|
должны выполняться почти автоматически, чтобы была возможность сознательно контролировать соревновательную обстановку. Проверяю свое состояние по внутреннему чувству. Частота пульса должна быть 110 — 120 уд/мин, частота дыхания чуть больше обычной, чувствительность зрительного, звукового и обонятельного анализаторов повышенной. Если чувствую, что боевая готовность может перейти в предстартовую лихорадку, выполняю упражнения на суше (такие же, как во время разминки, но в легкой форме). За время выступлений на крупных соревнованиях у меня выработалась защита к помехам: незапланированным задержкам, изменениям погоды, фальстартам соперников и т. д.
Так было и на чемпионате мира 1986 г. (последнем для меня, как спортсмена). Своеобразный сильный «шумовой фон», создаваемый болельщиками, словно, специфический «допинг» вызывает особый подъем (приятно услышать в этом шуме бодрые приветствия советской команды, своих товарищей). После выстрела стартового пистолета стараюсь не смотреть, как плывет Геннадий Пригода, — напряжение и так велико. Геннадий выигрывает свой этап и первым передает эстафету Евсееву. Снимаю спортивный костюм, готовлю стартовые очки. В это время борьба проходит остро: все восемь команд разделяет не более метра. Стартует Смирягин, уходит в небольшой отрыв и приближается к финишу во главе группы команд. Значит, все, как и предполагалось, будет решаться на финише. Встаю на стартовую тумбочку, когда Сергею остается метров 25. Надеваю очки, принимаю стартовое положение. Стараюсь делать все не торопясь, безошибочно. Важно не суетиться, выполнить все в соответствии с планом, но и не промедлить. В тот момент, когда Сергей касается
|
|
стенки, уже распрямляюсь в стартовом прыжке (мое обычное время «передачи» эстафеты — 0,2 ± 0,1 с). Вхождение в воду немного не такое, как обычно, — мешает волна, скольжение стараюсь сделать подлиннее, как бы увидев свое тело со стороны. С первых метров — темп и мощные гребки. Тут же оцениваю обстановку: «Плыву пока первым, Бионди понемногу догоняет». Поворот! Мгновенно в уме проносятся самоприказы: «Живот! Спина! Сильный толчок! Длинный выход!». Бионди уже рядом, закрывает остальных соперников. Знаю, что они близко. Необходимо дотерпеть, доработать. Проплываем отметку 75 метров — остается немного, но руки уже «каменные», трудно удерживать первоначальный темп и вновь самоприказ:. «Сделай все, что возможно!» Остается 10 метров. Выполняю задержку дыхания — финиш рядом. Результат эстафеты несу на кончиках пальцев. Возможно, команды будут разделять сотые доли секунды, поэтому с силой бью в упругий финишный щит «Омега». Мгновенно поворачиваю голову и нахожу результат на табло: 2-е место. Для победы над командой США не хватило 1,25 с.
Результаты первых пяти команд: США — 3.19,89; СССР — 3.21,14; ГДР — 3.21,47; ФРГ — 3.21,58; Швеция — 3.23,01.
Чего же не хватило нам для победы? Возвращаясь, к этому вопросу не раз за прошедшее время (уже не только как участник, но и как тренер), прихожу к следующему выводу. Чтобы побеждать сегодня в спринтерской эстафете 4
x 100 м вольным стилем на соревнованиях мирового масштаба, необходимо иметь 5 — 6 спринтеров экстракласса (48,5 — 49,5), пловцов с высокой психологической устойчивостью, способных в случае необходимости успешно стартовать в эстафете и утром и вечером.
|
|