Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

чин всех наших потерь. Главным критерием работы с юными спортсменами остаются их достижения в соревнованиях, программа которых мало чем отличается от программы соревнований для взрослых. Остаются, несмотря на очевидность того факта, что с точки зрения обеспечения здоровья и разностороннего развития подростка (как, впрочем, и с точки зрения обеспечения фундамента высшего мастерства) критерием в работе детского тренера должен быть отнюдь не результат ученика, а научно обоснованная оценка перспектив его дальнейшего совершенствования. Действительно, если тренер правильно определил соответствие новичка требованиям данного вида спорта, если сумел сформировать разносторонний двигательный фундамент, не приглушил, а развил мотивацию к систематической тренировке, то ученик получит высокие оценки на этапах многолетнего отбора. Именно в этом

 

случае следует считать, что тренер работает хорошо, а не в том, если его ученик победил на первенстве города или республики среди подростков.

В этой связи и система детских соревнований должна прежде всего решать задачу всесторонней оценки перспективности спортсмена, т. е. позволять оценивать уровень генетически обусловленных и трудно развиваемых качеств (гибкости, быстроты и координации), специализированных восприятий, эффективность техники, личностно-психологические способности.

Естественно, что в одной статье невозможно осветить все аспекты столь обширной проблемы. Однако мы надеемся, что этот материал если не прямо улучшит положение дел, то хотя бы повысит внимание к наиболее слабому звену нашей системы подготовки пловцов — подготовке полноценного резерва.

 

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

   


Н. Ж. Булгакова, А. Н. Сальникова, ГЦОЛИФК
 

Продолжительность, планирование и периодизация многолетней тренировки определяются такими показателями, как оптимальный возраст для демонстрации высших спортивных достижений, возрастная динамика роста спортивных результатов и развития физических качеств, оптимальный возраст для начала занятий. В связи с этим при разработке стратегии многолетней подготовки конечным ориентиром планирования является возраст достижения спортивного мастерства. В последнем олимпийском цикле оптимальный возрастной диапазон для демонстрации высших спортивных достижений в плавании составлял у мужчин 17 — 23 года, у женщин — 15 —

 

20 (табл. 1). Его начало совпадает с завершением процессов роста и биологического развития организма подростков (17 лет — у мужчин и 15 лет — у женщин), о чем свидетельствует выполнение норматива мс.

Этот период продолжается в течение 5 — 6 лет — время, необходимое для достижения уровня мастерства мирового класса (включая выполнение норматива мсмк как одного из этапов на пути к высшему мастерству). Таким образом, в, спортивном плавании к достижениям мирового уровня приходят взрослые люди, затратившие на систематическую тренировочную работу в возрастных группах: мужчины — от 10 до 15 лет и женщи-

Library   59   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

 

Возраст мастеров спорта СССР, мастеров спорта международного
класса 1981 — 1984 гг. и 10 лучших пловцов мира 1984 г.
(средние данные)

Способ плавания и дистанция

Мужчины

Женщины

мс

мсмк

10 лучших пловцов

мс

мсмк

10 лучших пловцов

Вольный стиль      100 м

200 м

400 м

800/1500 м

17,1

17,0

16,1

15,6

18,3

19,0

18,0

23,2

21,9

20,2

20,1

15,6

15,0

15,9

 14,5

18,0

18,0

15,0

17,8

19,8

17,8

17,2

Брасс                       100 м

200 м

16,9

16,1

17,5

19,3

21,6

21,4

14,9

14,8

16,7

18,8

17,8

Дельфин                 100 м

200 м

16,7

16,6

19,0

22,8

21,3

20,6

15,1

14,9

16,8

 16,0

19,6

19,4

На спине                100 м

200 м

16,8

16,0

17,3

21,1

20,3

15,1

14,7

16,0

18,1

17,8

Комплексное         200 м

плавание                400 м

16,0

16,4

19,5

22,3

20,7

16,0

14,7

17,0

14,0

19,7

18,3

 

ны — от 8 до 12 лет. Время, необходимое на подготовку пловца высокого класса, обратно пропорционально возрасту начала занятий: чем меньше возраст ребенка, начинающего занятия плаванием, тем больше времени ему потребуется на достижение высот спортивного мастерства. Однако независимо от того, в каком возрасте сегодняшние мастера начинали занятия плаванием, норматив мс все они выполняли в одном возрасте. Эта стабильность, которая отмечается в течение более 20 лет, обусловлена сроками завершения пубертатного периода. Остановимся подробнее на статистике, отражающей многолетнюю динамику изменения возраста начала занятий у мс, подготовленных в 1961 — 1984 гг., поскольку он определяет сроки подготовки пловца высокого класса.

С 1961 по 1976 г. наибольшее количество мс было подготовлено из числа детей, начавших занятия плаванием в возрасте: мальчики —

 

от 10 до 13 лет, девочки — от 8 до 12 лет. Новички этих возрастных диапазонов затрачивали на выполнение норматива мс минимальное время по сравнению с детьми других возрастов (девочки — 3,8 — 5,7 года, мальчики — 4,9 — 6,5 года). В отличие от них мс, подготовленные за два последних олимпийских цикла, выросли из числа детей, которые начали заниматься плаванием в возрасте от 8 до 10 лет, т. е. на 2 года раньше. Это не только увеличило сроки подготовки мс (мужчин — до 6,5 — 8,5 года, женщин — до 5,5 — 6,7 года), но и «растянуло» время выполнения норматива мсмк в последнем олимпийском цикле на 3 — 4 года (табл. 2).

Из таблицы видно, что сильнейшие пловцы СССР — С. Заболотнов, А. Пригода, Л. Белоконь, Е. Дендеберова, И. Ларичева и др. — эти три года затратили на выполнение III спортивного разряда. В то же время рекордсмен и чемпион мира И. Полянский на-

Library   60   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 2

 

Возраст начала занятий и выполнения разрядных нормативов мастерами спорта международного класса

Ф.И.О. спортсмена

Год рождения

Возраст начала занятий, лет

Разряды

III

II

I

кмс

мс

мсмк

Мужчины

1. Смирягин С. М.

1963

10

11

12

14

14

15

18

2. Семенов С. Н.

1962

13

13

14

15

16

17

19

3. Заболотнов С. В.

1963

8

11

12

14

14

15

18

4. Волков Д. А.

1966

7

9

10

12

14

15

16

5. Полянский И. Н.

1967

12

12

13

13

14

15

16

6. При года А. С.

1964

9

12

13

13

14

15

20

Женщины

7. Дендеберова Е. Ю.

1969

8

10

11

11

12

13

14

8. Ларичева И. Н.

1963

10

13

14

15

15

16

18

9. Морева Л. В.

1968

11

12

12

13

14

15

16

10. Белоконь Л. Ю.

1964

7

10

10

12

14

14

17

 

49847-14.jpg

Рис. 1. Возрастная динамика
показателя МПК

 
Library   61   Up


Contents

 

Home
 

 

49847-15.jpg

 

Рис. 2. Возрастная динамика результатов на дистанции 200 м брассом (мужчины)

 

чал заниматься плаванием в 12 лет и выполнил норматив III спортивного разряда в течение года.

Как известно, рост спортивных результатов тесно связан с уровнем развития основных физических качеств — силы, гибкости, выносливости и др. На рис. 1 показана возрастная динамика МПК, величина которого характеризует аэробную выносливость спортсмена. Хорошо видно, что величина этого показателя у детей 11 лет, несмотря на небольшой прирост за тренировочный сезон от осени до весны (11,5 года), в начале следующего сезона (12 лет) снижается до уровня, отмеченного у них год назад. Иными словами, трени-

 

ровка мальчиков до 12 лет, направленная на повышение функциональных возможностей, — это работа, затраченная впустую. Увеличение МПК наряду с другими физическими качествами и тотальными размерами тела начинается у мальчиков после 12 лет одновременно с периодом полового созревания и сопровождается ростом спортивных результатов (табл. 2). Наши представления о том, что раннее начало занятий является гарантией достижения спортивного мастерства, ошибочны. Сегодня нет убедительных доказательств этому. Наоборот, имеется много примеров, когда дети (особенно мальчики) начинали занятия плаванием в 10 — 12 лет и становились спортсменами мирового класса. На рис. 2 видно, что многолетняя тренировка сильнейших

Library   62   Up


Contents

 

Home
 

 

49847-16.jpg

 

Рис. 3. Прирост показателей силы и специальной работоспособности у мальчиков-пловцов:

А — ИССВ в 30-секундноц работе;
Б — МПК; В — сила тяги при
нулевой скорости; Г — лактат
в тесте 4X50 м

 

пловцов мира (условно — мсмк) отличается более поздним по возрасту началом занятий, меньшей общей их продолжительностью и более высокими темпами прироста спортивных результатов по сравнению с этими показателями у мс. Вероятно, большая продолжительность многолетней .тренировки (за счет раннего начала занятий плаванием) приводит к увеличению отсева и преждевременному прекращению занятий спортом перспективными пловцами из-за монотон-

 

ности, потери интереса к тренировкам, истощения психологических резервов. Не исключено, что уменьшение количества мсмк, подготовленных за два последних олимпийских цикла, по сравнению с предыдущими, является следствием комплектования СДЮСШ детьми младших возрастов.

Чем же объясняется существующая тенденция к более раннему началу многолетней тренировки, несмотря на отрицательные результаты работы (вследствие этого) и отсутствие полноценного спортивного резерва? Это происходит из-за необходимости успеть выполнить норматив мс до 17-летнего возраста — время окончания школы и СДЮСШ, поступления в вуз или службы в армии. Подготовка к выполнению норматива мс связана с повышением интенсивности

Library   63   Up


Contents

 

Home
 

тренировочных нагрузок и высокими темпами прироста силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания (рис. 3). На рисунке видно, что у мальчиков-пловцов такие показатели, как МПК, лактат, индексы скоростно-силовой и силовой выносливости, сила тяги в воде при нулевой скорости, в процессе многолетней тренировки имеют наибольшие темпы прироста в возрасте от 14 до 16 лет (как следствие выполнение норматива мс). В возрастном диапазоне 16 — 18 лет прирост этих показателей резко снижается (иногда в 4 — 5 раз), несмотря на то, что ростовые процессы у юношей продолжаются до 20 лет. Это говорит о том, что совершенствование спортивного мастерства у юношей после 16 лет практически прекращается. В действительности это означает, что если спортсмен до 17 лет не попадает в плавательный центр или сборную команду страны (куда попадают единицы), его спортивная жизнь окончена. При сложившейся практике работы ежегодно 500 мс в возрасте 17 лет переводятся в категорию «бесперспективных» и преждевременно уходят из спорта, минуя завершающий этап многолетней тренировки — совершенствования спортивного мастерства. Между тем только становление специальной производительности (технико-тактического мастерства и психологической подготовленности) на этом этапе завершает формирование пловца международного класса. Обоснованный анализ перспективности спортсмена может быть сделан только по итогам этого завершающего этапа многолетней тренировки. Заканчивая тренировку в 17 лет выполнением норматива мс, спортсмен практически «сходит с дистанции», недорабатывая 3 — 4 года до периода демонстрации высших достижений. При этом особенно страдает подготовка пловцов высокого класса — мужчин: ведь 17-летний юноша по своим физическим кондициям и мощности заведомо усту-

 

пает мужчине в возрасте свыше 20 лет на международных состязаниях и не выдерживает конкуренции с ним. В итоге у нас почти отсутствует опыт работы по подготовке пловцов высокого класса — мужчин 17 — 20 лет, хотя общеизвестно, что национальные команды США, Австралии, ФРГ и других стран комплектуются из студенческого контингента на базе университетов.

Уделяя основное внимание подготовке спортивного резерва в СДЮСШ, мы не смогли найти эффективные формы организации работы с мс после 17 лет и обеспечить преемственность между юношеским и взрослым плаванием. Именно поэтому за два последних олимпийских цикла ощутимо сдали позиции наши пловцы-мужчины. Нет также достойной смены нашим выдающимся пловцам — В. Сальникову, С. Фесенко, А. Сидоренко, Р. Жулпе, А. Марковскому.

В связи с этим дальнейшее совершенствование стратегии подготовки спортивного резерва должно быть подчинено возрастным критериям многолетней тренировки. Для этого необходимо:

1)   начинать занятия плаванием для мальчиков в 10 — 12-летнем возрасте, что позволит сократить сроки подготовки пловцов высокого класса и увеличить их число;

2)     отодвинуть интенсивное тренировочное воздействие на развитие специальной силовой и функциональной подготовленности у юношей-пловцов на возрастной диапазон 15 — 17 лет;

3)  для завершения многолетней тренировки к возрасту демонстрации высших спортивных достижений предоставить правовую и финансовую основу для работы с 18 — 20-летними пловцами высокого класса городским, районным, областным и республиканским ШВСМ, плавательным центрам, отменив возрастные ограничения для участия этих спортсменов в соревнованиях всесоюзного календаря;

 
Library   64   Up


Contents

 

Home
 

4) возродить и расширить работу со студенческим контингентом (по примеру других стран, культивирующих спортивное плавание и осуществляющих подготовку пловцов для национальных сбор-

 

ных в университетских клубных командах);

5) продумать способы поощрения и мотивации спортсменов и тренеров, работающих на уровне вышего спортивного мастерства.

 

 

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
ПЛОВЦОВ

   


Н. Н. Сидоров, ГЦОЛИФК
 

Проблема оптимизации структуры и содержания многолетней подготовки и отбора юных пловцов продолжает оставаться в центре внимания тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортивного резерва. В своих экспериментальных исследованиях, с результатами которых периодически знакомилась тренерская общественность, мы стремились найти ответы на актуальные вопросы спортивной практики: что обусловливает специальную работоспособность пловцов-мальчиков, каковы ее важнейшие компоненты, как она изменяется с возрастом; развитию каких аспектов специальной работоспособности следует уделять особое внимание на отдельных этапах многолетней подготовки?

Математико-статистическая обработка экспериментальных данных и обобщение полученного материала позволили выработать практические рекомендации для отдельных этапов многолетней подготовки, которые, как мы надеемся, заинтересуют тренеров по плаванию.

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Он совпадает у пловцов-мальчиков с препубертатной фазой по-

 

лового созревания. В это время у них начинают заметно увеличиваться тотальные размеры тела, хотя уровень зрелости функциональных систем почти не изменяется. В связи с этим в возрастном диапазоне от 11 до 12,5 года происходит снижение величин относительного МПК, что приводит к ухудшению адаптационных возможностей.

В ходе исследований было установлено, что из-за наследственной консервативности аэробные показатели в этом возрасте слабо поддаются тренировке. Увеличение среднегрупповых величин показателей аэробных возможностей под влиянием нагрузок, применяемых в течение всего тренировочного сезона, оказывается статистически не достоверным, а после летних каникул практически восстанавливается уровень их годичной давности.

Наследственная консервативность в развитии аэробных возможностей и неадекватная реакция организма юных пловцов на тренировочную нагрузку (возникающая из-за несовершенства техники плавания) приводят к тому, что повышение специальной работоспособности в этом возрасте происходит за счет усиления анаэробных процессов энергообеспечения плавания. Однако это вовсе не означает, что тренировка плов-

Library   65   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало