Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Несколько слов о средствах обучения. В горных лыжах их взаимосвязь тесная. Гибкие древки не отнесешь к чудесам техники. Опять же, если очень захотеть, хорошенько подумать, убедительно попросить о шефской помощи, на крайний случай самим засучить рукава,— будут новые древки. Какой бы выход ни найти, он будет лучше пассивного ожидания.

—  Инвентаря не хватает, особенно детского. Спусковых лыж крайне мало,— сетует Жукова.

Ну, это самый больной вопрос. Но и сдвиги здесь немалые, это ведь очевидно. А что не хватает лыж и ботинок, так виной тому, в частности, и горнолыжный бум в стране...

Астахов, между прочим, заметил, что «и даже лыжи не главное, потому как и одаренность ребенка важна, и важно, как с ним работать».

Анатолий Васильевич Шерстнев — воспитанник белорецкой школы, после службы во флоте вернулся сюда работать. Отвечает за тех, кто на выходе в «большое плавание».

—  Меня удивляет и огорчает отсутствие четкой системы отбора в молодежную и другие сборные команды страны,— говорит он. — Каковы критерии для определения тех, кто достоин выступать в международных стартах? Их до сих пор нет.

Эффективность деятельности горнолыжной школы, безусловно, зависит не

 

только от профессионального уровня и самоотдачи каждого преподавателя, но и от того, как налажено их взаимодействие. Вот мнение об этом Шерстнева:

— Методически тренеров ничто не связывает. Каждый действует в одиночку. Раньше был бригадный метод, когда доводка мастерства отводилась Скрябину и Астахову, — результаты были куда лучше нынешних. Я убежден, что следует зажечь всех тренеров единой высокой целью, создать настоящий тренерский коллектив. И через десять лет появится олимпийский призер родом из Белорецка!

*    *    *

 

На IV зимней Спартакиаде народов СССР сборная Башкирии набрала 879 очков, из них 520 принесли горнолыжники, причем 499 пришлось на долю белоречан. Далее достижения белорецкой СДЮШОР пошли явно на убыль. Ведущие позиции она уступила. Уступила тем центрам, где материально-техническую оснащенность и методику обучения привели в соответствие с современными требованиями.

Без ускорения в обеспечении качественного учебно-тренировочного процесса, без творческого единства преподавательского состава трудно рассчитывать на то, чтобы в ближайшие годы достичь успехов на сложнейших современных горнолыжных трассах.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


ОЦЕНКА МАСТЕРСТВА — ПО-НОВОМУ

   
Ю. В. Аверин, Е. А. Грозин, В. М. Карлышев
 

Горнолыжный спорт относится к видам, в которых сравнение выступлений одного спортсмена в нескольких стартах является весьма проблематичным. Оценка спортивно-технического мастерства по занятым местам, а также более объективная — с использованием классификационных очков и разрядных норм — в значительной степени зависит от состава участников, успешности их действий, константы соревнований, параметров склона, особенностей постановки трасс, метеорологических условий и т. п. Все это затрудняет сравнительный ана-

 

лиз результатов спортсменов и не позволяет контролировать динамику мастерства. Назрела необходимость в объективных показателях, которые позволили бы дать достоверную информацию о готовности горнолыжника к определенному результату и судить об эффективности соревновательных и тренировочных действий.

Задачей проведенного авторами статьи исследования было выявить объективные критерии спортивно-технического мастерства горнолыжников в специальном слаломе.

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

Многолетние педагогические наблюдения и математическая обработка данных навели на мысль, что основой спортивного мастерства горнолыжника является темпоритмовая характеристика спуска по трассе. Анализ протоколов всесоюзных и международных соревнований показал, что чем выше мастерство горнолыжника, тем выше темпоритмовой показатель.

Основными переменными, определяющими спортивный результат в горнолыжном спорте, являются длина и перепад трассы, а также количество ворот (Д. Е. Ростовцев и др., 1963). Естественно, на скорость спуска по трассе влияют уровень технического мастерства и физическое состояние спортсмена. Однако последние изменяются незначительно в тренировочном занятии, а тем более в серии спусков. Поэтому главными переменными, определяющими результат в специальном слаломе, выступают характеристики трассы.

Для определения сложности (напряженности) трассы, обусловливающей конкретный спортивный результат горнолыжника, было взято следующее отношение:

n   
K
 =  ——— · h.  (1)
S    

где K — сложность   (напряженность) трассы;

S —длина трассы на прямой от старта до финиша;

h — перепад высоты между стартом и финишем;

n — количество поворотов на трассе.

Для определения качества спуска (темпоритмовой характеристики мастерства) применяется следующая формула:

Kср · 2
W = —————  (2)
tср

Так как в соревнованиях спортсмен стартует дважды, то берется среднее арифметическое количества поворотов на двух трассах (nср) в формуле 1 и среднее время спусков на тех же трассах (tср). Полученное условное значение умножается на 100 для получения целых единиц, удобных для счета. Чем выше уровень спортивного мастерства, тем получаемые очки больше.

Пример. Допустим, длина трассы (S) равна 220 м, перепад высот (h) — 64 м, количество поворотов в двух попытках соответственно 19 и 17, а время прохождения трасс составляет 18,8 и 18,6 с. Подставив соответствующие значения в формулы 1 и 2, получим:

 

18           
К  =   ———— · 64 = 5,23.

220          

 

5,23 · 2                 
W = ———— · 100 = 55,93 ~
18,7                    
~ 56 условных очков.

 

Чтобы получить «свои» 56 очков на других трассах, необходимо показать определенное время (t), которое легко подсчитывается, если известны их параметры.

К · 2        
t  =  ——— ·100.  (3)
W         

Для оперативной оценки мастерства горнолыжника на основе вышеуказанных формул (1, 2) до тренировочного занятия могут быть составлены таблицы, включающие основные параметры трасс (табл. 1).

На основе математического расчета определены следующие нормативные требования в очках для спортсменов различной квалификации (табл. 2).

У элиты мирового горнолыжного спорта очки колеблются в пределах: мужчины — 72 — 80, женщины — 66 — 72. Это значит, что мужчины способны пройти за минуту трассу специального слалома с 70 — 80-ю воротами, тогда как наши ведущие горнолыжники за это время преодолевают лишь 66 — 72 ворот. Аналогична картина у женщин (66 — 72 и 64 — 68). Следует отметить, что такая темпоритмовая структура спуска зарубежных спортсменов поддерживается на склонах, имеющих крутизну на 20—30% больше,

В спортивной практике горнолыжникам приходится выступать на склонах разной крутизны. Она определяется отношением перепада высот (h) к длине трассы (S) и является вариативным показателем, влияющим на подсчет очков.

С целью получения объективной оценки на склонах различной крутизны определен сравнительный коэффициент, равный 0,3, отражающий среднюю крутизну горнолыжных трасс СССР.

Для того чтобы найти действительные баллы мастерства горнолыжника на любой трассе различной крутизны (при h : S = 0,3), необходимо провести следующие расчеты:

Wк · 0,3
Wo = —————— . (4)
a

где Wo — количество очков, которое спортсмен набрал бы на склоне средней

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
 
Таблица 1
Таблица 1
Нормативные критерии спортивного мастерства горнолыжников (сек.)
Нормативные критерии спортивного мастерства горнолыжников (сек.)
Спортивная квалификация
Спортивная квалификация
мс мужчина,
мс мужчина,
мсмк женщина
мсмк женщина

 

кмс мужчина,
кмс мужчина,
мс женщина
мс женщина

 

 

I разряд мужчина,
I разряд мужчина,
кмс женщина,
кмс женщина,
и т. д.
и т. д.
Количество поворотов
Количество поворотов
44 и т. д.
44 и т. д.
37,7
37,7
38,2
38,2
38,8
38,8
39,4
39,4
40,0
40,0
40,6
40,6
41,3
41,3
41,9
41,9
42,6
42,6
43,3
43,3
42
42
36,0
36,0
36,5
36,5
37,0
37,0
37,6
37,6
38,1
38,1
38,7
38,7
39,4
39,4
40,0
40,0
40,6
40,6
41,3
41,3
40
40
34,3
34,3
34,8
34,8
35,3
35,3
35,8
35,8
36,3
36,3
36,9
36,9
37,6
37,6
38,1
38,1
38,8
38,8
39,4
39,4
38
38
32,6
32,6
33,0
33,0
33,5
33,5
34,0
34,0
34,5
34,5
35,0
35,0
35,7
35,7
36,2
36,2
36,7
36,7
37,4
37,4
36
36
30,9
30,9
31,3
31,3
31,8
31,8
32,3
32,3
32,8
32,8
33,2
33,2
33,8
33,8
34,3
34,3
34,9
34,9
35,4
35,4
34
34
29,2
29,2
29,6
29,6
30,0
30,0
30,4
30,4
30,9
30,9
31,4
31,4
32,0
32,0
32,4
32,4
32,9
32,9
33,4
33,4
32
32
26,4
26,4
27,8
27,8
28,2
28,2
28,6
28,6
29,0
29,0
29,5
29,5
30,0
30,0
30,5
30,5
31,0
31,0
31,5
31,5
30
30
25,7
25,7
26,0
26,0
26,5
26,5
26,9
26,9
27,3
27,3
27,7
27,7
28,2
28,2
28,6
28,6
29,0
29,0
29,5
29,5
28
28
24,0
24,0
24,4
24,4
24,7
24,7
25,0
25,0
25,4
25,4
25,8
25,8
26,2
26,2
26,6
26,6
27,1
27,1
27,5
27,5
26
26
22,3
22,3
22,6
22,6
22,9
22,9
23,3
23,3
23,7
23,7
24,0
24,0
24,4
24,4
24,8
24,8
25,2
25,2
25,6
25,6
24
24
20,6
20,6
20,9
20,9
21,2
21,2
21,5
21,5
21,8
21,8
22,1
22,1
22,5
22,5
22,8
22,8
23,2
23,2
23,6
23,6
22
22
18,8
18,8
19,1
19,1
19,4
19,4
19,7
19,7
20,0
20,0
20,3
20,3
20,6
20,6
20,9
20,9
21,3
21,3
21,6
21,6
20
20
17,1
17,1
17,4
17,4
17,6
17,6
17,9
17,9
18,1
18,1
18,4
18,4
18,7
18,7
19,0
19,0
19,3
19,3
19,7
19,7
Очки
Очки
70
70
69
69
68
68
67
67
66
66
65
65
64
64
63
63
62
62
61
61
И т. д.
И т. д.
 

Таблица 2

Нормативные критерии спортивного мастерства горнолыжников в очках
(при h : S = 0,3)

Спортивная
квалификация

Мужчины

Женщины

мсмк

76 и выше

70 и выше

мс

68—75

65—69

кмс

63—67

59—64

I разряд

57—62

53—58

II разряд

51—56

46—52

III разряд

45—50

40—45

крутизны (h : S = 0,3) при данном результате;

Wк — действительные баллы, показанные на конкретной трассе;

а — величина, равная отношению h : S на конкретном склоне.

Для получения объективных показателей мастерства спортсмена необходимо соблюдение следующих условий:

—  постановка трасс должна соответствовать всем предъявляемым требованиям, описанным в правилах соревнований по горнолыжному спорту;

—  трассы должны быть тщательно промерены (с точностью до 1 м).

При отсутствии специальных приборов перепад высоты можно измерить при помощи школьного треугольника-транспортира и подвешенного к нему груза. Измерив крутизну склона на различных участках, на основе средней арифметической находим средний угол (а) между линией склона и горизонталью. Интересующий нас перепад определяется по формуле:

h = sin a · S.        (5)

Аналогично определяется перепад на любом участке трассы, где планируются занятия или соревнования.

Проведенные исследования позволяют отметить, что описанный способ оценки спортивного мастерства помогает более успешно решать задачи тренировочного процесса, а именно:

1.  Точнее определить квалификацию спортсмена независимо от уровня мастерства соперников и на различных по длине и крутизне трассах (см. табл. 1).

2. Объективно оцепить мастерство в любой момент тренировочного процесса (на занятии, в микроцикле, по годам), а также дать характеристику эффективности спуска, стабильности действий. На различных по длине трассах выявить

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

отстающие и сильные стороны подготовленности (качества). Например, спортсмен поддерживает высокую скорость лишь на коротком отрезке. На длинной трассе показатель мастерства по сравнению с короткой значительно снижается. Это является результатом недостаточной специальной выносливости и огрехов в технике.

3.  Зная максимальный результат (в очках) спортсмена и имея конкретные очки, получаемые в тренировочном занятии, можно определить интенсивность спуска в процентах (а также занятия в целом).

4.  Проверить готовность спортсмена к выполнению разрядных норм (см. табл. 2).

5.  Использование указанного критерия в тренировочном процессе вместе с показателями текущего и оперативного педагогического контроля позволяет определить уровень снижения спортивного мастерства в зависимости от величины тренировочных нагрузок (В. М. Карлышев, 1982, 1983).

6.  Показатель напряженности трассы (К) характеризует ее сложность. Следовательно, изменяя данный коэффициент, можно влиять на напряженность тренировочного занятия. При равных параметрах тренировочных нагрузок напряженней будет та, которая имеет более высокий показатель K. При подготовке к предстоящим стартам, зная условия их проведения, можно смоделировать темпоритмовую структуру спуска даже на более короткой и пологой «домашней» трассе.

Проведенный анализ напряженности трасс на международных и внутрисоюзных стартах позволяет отметить их существенные различия.

7.  Данная оценка мастерства надежна в специальном слаломе. В слаломе-гиганте большое влияние на очки оказывает скольжение. Однако и здесь подобная оценка мастерства возможна. Для этого полученные расчетные очки необходимо удвоить, чтобы сравнить с табличными (см. табл. 2). Взаимосвязь показателя мастерства с временем прохождения трасс находится на уровне:
r = 0,96 — 0,99.

8.  Основой подготовки спортсмена к очередному рубежу в темпоритмовой структуре движений (мастерстве) является его психическая подготовленность. К этому его надо подводить еще летом с помощью специальных и общеразвивающих упражнений в нужном темпе

 

Таблица 3

Сложность горнолыжных трасс
(в усл. ед.)

Место проведения и соревнование

Параметры трасс

Напряженность трассы
Напряженность трассы
длина, м
длина, м
перепад, м
перепад, м

количество ворот

1-я попытка

2-я попытка

Мадонна ди Кампилью (Италия).

430

170

56

57

22,14

Кубок мира Шладминг (Австрия).

496

176

65

67

23,42

Кубок мира Терскол. Спартакиада народов СССР

440

150

46

48

16,02

Чусовой. Кубок СССР

585

150

55

54

13,85

Кировск. Чемпионат СССР

530

154

56

60

16,85

 

(используются метрономы любой конструкции).

9.  Зная мастерство спортсмена и параметры трасс соревнований, можно заранее определить его результат. Исследования позволяют утверждать, что расхождение не превышает ±0,5 сек. в специальном слаломе при отсутствии существенных ошибок и падений на трассе.

10.  Используя данный способ оценки мастерства, можно дать объективную оценку тренировочной нагрузки (дня, микроцикла и т. д.). Применяется следующая формула:

 

Kср · N · Wср
H = —————— , (6)
a

 

где Н — нагрузка в условных единицах;

N — количество спусков по трассе;

К и W — средние за тренировку.

В заключение надо сказать, что предлагаемый метод имеет ряд недостатков, да и не претендует на универсальность. Однако использование его в спортивной практике позволило значительно повысить эффективность тренировочного процесса.

 
Library   60   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало