Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Основные действия: туловище выходит на поверхность воды; выполняется выдох.

Цель: повысить скорость продвижения.

Смысловые задачи: 1) создать продвигающую силу гребком одной рукой и ногами; 2) уменьшить сопротивление воды туловищу, 3) выйти с первым гребком на поверхность воды; 4) определить оптимальный ритм согласования движений руками и ногами.

 

Требования к движениям: 1) выполнить активный, сильный гребок одной рукой (с ускорением в конце гребка); 2) максимально вытянуть вперед плечо впереди скользящей руки; 3) воздержаться от вращения плеч и туловища во время гребка; 4) поднять немного голову, плечи и туловище за счет первой части гребка для выхода на поверхность воды; 5) выполнить первый гребок рукой после поворота сильнее, чем обычные гребки.

 

 

КОМБИНИРОВАННАЯ ТРЕНИРОВКА

   


В. И. Зверник, старший тренер ДЮСШ «Локомотив», Минск;
И. В. Зверник, преподаватель Минского государственного пединститута им. А. М. Горького
 

Высокие спортивные результаты в плавании тесно связаны с развитием выносливости. Повышение выносливости — одно из важнейших условий улучшения работоспособности спортсменов и повышения результативности выступлений на соревнованиях. Известный интерес представляет освещение одного из частных моментов развития общей выносливости — повышения аэробной производительности на заключительном этапе подготовительного периода тренировки пловца (непосредственно предшествующего периоду специализированной работы по развитию скоростных возможностей и специальной выносливости). В данной статье излагается опыт успешного применения так называемого метода комбинированной тренировки. Суть его заключается в комбинировании способа кроль с другими способами плавания для подведения пловца к более напряженным тренировочным режимам. При этом из микроцикла (МКЦ) в микроцикл в тренировочных сериях изменяется соотношение к ролевых и некролевых способов пла-

 

вания в пользу вторых (в одном из них спортсмен, как правило, специализируется). Это позволяет постепенно увеличивать напряженность тренировочного занятия, осваивать все более трудные тренировочные режимы. (Конкретный методический материал по напряженности тренировочных режимов в плавании см. в сб. «Плавание», 1985, с. 16 — 19.)

Комбинированная тренировка используется в течение шестинедельных МКЦ и позволяет значительно повысить аэробные возможности пловца и заметно улучшить его спортивные результаты. Здесь, видимо, сказывается эффект, упомянутый С. М. Вайцеховским (1971), когда общая выносливость приблизительно на 85 — 100% определяет спортивный результат. Многолетний опыт применения комбинированной тренировки показал, что наибольший прирост результатов происходит в некролевых способах плавания. Однако в качестве попутного эффекта зарегистрирован достоверный прирост скорости в кроле. Он достигается за счет протекания тренировочной работы в этот

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

момент на стыке аэробно-анаэробных режимов, что соответствует концепции усложнения тренировочных заданий, которые ставили бы перед спортсменами все более и более трудные двигательные, тактические и психологические задачи (К. А. Инясевский, 1970; Г. В. Яроцкий, 1977). К тому же, как известно, наибольший эффект развития аэробных возможностей дает не длительная работа умеренной интенсивности, а анаэробная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха.

Это положение легло в основу предлагаемой нами формы интервальной тренировки, направленной на значительное повышение аэробного «потолка» спортсменов. Основным инструментом для реализации задачи служит табл. 1. К примеру, переход спортсменов от хорошо освоенной степени напряженности 3,7 км/ч (см. таблицу напряженности в сб. «Плавание», 1985) к степени напряженности 4,0 км/ч сразу весьма затруднителен. Здесь и приходит на помощь комбинированная тренировка. В первой горизонтальной строке табл. 1 видно, как из МКЦ в МКЦ изменяется процентное соотношение объема некролевых способов плавания и кроля. Это соотношение, переведенное в метры, указано в каждой конкретной серии отрезков (в скобках вначале следует количественное выражение некролевого способа, а затем в плавании кролем), здесь же указан диапазон отрезков для каждой серии.

Экспериментально выявлено оптимальное процентное содержание комбинированной тренировки в общем объеме плавательной подготовки. Оно одинаково для всех МКЦ и равно приблизительно 20 — 25%. В таблице также выделены группы упражнений, которые рекомендуются авторами для постепенного освоения в I и II микроциклах учебного года.

 

Практически это выглядит следующим образом. Для освоения большей степени напряженности в пределах одного мезоцикла, состоящего из шести МКЦ, ставится следующая задача: повысить функциональные возможности спортсменок так, чтобы они свободно освоили — скажем, для дельфина — степень напряженности 4 км/ч (в тренировке пловцов это соответствует режиму 1.30,0 для дистанции 100 м; 3.00,0 — для 200 м; 6.00,0 — для 400 м и т. д.). Для этого спортсменам предлагается в течение первого МКЦ использовать соотношение некролевого (в нашем примере — дельфин) способа плавания и. кроля в пределах 25% и при этом непременно «уложиться» в соответствующий тренировочный режим на заданной дистанции. К концу МКЦ, как правило, это происходит достаточно успешно, о чем свидетельствует частота пульса на финише серии отрезков комбинированной тренировки (в пределах 25 уд. за 10 с). Такая ответная реакция организма на предлагаемую нагрузку говорит о наступившей адаптации к тренировочной работе заданной интенсивности.

Для дальнейшего повышения уровня работоспособности предлагается программа следующего, второго МКЦ. Здесь уже соотношение некролевых способов плавания и кроля — 1/3 (33,3%). В дальнейшем, от МКЦ к МКЦ, это соотношение (см. табл. 1) неуклонно меняется в пользу некролевого плавания, пока не достигнет в шестом МКЦ 100%. Но обязательным условием во всех случаях является необходимость строгого выполнения требований заданного тренировочного режима в рамках осваиваемой степени напряженности.

Многолетнее использование описанной системы тренировки, направленной на повышение потолка аэробной производительности на последнем этапе подготовительного периода (предшествую-

 
Library   42   Up


Contents

 

Home
 

 

 

Таблица 1

 

Серия отрезков в комбинированной тренировке (сочетание некролевых способов плавания с кролем
в меняющихся соотношениях в заданном режиме)

Макроциклы

Микроциклы

1 (25%)*

2 (33,5%)

3 (50%)

4 (66,6%)

5 (75%)

6 (100%)

I

nХ50 м
(12,5+37,5)*

nХ100 м
(25+75)

nХ200 м
(50+150)

nХ300 м
(75+225)

nХ75 м
(25+50)

nХ150 м
(50+100)

nХ300 м
(100+200)

nХ450 м
(150+300)

nХ25 м
(12,5+12,5)

nХ50 м
(25+25)

nХ100 м
(50+50)

nХ150 м
(75+75)

nХ75 м
(50+25)

nХ150 м
(100+50)

nХ300 м
(200+100)

nХ450 м
(300+150)

nХ50 м
(37,5+12,5)

nХ100 м
(75+25)

nХ200 м
(150+50)

nХ300 м
(225+75)

nХ25 м
nХ50 м

nХ75 м
nХ100 м

nХ125 м
nХ150 м

nХ200 м
nХ250 м

II

nХ400 м
(100+300)

nХ600 м
(150+450)

nХ800 м
(200+600) 

nХ600 м
(200+400)

nХ900 м
(300+600)

nХ200 м
(100+100)

nХ300 м
(150+150)

nХ400 м
(200+200)

nХ500 м
(250+250)

nХ600 м
(400+200)

nХ900 м
(600+300)

nХ400 м
(300+100)

nХ600 м
(450+ 150)

nХ800 м
(600+200)

nХ300 м
nХ400 м

nХ500 м
nХ600 м

nХ800 м

* В скобках дано процентное содержание кроля в серии.

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

щего, как правило, шестинедельному периоду непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям), позволяет сделать следующие выводы.

1. Применение в течение шести МКЦ комбинированной тренировки существенно повышает уровень общей выносливости (о чем свидетельствуют неоднократно проводимые параллельные биолого-педагогические исследования) и обеспечивает постепенный переход от преимущественного развития аэробных к преимущественному развитию анаэробных механизмов энергообеспечения за

 

счет применения смешанных аэробно-анаэробных режимов работы.

2. Освоение более «жестких» режимов протекает плавно.

3. В течение одного годичного цикла возможно освоение двух или трех (при трехцикловом планировании годовой подготовки) шестинедельных программ комбинированной тренировки.

4. Применение этой формы тренировочной работы приводит к достоверному приросту спортивных результатов пловцов (наглядная динамика результатов спортсменов представлена в табл. 2).

 

Таблица 2

Динамика результатов пловцов при использовании комбинированной
тренировки
(результаты приведены по классификации до 1985 г.)

Фамилия,

имя

спортсмена

Дистанция, способ плавания

Результаты

исходные

итоговые

Освоение напряженности 3,7 км/ч

Ф-й Н.

100 м, дельфин

1.13,7 (I p)

1.09,4 (кмс)

200 м, в/стиль

2.20,3 (I р)

2.14,0 (кмс)

400 м, в/стиль

4.53,1 (I р)

4.40,3 (кмс)

П-к Т.

100 м, в/стиль

1.05,1 (I р)

1.03,2 (кмс)

200 м, в/стиль

2.22,8 (I р)

2.17,4 (кмс)

100 м, дельфин

1.16,9 (I р)

1.12,0 (кмс)

П-ва Л.

100 м, в/стиль

1.07,9 (I р)

1.06,3 (I р)

200 м, в/стиль

2.28,3 (II р)

2.22,4 (кмс)

400 м, в/стиль

5.16,1 (II р)

4.58,4 (I р)

М-я И.

100 м, в/стиль

1.05,9 (I р)

1.05,0 (I р)

200 м, в/стиль

2.24,2 (I р)

2.18,1 (кмс)

400 м, в/стиль

5.06,4 (I р)

4.56,0 (I р)

К-ч Ю.

100 м, дельфин

1.08,4 (I р)

1.06,8 (I р)

200 м, в/стиль

2.16,5 (I р)

2.10,4 (I р)

400 .м. в/стиль

4.43,4 (I р)

4,29,5 (I р)

Освоение напряженности 4,0 км/ч

Ф-й Н.

200 м, дельфин

2.36,9 (кмс)

2.33,3 (мс)

П-к Т.

100 м, дельфин

1.21,1 (кмс)

1.09,6 (мс)

200 м, дельфин

2.38,4 (кмс)

2.28,0 (мс)

В-х В.

100 м, н/спине

1.13,7 (кмс)

1.11,6 (мс)

К-ч Ю.

100 м, дельфин

1.04,6 (кмс)

1.02,1 (кмс)

 

200 м, дельфин

2.14,7 (кмс)

2.12,7 (мс)

Ч-к В.

100 м, дельфин

1.06,3 (I р)

1.03,3 (кмс)

200 м, дельфин

2.27,9 (I р)

2.17,4 (кмс)

 

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало