Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

4) возродить и расширить работу со студенческим контингентом (по примеру других стран, культивирующих спортивное плавание и осуществляющих подготовку пловцов для национальных сбор-

 

ных в университетских клубных командах);

5) продумать способы поощрения и мотивации спортсменов и тренеров, работающих на уровне вышего спортивного мастерства.

 

 

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
ПЛОВЦОВ

   


Н. Н. Сидоров, ГЦОЛИФК
 

Проблема оптимизации структуры и содержания многолетней подготовки и отбора юных пловцов продолжает оставаться в центре внимания тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортивного резерва. В своих экспериментальных исследованиях, с результатами которых периодически знакомилась тренерская общественность, мы стремились найти ответы на актуальные вопросы спортивной практики: что обусловливает специальную работоспособность пловцов-мальчиков, каковы ее важнейшие компоненты, как она изменяется с возрастом; развитию каких аспектов специальной работоспособности следует уделять особое внимание на отдельных этапах многолетней подготовки?

Математико-статистическая обработка экспериментальных данных и обобщение полученного материала позволили выработать практические рекомендации для отдельных этапов многолетней подготовки, которые, как мы надеемся, заинтересуют тренеров по плаванию.

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Он совпадает у пловцов-мальчиков с препубертатной фазой по-

 

лового созревания. В это время у них начинают заметно увеличиваться тотальные размеры тела, хотя уровень зрелости функциональных систем почти не изменяется. В связи с этим в возрастном диапазоне от 11 до 12,5 года происходит снижение величин относительного МПК, что приводит к ухудшению адаптационных возможностей.

В ходе исследований было установлено, что из-за наследственной консервативности аэробные показатели в этом возрасте слабо поддаются тренировке. Увеличение среднегрупповых величин показателей аэробных возможностей под влиянием нагрузок, применяемых в течение всего тренировочного сезона, оказывается статистически не достоверным, а после летних каникул практически восстанавливается уровень их годичной давности.

Наследственная консервативность в развитии аэробных возможностей и неадекватная реакция организма юных пловцов на тренировочную нагрузку (возникающая из-за несовершенства техники плавания) приводят к тому, что повышение специальной работоспособности в этом возрасте происходит за счет усиления анаэробных процессов энергообеспечения плавания. Однако это вовсе не означает, что тренировка плов-

Library   65   Up


Contents

 

Home
 

цов этого возраста должна носить анаэробную направленность. Ферментативные системы организма юных пловцов (вследствие их незрелости) не могут еще обеспечить быстрого расщепления молочной кислоты, образующейся вовремя работы, поэтому выполнение нагрузок острого гликолитического характера (в виде проплывания серий отрезков с ограниченными интервалами отдыха) вызывает у начинающих пловцов снижение сопротивляемости организма к заболеваниям, перегрузки и срыв адаптационных возможностей.

При работе с юными пловцами 10 — 12 лет тренеру следует акцентировать внимание на совершенствовании технической и развитии общефизической подготовленности. При этом рекомендуется шире использовать упражнения из других видов спорта и элементы спортивных игр, что повысит эмоциональность занятий, позволит существенно расширить арсенал двигательных навыков и поможет юным пловцам в освоении техники плавания.

По мере стабилизации технических навыков в тренировку пловцов этого возраста можно включать упражнения различного характера. Однако нагрузки алактатного и гликолитического характера следует применять в виде однократного проплывания дистанций или коротких серий (2 — 4 повторения) с последующим отдыхом, необходимым для полного восстановления.

В процессе отбора следует учитывать, что у пловцов 10 — 12 лет наблюдается слабая связь между функциональными критериями и спортивными результатами. Объясняется это низким уровнем технической подготовленности начинающих пловцов, в силу которого они не могут реализовать в условиях плавания свои функциональные возможности. Результативность определяется у них стажем занятий плаванием и общим физическим развитием, поэтому спортивные результаты и показа-

 

тели плавательных тестов в этом возрасте не могут расцениваться как основные критерии перспективности.

При проведении отбора можно ориентироваться на такие физиологические показатели, как МПК, легочная вентиляция и общее накопление молочной кислоты после нагрузки.

ЭТАП УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

По срокам он совпадает с собственно пубертатной фазой полового созревания, для которой характерно ускорение возрастного развития всех функциональных систем и физических качеств. Так, у юных пловцов 13 лет уровень развития критериев мощности аэробных и анаэробных гликолитических возможностей составляет всего 54 и 33% от уровня взрослых спортсменов, а в 15 лет степень зрелости этих критериев увеличивается (в среднем) соответственно до 76 и 54%.

В собственно пубертатной фазе складываются наиболее благоприятные условия для целенаправленной тренировки функциональных возможностей. Однако следует учитывать, что сроки начала и особенности протекания этой фазы весьма индивидуальны и не имеют четких возрастных границ. В связи с этим подготовка юных пловцов 13 — 15 лет требует индивидуального подхода в зависимости от темпов и степени их биологической зрелости.

В этом возрасте допустимо применять весь арсенал тренировочных упражнений, но при этом акцент следует делать на нагрузки аэробной и смешанной направленности, поскольку аэробные возможности являются превалирующими в структуре специальной работоспособности юных пловцов 13 — 15 лет.

По нашим данным, наиболее благоприятные условия для целенаправленной тренировки аэроб-

 
Library   66   Up


Contents

 

Home
 

ных возможностей возникают, когда степень биологической зрелости юных пловцов достигает 4 баллов. Данные А. А. Гужаловского и Д. Е. Манцевича (1986) указывают, что биологическая зрелость в 6 баллов является сигналом к началу целенаправленной тренировки силовых возможностей. Значительное место в тренировке пловцов этого возраста следует также отводить совершенствованию технической подготовленности.

При проведении отбора юных пловцов 13 — 15 лет следует ориентироваться на показатели биологической зрелости, поскольку раннее начало и высокие темпы полового созревания у некоторых индивидуумов создают им преимущество перед сверстниками (по уровню развития функциональных качеств и спортивных результатов).. И если спортсмен с акселерированным типом развития не обладал хорошими наследственными функциональными задатками, то он полностью утрачивает свое преимущество после завершения периода полового созревания. Пубертатный период является сенситивным в развитии функционального потенциала спортсменов, поэтому более перспективными для плавания являются индивидуумы с продолжительным периодом полового созревания, за время которого они успевают воспринять больший объем развивающих воздействий.

В этом возрасте специальные тесты приобретают высокую информативность при оценке функциональных возможностей юных пловцов. Результаты тестирования позволяют выявить предрасположенность юного пловца к специализации в спринтерских или стайерских дистанциях.

ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Он совпадает с постпубертатной фазой онтогенеза (16 — 20 лет). Темпы возрастного развития функциональных качеств заметно сни-

 

жаются, хотя они могут обеспечить прирост спортивных результатов вплоть до 20 — 22 лет. Однако в это время начинают действовать иные биологические законы. Так, уровень развития специальной работоспособности определяется уже не столько возрастом, сколько объемом и характером выполненных тренировочных нагрузок. Адаптационные изменения в организме под влиянием этих нагрузок и завершение возрастного формирования его систем к концу этого периода обеспечивают возможность достижения высоких спортивных результатов. Причем гетерохронность развития систем организма и направленность предшествующих этапов многолетней подготовки приводят к тому, что раньше формируются аэробные механизмы и лишь через несколько лет — анаэробные. Вот почему пловцы-стайеры достигают своих лучших результатов в более молодом возрасте, чем спринтеры.

К 16 — 17 годам организм юношей уже физиологически созрел для интенсивной специальной под готовки. Полученные нами данные свидетельствуют: если до 16 — 17 лет повышение специальной работоспособности и спортивных результатов пловцов происходит преимущественно за счет развития аэробных возможностей, то после 17 — 18 лет результативность в плавании определяется возможностями анаэробного образования энергии. Это требует соответствующего пересмотра тренировочных программ. Необходимо, отметить, что тренировки анаэробной направленности вызывают у спортсменов неприятные болезненные ощущения. Для того чтобы регулярно выполнять их, спортсмен Должен быть хорошо мотивирован и психологически подготовлен. На этом этапе тренеру необходимо окончательно определить предрасположенность каждого ученика к специализации на длинных или коротких дистанциях и уже в соответствии с этим планировать тренировочный процесс.

 
Library   67   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало