Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ние волевых качеств, смелости, решительности, необходимо соблюдать ряд условий.

1. Подробно знакомить занимающихся со склонами, где проводятся тренировки и соревнования (длина,, ширина, крутизна, рельеф, снежный покров, места остановок).

2. Обучать умениям и навыкам практического применения технических приемов в различных условиях.

 

3. Постепенно повышать скорость, продолжительность и техническую сложность спусков по трассам по мере улучшения подготовленности занимающихся,

4. Широко использовать игры-соревнования на личный результат и командный.

5. Проводить учебно-тренировочные занятия в разных погодных условиях (за исключением случаев, когда температура воздуха ниже 25°С, буран и т .п.).

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ


БЕЛОРЕЦКИЕ МОТИВЫ

   
М. Щеглов
 

В нашей стране почти в каждом горном районе функционирует одна-две, а то и более специализированных ДЮСШ и СДЮШОР. Эффективность их работы далеко не одинакова, только немногие центры ведут учебно-тренировочный процесс на современном уровне, регулярно обеспечивая качественное пополнение для молодежной и взрослой сборных команд страны. Прежде всего это Кировск, Междуреченск, Чусовой, Петропавловск-Камчатский, Белорецк, Красноярск, Южно-Сахалинск, Таштогол, Мончегорск.

Наш рассказ посвящен настоящему и будущему опорного пункта олимпийской подготовки ЦС «Спартак» в уральском городе Белорецке. Эта точка на горнолыжной карте страны весьма заметна. Именно здесь, в глубинке, появляются, как правило, будущие известные мастера снежных трасс. И поэтому положение в местной школе отражает и общее состояние нашего горнолыжного спорта.

Для начала пролистаем «паспорт» школы, содержащий основные формальные сведения.

Контингент. 410 занимающихся, 36 учебных групп (16 начальной подготовки по 15 человек, 11 учебно-тренировочных по 12, 6 спортивного совершенствования по 7 — 8, высшего спортивного мастерства — 3 — 5).

Тренерский состав. 9 преподавателей, из них пять имеют высшее и четыре среднее физкультурное образование.

Условия проведения тренировочного процесса, длительность устойчивого залегания снега — с середины ноября по начало апреля. Четыре спортивные

 

трассы километровой длины и детская трасса. Они расположены на северных и южных склонах горы Мраткина, что в 3 км от города. Школа располагает автобусом. Два подъемника ВЛ-1000, один установлен в 1967 г. на северном склоне (1200 м), другой — в 1974 г. на южном склоне (860 м). Два подъемника ВЛ-200. Лучшая трасса расположена на северном склоне, ее протяженность 1130 м. Оснащена 500-метровым водопроводом. Хранилища рассчитаны на 300 пар лыж. Общая площадь горнолыжных трасс — 20 га.

Соревнования. Первенство «Юный спартаковец», первенство среди специализированных школ ДСО профсоюзов. Территориальный Кубок (Уральский регион) на призы газеты «Белорецкий рабочий». Раньше здесь проводились этапы Кубка СССР.

Спортивный уровень. Школа регулярно выигрывает первое место по российскому «Спартаку» и попадает в призеры на соревнованиях ЦС «Спартак», Мастеров спорта — 3, кандидатов в мастера спорта — 8, перворазрядников — 46, спортсменов массовых разрядов — 146.

Послужной список школы. И. П. Скрябин — заслуженный тренер РСФСР. Чемпионы и призеры чемпионатов СССР, победители международных состязаний: мастера спорта И. Дурнева, Н. Перчаткина, Н. Мулюкова, Т. Перчаткина, Г. Сорокин, Н. Лихорадова, Л. Реус, А. Балябин, Б. Полонин, И. Реус, Р. Сайфуллин, Р. Шайхлисамов, О. Логинова, А. Шелепов, Р. Габдрахманов, Е. Абакумова.

Подходя первый раз к горе, я за-

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

сомневался: вовремя ли свернул с загородного шоссе — до того невзрачными показались строения. И вывеску спортшколы олимпийского резерва прочел с недоумением. Внутри было так холодно, что шариковая ручка вскоре перестала писать, а после часового пребывания там зуб на зуб не попадал. База представляет собой вытянутый одноэтажный дом, где в нескольких комнатах теснятся учителя и ученики. Раздевалок нет, о душе и говорить нечего. Как впрочем, и о методическом кабинете. Зато, поднявшись на гору, оттаял душой от увиденных трасс: довольно широкие, километровой длины, разнохарактерные по рельефу и покрову.

Посмотрим, с каким коэффициентом полезного действия используется гора. На северном склоне, местами крутом и леденистом, группа отрабатывала элементы гигантского слалома.

—  Не нужно кланяться в повороте, резко выпрямляйся!

—  Опусти руки!

—  Толкнись и быстрей подтягивай внутреннюю лыжу!..

—  Вот ошибка: завал внутрь поворота.

Владимир Николаевич Астахов находил погрешности у своих учеников и, когда чувствовал явное недопонимание, сам скользил по трассе, по ходу комментируя прохождение. Польза от наглядного показа была очевидна, к концу занятия в голосе тренера зазвучали одобрительные нотки.

Астахов коренной белоречанин. Когда ему было 14 лет, в школу пришел Юрий Андреевич Десяткин: «Ребята, кто хочет заняться слаломом?» В ответ услышал недоуменное: «Дядя, а что это?» Пришлось разъяснить. И услышал дружное: «Согласны!» Словом, на второй год тренировок Астахов уже отправился на спартакиаду школьников в Кировск, где попал в первую десятку. А потом наступила пора службы в армии.

Четверть века назад он вместе с другими энтузиастами своими руками ставил опоры подъемника, расчищал склоны, делал все, что требовалось и что вовсе не считалось его обязанностью. Хотел быть детским тренером и стал им.

—  Нелегок и непрост наш тренерский хлеб. Найди талант, взрасти его, десять лет опекай и отпусти в большое плавание. Каждый раз отдаешь частицу своей души. Из тех, кто сегодня выступает, назову в первую очередь многократную чемпионку СССР Людмилу

 

Реус и ее брата Игоря, призера всесоюзных состязаний, — оба начинали у меня. Так же как и Сергей Шелепов — член сборной страны. Совсем недавно закончили нашу горнолыжную школу мастера спорта Елена Абакумова и Рафик Габдрахманов — победители соревнований ЦС «Спартака». И, наконец, с шести лет занималась у меня Ольга Логинова — член сборной СССР, где, на мой взгляд, является сильнейшей в гигантском слаломе.

Продолжаю трудиться и не оставляю мечту воспитать когда-нибудь чемпиона мира. Жаль только, что мечта, которую не считаю такой уже несбыточной, наталкивается на трудности, мешающие работать более эффективно. Вот, например, совсем нет в школе спусковых лыж для ребят среднего возраста, на «коротышках» гоняют напрямую с горы — какие уж тут правильные технические навыки! В разное время, когда Реусу и Шелепову исполнялось 13 лет, я ставил их на «Россиньоли». Оба сразу заметно прибавляли в катании и вскоре были включены в состав сборной...

Мне было известно, что Астахов является ведущим преподавателем школы. По опыту, заслугам с ним вряд ли кто может сравниться. Поэтому я первым делом отправился на занятие его группы.

Техника — основа при воспитании классных горнолыжников. Естественно, поинтересовался у Владимира Николаевича о его взглядах на техническое совершенствование, на современные тенденции в мировом горнолыжном спорте.

— Я практик. И наверное, поэтому объемистым изданиям предпочитаю что-нибудь наглядное: телетрансляции с этапов Кубка мира или просто фотографии сильнейших горнолыжников на трассах. Всегда поучительны выступления Стенмарка. Прежде всего «короткой», взрывной вертикальной работой — как отлаженная машина идет. Бережно храню и при случае показываю ребятишкам кинограммы, снятые на Олимпийских играх 1976 года: на трассах специального слалома и слалома-гиганта швед Ингемар Стенмарк и итальянец Пьеро Грос. болгарин Петр Попангелов и швейцарец Хейне Хеми.

Я сторонник того, чтобы любой поворот выполнялся главным образом за счет работы ног и ведения лыж. Важна, конечно, чувствительность мышц: как загружаешь лыжи, используешь ли вращательное движение стопы и угловое движение колена. А утрированное вих-

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

ляние корпусом — это мода. Вот сейчас ратуют за то, чтобы в гигантском слаломе внешней рукой помогать при коньковом толчке. Мне такой взгляд кажется ошибочным.

Последние годы довольно тщательно следил за нашими ведущими мастерами, сумевшими пробиться в мировую элиту.

Всегда импонировал мне стиль Александра Жирова. Мягкая работа ног — у таких «технарей» будто амортизатор в ногах. Безупречное ведение лыж. Путь, при котором он не терял скорость. Зрители часто удивлялись его высоким результатам, им казалось, что Саша медленно шел по трассе. Так это и понятно, ведь мягкость, пластичность как бы скрадывают быстроту перемещений. Я тоже уделяю особое внимание ведению лыж — чтоб скользили, а не юзили...

Есть у тренера детско-юношеской спортивной школы главные задачи: преподать горнолыжную грамоту возможно большему числу ребятишек: воспитать их характер; гармонично развить физически. Но если говорить в целом о таком опорном пункте олимпийской подготовки, как белорецкий, то вершиной совместных усилий преподавательского коллектива является подготовка пополнения для сборной команды страны. Там с ними будут работать другие специалисты, располагая иными условиями.

Горные лыжи — тонкий, технически сложный вид спорта. Без современного инструментария, как-то: фото- или киносъемка, видеомагнитофон, думать о серьезных высотах — значит прокладывать заведомо ошибочный маршрут к вершине. Я поинтересовался у Астахова, какие еще наглядные средства обучения используются в школе.

— Дело это стоящее, спорить не о чем. И фото, служащее как бы вещественным доказательством ошибки, и кино, показывающее ход событий в динамике. А видео — это вообще сказка. Но кто будет всем этим заниматься? Тренеру в одиночку тяжело, а попросту невозможно: я иной раз не успеваю днем пообедать. Любое дело надо делать на совесть. И каждый должен заниматься своими вопросами. Было бы здорово иметь человека, полностью взявшего на себя фото- и киносъемку, а уж оперативный совместный анализ любой тренер проведет охотно.

Конечно, видеомагнитофон — это дорого. Да ведь затраты окупятся сторицей. И между прочим, изыскать средства можно совместно с Центральным со-

 

ветом общества. Конечно, приобретение лыж и ботинок — главная забота, а вот костюмы разные, комбинезоны в начале пути совсем не обязательны. И еще резерв вижу. Бывает, запланируют учебно-тренировочный сбор, который, если разобраться, не очень-то и нужен, а обходится в среднем в две — две с половиной тысячи. Так не лучше ли пожертвовать раз-другой сбором ради приобретения видеомагнитофона?..

Зашла об этом речь и при встрече с директором школы Надеждой Федоровной Жуковой.

—  Дважды мы включали фотооборудование в смету — не пропустили в башкирском совете «Спартака». Кинокамера лежит на складе, да кто будет пленки обрабатывать?..

Жукова тоже из тех, кто начинал здесь на ровном месте. Она вся в делах, в хлопотах, всевозможных бумагах. Ее кабинет располагается... в городе, что одновременно и нелепо, и понятно, учитывая температуру воздуха в помещениях на базе. Почти в любой горнолыжной школе можно услышать сетования на недостаток инвентаря и оборудования.

—  На приобретение ратрака мы получили категорический отказ, — объясняет директор. — Топчем трассы по старинке, ножками, а это, между прочим, площадь в 20 га! Сами понимаете, снижается продуктивность учебно-тренировочного процесса.

Доказательств это не требует. Требует лишь конкретизации. На дневной тренировке две группы утаптывали в течение получаса склоны, что составляет 25% продолжительности тренировки, да еще 10 мин, полагающиеся под конец на заглаживание. Конечно, импортные ратраки безумно дороги, а своих устали ждать. Но машина, отсутствие которой на снежных склонах набило оскомину, — всего лишь трактор с повышенной проходимостью. И вот додумались некоторые энтузиасты, дерзнули и сделали в Мысках (Кемеровская область) ратрак на базе болотного трактора. Уж, во всяком случае, лучше, чем ничего.

— Из методики узнаем новое, общаясь со спортсменами и тренерами на соревнованиях, — продолжает Жукова.— Сейчас и на юношеском уровне идет борьба за сотые доли секунды: ищется кратчайший путь, используется коньковое ускорение, атакуется флаг. Детям нравится идти на флаг, и они ушибают руки. А гибкие древки, полностью заменившие деревянные на международных стартах, не изготавливаются. Даже образца нет.

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

Несколько слов о средствах обучения. В горных лыжах их взаимосвязь тесная. Гибкие древки не отнесешь к чудесам техники. Опять же, если очень захотеть, хорошенько подумать, убедительно попросить о шефской помощи, на крайний случай самим засучить рукава,— будут новые древки. Какой бы выход ни найти, он будет лучше пассивного ожидания.

—  Инвентаря не хватает, особенно детского. Спусковых лыж крайне мало,— сетует Жукова.

Ну, это самый больной вопрос. Но и сдвиги здесь немалые, это ведь очевидно. А что не хватает лыж и ботинок, так виной тому, в частности, и горнолыжный бум в стране...

Астахов, между прочим, заметил, что «и даже лыжи не главное, потому как и одаренность ребенка важна, и важно, как с ним работать».

Анатолий Васильевич Шерстнев — воспитанник белорецкой школы, после службы во флоте вернулся сюда работать. Отвечает за тех, кто на выходе в «большое плавание».

—  Меня удивляет и огорчает отсутствие четкой системы отбора в молодежную и другие сборные команды страны,— говорит он. — Каковы критерии для определения тех, кто достоин выступать в международных стартах? Их до сих пор нет.

Эффективность деятельности горнолыжной школы, безусловно, зависит не

 

только от профессионального уровня и самоотдачи каждого преподавателя, но и от того, как налажено их взаимодействие. Вот мнение об этом Шерстнева:

— Методически тренеров ничто не связывает. Каждый действует в одиночку. Раньше был бригадный метод, когда доводка мастерства отводилась Скрябину и Астахову, — результаты были куда лучше нынешних. Я убежден, что следует зажечь всех тренеров единой высокой целью, создать настоящий тренерский коллектив. И через десять лет появится олимпийский призер родом из Белорецка!

*    *    *

 

На IV зимней Спартакиаде народов СССР сборная Башкирии набрала 879 очков, из них 520 принесли горнолыжники, причем 499 пришлось на долю белоречан. Далее достижения белорецкой СДЮШОР пошли явно на убыль. Ведущие позиции она уступила. Уступила тем центрам, где материально-техническую оснащенность и методику обучения привели в соответствие с современными требованиями.

Без ускорения в обеспечении качественного учебно-тренировочного процесса, без творческого единства преподавательского состава трудно рассчитывать на то, чтобы в ближайшие годы достичь успехов на сложнейших современных горнолыжных трассах.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


ОЦЕНКА МАСТЕРСТВА — ПО-НОВОМУ

   
Ю. В. Аверин, Е. А. Грозин, В. М. Карлышев
 

Горнолыжный спорт относится к видам, в которых сравнение выступлений одного спортсмена в нескольких стартах является весьма проблематичным. Оценка спортивно-технического мастерства по занятым местам, а также более объективная — с использованием классификационных очков и разрядных норм — в значительной степени зависит от состава участников, успешности их действий, константы соревнований, параметров склона, особенностей постановки трасс, метеорологических условий и т. п. Все это затрудняет сравнительный ана-

 

лиз результатов спортсменов и не позволяет контролировать динамику мастерства. Назрела необходимость в объективных показателях, которые позволили бы дать достоверную информацию о готовности горнолыжника к определенному результату и судить об эффективности соревновательных и тренировочных действий.

Задачей проведенного авторами статьи исследования было выявить объективные критерии спортивно-технического мастерства горнолыжников в специальном слаломе.

 

Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало