Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 3

Дополнительные упражнения и степень их влияния на скорость
дельфинисток 14 — 17 лет в различные периоды подготовки

Упражнения

Периоды подготовки

подготовительный

основной

соревновательный

1. С лопаточками различных размеров

0

2

2

2. Плавание по канату

3

1

0

3. Плавание при помощи рук с поплавком, зажатым между бедрами

3

2

3

4. Плавание с ластами

3

1

3

5. Плавание с дыхательной трубкой для подводного плавания

2

1

0

6. Плавание с резиновым амортизатором

1

3

3

7. Буксировка на. электролебедке

1

2

3

8. В гидроканале

2

2

3

9. На тренажере «Экзерджени»

1

2

0

10. На блоках с грузами _

1

2

0

11. С различными тормозами

1

3

2

12. С отягощениями (пояса, манжеты весом 0,5 — 2,5 кг)

1

1

0

Условные обозначения: 3 — большая степень влияния; 2 — средняя; 1 — незначительная; 0 — отсутствие влияния.

 

 

амортизатором, в гидроканале и с буксировкой на электролебедке.

Надеемся, что накопленный опыт повышения скорости плов-

 

чих-дельфин исток будет способствовать дальнейшему совершенствованию тренировочного процесса.

 

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО
РЕЗЕРВА


ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА

   


К. П. Сахновский, С. Л. Фесенко, Киев
 

Наверное, мало кто сомневается в том, что проблема подготовки полноценного резерва является наиболее острой для отечественной школы плавания. Как,

 

впрочем, и в том, что важнейший шаг на пути ее решения — приведение системы обучения в спортивных школах в соответствие с закономерностями становления

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

49847-11.jpg

 

Рис. 1. Динамика роста спортивного мастерства, характерная для сильнейших пловцов мира:

А — А. Штраус; Б — М. Мигер;

В — М. Форд; Г — Б. Майнеке;

Д — Р. Ди-Карло;

Е — А. Марковский

 

высшего спортивного мастерства. Не имеет права на существование такое положение, когда пловцы разного пола и специализаций, резко отличающихся по срокам становления мастерства, «втиснуты» в идентичные рамки обучения в спортивных школах; когда по отношению к девушкам-стайерам, нередко в 14 — 15 лет достигающим вершин мастерства (Д. Таррел, Т. Уикхэм из Австралии), и юношам-спринтерам, у которых в этом возрасте (как у рекордсменов мира американцев Р. Гайнеса и М. Бионди) возможно начало успешной карьеры, применяется однотипная система соревнований, переходных нормативов, оценки труда тренеров. Тот факт, что в одних дисциплинах (например, в стайерских у женщин) путь от новичка до спортсмена высокого класса обычно в 1,5 — 2 раза короче, чем в других (мужской спринт), должен быть взят

 

за основу разработки раздельных программ обучения в спортивных школах — для пловцов разного пола и различной специализации. Совершенно очевидна, например, необходимость раздельной подготовки юных пловцов, предрасположенных к спринту и к стайерским дистанциям. Ведь факторы, определяющие успех в плавании на дистанциях 50 и 1500 м, так же отличаются, как, например, легкоатлетический спринт и бег на длинные дистанции. Однако значительно сложнее найти тренеров по бегу, осуществляющих подготовку юных спринтеров и стайеров, по одной программе, чем тренеров по плаванию, которые бы задумывались о необходимости ее принципиального отличия.

Причем завтра уже недостаточно будет учитывать в процессе подготовки резерва только лишь общие тенденции становления мастерства, характерные для пловцов различных пола и специализации. Недостаточно потому, что мировые рекорды все чаще устанавливают спортсмены с ярко выраженной индивидуальностью (в том числе и процесса становления мастерства) (рис. 1). И нужно серьезно проанализировать причины, обусловившие достиже-

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

49847-12.jpg

 

Рис. 2. Сроки формирования высшего спортивного мастерства при реализации различных вариантов структуры многолетней подготовки

 

ние Ю. Богдановой своей «вершины» в 14 лет, а Л. Русановой -в 22 года; Э. Коуном — в 17, а А. Марковским — в 27 лет. Прошло время трафаретных подходов, и необходимы если не индивидуальные модели становления мастерства, то хотя бы знание основных вариантов «роста» пловцов конкретной специализации, обусловленных возрастом начала занятий спортом, типом биологического созревания, увлечениями другими видами спорта, предшествующими или сопутствующими началу занятий плаванием. Мы попытались выделить такие варианты на основании анализа становления мастерства более 200 сильнейших пловцов мира последнего десятилетия (рис. 2 и 3).

Первый вариант предполагает достижение вершин мастерства мужчинами в 18 — 22, а женщинами — в 17 — 20 лет в результате соответственно 8 — 10- и 7 —

 

9-летней подготовки. Он характерен для 60 — 65% сильнейших пловцов мира, приступивших к тренировке в 8 — 10-летнем возрасте. Динамика становления мастерства — планомерная. На первом этапе многолетней подготовки осваиваются 10 — 15% объема работы, характерного для этапа подготовки к высшим достижениям. На втором этапе женщины выполняют 40 — 45%, а мужчины — 35 — 45% объема работы. На третьем этапе суммарный объем работы возрастает преимущественно за счет объема плавания — он составляет 85% от характерного объема для этапа подготовки к высшим достижениям. Этот вариант реализован в подготовке большинства звезд мирового плавания — С. Коплякова, А. Сидоренко, Р. Жулпы (СССР), И. Клебер, К. Гевенигер, Д. Рихтера, С. Лодзиевского (ГДР); П. Моралеса, Б. Фернисса, М. Брунера, Д. Ларсона, Б. Баррета, Р. Кейри (США); М. Форд, М. Тонелли (Австралия).

Второй вариант предполагает достижение максимальных результатов женщинами в 13 — 16 лет, а мужчинами — в 16 — 18 лет в результате 6 — 8-летней подготовки.

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

49847-13.jpg

 

Рис. 3. Параметры тренировочной работы сильнейших пловцов мира
в процессе многолетней
подготовки (в процентном
отношении к этапу максимальной реализации индивидуальных возможностей (4):

1  — этап начальной подготовки;
2  — этап предварительной базовой подготовки; 3 — этап специализированной базовой подготовки; 5 — этап сохранения уровня достижений

 

Ему присущи стремительный темп становления мастерства и зачас-

 

тую скачкообразная его динамика. Этот вариант реализуют примерно 25% сильнейших пловцов мира. Тип их биологического развития, лабильность основных функциональных систем обеспечивают быстрое продвижение к вершинам мастерства. Динамика объема тренировочной работы при этом варианте крутая: на втором этапе многолетней подготовки спортсменки осваивают около 50% максимального объема, характерного для этапа подготовки к высшим достижениям. Здесь типичным примером является спортивный

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

путь Юлии Богдановой, завоевав-шей титул чемпионки Европы в 13-летнем возрасте; Л. Качюшите, ставшей чемпионкой мира в 15 лет; призера последнего мирового первенства Е. Дендеберовой. Этот вариант был реализован также М. Мигер, Т. Колкинс, Ц. Вудхед (США), А. Штраус, С. Гераш, X. Фридрих, Й. Войте (ГДР), С. Холландом          (Австралия), Ш. Владаром (Венгрия), Р. Прадо (Бразилия).

Третий вариант предполагает достижение максимальных результатов мужчинами-спринтерами в 23 — 26 лет, а стайерами — в 21 — 23 года; женщинами-спринтерами — в 21 — 25 лет, стайерами — в 19 — 21 год. Он связан с увеличением общей продолжительности многолетней подготовки до 12 — 15 лет. Для этого варианта характерен несколько замедленный темп становления мастерства, что, видимо, связано с замедленным биологическим развитием. Динамика нагрузок — планомерная: женщины осваивают на втором этапе многолетней подготовки 35 — 40% объема работы, характерной для этапа подготовки к высшим достижениям. Третий вариант был реализован А. Марковским, победившим на чемпионате Европы в 24 года; И. Ларичевой, ставшей пятикратной победительницей Всемирных студенческих игр в 21 год; Д. Гудхью (Великобритания), который победил на Играх XXII Олимпиады в 23 года; Л. Линер. (США), возглавившей мировую табель о рангах в 26 лет.

Четвертый вариант характерен для мужчин-спринтеров, относительно поздно (в 13 — 16 лет) приступивших к занятиям спортивным плаванием и имеющих опыт предварительной подготовки в других видах спорта. Он предполагает достижение вершин мастерства в возрасте 19 — 22 лет в результате 6-летней плавательной подготовки. Для него характерен стремительный рост мастерства. Например, американцам Р. Гайне-

 

су (начало занятий — в 15 лет), Э. Коуну (13 лет) и М. Бионди (16 лет) понадобилось лишь 4 — 5 лет систематической тренировки для установления мирового рекорда на дистанции 100 м вольным стилем. Однако каждый из них получил разносторонний функциональный фундамент, упражняясь в других видах спорта еще до начала занятий плаванием, а М. Бионди (он входит в число лучших ватерполистов США) продолжает занятия сопутствующими видами спорта. Для рассматриваемого варианта .характерна крутая динамика объема тренировочной работы, что, однако, не имеет негативных последствий, поскольку спортсмены прошли многоборную подготовку в других видах спорта. Уже на первом году занятий плаванием Р. Гайнес, Э. Коун, Д. Маккег (США) проплывали за неделю до 16 — 20 км. На втором и третьем году занятий объем работы у них составлял около 50% того объема, который характерен для этапа подготовки к высшим достижениям.

Таким образом, есть основание утверждать, что традиционная структура многолетней подготовки, при которой максимальные результаты достигаются женщинами в 17 — 20 лет, а мужчинами — в 18 — 22 года (в результате 9 — 10-летних занятий), утрачивает свое значение. Перспективы роста достижений связаны с реализацией вариантов многолетней подготовки, соответствующих особенностям конкретного спортсмена.

В связи с необходимостью дифференциации многолетней подготовки серьезного анализа требует и тот факт, что даже при рациональном планировании тренировки определенный контингент спортсменов способен к достижению успехов только лишь в юношеском возрасте. Это хорошо иллюстрирует практика подготовки пловцов в ГДР, где, как известно, система подготовки резерва строго подчинена требованиям

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

спорта высших достижении, а между тем лишь 25 — 30% пловцов, сильнейших в юном возрасте, становятся сильнейшими среди взрослых. Вполне очевидно, что происходит это не за счет форсирования их подготовки, а в силу особенностей физического развития спортсменов, обусловливающих максимальную (или близкую к максимальной) реализацию их возможностей в юношеском возрасте. Вот почему исключительно важным является долгосрочное прогнозирование биологического созревания юного спортсмена, результаты которого, с одной стороны, позволят определить благоприятный момент для реализации возможностей         потенциальных звезд юношеского спорта, а с другой — терпеливо работать с теми, чей талант должен полностью раскрыться в более взрослом возрасте. Видимо, целесообразны и организационные решения, обеспечивающие преимущественную ориентацию одного контингента на целенаправленную подготовку к международным юношеским соревнованиям, а другого — на подготовку к крупнейшим соревнованиям среди взрослых;.

Фактором, который должен послужить основой для дифференциации многолетней подготовки пловцов, является, по мнению В. Н. Платонова (1986), состав их мышечной ткани. Ссылаясь на исследования финских специалистов, он указывает, что состав мышечной ткани в определенной мере обусловливает процесс становления мастерства. Те спортсмены, у которых существенно преобладает какой-то тип волокна, адаптируются к нагрузкам медленнее, поскольку в работе у них участвует только часть волокон, а остальная часть отдыхает. Однако они в конечном счете достигают более высоких и стабильных результатов, долгое время сохраняя их уровень. Те же спортсмены, у которых примерно равное соотношение белых и красных волокон, обычно ограничи-

 

ваются успехами в юношеских соревнованиях. При определенной работе (спринтерской или стайерской) у них функционирует почти весь состав волокон, которые, естественно, быстро адаптируются к нагрузкам, а затем изнашиваются. Финские исследователи установили, что у лыжников, сильнейших в юношеском возрасте, соотношение красных и белых мышечных волокон равно примерно 50:50; у тех, кто успешно выступал до 25-летнего возраста, — 70:30; а у тех, кто побеждал в 30 лет, — 80:20. Подобные исследования нашего резерва в сочетании с прогнозированием типа биологического созревания представляются весьма перспективными.

Сказанное выше касалось построения многолетней тренировки. При определении же оптимального ее содержания не обойтись, как справедливо указывают Н. Ж. Булгакова (1978) и Л. П. Макаренко (1983), без детального изучения спортивных биографий сильнейших спортсменов, обобщения опыта той начальной и базовой подготовки, которая действительно послужила фундаментом для достижения вершин спортивного мастерства. Этим мы и руководствовались, проводя анализ многолетнего спортивного пути более 50 олимпийских чемпионов, победителей мировых и европейских первенств последнего десятилетия. Он показал, что первые этапы пути к вершинам мастерства, как правило, носят разностороннюю оздоровительную направленность (с ограниченными параметрами тренировочной работы, широким использованием игрового метода тренировки, элементов других видов спорта).

Техническая подготовка большинства спортсменов была направлена не на форсированное освоение относительно узкого круга подготовительных и специально-вспомогательных упражнений (что на первых порах приводит к быстрому росту результатов юного

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

спортсмена и, к сожалению, довольно распространено в работе наших тренеров), а на овладение большим количеством самых разнообразных движений — как приближенных по своей структуре к соревновательным, так и значительно от них отличающихся. Это особенно ярко проявилось в сочетании занятий плаванием с другими видами спорта в подготовке многих звезд. Так, В. Шеметов и Т. Курникова сочетали начальную подготовку в плавании с занятиями спортивной гимнастикой, X. Фридрих (ГДР) — с занятиями легкой атлетикой. М. Бионди с сентября по январь тренируется в основном в ватерпольной команде. Победитель мирового первенства 1975 г. Э. Коун (США) до 13 лет уделял больше внимания не плаванию, а футболу. Экс-рекордсмен мира в плавании на дистанции 100 м баттерфляем У. Паулюс и олимпийский чемпион Д. Монтгомери (оба США) регулярно участвовали в юношеских соревнованиях по баскетболу. Известный итальянский пловец-спринтер М. Гуардуччи в подростковом возрасте увлекался горнолыжным спортом. Обладатель высшего мирового достижения в плавании на дистанции 50 м вольным стилем Робин Лими (США) увлекался в юношестве теннисом и баскетболом, а затем на протяжении всей спортивной карьеры (как, впрочем, и многократный чемпион американец Т. Шоу) — водным поло, в котором достиг высокого мастерства, выступая за университетские команды.

Интересен и опыт начальной подготовки выдающегося западногерманского пловца Михаэля Гросса. В течение первых пяти лет он занимался в воде не более 40 мин и компенсировал это игрой в футбол, теннис, а также кроссовым бегом. Тренировочная программа М. Гросса составлялась с учетом его интересов и; настроения и даже обучение технике способов плавания осуществ-

 

лялось посредством специально подобранных игр.

Основное внимание в процессе физической подготовки большинства исследуемых спортсменов уделялось совершенствованию качеств, наилучшим образом развиваемых в детском и подростковом возрасте — гибкости, быстроты и координационных способностей. Причем работа по развитию этих «благоприятных» для совершенствования в юном возрасте качеств носила отнюдь не специальный характер и строилась на разнообразном материале.

Одной из особенностей построения тренировочного процесса на первых этапах многолетнего совершенствования у исследуемых спортсменов явилось значительное отличие структуры их годичной тренировки от хрестоматийной схемы (предусматривающей деление макроцикла на подготовительный, соревновательный и переходный периоды; характеристику их задач; продолжительность этих периодов в зависимости от количества макроциклов в году), приведенной в большинстве крупных работ по теории спорта, однако, без упоминания о том, что она эффективно «работает» лишь на небольшом отрезке многолетней подготовки, охватывающем в основном ее третий этап. Годичная тренировка большинства сильнейших пловцов на первых порах отличалась отсутствием четких границ между отдельными периодами макроцикла. Она по сути представляла в целом подготовительный период, состоящий из относительно стандартных микроциклов. При этом основная черта годичного планирования — большая продолжительность периодов активного и пассивного отдыха (до 50 — 80 дней в году). Например, И. Ларичева в течение трех первых лет занятий спортом все лето отдыхала с родителями, а С. Варганова, С. Смирягин и С. Красюк отдыхали по три месяца в течение первых двух лет подготовки. А.

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

Марковский и А. Сидоренко отдыхали по два месяца, а третий проводили в спортивно-оздоровительном лагере, не имеющем бассейна. Все это (а также тот факт, что многие взрослые зарубежные пловцы полностью отдыхают от занятий в воде по 1,5 — 2 месяца) свидетельствует о необходимости пересмотреть распространенное в практике правило: отводить юным пловцам для отдыха не более 20 — 25 дней.

Выраженная индивидуальность большинства звезд современного плавания порождает вопрос: может быть, в подготовке юных спортсменов, проявляющих яркие способности, следует исходить прежде всего из необходимости их развития, а затем уже ставить задачу формирования разносторонней подготовленности, строго следя за тем, чтобы такая разносторонность не противоречила природным задаткам (это не раз уже случалось на практике, и подобное противоречие прочувствовали такие яркие спринтерские дарования, как, например, Л. Драгунов, И. Мацан)? Естественно, что каждый спортсмен, каждый конкретный случай требует индивидуального подхода к решению этого вопроса, поэтому мы далеки от мысли предлагать универсальные рецепты. Однако есть уверенность в том, что творческая реализация тренером принципа, при котором на первый план выдвигается развитие ярких индивидуальных способностей, — один из перспективных путей совершенствования системы подготовки спортивного резерва.

Говоря о резервах, нельзя не сказать о проблеме отбора. Ведь отбор — это первоочередная задача тренера, ключевая проблема, разрешение которой открывает путь к решению всех остальных сложных проблем, связанных с подготовкой мастеров высокого класса. С низкой эффективностью оценки перспективности не в меньшей степени, чем с просчетами в процессе многолетнего планирования подготовки, связаны все наши

 

потери. В числе наиболее существенных недостатков практики отбора, распространенной в спортивных школах, преимущественная ориентация на признаки временного, преходящего характеру (такие, как быстрота овладения техникой специально-подготовительных и соревновательных упражнений, результаты неспецифических тестов физической работоспособности) вместо необходимой ориентации на консервативные, генетически обусловленные признаки; отсутствие комплексной оценки перспективности, при которой одним критериям уделяется повышенное внимание, а другие игнорируются. Серьезным недостатком является и преимущественная ориентация не на темпы прироста отдельных составляющих мастерства, позволяющие с высокой надежностью оценить потенциальные возможности подростка, а на сиюминутные показатели уровня их развития, позволяющие сделать это весьма приблизительно. В целом негативной является и широко распространенная в стране тенденция привлекать к отбору и начальным занятиям плаванием дошкольников.

Причем совершенно очевидно, что тренер (пусть даже самый грамотный) не в состоянии самостоятельно реализовать все имеющиеся в наличии знания об эффективном спортивном отборе. Ему необходима помощь врачей, физиологов, биомехаников, психологов; необходима сложная аппаратура и инженеры, умеющие ею управлять; необходима и ЭВМ, поскольку минули времена, когда тренер месяцами терпеливо ожидал результата обследований своих учеников. Все это требует создания центров спортивного отбора — специализированных учреждений, занимающихся только оценкой перспективности.

Система оценки перспективности может, быть положена в основу оценки работы спортивных школ и отдельных тренеров. Ее несовершенство в настоящее время является одной из основных при-

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
 

чин всех наших потерь. Главным критерием работы с юными спортсменами остаются их достижения в соревнованиях, программа которых мало чем отличается от программы соревнований для взрослых. Остаются, несмотря на очевидность того факта, что с точки зрения обеспечения здоровья и разностороннего развития подростка (как, впрочем, и с точки зрения обеспечения фундамента высшего мастерства) критерием в работе детского тренера должен быть отнюдь не результат ученика, а научно обоснованная оценка перспектив его дальнейшего совершенствования. Действительно, если тренер правильно определил соответствие новичка требованиям данного вида спорта, если сумел сформировать разносторонний двигательный фундамент, не приглушил, а развил мотивацию к систематической тренировке, то ученик получит высокие оценки на этапах многолетнего отбора. Именно в этом

 

случае следует считать, что тренер работает хорошо, а не в том, если его ученик победил на первенстве города или республики среди подростков.

В этой связи и система детских соревнований должна прежде всего решать задачу всесторонней оценки перспективности спортсмена, т. е. позволять оценивать уровень генетически обусловленных и трудно развиваемых качеств (гибкости, быстроты и координации), специализированных восприятий, эффективность техники, личностно-психологические способности.

Естественно, что в одной статье невозможно осветить все аспекты столь обширной проблемы. Однако мы надеемся, что этот материал если не прямо улучшит положение дел, то хотя бы повысит внимание к наиболее слабому звену нашей системы подготовки пловцов — подготовке полноценного резерва.

 

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

   


Н. Ж. Булгакова, А. Н. Сальникова, ГЦОЛИФК
 

Продолжительность, планирование и периодизация многолетней тренировки определяются такими показателями, как оптимальный возраст для демонстрации высших спортивных достижений, возрастная динамика роста спортивных результатов и развития физических качеств, оптимальный возраст для начала занятий. В связи с этим при разработке стратегии многолетней подготовки конечным ориентиром планирования является возраст достижения спортивного мастерства. В последнем олимпийском цикле оптимальный возрастной диапазон для демонстрации высших спортивных достижений в плавании составлял у мужчин 17 — 23 года, у женщин — 15 —

 

20 (табл. 1). Его начало совпадает с завершением процессов роста и биологического развития организма подростков (17 лет — у мужчин и 15 лет — у женщин), о чем свидетельствует выполнение норматива мс.

Этот период продолжается в течение 5 — 6 лет — время, необходимое для достижения уровня мастерства мирового класса (включая выполнение норматива мсмк как одного из этапов на пути к высшему мастерству). Таким образом, в, спортивном плавании к достижениям мирового уровня приходят взрослые люди, затратившие на систематическую тренировочную работу в возрастных группах: мужчины — от 10 до 15 лет и женщи-

Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало