Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПРИМЕНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
СКОРОСТИ ПЛОВЦОВ

   


А. Ф. Красиков, зт РСФСР, кпн;
С. В. Койгеров, кпн, Москва
 

В последнее время в тренировочном процессе пловцов для развития скорости стали широко использоваться различные средства силовой и технической подготовки непосредственно в воде. Одной из причин является то, что средства силовой подготовки на суше не создают в достаточной мере условий сопряженности развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, реализация силы, накопленной на суше, в спортивный результат требует определенного периода, во время которого происходит приспособление технического навыка к новым силовым возможностям (В. Н. Платонов, 1980). По данным М. И. Сайгина (1983), продолжительность этого периода равна 10 — 12 неделям. Использование упражнений «силового» плавания в воде позволяет более эффективно «сблизить» и быстрее реализовать в спортивный результат физические качества, развитые на суше (С. М. Вайцеховский, 1970, 1986). Это условие выполнимо в том случае, если осуществляются постоянный контроль за технической подготовленностью и в случае необходимости — коррекция выявленных недостатков. Особенно это актуально для спортсменов, специализирующихся в плавании дельфином, где сочетание силовой и технической подготовленности играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов. Теперь уже стало очевидным, что в одиночку, без привлечения специалистов из других областей знаний тренер не в состоянии организовать тренировочный процесс на современном уровне. Как известно, тренировка

 

по плаванию весьма монотонна. Это обстоятельство позволяет предполагать, что применение в тренировке упражнений, выполняемых с различными аппаратами и приспособлениями, окажет положительное воздействие на психику спортсменов и их работоспособность.

В данной статье приводятся результаты подготовки пловчих-дельфинисток 14 — 17 лет (кмс и мс), систематически (во все периоды подготовки) использовавших дополнительные упражнения силовой и технической подготовки в воде, с помощью которых решались задачи развития скорости, повышения уровня силовых возможностей в воде и совершенствования технического мастерства. Была разработана схема применения дополнительных упражнений в воде, суть которой заключалась в следующем. В общепринятую тренировку в воде включались 2 — 3 дополнительных упражнения, которые сочетались с функциональной работой. Объем тренировочной нагрузки в одном занятии составлял: в подготовительном периоде — 60 — 90 мин на суше и 4 — 5 км в воде; в основном — соответственно 90 мин и 6 — 7 км; в соревновательном — 30 — 60 мин на суше и 3 — 5 км в воде. Занятия строились однонаправленно: суша — вода. При этом если, например, на суше планировалась нагрузка с акцентом на ноги, то и в воде использовались упражнения для ног и т. д. При выполнении каждого упражнения (как на суше, так и в воде) контролировалось правильное его выполнение, соответствующее по продолжительности, ритму и структуре соревновательному.

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

В программе подготовки на суше был увеличен объем специально-подготовительных упражнений — для совершенствования техники плавания, а также для коррекции выявленных недостатков. Для укрепления связок проводилась объемная работа с использованием упражнений на пластичность, растяжение и расслабление в сочетании с упражнениями силового характера. Особенно большое внимание уделялось увеличению подвижности плечевых и голеностопных суставов — для этого использовался комплекс упражнений, выполняемых ежедневно. В результате две спортсменки свободно доставали пальцами ног до пола (подошвенное сгибание в голеностопном суставе) в положении сидя, пятки соединены; три спортсменки выполняли «выкрут» в плечевых суставах при «нулевом» положении хвата. Нам уда­ лось значительно повысить силовые показатели по ОФП (табл. 1). Например, на перекладине почти все спортсменки могли подтянуться 20 — 40 раз. В жиме штанги лежа произошли сдвиги на 10 — 15 кг и более, а Т. Курникова выжимала 70 кг!

В ходе подготовки применялись гидроканал, электролебедка, электромеханический лидер, система связи «тренер — пловец», тренажеры «Хюттеля — Мертенса», «Мини-Джи», наклонные тележки, блоки, комплексный тренажер «Геркулес», резиновые амортизаторы, поролоновые волокуши, штанги, гантели и другое оборудование.

Контроль за ходом подготовки осуществлялся по данным силы тяги на суше и в воде, времени проплывания скоростных тестов, врачебно-педагогическим наблюдениям. Техника плавания контролировалась с помощью комплексной методики видео регистрации под водой, разработанной одним из авторов статьи. На основании данных комплексных обследований определялось отстающее звено в системе

 

подготовки и осуществлялась его коррекция.

На начальных этапах подготовки было выявлено, что спортсменки «засиживаются» на старте. На отрыв ног от стартовой тумбочки после подачи стартовой команды уходило 0,7 — 0,95 с; потери времени (вследствие плохой группировки и вращения при выполнении поворотов) составляли 0,2 — 0,36 с; внутрицикловые колебания скорости — от 0,8 до 1,9 м/с. При этом у спортсменок наблюдались ослабленная или одноударная работа ногами; глубокое погружение плечевого пояса в фазах захвата и подтягивания; «проваливание» локтя в фазах подтягивания и отталкивания и другие ошибки. Те спортсменки, которые справились с выявленными недостатками, ушли далеко вперед и сегодня достаточно успешно выступают на соревнованиях.

В процессе формирования и совершенствования техники гребковых, движений и развития силы главная роль отводилась созданию силы тяги и снижению гидродинамического сопротивления путем развития физических качеств в следующей последовательности: силы (ноябрь — декабрь), мощности (декабрь — январь), скорости и ускорения (январь — февраль) .

Широкий круг дополнительных средств в воде использовался нами для решения следующих задач: разнообразия тренировочных занятий; обеспечения «переноса» достигнутых силовых возможностей на спортивное плавание; повышения эффективности гребков. Каждое упражнение применялось дифференцированно в зависимости от индивидуальных особенностей, уровня подготовленности спортсменки и этапа подготовки. Рассмотрим некоторые упражнения подробнее.

Упражнения с лопаточками создают повышенную опору о воду, что отрицательно сказывается на технике гребковых движе-

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

 

Динамика силовых и технических показателей
дельфинисток 14 — 17 лет

Виды испытаний

Показатели

1982

1983

Сдвиг

Жим штанги лежа на скамейке, кг

37 — 55

42,4

45 — 70

52,6

10,2

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

7 — 20

14

17 — 40

30

16

Прыжок в длину с места, см

196 — 214

 204,2

216 — 232

 221,6

17,4

Сила тяги, кг:

 

 

 

на суше

33,0 — 41,6

 37,2

39,3 — 51,0

 43,5

6,3

в воде:

 

 

 

— при работе ногами

8,0 — 9,2

8,6

9,4 — 11,8

10,4

1,8

— при работе руками.

9,0 — 10,3

9,6

10,2 — 13,1

 11,3

1,7

— в полной координации

12,5 — 16,1

 14,3

15,7 — 18,5

 16,7

2,4

Время преодоления стационарных отрезков, с:

 

 

 

10 м со старта

4,22 — 4,89

4,61

3,80 — 4,41

 4,16

—0,45

15 м с поворотом (7,5+7,5)

8,98 — 9,66

9,38

8,55 — 9,46

 9,11

—0,27

10м с ходу

6,04 — 6,91

 5,85

5,93 — 6,36

5,67

—0,18

Внутрицикловая скорость, м/с

 

 

 

максимальная

1,70 — 2,05

1,86

1,80 — 2,10

1,95

0,09

минимальная

1,00 — 1,30

 1,15

1,23-1,45

134

0,19

50 м со старта, с

29,2 — 32,4

30,8

28,9 — 30,0

 29,44

—1,36

Вес, кг

46,6 — 60,8

52,8

51,2 — 62,0

 54,1

1,3

Примечание. Здесь и в табл. 2 цифровые данные указывают: верхняя строчка — крайние значения величин; нижняя — среднюю арифметическую величину.

 

ний и длине «шага». Применять их в подготовительном периоде нецелесообразно, поскольку еще нет достаточного силового потенциала. В основном и соревновательном периодах упражнения с

 

лопаточками широко использовались для развития силы и мощности гребков.

Плавание по канату, натянутому вдоль дорожки бассейна на глубине 50 — 70 см, часто ис-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

пользовалось в подготовительном периоде. Это упражнение позволяет хорошо отрабатывать фазу захвата с «высоким» положением локтя. Данное упражнение спортсменки проплывали кролем на груди от 1000 до 2000 м (50 м по канату, 50 м обычным кролем). Иногда практиковалось натяжение двух канатов рядом на расстоянии 70 — 80 см, при этом спортсменки плавали на спине, подтягиваясь за канат двумя руками одновременно. Во время гребка требовалось держать локоть строго вниз («высокое» положение локтя).

Очень полезно в подготовительном периоде использовать плавание при помощи рук с поплавком, зажатым между бедрами. Оно способствует удержанию туловища в горизонтальном положении, освобождает мышцы туловища от излишнего напряжения, обеспечивает свободную амплитуду движений руками в плечевых суставах, увеличивает плавучесть тела. Все это позволяет больше внимания уделять качественному выполнению гребков и дыханию. В подготовительном и основном периодах это упражнение использовалось достаточно часто, в соревновательном — для отработки темпа, ритма и «шага» плавания на максимальных скоростях.

Плавание с ластами благоприятно влияет на развитие тактильной чувствительности пловца, чувства скорости обтекаемых потоков, отработку волнообразных движений туловищем и ногами. Работа рук при этом облегчена; они могут совершать движения с полной, амплитудой и на высоких скоростях. В начале подготовительного периода это упражнение использовалось достаточно часто. По нашему мнению, оно наиболее полезно для дельфинисток.

Плавание с дыхательной трубкой для подводного плавания позволяет улучшать дыхательную деятельность, стабилизировать положение туловища и плечевого

 

пояса, что положительно отражается на продуктивности гребков и скорости продвижения. Это упражнение широко использовалось в подготовительном периоде, достаточно часто — в основном и почти не использовалось в соревновательном.

Плавание с резиновым амортизатором создает прогрессивно нарастающее сопротивление продвижению пловца вперед. Скорость замедляется до «0», после чего пловец разворачивается и может плыть в обратную сторону за счет упругого сокращения резинового амортизатора. При этом он получает определенное ускорение, которое по мере сокращения шнура уменьшается, но пловец должен сохранять первоначальную скорость. Постоянно меняющиеся условия продвижения требуют от спортсменов умения приспосабливаться, что способствует формированию техники плавания в широком диапазоне скоростных и силовых параметров. Упражнения с резиновыми амортизаторами выполнялись в четырех вариантах: 1) растяжение амортизатора до определенной отметки с удержанием этого натяжения в течение 30 с, 1 мин, 1 мин 30 с, 2 мин. Упражнение повторялось 4 — 8 раз; 2) растяжение амортизатора на максимальную длину и выполнение 8 — 20 гребков. Упражнение повторялось 8 — 12 раз с интервалом отдыха между повторениями до 2 мин; 3) плавание по резине после максимального растяжения. Дозировка такая же, как в упражнении 2; 4) выполнение работы в парах. Поочередное проплывание серий 10X200 или 20Х100 м: пока одна спортсменка работает на амортизаторе, другая плывет 200 или 100 м при помощи рук и т. д.

Для тренировок в основном и соревновательном периодах использовались амортизаторы (вакуумная резина) диаметром 6 — 12 мм и длиной 10 — 14 м; в подготовительном — меньшего диаметра и большей длины. Для

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

увеличения нагрузки на этапах сужения практиковалось выполнение упражнений с лопаточками различных размеров.

Для развития и реализации накопленного потенциала в скорость применялась буксировка спортсменок на электролебедке, скорость которой плавно регулировалась от 0 до 3 м/с. Во время выполнения упражнения капроновый шнур крепился широким поясом на туловище спортсменки. Упражнения выполнялись 2 — 3 раза в неделю сериями 4X50 м. Интервал отдыха между отрезками был равен времени возвращения спортсменки по бортику бассейна на исходную позицию (1 — 1,5 мин). Скорость протяжки задавалась индивидуально и была несколько выше (на 3 — 5%) максимальной скорости спортсменки на данном этапе подготовки. Буксировка осуществлялась с равномерной скоростью, с замедлением или ускорением к концу отрезка, а также с отключением тяги ле-

 

бедки на последних 10 — 15 м; при этом оставшиеся 10 — 15 м спортсменки должны были плыть, не снижая скорости. Время каждой попытки фиксировалось.

При буксировке на лебедке применялись следующие упражнения: 1) скольжение в наиболее обтекаемом положении без работы руками и ногами; 2) плавание с работой туловищем и ногами; 3) плавание с работой только руками; 4) плавание в полной координации; 5) плавание ногами вперед (крепление шнура за лодыжки), работая руками против потока. Было замечено, что при одной и той же скорости протяжки время проплывания тестовых отрезков было различным (табл. 2). Эти различия в результатах, очевидно, связаны с уровнем технического мастерства спортсменок и способностью поддерживать его на сверхмаксимальных скоростях. По мере подготовки время уменьшалось, при этом установка оставалась не-

 

Таблица 2

Динамика результатов на дистанции 50 м с буксировкой
на лебедке (время протяжки — 26 — 27 с)

Спортсменки

Время проплывания тестовых отрезков, с

Месяцы

Сдвиги

V

VI

VII

VIII

П-с Н.

26,2 — 27,0

26,6

27,0 — 27,6

27,3

27,2 — 27,5

27,4

25,2 — 25,6

25,4

1,2

К-ва Т.

26,9 — 27,7

27,3

27,2 — 27,7

27,5

26,4 — 26,6

26,4

25,5 — 27,0

26,5

0,8

В-ва Е.

28,1 — 29,7

28,9

27,4 — 27,8

27,6

26,5 — 27,0

26,8

25,1 — 26,0

25,4

3,5

О-к Е.

27,9 — 28,6

28,3

27,1 — 27,4

27,3

26,2 — 27,4

26,8

27,1 — 27,8

27,5

0,8

О-ар Е.

28,7 — 29,4

29,0

28,1 — 28,7

28,4

26,5 — 26,7

26,6

25,2 — 26,4

25,8

3,2

П-на М.

28,7 — 29,3

29,0

27,2 — 28,0

27,6

26,5 — 26,6

26,6

26,8 — 27,6
27,2

1,8

И-ва М.

27,0 — 31,4

29,2

27,8 — 28,2

28,0

27,8 — 27,9

27,9

1

1,3

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

изменной. По-видимому, это свидетельствует о том, что постепенно спортсменки освоили сверхскорости, подстроили технику, окрепли физически, повысили уровень скоростных- возможностей. Однако некоторые спортсменки после плавания на лебедке жаловались на потерю, «чувства воды» и различные непривычные ощущения.

Используя протяжку, мы обратили внимание на то, что техника плавания очень часто, не соответствует сверхскоростям. В связи с этим одновременно с протяжкой на лебедке стали осуществлять видеозапись техники. При анализе техники плавания на сверхскоростях выявлялись ошибки, которые могут возникать при плавании на планируемых скоростях. Таким образом, в подготовку вносились упреждающие коррекции, направленные на формирование техники будущих результатов.

Тренировка в гидроканале позволяет эффективно решать несколько задач одновременно. При скоростях потока 1,0 — 1,3 м/с отрабатывалась техника плавания по элементам и в координации. При этом за качеством выполнения движений тренеру удобно следить через смотровое окно. При увеличении скорости наряду с совершенствованием техники решались задачи функциональной подготовки и отрабатывались тактические варианты проплывания соревновательной           дистанции

(быстрое начало, равномерное проплывание, финишное ускорение). В соревновательном периоде гидроканал использовался для проведения скоростных тренировок типа тестов. Кроме того, как и при плавании на лебедке, практиковались тренировки на сверхскоростях; при этом давались целевые установки на удержание на потоке — от нескольких гребков до рекордных результатов. Улучшение этих показателей свидетельствовало о повышении уровня скоростной выносливости.

 

Для формирования правильной темпо-ритмовой структуры и длины «шага» плавания на скоростях, максимально приближенных к соревновательным, нами применялись электромеханический лидер и система связи «тренер — пловец» с подачей звуковых сигналов, соответствующих оптимальному темпу.

Используемые упражнения в воде вносили разнообразие, повышали эмоциональный фон, уменьшали монотонность подготовки; способствовали слаженной организации двигательного навыка, экономии физических затрат, более полному использованию Скрытых резервов организма; значительно повышали эффективность процесса подготовки и облегчали выполнение запланированных нагрузок на более высоком уровне. На основании длительного использования дополнительных упражнений нам удалось в какой-то мере уточнить степень их влияния на развитие скорости при подготовке дельфинисток 14 — 17 лет (табл. 3).

В заключение можно сделать следующие выводы. Наш опыт работы со спортсменками-дельфинистками показал, что систематическое применение дополнительных средств в воде позволяет заметно улучшить спортивные результаты. Кроме всего прочего, это достигается за счет повышения физических возможностей на суше, применения системы дополнительных средств в воде и высокого уровня технической подготовки. Сравнивая эффективность построения тренировки «суша — вода», одним из оптимальных вариантов для повышения скорости дельфинисток мы считаем следующее сочетание упражнений: на суше — тренировка на тренажерах «Хюттеля—Мертенса» и «Мини-Джи» в сочетании с упражнениями для укрепления мышц брюшного пресса и спины, суставов и связок конечностей, на гибкость и растяжение; в воде — плавание с резиновым

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Дополнительные упражнения и степень их влияния на скорость
дельфинисток 14 — 17 лет в различные периоды подготовки

Упражнения

Периоды подготовки

подготовительный

основной

соревновательный

1. С лопаточками различных размеров

0

2

. 2

2. Плавание по канату

3

1

0

3. Плавание при помощи рук с поплавком, зажатым между бедрами

3

2

3

4. Плавание с ластами

3

1

3

5. Плавание с дыхательной трубкой для подводного плавания

2

1

0

6. Плавание с резиновым амортизатором

1

3

3

7. Буксировка на. электролебедке

1

2

3

8. В гидроканале

2

2

3

9. На тренажере «Экзерджени»

1

2

0

10. На блоках с грузами _

1

2

0

11. С различными тормозами

1

3

2

12. С отягощениями (пояса, манжеты весом 0,5 — 2,5 кг)

1

1

0

Условные обозначения: 3 — большая степень влияния; 2 — средняя; 1 — незначительная; 0 — отсутствие влияния.

 

 

амортизатором, в гидроканале и с буксировкой на электролебедке.

Надеемся, что накопленный опыт повышения скорости плов-

 

чих-дельфин исток будет способствовать дальнейшему совершенствованию тренировочного процесса.

 

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО
РЕЗЕРВА


ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА

   


К. П. Сахновский, С. Л. Фесенко, Киев
 

Наверное, мало кто сомневается в том, что проблема подготовки полноценного резерва является наиболее острой для отечественной школы плавания. Как,

 

впрочем, и в том, что важнейший шаг на пути ее решения — приведение системы обучения в спортивных школах в соответствие с закономерностями становления

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало