Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

спортсменок понижены, тренировочную нагрузку по объему и интенсивности рекомендуется планировать относительно небольшой — 6—7% общей месячной нагрузки.

В четвертом микроцикле биологического цикла (постовуляторная фаза) квалифицированные спортсменки способны выполнять самую большую нагрузку как по объему, так и по интенсивности. Оптимальное использование в этой фазе больших физических нагрузок с преимущественной направленностью на развитие выносливости обеспечивает значительные функциональные и морфологические перестройки в организме. Объем нагрузки составляет 39—40% общей месячной нагрузки.

В пятом микроцикле (предменструальная фаза) снижается работоспособность, происходит некоторая деавтоматизация и ухудшение двигательных навыков. Объем силовых упражнений с большой интенсивностью необходимо снизить до минимума. Разучивать новые

 

элементы техники не рекомендуется. В этом микроцикле работают над развитием гибкости, выполняют упражнения на растягивание и расслабление. Тренировочная нагрузка — средняя по объему и интенсивности (7—8% общей месячной). В указанном микроцикле у спортсменок-лыжниц наблюдается повышенная возбудимость центральной нервной системы и утомляемость.

Длительность биологического цикла у генетически здоровых лыжниц колеблется от 21—22 дней до 32—36. Закономерности адаптации организма к физическим нагрузкам заставляют строить тренировочный процесс с учетом специфических биологических особенностей (см. таблицу).

Анкетный опрос, ежедневное измерение базальной температуры, анализ дневников самоконтроля помогут тренеру выявить биологическую ритмику организма каждой спортсменки (фазы биологического цикла) и эффективно управлять тренировочным процессом.

 
 


ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА
 

 
      В. К. Насимович
 
 
 

Сильнейшие советские прыгуны последнее время не радуют своих поклонников, Неудача постигла их и в 1985 г. в самых престижных соревнованиях— турне четырех трамплинов и на первенстве мира в Зеефельде. В турне наш лучший прыгун в каждом из четырех соревнований проигрывал победителю в сумме двух прыжков от 15 до 26 м и от 26 до 47,4 балла. В Зеефельде в командных соревнованиях на 90-метровом трамплине наши спортсмены оказались на 10-м месте из 12, некоторые члены команды проиграли победителю 30 м и более в каждом прыжке.

1986-5.jpg

Рис. 1. Стойка разгона

 

Специалисты отмечают ряд причин, мешающих советским спортсменам успешно конкурировать с лидерами на крупнейших международных соревнованиях. К их числу относят устаревшие профили трамплинов, имеющихся в стране, недостаточный опыт выступлений в ответственных стартах за рубежом, слабую специальную и техническую подготовленность и др.

Мы коснемся последней причины — недостатков технического мастерства.

1986-6.jpg

Рис. 2. Угол отталкивания и пара сил, действующая на прыгуна на краю стола отрыва

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

1986-7.jpg

 
 

Рис. 3. Взлет Г. Прокопенко

Проанализируем технику прыжка сильнейших наших спортсменов.

Разгон. Во время разгона прыгун принимает положение седа (рис. 1): туловище сильно наклонено вперед, голова приподнята, бедра почти параллельны лыжне, голени под углом 57—60°, руки отведены назад и прижаты к туловищу, центр тяжести тела распределяется равномерно на обе ноги. Резервом увеличения скорости во время разгона может быть уменьшение угла в голеностопных суставах, т. е. более низкая посадка. У многих сильнейших спортсменов прошлых лет (М. Веретенников, А. Жегланов, А. Боровитин и др.) этот угол составлял 52—54°.

Результаты исследования с помощью аэродинамической трубы показали, что наилучшее положение прыгуна подобно стойке горнолыжника «яйцо» (хорошая обтекаемость и наименьшее лобовое сопротивление).

Отталкивание. За несколько метров до края стола (в зависимости от скорости спуска, быстроты выполнения движений и других факторов) прыгун начинает выпрямляться с нарастающей быстротой по направлению вверх-вперед. Неполное выпрямление в тазобедренных суставах в конце толчка, когда туловище находится в наклоне вперед (рис. 2), уменьшает опрокидывающий момент от встречного потока воздуха и тем самым облегчает выход вперед на первых метрах полета.

Возможность быстро принять правильное положение в воздухе и выполнить полет с увеличивающимся наклоном, т. е. в выгодных аэродинамических условиях, достигается путем расположения общего центра тяжести тела во время толчка впереди площади опоры. Образующаяся пара сил (сила тяжести и реакция опоры) создает вращательный момент, который позволяет увеличивать наклон тела в полете. Угол от-

 

талкивания на трамплинах средней и большой мощности (70—90 м) находится в пределах 80° (Г. Р. Ниренберг, Е. А. Грозин, Ю. М. Зубарев, В. А. Кузнецов и др.).

Правильному направлению движения во время отталкивания способствует сохранение наклона голеней под острым углом по отношению к лыжне: в первой половине толчка он соответствует углу в стойке разгона, в конце толчка составляет 73—74°. Конструкция ботинок прыгуна с высокой и наклоненной вперед Задней частью, а также различные подставки под каблуки помогают правильно выполнить отталкивание.

Большое значение имеет своевременность отталкивания: момент окончания толчкового усилия должен совпадать с прохождением края прыжкового стола.

Полет. Как только прыгун оказывается в воздухе, он стремится быстрее принять аэродинамически выгодное положение (рис. 3): носки лыж берет на себя, руки фиксирует вдоль туловища. Это способствует уменьшению лобового сопротивления и увеличению подъемной силы системы «лыжник — лыжи», возникающей вследствие расположения лыж и тела лыжника под некоторым углом к встречному потоку воздуха. В таблице приведены углы атаки лыж, ног и туловища некоторых сильнейших советских прыгунов. На 2—3-м м полета углы ата-

1986-8.jpg

Рис. 4. Наиболее выгодное положение прыгуна по отношению к траектории полета

 

 
Library   7   Up


Contents   Home
 

1986-9.jpg

 

Рис. 5. Положения прыгунов на 42-м (I) и 50-м (II) метрах полета в соревнованиях на Кубке СССР в Горьком (декабрь 1984-го, Р=88 м):

 

 

  а — Е. Вашуран; б — О. Серое; в — Ю. Головщиков

1986-10.jpg

  Рис. 6. Подход к горе и приземление Г. Прокопенко

 

 

     
Library       Up


Contents

 

Home
 
Углы атаки лыж, ног и туловища сильнейших советских прыгунов (соревнования на Кубок СССР, Горький, декабрь 1984 г., Р = 88 м)
Углы атаки лыж, ног и туловища сильнейших советских прыгунов (соревнования на Кубок СССР, Горький, декабрь 1984 г., Р = 88 м)
Расстояние от края стола отрыва, м
Расстояние от края стола отрыва, м
40
40
38
38
37
37
39
39
39
39
42
42
51
51
61
61
59
59
67
67
58
58
66
66
76
76
28
28
34
34
43
43
36
36
38
38
52
52
25
25
31
31
41
41
35
35
44
44
39
39
44
44
61
61
59
59
65
65
57
57
63
63
70
70
22
22
35
35
35
35
36
36
33
33
40
40
18
18
32
32
36
36
33
33
35
35
37
37
38
38
57
57
59
59
65
65
55
55
61
61
65
65
22
22
33
33
33
33
35
35
28
28
24
24
13
13
33
33
36
36
33
33
37
37
37
37
33
33
54
54
60
60
65
65
55
55
62
62
60
60
22
22
32
32
30
30
33
33
26
26
21
21
7,5
7,5
35
35
38
38
36
36
43
43
37
37
38
38
59
59
64
64
64
64
68
68
62
62
63
63
22
22
21
21
25
25
27
27
14
14
14
14
3
3
34
34
29
29
44
44
38
38
35
35
34
34
76
76
77
77
73
73
76
76
75
75
65
65
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
Длина прыжка, м
Длина прыжка, м
90,5
90,5
93,0
93,0
92,0
92,0
89,5
89,5
100,5
100,5
85,0
85,0
Фамилия
Фамилия
Прокопенко Г.
Прокопенко Г.
Серов О.
Серов О.
Мухин С.
Мухин С.
Ващурин Е.
Ващурин Е.
Черняев В.
Черняев В.
Головщиков Ю.
Головщиков Ю.
 

ки лыж положительные и, следовательно, уже создают подъемную силу, а аэродинамически выгодное положение принимают только к 7—8-му м. К 18-му м углы атаки лыж у половины прыгунов довольно значительные, а к 40-му — большие. Наклоны ног и туловища стабилизируются только к 13-му м полета и составляют соответственно 55—65° и 33—40°.

Наиболее выгодные углы атаки, полученные при испытании в аэродинамической трубе и путем математических расчетов, показаны на рис. 4 (=15— 20°, =40°, =20—25°). Из таблицы же явствует, что только Г. Прокопенко выполняет первую часть полета в более или менее выгодных с точки зрения аэродинамики условиях.

Таким образом, можно сказать, что в средней части прыжка положения прыгунов (углы атаки , , ) стабилизировались и их аэродинамические характеристики неблагоприятны. Если у Е. Ващурина, О. Серова и Ю. Головщикова (рис. 5) положение ног и туловища по отношению к лыжам вполне приемлемо, то по отношению к траектории полета углы довольно большие, особенно у Ю. Головщикова.

Наблюдения и киносъемка показали, что многие прыгуны во второй половине прыжка увеличивают и без того большие углы атаки лыж, ног и тела.

Приземление. В заключительной части полета, непосредственно перед приземлением, прыгун сгибает ноги, подводит их под туловище и выполняет приземление (рис. 6). Облегчает выполнение приземления более открытое положение тела спортсмена по сравнению с положением в полете при наибольшей подъемной силе. Сопротивление встречному потоку воздуха возрастает, и траектория прыгуна становится круче. Большинство наших спортсменов слабо владеют техникой приземления, из-за чего получают заниженные оценки за стиль.

В последние годы совершенствованию техники прыжка уделяется незаслуженно мало внимания. Этот пробел в подготовке прыгунов необходимо как можно быстрее ликвидировать. Отдельные прыжки Г. Прокопенко, А. Таранова в турне четырех трамплинов-85, В. Черняева в командных соревнованиях X зимней Спартакиады Дружественных армий, П. Кустова и В. Каретникова на Спартакиаде народов РСФСР в Чайковском говорят о больших потенциальных возможностях наших сильнейших прыгунов на лыжах с трамплина.

 

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало