Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

установленной на расстоянии 5 x (l — 10), где l — максимальный для данного спортсмена прыжок в длину с места (см), и назад.

4.  И. п. — хват сверху за рейку гимнастической стенки на уровне пояса, ноги поддерживаются партнерами за голеностопы на уровне хвата. Жим руками (локти в. стороны) до упора лежа, касаясь грудью гимнастической стенки.

5.  И. п. — вис на гимнастической стенке. Коснуться ногами места хвата рейки руками. Индекс мощности выполнения комби-теста мы оценивали отношением

 ростовесового показателя

L2

P

ко времени его выполнения. У мужчин эта величина составила

 

4,10 ± 0,31, у женщин — 3,92 ± 0,37.

Представленный материал далеко не полностью отвечает на многие вставшие перед практиками вопросы о подготовке пловцов-спринтеров на дистанции 50 м. Однако он позволяет сделать вывод о том, что в коротком спринте, как ни в каком другом виде плавания, техническое мастерство и физическая подготовленность пловца должна представлять собой единое гармоничное целое. Уметь определить «отстающие» компоненты физической и технической подготовленности пловца, найти эффективные пути их совершенствования — в этом нам видится мастерство тренера, работающего со спринтерами.

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ-СПРИНТЕРОВ

   


Т. М. Абсалямов, Г. И. Ляшко,
Москва
 

В последнее время в практике подготовки пловцов получили широкое распространение изокинетические тренажеры. Среди них выделяется тренажер-прибор «Биокинетик» (производства США), имеющий индикаторное устройство, которое показывает произведенную на нем работу в 10 фиксированных скоростных режимах. Усилие, прилагаемое к ручке тренажера, и длина вытягиваемого из него шнура автоматически измеряются и перемножаются, а результат (выполненная работа) выдается на цифровое табло.

Выполняемая работа в каждом из 10 режимов зависит от прилагаемых усилий (вследствие постоянного пути вытяжения шнура одним и тем же пловцом). Следовательно, в каждом скоростном режиме пловец может зафиксировать прилагаемое усилие оди-

 

ночного гребка в условных единицах. В связи с этим мы выбрали «Биокинетик» для исследования скоростно-силовых возможностей пловцов, проявляемых в имитационном гребке изокинетического режима. Последовательно снимая показания во всех 10 скоростных режимах «Биокинетика», можно построить график, характеризующий скоростно-силовые возможности пловца в данном диапазоне скоростей.

Если учесть, что средний, 5-й режим работы тренажера «Биокинетик» примерно соответствует режиму гребка соревновательного плавания, то режимы 0 — 4 в большей степени характеризуют силовой компонент, а 6 — 9 — скоростной компонент скоростно-силовых возможностей пловца.

Необходимо было проверить

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

какое влияние на скоростно-силовые возможности оказывают различные тренировочные средства. С этой целью мы провели два эксперимента. В них участвовали пловцы-кролисты — мастера спорта СССР, готовящиеся к выступлению на дистанции 50 м в/с.

В начале, и конце каждого эксперимента у каждого спортсмена фиксировались показатели усилий во всех 10 режимах работы «Биокинетика» (по сумме 3 гребков каждой рукой), а также время проплывания дистанции 50 м в/с.

В течение первого эксперимента с пловцами группы проводились учебно-тренировочные занятия с применением средств, направленных на увеличение силовых возможностей — в том числе максимальной силы. На суше работа носила традиционный характер с применением различных

 

49847-6.jpg

 

Рис. 1. Результаты тестирования специальных скоростно-силовых возможностей пловцов в начале и конце первого эксперимента (средние данные)

Условные обозначения: F — величина прикладываемых усилий; 0 — 9 — скоростные режимы тренажера «Биокинетик», а — скоростно-силовые возможности группы в начале эксперимента;

в — скоростно-силовые возможности, группы в конце эксперимента.

Заштрихована зона воздействия тренировочных средств во время эксперимента

 

средств; скорость выполнения каждого движения не превышала соревновательную и не соответствовала ей.

По окончании первого эксперимента, сравнивая графически изображенные скоростно-силовые возможности группы (рис. 1), мы обнаружили прирост усилий в зоне медленных режимов (режимы 0 — 4). В зоне режимов, соответствующих соревновательному гребку (4 — 6) и превышающих его по скорости (6 — 9), существенных изменений не произошло. Результаты проплывания дистанции 50 м в/с- также не выявили каких-либо изменений по сравнению с исходными показателями.

Во время второго педагогического эксперимента, проводившегося через месяц, работа на суше носила скоростно-силовой характер, а скорость выполнения упражнений соответствовала соревновательной или незначительно превышала ее.

При сравнении показателей в начале и конце второго эксперимента (рис. 2) было выявлено, что в зоне скоростно-силовых возможностей,. соответствующих соревновательному гребку (режимы 4 — 6), произошел прирост силовых показателей, в зоне скоростных режимов (6 — 9) измене-

49847-7.jpg

Рис. 2. Результаты тестирования специальных скоростно-силовых возможностей в начале и конце второго эксперимента (условные обозначения те же, что на рис. 1)

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

ния коснулись только режимов 6 и 7. Аналогичная картина наблюдалась и в зоне силовых проявлений скоростно-силовых возможностей п ловцов-спринтеров: в режимах 3 и 4 «Биокинетика» наблюдался незначительный прирост усилий, а в режимах 0 и 1 — даже снижение этих показателей.

Результаты на дистанции 50 м соответственно улучшились у всех участников второго эксперимента — в пределах 0,5 — 0,65 с по сравнению с исходными.

Проведенные эксперименты позволяют сделать следующие выводы:

1.  Прирост усилий в процессе тренировок наблюдается в тех зонах скоростно-силовых возможностей, скоростные режимы которых совпадали с режимами тренировочных упражнений специальной силовой подготовки на суше.

2.  Тренировка пловцов в скоростных режимах, значительно уступающих соревновательным, приводит к росту показателей преимущественно силового компонента скоростно-силовых возмож-

 

ностей пловца-спринтера и не сказывается на результате проплывания дистанции 50 м в/с.

3. Прирост усилий под воздействием тренировочных средств в скоростных режимах, соответствующих соревновательным, приводит и к росту спортивного результата на дистанции 50 м в/с.

Следует заметить, что руководствоваться последним выводом при подготовке пловцов-спринтеров следует в период, непосредственно предшествующий соревнованиям. Дело в том, что при длительном применении средств, ограниченных по скоростным режимам, спортсмен адаптируется к тренировочным воздействиям, и это приведет скорее к так называемому «скоростному барьеру», чем к росту результатов в спринтерском плавании. Вот почему периоду предсоревновательной специальной скоростно-силовой подготовки пловца должна предшествовать силовая тренировочная работа в режимах, значительно уступающих соревновательным усилиям и превышающих их.

 

 

ОПЫТ МАСТЕРОВ


СПРИНТЕРСКАЯ ЭСТАФЕТА ИЗНУТРИ
(Анализ выступления эстафеты 4x100 м вольным
стилем на чемпионате мира 1986 г.)

   


А. В. Марковский, слушатель Высшей школы тренеров, Москва
 

Психологическая готовность является одним аз важнейших условий успешного выступления на ответственных соревнованиях. Попытаюсь проанализировать психологический аспект подготовки советских пловцов, к спринтерской эстафете 4 x 100 м вольным стилем на чемпионате мира в Мадриде.

 

По результатам отбора в состав эстафеты были включены: Евсеев, Марковский, Пригода, Смирягин, Таянович. Все они имели опыт выступления на международных соревнованиях сезона: матч СССР — ГДР, Игры доброй воли. Результаты, которые ваша команда показывала в эстафете (матч СССР — ГДР — 3.22,3, Иг-

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало