|
и упражнения на лыжах по зрительному сигналу.
Способность своевременно и правильно выбрать двигательное действие развивают упражнениями и играми в различных условиях с последующим анализом действий спортсменов. В качестве специального средства развития этой способности в подготовительном периоде можно рекомендовать комбинированные эстафеты: «Старт спиной» или «Старт из-под шляпы».
Спортсмены, распределенные по забегам, знакомятся с маршрутом и программой комбинированной эстафеты. Вызванные на старт занимают положение спиной вперед. В это время на дистанции эстафеты переносятся, например, на несколько метров в сторону гимнастические маты, где выполняется кувырок; дополнительным сигналом, известным занимающимся, задается другое (обратное) направление вокруг препятствия или способ передвижения на одном из участков (кувырок вперед или назад, скрестные или приставные шаги, прыжок в группировке или ноги врозь и т. п.).
В качестве дополнительных сигналов используют мячи, флажки, ветки деревьев. Места возможной постановки дополнительных сигналов должны быть оговорены заранее. Изменения делаются на участках, которые спортсмен может достичь через несколько секунд после старта. Количество изменений, вносимых в эстафеты, — два-три. В программу включаются действия, уже освоенные занимающимися или их модификации.
Упражнение проводится в несколько туров (забегов). В забеге побеждает спортсмен, выполнивший все упражнения, включенные в программу, и пришедший к финишу первым. По окончании эстафеты определяются программа и состав забегов следующего тура и т. д. Побеждает спортсмен, набравший большее количество побед в турах.
Для эстафеты-игры «Старт из-под шляпы» надо изготовить из газет несколько «шляп» (пилоток), по количеству участников. «Шляпы» надевают на старте. Они должны закрывать верхнюю часть лица, чтобы участники не могли видеть внесенные в игру изменения условий прохождения дистанции. По команде «Марш»! стартующие сдергивают «шляпы» и начинают движение. Остальные правила те же, что и в эстафете «Старт спиной».
В основном периоде для развития способности к своевременному выбору
|
|
двигательного действия согласно ситуации используют уже освоенные приемы на учебных трассах и анализируют результаты выполнения упражнений (скорость, исходное положение перед выполнением приема, продолжение движения).
Уверенность или неуверенность спортсмена проявляется в действиях: в скорости ответного действия, своевременности его начала, отсутствии лишних движений при выполнении (в экономичности). Чем увереннее чувствует себя спортсмен, тем быстрее он выбирает ответное действие, тем точнее оно выполняется. Даже когда ответное действие определяется спортсменом заранее, неуверенность, выражающаяся в сомнении «начинать — не начинать — начинать», ведет к несвоевременности начала приема, т. е. искажению оптимальной траектории движения и ухудшению результата.
Как средство развития и контроля за развитием способности своевременно выбирать и применять действия (приемы) согласно ситуации на трассе можно рекомендовать прохождение учебной трассы дважды. Первый раз — без просмотра, с последующим анализом действий и результатов в обеих попытках.
Научить вести борьбу в одиночку помогают: «летний слалом»; выполнение комбинаций на батуте на оценку, комбинированные эстафеты по одному. В основном периоде — спуски и прыжки на лыжах на результат.
Чувство ответственности за свои действия перед коллективом (поведение, выполнение заданий в учебе, труде, на тренировке, в соревнованиях) является фундаментом, на котором устойчиво проявляются моральные и нолевые качества, и в частности смелость и решительность.
Необходимо помнить, что эти качества проявляются в специфических условиях как уверенность в своих силах. Они основываются на предыдущем опыте и знаниях.
В подготовительном периоде для воспитания смелости и решительности используют: встречные эстафеты, в которых пути участников пересекаются; подвижные игры с мячами («Охотники и утки», «Защита укрепления», «Не задевай флаги»); темповые комбинации на батуте; прыжки в воду; мини-кросс; велокросс на 1 — 2 км по слабо- и среднепересеченной местности.
При проведении учебно-тренировочных занятий, имеющих целью воспита-
|
|