Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ГОРНОЛЫЖНИКОВ

 
     
Ю. В. Адамов
 
 
 

Несоответствие (по координационным признакам) спортивных навыков в горнолыжном спорте бытовым, невозможность получения какой-либо помощи со стороны во время спуска по трассе, преодоление чувства страха, связанного с движением в необычных условиях с большой скоростью и возможным получением травмы, требует наличия у спортсмена не только специальных качеств, умений и навыков, но и надежности их проявления в условиях соревнований и тренировок.

Психофизическая надежность горнолыжника определяется: умением создавать новые, зачастую противоречащие бытовым координации; способностью к преодолению необычных (некомфортных) состояний организма, вызываемых частыми изменениями направления и скорости движения, безопорными перемещениями и вибронагрузками; умением в движении ориентироваться в пространстве при постоянных раздражениях зрительного, вестибулярного и кинестезического анализаторов; своевременностью выбора и осуществления двигательного действия, адекватного ситуации; умением вести борьбу в одиночку, борьбу за результат; способностью проявлять смелость и решительность при выполнении действий в необычных условиях. Таким образом, надежность горнолыжника определяется целым рядом факторов.

Исходя из анализа особенностей деятельности горнолыжника в занятия включают упражнения на развитие ловкости, освоение различных форм перемещений, игры и эстафеты с бегом (взявшись за руки), акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах и батуте, упражнения в спусках на роликовых коньках, упражнения на совершенствование управления различными звеньями тела. В основном периоде — это различные спуски, упражнения и игры на лыжах.

При определении удельного веса то-

 

го или иного применяемого средства необходимо руководствоваться тем, что способность к созданию новых форм движений будет тем выше, чем тоньше и разнообразнее была проделана работа над двигательным аппаратом. Без этой предварительной работы по совершенствованию движений в отдельных звеньях не мыслится создание новых форм движений, вызываемых изменениями ситуации в окружающей среде.

Для повышения способности к преодолению необычных (некомфортных) состояний организма, вызываемых частыми изменениями направления и скорости движения, безопорными перемещениями и вибронагрузками, используют: игры и эстафеты с бегом и прыжками с изменением направления, с вращениями; различные прыжки (серии прыжков) в глубину или с подкидных мостиков; акробатические упражнения и эстафеты с элементами акробатики; прыжки на батуте. В основном периоде — спуски на различной скорости; элементы фигурного катания на лыжах, особенно вращение; прохождение специальных трасс с выполнением вращений на 180 и 360°; спуски по склону с различной плотностью снежного покрова.

Для совершенствования ориентирования в пространстве при постоянных раздражениях зрительного, вестибулярного и кинестезического анализаторов применяют действия, ответные на ситуации: одновременные игры на одной площадке двумя-тремя парами команд; перебрасывание мячей или перебегание в непосредственной близости от спортсмена, проходящего этап комбинированной эстафеты или «летнего слалома»; перебрасывание мячей перед спортсменом, выполняющим упражнения на батуте по зрительному сигналу. В основном периоде подготовки — спуски в условиях плохой видимости (снегопад, туман), прохождение специальных трасс с вращениями на 180 и 360° на время, игры

 
Library   52   Up


Contents

 

Home
 

и упражнения на лыжах по зрительному сигналу.

Способность своевременно и правильно выбрать двигательное действие развивают упражнениями и играми в различных условиях с последующим анализом действий спортсменов. В качестве специального средства развития этой способности в подготовительном периоде можно рекомендовать комбинированные эстафеты: «Старт спиной» или «Старт из-под шляпы».

Спортсмены, распределенные по забегам, знакомятся с маршрутом и программой комбинированной эстафеты. Вызванные на старт занимают положение спиной вперед. В это время на дистанции эстафеты переносятся, например, на несколько метров в сторону гимнастические маты, где выполняется кувырок; дополнительным сигналом, известным занимающимся, задается другое (обратное) направление вокруг препятствия или способ передвижения на одном из участков (кувырок вперед или назад, скрестные или приставные шаги, прыжок в группировке или ноги врозь и т. п.).

В качестве дополнительных сигналов используют мячи, флажки, ветки деревьев. Места возможной постановки дополнительных сигналов должны быть оговорены заранее. Изменения делаются на участках, которые спортсмен может достичь через несколько секунд после старта. Количество изменений, вносимых в эстафеты, — два-три. В программу включаются действия, уже освоенные занимающимися или их модификации.

Упражнение проводится в несколько туров (забегов). В забеге побеждает спортсмен, выполнивший все упражнения, включенные в программу, и пришедший к финишу первым. По окончании эстафеты определяются программа и состав забегов следующего тура и т. д. Побеждает спортсмен, набравший большее количество побед в турах.

Для эстафеты-игры «Старт из-под шляпы» надо изготовить из газет несколько «шляп» (пилоток), по количеству участников. «Шляпы» надевают на старте. Они должны закрывать верхнюю часть лица, чтобы участники не могли видеть внесенные в игру изменения условий прохождения дистанции. По команде «Марш»! стартующие сдергивают «шляпы» и начинают движение. Остальные правила те же, что и в эстафете «Старт спиной».

В основном периоде для развития способности к своевременному выбору

 

двигательного действия согласно ситуации используют уже освоенные приемы на учебных трассах и анализируют результаты выполнения упражнений (скорость, исходное положение перед выполнением приема, продолжение движения).

Уверенность или неуверенность спортсмена проявляется в действиях: в скорости ответного действия, своевременности его начала, отсутствии лишних движений при выполнении (в экономичности). Чем увереннее чувствует себя спортсмен, тем быстрее он выбирает ответное действие, тем точнее оно выполняется. Даже когда ответное действие определяется спортсменом заранее, неуверенность, выражающаяся в сомнении «начинать — не начинать — начинать», ведет к несвоевременности начала приема, т. е. искажению оптимальной траектории движения и ухудшению результата.

Как средство развития и контроля за развитием способности своевременно выбирать и применять действия (приемы) согласно ситуации на трассе можно рекомендовать прохождение учебной трассы дважды. Первый раз — без просмотра, с последующим анализом действий и результатов в обеих попытках.

Научить вести борьбу в одиночку помогают: «летний слалом»; выполнение комбинаций на батуте на оценку, комбинированные эстафеты по одному. В основном периоде — спуски и прыжки на лыжах на результат.

Чувство ответственности за свои действия перед коллективом (поведение, выполнение заданий в учебе, труде, на тренировке, в соревнованиях) является фундаментом, на котором устойчиво проявляются моральные и нолевые качества, и в частности смелость и решительность.

Необходимо помнить, что эти качества проявляются в специфических условиях как уверенность в своих силах. Они основываются на предыдущем опыте и знаниях.

В подготовительном периоде для воспитания смелости и решительности используют: встречные эстафеты, в которых пути участников пересекаются; подвижные игры с мячами («Охотники и утки», «Защита укрепления», «Не задевай флаги»); темповые комбинации на батуте; прыжки в воду; мини-кросс; велокросс на 1 — 2 км по слабо- и среднепересеченной местности.

При проведении учебно-тренировочных занятий, имеющих целью воспита-

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

ние волевых качеств, смелости, решительности, необходимо соблюдать ряд условий.

1. Подробно знакомить занимающихся со склонами, где проводятся тренировки и соревнования (длина,, ширина, крутизна, рельеф, снежный покров, места остановок).

2. Обучать умениям и навыкам практического применения технических приемов в различных условиях.

 

3. Постепенно повышать скорость, продолжительность и техническую сложность спусков по трассам по мере улучшения подготовленности занимающихся,

4. Широко использовать игры-соревнования на личный результат и командный.

5. Проводить учебно-тренировочные занятия в разных погодных условиях (за исключением случаев, когда температура воздуха ниже 25°С, буран и т .п.).

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


БЕЛОРЕЦКИЕ МОТИВЫ

   
М. Щеглов
 

В нашей стране почти в каждом горном районе функционирует одна-две, а то и более специализированных ДЮСШ и СДЮШОР. Эффективность их работы далеко не одинакова, только немногие центры ведут учебно-тренировочный процесс на современном уровне, регулярно обеспечивая качественное пополнение для молодежной и взрослой сборных команд страны. Прежде всего это Кировск, Междуреченск, Чусовой, Петропавловск-Камчатский, Белорецк, Красноярск, Южно-Сахалинск, Таштогол, Мончегорск.

Наш рассказ посвящен настоящему и будущему опорного пункта олимпийской подготовки ЦС «Спартак» в уральском городе Белорецке. Эта точка на горнолыжной карте страны весьма заметна. Именно здесь, в глубинке, появляются, как правило, будущие известные мастера снежных трасс. И поэтому положение в местной школе отражает и общее состояние нашего горнолыжного спорта.

Для начала пролистаем «паспорт» школы, содержащий основные формальные сведения.

Контингент. 410 занимающихся, 36 учебных групп (16 начальной подготовки по 15 человек, 11 учебно-тренировочных по 12, 6 спортивного совершенствования по 7 — 8, высшего спортивного мастерства — 3 — 5).

Тренерский состав. 9 преподавателей, из них пять имеют высшее и четыре среднее физкультурное образование.

Условия проведения тренировочного процесса, длительность устойчивого залегания снега — с середины ноября по начало апреля. Четыре спортивные

 

трассы километровой длины и детская трасса. Они расположены на северных и южных склонах горы Мраткина, что в 3 км от города. Школа располагает автобусом. Два подъемника ВЛ-1000, один установлен в 1967 г. на северном склоне (1200 м), другой — в 1974 г. на южном склоне (860 м). Два подъемника ВЛ-200. Лучшая трасса расположена на северном склоне, ее протяженность 1130 м. Оснащена 500-метровым водопроводом. Хранилища рассчитаны на 300 пар лыж. Общая площадь горнолыжных трасс — 20 га.

Соревнования. Первенство «Юный спартаковец», первенство среди специализированных школ ДСО профсоюзов. Территориальный Кубок (Уральский регион) на призы газеты «Белорецкий рабочий». Раньше здесь проводились этапы Кубка СССР.

Спортивный уровень. Школа регулярно выигрывает первое место по российскому «Спартаку» и попадает в призеры на соревнованиях ЦС «Спартак», Мастеров спорта — 3, кандидатов в мастера спорта — 8, перворазрядников — 46, спортсменов массовых разрядов — 146.

Послужной список школы. И. П. Скрябин — заслуженный тренер РСФСР. Чемпионы и призеры чемпионатов СССР, победители международных состязаний: мастера спорта И. Дурнева, Н. Перчаткина, Н. Мулюкова, Т. Перчаткина, Г. Сорокин, Н. Лихорадова, Л. Реус, А. Балябин, Б. Полонин, И. Реус, Р. Сайфуллин, Р. Шайхлисамов, О. Логинова, А. Шелепов, Р. Габдрахманов, Е. Абакумова.

Подходя первый раз к горе, я за-

Library   54   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало