|
||||
пользовалось в подготовительном периоде. Это упражнение позволяет хорошо отрабатывать фазу захвата с «высоким» положением локтя. Данное упражнение спортсменки проплывали кролем на груди от 1000 до 2000 м (50 м по канату, 50 м обычным кролем). Иногда практиковалось натяжение двух канатов рядом на расстоянии 70 — 80 см, при этом спортсменки плавали на спине, подтягиваясь за канат двумя руками одновременно. Во время гребка требовалось держать локоть строго вниз («высокое» положение локтя). Очень полезно в подготовительном периоде использовать плавание при помощи рук с поплавком, зажатым между бедрами. Оно способствует удержанию туловища в горизонтальном положении, освобождает мышцы туловища от излишнего напряжения, обеспечивает свободную амплитуду движений руками в плечевых суставах, увеличивает плавучесть тела. Все это позволяет больше внимания уделять качественному выполнению гребков и дыханию. В подготовительном и основном периодах это упражнение использовалось достаточно часто, в соревновательном — для отработки темпа, ритма и «шага» плавания на максимальных скоростях. Плавание с ластами благоприятно влияет на развитие тактильной чувствительности пловца, чувства скорости обтекаемых потоков, отработку волнообразных движений туловищем и ногами. Работа рук при этом облегчена; они могут совершать движения с полной, амплитудой и на высоких скоростях. В начале подготовительного периода это упражнение использовалось достаточно часто. По нашему мнению, оно наиболее полезно для дельфинисток. Плавание с дыхательной трубкой для подводного плавания позволяет улучшать дыхательную деятельность, стабилизировать положение туловища и плечевого |
пояса, что положительно отражается на продуктивности гребков и скорости продвижения. Это упражнение широко использовалось в подготовительном периоде, достаточно часто — в основном и почти не использовалось в соревновательном. Плавание с резиновым амортизатором создает прогрессивно нарастающее сопротивление продвижению пловца вперед. Скорость замедляется до «0», после чего пловец разворачивается и может плыть в обратную сторону за счет упругого сокращения резинового амортизатора. При этом он получает определенное ускорение, которое по мере сокращения шнура уменьшается, но пловец должен сохранять первоначальную скорость. Постоянно меняющиеся условия продвижения требуют от спортсменов умения приспосабливаться, что способствует формированию техники плавания в широком диапазоне скоростных и силовых параметров. Упражнения с резиновыми амортизаторами выполнялись в четырех вариантах: 1) растяжение амортизатора до определенной отметки с удержанием этого натяжения в течение 30 с, 1 мин, 1 мин 30 с, 2 мин. Упражнение повторялось 4 — 8 раз; 2) растяжение амортизатора на максимальную длину и выполнение 8 — 20 гребков. Упражнение повторялось 8 — 12 раз с интервалом отдыха между повторениями до 2 мин; 3) плавание по резине после максимального растяжения. Дозировка такая же, как в упражнении 2; 4) выполнение работы в парах. Поочередное проплывание серий 10X200 или 20Х100 м: пока одна спортсменка работает на амортизаторе, другая плывет 200 или 100 м при помощи рук и т. д. Для тренировок в основном и соревновательном периодах использовались амортизаторы (вакуумная резина) диаметром 6 — 12 мм и длиной 10 — 14 м; в подготовительном — меньшего диаметра и большей длины. Для |
|||
48 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
увеличения нагрузки на этапах сужения практиковалось выполнение упражнений с лопаточками различных размеров. Для развития и реализации накопленного потенциала в скорость применялась буксировка спортсменок на электролебедке, скорость которой плавно регулировалась от 0 до 3 м/с. Во время выполнения упражнения капроновый шнур крепился широким поясом на туловище спортсменки. Упражнения выполнялись 2 — 3 раза в неделю сериями 4X50 м. Интервал отдыха между отрезками был равен времени возвращения спортсменки по бортику бассейна на исходную позицию (1 — 1,5 мин). Скорость протяжки задавалась индивидуально и была несколько выше (на 3 — 5%) максимальной скорости спортсменки на данном этапе подготовки. Буксировка осуществлялась с равномерной скоростью, с замедлением или ускорением к концу отрезка, а также с отключением тяги ле- |
бедки на последних 10 — 15 м; при этом оставшиеся 10 — 15 м спортсменки должны были плыть, не снижая скорости. Время каждой попытки фиксировалось. При буксировке на лебедке применялись следующие упражнения: 1) скольжение в наиболее обтекаемом положении без работы руками и ногами; 2) плавание с работой туловищем и ногами; 3) плавание с работой только руками; 4) плавание в полной координации; 5) плавание ногами вперед (крепление шнура за лодыжки), работая руками против потока. Было замечено, что при одной и той же скорости протяжки время проплывания тестовых отрезков было различным (табл. 2). Эти различия в результатах, очевидно, связаны с уровнем технического мастерства спортсменок и способностью поддерживать его на сверхмаксимальных скоростях. По мере подготовки время уменьшалось, при этом установка оставалась не- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
|
||||
изменной. По-видимому, это свидетельствует о том, что постепенно спортсменки освоили сверхскорости, подстроили технику, окрепли физически, повысили уровень скоростных- возможностей. Однако некоторые спортсменки после плавания на лебедке жаловались на потерю, «чувства воды» и различные непривычные ощущения. Используя протяжку, мы обратили внимание на то, что техника плавания очень часто, не соответствует сверхскоростям. В связи с этим одновременно с протяжкой на лебедке стали осуществлять видеозапись техники. При анализе техники плавания на сверхскоростях выявлялись ошибки, которые могут возникать при плавании на планируемых скоростях. Таким образом, в подготовку вносились упреждающие коррекции, направленные на формирование техники будущих результатов. Тренировка в гидроканале позволяет эффективно решать несколько задач одновременно. При скоростях потока 1,0 — 1,3 м/с отрабатывалась техника плавания по элементам и в координации. При этом за качеством выполнения движений тренеру удобно следить через смотровое окно. При увеличении скорости наряду с совершенствованием техники решались задачи функциональной подготовки и отрабатывались тактические варианты проплывания соревновательной дистанции (быстрое начало, равномерное проплывание, финишное ускорение). В соревновательном периоде гидроканал использовался для проведения скоростных тренировок типа тестов. Кроме того, как и при плавании на лебедке, практиковались тренировки на сверхскоростях; при этом давались целевые установки на удержание на потоке — от нескольких гребков до рекордных результатов. Улучшение этих показателей свидетельствовало о повышении уровня скоростной выносливости. |
Для формирования правильной темпо-ритмовой структуры и длины «шага» плавания на скоростях, максимально приближенных к соревновательным, нами применялись электромеханический лидер и система связи «тренер — пловец» с подачей звуковых сигналов, соответствующих оптимальному темпу. Используемые упражнения в воде вносили разнообразие, повышали эмоциональный фон, уменьшали монотонность подготовки; способствовали слаженной организации двигательного навыка, экономии физических затрат, более полному использованию Скрытых резервов организма; значительно повышали эффективность процесса подготовки и облегчали выполнение запланированных нагрузок на более высоком уровне. На основании длительного использования дополнительных упражнений нам удалось в какой-то мере уточнить степень их влияния на развитие скорости при подготовке дельфинисток 14 — 17 лет (табл. 3). В заключение можно сделать следующие выводы. Наш опыт работы со спортсменками-дельфинистками показал, что систематическое применение дополнительных средств в воде позволяет заметно улучшить спортивные результаты. Кроме всего прочего, это достигается за счет повышения физических возможностей на суше, применения системы дополнительных средств в воде и высокого уровня технической подготовки. Сравнивая эффективность построения тренировки «суша — вода», одним из оптимальных вариантов для повышения скорости дельфинисток мы считаем следующее сочетание упражнений: на суше — тренировка на тренажерах «Хюттеля—Мертенса» и «Мини-Джи» в сочетании с упражнениями для укрепления мышц брюшного пресса и спины, суставов и связок конечностей, на гибкость и растяжение; в воде — плавание с резиновым |
|||
50 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
амортизатором, в гидроканале и с буксировкой на электролебедке. Надеемся, что накопленный опыт повышения скорости плов- |
чих-дельфин исток будет способствовать дальнейшему совершенствованию тренировочного процесса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наверное, мало кто сомневается в том, что проблема подготовки полноценного резерва является наиболее острой для отечественной школы плавания. Как, |
впрочем, и в том, что важнейший шаг на пути ее решения — приведение системы обучения в спортивных школах в соответствие с закономерностями становления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |