблице, помимо значений верхней и нижней границ нормы, указана её средняя величина, что облегчает определение индивидуального уровня показателя внутри нормы.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
КОСОНАПРАВЛЕННОМУ ГРЕБКУ

   


В. С. Васильев, О. Ю. Савельева, Москва
 

Плавание как физическое действие и вид спорта характеризуется рядом особенностей. Одна из них заключается в следующем: гребущие поверхности нужно располагать таким образом, чтобы при их движении (динамическом взаимодействии с водой) создавались условия для возникновения сил, обеспечивающих продвижение пловца. Кисть и предплечье (плоскость) в этом случае должны быть четко ориентированы по отношению к траектории своего движения; при их динамическом взаимодействии с водой на протяжении всего гребка создается опора о неподвижную массу воды, а плоскость отбрасывает ее не назад, а в сторону (подобно работе лопасти гребного винта, пропеллера самолета и т. д.). В этом случае в гребке можно выделить две составляющие: криволинейную траекторию движения плоскости и наклонное положение плоскости по отношению к указанной траектории (угол атаки кисти). Такой гребок приня-

 

то называть косонаправленным, винтообразным. Он присущ всем спортивным способам плавания с попеременным и одновременным характером движений руками.

В данной статье мы попытались разработать систему упражнений, формирующих винтообразный гребок во всех способах плавания, а также методические приемы и рекомендации для его изучения.

Упражнения, преимущественно направленные на изучение положения плоскости

На суше. Основная задача — ознакомление с положением плоскости при гребке и его криволинейной траекторией («восьмеркой»).

1.  И. п. — стоя у стола или сидя на гимнастической скамейке. Сгребать воображаемые крошки (песок) к себе. То же сгребать в кучку (рис. 1).

2.   На гладкой горизонтальной

Library   69   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало