При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
спортсменок понижены, тренировочную нагрузку по объему и интенсивности рекомендуется планировать относительно небольшой — 6—7% общей месячной нагрузки.
В четвертом микроцикле биологического цикла (постовуляторная фаза) квалифицированные спортсменки способны выполнять самую большую нагрузку как по объему, так и по интенсивности. Оптимальное использование в этой фазе больших физических нагрузок с преимущественной направленностью на развитие выносливости обеспечивает значительные функциональные и морфологические перестройки в организме. Объем нагрузки составляет 39—40% общей месячной нагрузки.
В пятом микроцикле (предменструальная фаза) снижается работоспособность, происходит некоторая деавтоматизация и ухудшение двигательных навыков. Объем силовых упражнений с большой интенсивностью необходимо снизить до минимума. Разучивать новые
элементы техники не рекомендуется. В этом микроцикле работают над развитием гибкости, выполняют упражнения на растягивание и расслабление. Тренировочная нагрузка — средняя по объему и интенсивности (7—8% общей месячной). В указанном микроцикле у спортсменок-лыжниц наблюдается повышенная возбудимость центральной нервной системы и утомляемость.
Длительность биологического цикла у генетически здоровых лыжниц колеблется от 21—22 дней до 32—36. Закономерности адаптации организма к физическим нагрузкам заставляют строить тренировочный процесс с учетом специфических биологических особенностей (см. таблицу).
Анкетный опрос, ежедневное измерение базальной температуры, анализ дневников самоконтроля помогут тренеру выявить биологическую ритмику организма каждой спортсменки (фазы биологического цикла) и эффективно управлять тренировочным процессом.
ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА
В. К. Насимович
Сильнейшие советские прыгуны последнее время не радуют своих поклонников, Неудача постигла их и в 1985 г. в самых престижных соревнованиях— турне четырех трамплинов и на первенстве мира в Зеефельде. В турне наш лучший прыгун в каждом из четырех соревнований проигрывал победителю в сумме двух прыжков от 15 до 26 м и от 26 до 47,4 балла. В Зеефельде в командных соревнованиях на 90-метровом трамплине наши спортсмены оказались на 10-м месте из 12, некоторые члены команды проиграли победителю 30 м и более в каждом прыжке.
Рис. 1. Стойка разгона
Специалисты отмечают ряд причин, мешающих советским спортсменам успешно конкурировать с лидерами на крупнейших международных соревнованиях. К их числу относят устаревшие профили трамплинов, имеющихся в стране, недостаточный опыт выступлений в ответственных стартах за рубежом, слабую специальную и техническую подготовленность и др.
Мы коснемся последней причины — недостатков технического мастерства.
Рис. 2. Угол отталкивания и пара сил, действующая на прыгуна на краю стола отрыва
6
Рис. 3. Взлет Г. Прокопенко
Проанализируем технику прыжка сильнейших наших спортсменов.
Разгон. Во время разгона прыгун принимает положение седа (рис. 1): туловище сильно наклонено вперед, голова приподнята, бедра почти параллельны лыжне, голени под углом 57—60°, руки отведены назад и прижаты к туловищу, центр тяжести тела распределяется равномерно на обе ноги. Резервом увеличения скорости во время разгона может быть уменьшение угла в голеностопных суставах, т. е. более низкая посадка. У многих сильнейших спортсменов прошлых лет (М. Веретенников, А. Жегланов, А. Боровитин и др.) этот угол составлял 52—54°.
Результаты исследования с помощью аэродинамической трубы показали, что наилучшее положение прыгуна подобно стойке горнолыжника «яйцо» (хорошая обтекаемость и наименьшее лобовое сопротивление).
Отталкивание. За несколько метров до края стола (в зависимости от скорости спуска, быстроты выполнения движений и других факторов) прыгун начинает выпрямляться с нарастающей быстротой по направлению вверх-вперед. Неполное выпрямление в тазобедренных суставах в конце толчка, когда туловище находится в наклоне вперед (рис. 2), уменьшает опрокидывающий момент от встречного потока воздуха и тем самым облегчает выход вперед на первых метрах полета.
Возможность быстро принять правильное положение в воздухе и выполнить полет с увеличивающимся наклоном, т. е. в выгодных аэродинамических условиях, достигается путем расположения общего центра тяжести тела во время толчка впереди площади опоры. Образующаяся пара сил (сила тяжести и реакция опоры) создает вращательный момент, который позволяет увеличивать наклон тела в полете. Угол от-
талкивания на трамплинах средней и большой мощности (70—90 м) находится в пределах 80° (Г. Р. Ниренберг, Е. А. Грозин, Ю. М. Зубарев, В. А. Кузнецов и др.).
Правильному направлению движения во время отталкивания способствует сохранение наклона голеней под острым углом по отношению к лыжне: в первой половине толчка он соответствует углу в стойке разгона, в конце толчка составляет 73—74°. Конструкция ботинок прыгуна с высокой и наклоненной вперед Задней частью, а также различные подставки под каблуки помогают правильно выполнить отталкивание.
Большое значение имеет своевременность отталкивания: момент окончания толчкового усилия должен совпадать с прохождением края прыжкового стола.
Полет. Как только прыгун оказывается в воздухе, он стремится быстрее принять аэродинамически выгодное положение (рис. 3): носки лыж берет на себя, руки фиксирует вдоль туловища. Это способствует уменьшению лобового сопротивления и увеличению подъемной силы системы «лыжник — лыжи», возникающей вследствие расположения лыж и тела лыжника под некоторым углом к встречному потоку воздуха. В таблице приведены углы атаки лыж, ног и туловища некоторых сильнейших советских прыгунов. На 2—3-м м полета углы ата-
Рис. 4. Наиболее выгодное положение прыгуна по отношению к траектории полета
7
Рис. 5. Положения прыгунов на 42-м (I) и 50-м (II) метрах полета в
соревнованиях на Кубке СССР в Горьком (декабрь 1984-го, Р=88 м):
а — Е. Вашуран; б — О. Серое; в — Ю. Головщиков
Рис. 6. Подход к горе и приземление Г. Прокопенко
Углы атаки лыж, ног и туловища сильнейших советских прыгунов (соревнования на Кубок СССР, Горький, декабрь 1984 г., Р = 88 м)
Расстояние от края стола отрыва, м
40
38
37
39
39
42
51
61
59
67
58
66
76
28
34
43
36
38
52
25
31
41
35
44
39
44
61
59
65
57
63
70
22
35
35
36
33
40
18
32
36
33
35
37
38
57
59
65
55
61
65
22
33
33
35
28
24
13
33
36
33
37
37
33
54
60
65
55
62
60
22
32
30
33
26
21
7,5
35
38
36
43
37
38
59
64
64
68
62
63
22
21
25
27
14
14
3
34
29
44
38
35
34
76
77
73
76
75
65
2
2
3
3
3
3
Длина прыжка, м
90,5
93,0
92,0
89,5
100,5
85,0
Фамилия
Прокопенко Г.
Серов О.
Мухин С.
Ващурин Е.
Черняев В.
Головщиков Ю.
ки лыж положительные и, следовательно, уже создают подъемную
силу, а аэродинамически выгодное положение принимают только к 7—8-му м. К 18-му
м углы атаки лыж у половины прыгунов довольно значительные, а к 40-му — большие.
Наклоны ног и туловища стабилизируются только к 13-му м полета и составляют
соответственно 55—65° и 33—40°.
Наиболее выгодные углы атаки,
полученные при испытании в аэродинамической трубе и путем математических
расчетов, показаны на рис. 4 (=15—
20°, =40°,
=20—25°). Из
таблицы же явствует, что только Г. Прокопенко выполняет первую часть полета в
более или менее выгодных с точки зрения аэродинамики условиях.
Таким образом, можно сказать, что в
средней части прыжка положения прыгунов (углы атаки
,
,
)
стабилизировались и их аэродинамические характеристики неблагоприятны. Если у Е.
Ващурина, О. Серова и Ю. Головщикова (рис. 5) положение ног и туловища по
отношению к лыжам вполне приемлемо, то по отношению к траектории полета углы
довольно большие, особенно у Ю. Головщикова.
Наблюдения и киносъемка показали,
что многие прыгуны во второй половине прыжка увеличивают и без того большие углы
атаки лыж, ног и тела.
Приземление. В заключительной части
полета, непосредственно перед приземлением, прыгун сгибает ноги, подводит их под
туловище и выполняет приземление (рис. 6). Облегчает выполнение приземления
более открытое положение тела спортсмена по сравнению с положением в полете при
наибольшей подъемной силе. Сопротивление встречному потоку воздуха возрастает, и
траектория прыгуна становится круче. Большинство наших спортсменов слабо владеют
техникой приземления, из-за чего получают заниженные оценки за стиль.
В последние годы совершенствованию
техники прыжка уделяется незаслуженно мало внимания. Этот пробел в подготовке
прыгунов необходимо как можно быстрее ликвидировать. Отдельные прыжки Г.
Прокопенко, А. Таранова в турне четырех трамплинов-85, В. Черняева в командных
соревнованиях X зимней Спартакиады Дружественных
армий, П. Кустова и В. Каретникова на Спартакиаде народов РСФСР в Чайковском
говорят о больших потенциальных возможностях наших сильнейших прыгунов на лыжах
с трамплина.