Как известно, по программе для отделений плавания школ-интернатов спортивного профиля девушки должны выполнять норматив мастера спорта в конце 9-го, а юноши — 10-го класса. В предыдущих классах они обязаны ежегодно повышать свою квалификацию на один разряд. Чтобы выполнить такие довольно жесткие требования, необходим тщательный отбор пловцов, поступающих в ШИСП. Перед тренером встают вопросы: по каким признакам отбирать? какие применять тесты? как оценивать результаты тестирования?
К сожалению, в программе ШИСП нет ответа на поставленные вопросы, что является одной из причин ежегодного большого отсева (около 25% контингента учащихся).
Нами разработана таблица оценок тестов, которая помогает решать задачу как отбора пловцов в любой из классов ШИСП, так и дальнейшей их подготовки (со сравнительно небольшим отсевом, предусмотренным программой).
При разработке таблицы были использованы данные (более 48 тыс.) накопленные нами при проведении этапных комплексных обследований по 22 тестам и индексам на протяжении 10 лет.
Систематизируя материалы, мы заметили, что мастеров спорта, с которыми мы работали в этот период (96 чел.), отличает вполне определенный уровень физического развития. Например, ни одна девушка, выполнившая у нас норму мс (учитывая требования классификации 1985 — 1988 гг.), не имела
|
|
ЖЕЛ ниже 4 л, рост — ниже 160 см, вес — меньше 50 кг.
Мы проследили за изменением характеристик мс в младших классах, когда они были еще кмс, перворазрядниками и т. д., и определили нижнюю границу данных тестирования.
Было обращено внимание и на верхнюю границу. Например, ни одна 8-, 9-, 10-классница, тяжелее соответственно 64, 66, 68 кг, не могла у нас выполнить норму мс. Вес пловчихи входит в расчет целого ряда информативных индексов, и его повышение снижает их величину. Эти и другие соображения привели нас к убеждению, что необходимо определить также и верхнюю границу данных тестирования.
Так был получен, четкий «коридор» величин параметров, характерный для будущих и действующих мастеров спорта. Другими словами, были определены нормативные требования, нацеленные на подготовку мс.
Норма тестирования — это простой и наглядный для тренера ориентир. Если у пловца тестовые данные ниже или выше нормы — значит, он не похож ни на одного из почти 100 мастеров, которые прошли через наши руки. И действительно, замечено, что несоответствие данных пловца с нормой
* Авторы статьи: С. С. Гусев, врач; А. М. Денисов, зт РСФСР; В. П. Казаков, В. А. Кудобкин, С. Б. Наумов, Ю. А. Суздальцев, Л. А. Фомин, В. И. Чудовский, В. Ю. Чулков, тренеры.
|