|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 |
|
||||
|
||||
Рис. 2. Возрастная динамика результатов на дистанции 200 м брассом (мужчины)
чал заниматься плаванием в 12 лет и выполнил норматив III спортивного разряда в течение года. Как известно, рост спортивных результатов тесно связан с уровнем развития основных физических качеств — силы, гибкости, выносливости и др. На рис. 1 показана возрастная динамика МПК, величина которого характеризует аэробную выносливость спортсмена. Хорошо видно, что величина этого показателя у детей 11 лет, несмотря на небольшой прирост за тренировочный сезон от осени до весны (11,5 года), в начале следующего сезона (12 лет) снижается до уровня, отмеченного у них год назад. Иными словами, трени- |
ровка мальчиков до 12 лет, направленная на повышение функциональных возможностей, — это работа, затраченная впустую. Увеличение МПК наряду с другими физическими качествами и тотальными размерами тела начинается у мальчиков после 12 лет одновременно с периодом полового созревания и сопровождается ростом спортивных результатов (табл. 2). Наши представления о том, что раннее начало занятий является гарантией достижения спортивного мастерства, ошибочны. Сегодня нет убедительных доказательств этому. Наоборот, имеется много примеров, когда дети (особенно мальчики) начинали занятия плаванием в 10 — 12 лет и становились спортсменами мирового класса. На рис. 2 видно, что многолетняя тренировка сильнейших |
|||
62 |
|
||||
|
||||
Рис. 3. Прирост показателей силы и специальной работоспособности у мальчиков-пловцов:
А — ИССВ в 30-секундноц работе;
пловцов мира (условно — мсмк) отличается более поздним по возрасту началом занятий, меньшей общей их продолжительностью и более высокими темпами прироста спортивных результатов по сравнению с этими показателями у мс. Вероятно, большая продолжительность многолетней .тренировки (за счет раннего начала занятий плаванием) приводит к увеличению отсева и преждевременному прекращению занятий спортом перспективными пловцами из-за монотон- |
ности, потери интереса к тренировкам, истощения психологических резервов. Не исключено, что уменьшение количества мсмк, подготовленных за два последних олимпийских цикла, по сравнению с предыдущими, является следствием комплектования СДЮСШ детьми младших возрастов. Чем же объясняется существующая тенденция к более раннему началу многолетней тренировки, несмотря на отрицательные результаты работы (вследствие этого) и отсутствие полноценного спортивного резерва? Это происходит из-за необходимости успеть выполнить норматив мс до 17-летнего возраста — время окончания школы и СДЮСШ, поступления в вуз или службы в армии. Подготовка к выполнению норматива мс связана с повышением интенсивности |
|||
63 |
|
||||
тренировочных нагрузок и высокими темпами прироста силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания (рис. 3). На рисунке видно, что у мальчиков-пловцов такие показатели, как МПК, лактат, индексы скоростно-силовой и силовой выносливости, сила тяги в воде при нулевой скорости, в процессе многолетней тренировки имеют наибольшие темпы прироста в возрасте от 14 до 16 лет (как следствие выполнение норматива мс). В возрастном диапазоне 16 — 18 лет прирост этих показателей резко снижается (иногда в 4 — 5 раз), несмотря на то, что ростовые процессы у юношей продолжаются до 20 лет. Это говорит о том, что совершенствование спортивного мастерства у юношей после 16 лет практически прекращается. В действительности это означает, что если спортсмен до 17 лет не попадает в плавательный центр или сборную команду страны (куда попадают единицы), его спортивная жизнь окончена. При сложившейся практике работы ежегодно 500 мс в возрасте 17 лет переводятся в категорию «бесперспективных» и преждевременно уходят из спорта, минуя завершающий этап многолетней тренировки — совершенствования спортивного мастерства. Между тем только становление специальной производительности (технико-тактического мастерства и психологической подготовленности) на этом этапе завершает формирование пловца международного класса. Обоснованный анализ перспективности спортсмена может быть сделан только по итогам этого завершающего этапа многолетней тренировки. Заканчивая тренировку в 17 лет выполнением норматива мс, спортсмен практически «сходит с дистанции», недорабатывая 3 — 4 года до периода демонстрации высших достижений. При этом особенно страдает подготовка пловцов высокого класса — мужчин: ведь 17-летний юноша по своим физическим кондициям и мощности заведомо усту- |
пает мужчине в возрасте свыше 20 лет на международных состязаниях и не выдерживает конкуренции с ним. В итоге у нас почти отсутствует опыт работы по подготовке пловцов высокого класса — мужчин 17 — 20 лет, хотя общеизвестно, что национальные команды США, Австралии, ФРГ и других стран комплектуются из студенческого контингента на базе университетов. Уделяя основное внимание подготовке спортивного резерва в СДЮСШ, мы не смогли найти эффективные формы организации работы с мс после 17 лет и обеспечить преемственность между юношеским и взрослым плаванием. Именно поэтому за два последних олимпийских цикла ощутимо сдали позиции наши пловцы-мужчины. Нет также достойной смены нашим выдающимся пловцам — В. Сальникову, С. Фесенко, А. Сидоренко, Р. Жулпе, А. Марковскому. В связи с этим дальнейшее совершенствование стратегии подготовки спортивного резерва должно быть подчинено возрастным критериям многолетней тренировки. Для этого необходимо: 1) начинать занятия плаванием для мальчиков в 10 — 12-летнем возрасте, что позволит сократить сроки подготовки пловцов высокого класса и увеличить их число; 2) отодвинуть интенсивное тренировочное воздействие на развитие специальной силовой и функциональной подготовленности у юношей-пловцов на возрастной диапазон 15 — 17 лет; 3) для завершения многолетней тренировки к возрасту демонстрации высших спортивных достижений предоставить правовую и финансовую основу для работы с 18 — 20-летними пловцами высокого класса городским, районным, областным и республиканским ШВСМ, плавательным центрам, отменив возрастные ограничения для участия этих спортсменов в соревнованиях всесоюзного календаря; |
|||
64 |
|
||||
4) возродить и расширить работу со студенческим контингентом (по примеру других стран, культивирующих спортивное плавание и осуществляющих подготовку пловцов для национальных сбор- |
ных в университетских клубных командах); 5) продумать способы поощрения и мотивации спортсменов и тренеров, работающих на уровне вышего спортивного мастерства. |
|||
|
||||
|
||||
Проблема оптимизации структуры и содержания многолетней подготовки и отбора юных пловцов продолжает оставаться в центре внимания тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортивного резерва. В своих экспериментальных исследованиях, с результатами которых периодически знакомилась тренерская общественность, мы стремились найти ответы на актуальные вопросы спортивной практики: что обусловливает специальную работоспособность пловцов-мальчиков, каковы ее важнейшие компоненты, как она изменяется с возрастом; развитию каких аспектов специальной работоспособности следует уделять особое внимание на отдельных этапах многолетней подготовки? Математико-статистическая обработка экспериментальных данных и обобщение полученного материала позволили выработать практические рекомендации для отдельных этапов многолетней подготовки, которые, как мы надеемся, заинтересуют тренеров по плаванию. ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Он совпадает у пловцов-мальчиков с препубертатной фазой по- |
лового созревания. В это время у них начинают заметно увеличиваться тотальные размеры тела, хотя уровень зрелости функциональных систем почти не изменяется. В связи с этим в возрастном диапазоне от 11 до 12,5 года происходит снижение величин относительного МПК, что приводит к ухудшению адаптационных возможностей. В ходе исследований было установлено, что из-за наследственной консервативности аэробные показатели в этом возрасте слабо поддаются тренировке. Увеличение среднегрупповых величин показателей аэробных возможностей под влиянием нагрузок, применяемых в течение всего тренировочного сезона, оказывается статистически не достоверным, а после летних каникул практически восстанавливается уровень их годичной давности. Наследственная консервативность в развитии аэробных возможностей и неадекватная реакция организма юных пловцов на тренировочную нагрузку (возникающая из-за несовершенства техники плавания) приводят к тому, что повышение специальной работоспособности в этом возрасте происходит за счет усиления анаэробных процессов энергообеспечения плавания. Однако это вовсе не означает, что тренировка плов- |
|||
65 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |