|
||||
какое влияние на скоростно-силовые возможности оказывают различные тренировочные средства. С этой целью мы провели два эксперимента. В них участвовали пловцы-кролисты — мастера спорта СССР, готовящиеся к выступлению на дистанции 50 м в/с. В начале, и конце каждого эксперимента у каждого спортсмена фиксировались показатели усилий во всех 10 режимах работы «Биокинетика» (по сумме 3 гребков каждой рукой), а также время проплывания дистанции 50 м в/с. В течение первого эксперимента с пловцами группы проводились учебно-тренировочные занятия с применением средств, направленных на увеличение силовых возможностей — в том числе максимальной силы. На суше работа носила традиционный характер с применением различных
Рис. 1. Результаты тестирования специальных скоростно-силовых возможностей пловцов в начале и конце первого эксперимента (средние данные) Условные обозначения: F — величина прикладываемых усилий; 0 — 9 — скоростные режимы тренажера «Биокинетик», а — скоростно-силовые возможности группы в начале эксперимента; в — скоростно-силовые возможности, группы в конце эксперимента. Заштрихована зона воздействия тренировочных средств во время эксперимента |
средств; скорость выполнения каждого движения не превышала соревновательную и не соответствовала ей. По окончании первого эксперимента, сравнивая графически изображенные скоростно-силовые возможности группы (рис. 1), мы обнаружили прирост усилий в зоне медленных режимов (режимы 0 — 4). В зоне режимов, соответствующих соревновательному гребку (4 — 6) и превышающих его по скорости (6 — 9), существенных изменений не произошло. Результаты проплывания дистанции 50 м в/с- также не выявили каких-либо изменений по сравнению с исходными показателями. Во время второго педагогического эксперимента, проводившегося через месяц, работа на суше носила скоростно-силовой характер, а скорость выполнения упражнений соответствовала соревновательной или незначительно превышала ее. При сравнении показателей в начале и конце второго эксперимента (рис. 2) было выявлено, что в зоне скоростно-силовых возможностей,. соответствующих соревновательному гребку (режимы 4 — 6), произошел прирост силовых показателей, в зоне скоростных режимов (6 — 9) измене-
Рис. 2. Результаты тестирования специальных скоростно-силовых возможностей в начале и конце второго эксперимента (условные обозначения те же, что на рис. 1) |
|||
27 |
|
||||
ния коснулись только режимов 6 и 7. Аналогичная картина наблюдалась и в зоне силовых проявлений скоростно-силовых возможностей п ловцов-спринтеров: в режимах 3 и 4 «Биокинетика» наблюдался незначительный прирост усилий, а в режимах 0 и 1 — даже снижение этих показателей. Результаты на дистанции 50 м соответственно улучшились у всех участников второго эксперимента — в пределах 0,5 — 0,65 с по сравнению с исходными. Проведенные эксперименты позволяют сделать следующие выводы: 1. Прирост усилий в процессе тренировок наблюдается в тех зонах скоростно-силовых возможностей, скоростные режимы которых совпадали с режимами тренировочных упражнений специальной силовой подготовки на суше. 2. Тренировка пловцов в скоростных режимах, значительно уступающих соревновательным, приводит к росту показателей преимущественно силового компонента скоростно-силовых возмож- |
ностей пловца-спринтера и не сказывается на результате проплывания дистанции 50 м в/с. 3. Прирост усилий под воздействием тренировочных средств в скоростных режимах, соответствующих соревновательным, приводит и к росту спортивного результата на дистанции 50 м в/с. Следует заметить, что руководствоваться последним выводом при подготовке пловцов-спринтеров следует в период, непосредственно предшествующий соревнованиям. Дело в том, что при длительном применении средств, ограниченных по скоростным режимам, спортсмен адаптируется к тренировочным воздействиям, и это приведет скорее к так называемому «скоростному барьеру», чем к росту результатов в спринтерском плавании. Вот почему периоду предсоревновательной специальной скоростно-силовой подготовки пловца должна предшествовать силовая тренировочная работа в режимах, значительно уступающих соревновательным усилиям и превышающих их. |
|||
ОПЫТ МАСТЕРОВ
СПРИНТЕРСКАЯ ЭСТАФЕТА ИЗНУТРИ |
||||
|
||||
Психологическая готовность является одним аз важнейших условий успешного выступления на ответственных соревнованиях. Попытаюсь проанализировать психологический аспект подготовки советских пловцов, к спринтерской эстафете 4 x 100 м вольным стилем на чемпионате мира в Мадриде. |
По результатам отбора в состав эстафеты были включены: Евсеев, Марковский, Пригода, Смирягин, Таянович. Все они имели опыт выступления на международных соревнованиях сезона: матч СССР — ГДР, Игры доброй воли. Результаты, которые ваша команда показывала в эстафете (матч СССР — ГДР — 3.22,3, Иг- |
|||
28 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |