Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

мендуют спортсменам и тренерам активнее участвовать в разработке меню и обратить внимание на увеличение в рационе углеводов и снижение жиров как в домашних условиях, так и на учебно-тренировочных сборах. Не следует упус-

 

кать из виду и минеральные вещества, и в первую очередь железо.

 

Перевод В. В. Зайцевой

(Журнал «Врач и спортивная медицина»,

США. 1985, №2, т. 13)

 

 

ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


КАК ЗАПОМИНАТЬ ТРАССУ

   
Ю. В. Адамов
 

Согласно правилам соревнований по горнолыжному спорту трассы слалома и слалома-гиганта предварительно не опробуются. Соревновательному спуску предшествует лишь визуальное знакомство с дистанцией.

Спортсмен, опираясь на свой предыдущий опыт, должен представить свои будущие действия на трассе, мысленно воспроизведя  двигательно-мышечные

ощущения при выполнении технических приемов во время спуска. Правильно составленный тактический план и предварительное идеомоторное проигрывание спуска позволяют спортсмену наилучшим образом раскрыть свои возможности и показать хороший результат.

Предварительное составление тактического плана и идеомоторное проигрывание предстоящего спуска выполняется лишь на соревнованиях и во время контрольных стартов, так как в процессе тренировок это на 60—70% снижает моторную плотность урока. В связи с тем что отсутствующее или недостаточно развитое умение составить, запомнить и проиграть в уме план предстоящих действий снижает качество выполнения спуска и отдаляет время реализации достигнутого уровня технической и функциональной подготовленности спортсмена, необходимо в учебно-тренировочные занятия включать средства, направленные на развитие и совершенствование способности к запоминанию трасс.

Средства эти следующие.

А. Самостоятельное составление комплекса общеразвивающих упражнений на заданный счет и выполнение этого комплекса.

Спортсмену задается время на составление комплекса. При этом упражнения, включаемые в комплекс, не долж-

 

ны повторяться. В процессе составления запрещается опробование комплекса или входящих в него отдельных упражнений. Спортсмену предлагается мысленно представить и проговорить комплекс, затем назвать движения, которые будут выполняться на каждый счет, и выполнить комплекс упражнений в целом.

Задание можно усложнить, предложив занимающимся:

включить в комплекс определенные упражнения на 2, 4 и 8 счетов;

увеличить количество упражнений;

выполнить комплекс в заданном темпе по сигналу (голосом, хлопком).

Обязательное условие при выполнении упражнений — точное воспроизведение каждого отдельного движения.

Б. Упражнения на батуте.

Один спортсмен объявляет последовательность выполнения прыжков и выполняет их. Другой должен повторить ее. Если повторение выполнено без ошибок, занимающиеся меняются ролями. В программу должны включаться модификации освоенных прыжков (например, прыжок на четвереньки может выполняться с различными положениями рук — в стороны, на пояс, за голову).

В. Комбинированные эстафеты с передвижением различными способами, прыжками через препятствия или гимнастические снаряды, с элементами акробатики, упражнениями с мячами и т. п.

При ознакомлении занимающихся с эстафетой акцентируют внимание на том, как лучше (быстрее) преодолеть каждый участок или выполнить включенное упражнение. Перед стартом ученику предлагают представить свои действия от старта до финиша.

В эстафеты можно включать не менее 4—5 элементов при общей длитель-

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

ности прохождения маршрута одним участником от 20 до 50 с. Д,ля увеличения моторной плотности занятия состав команды ограничивают 3—5 спортсменами. Старт последующему участнику дают через 10—15 с после старта предыдущего. Побеждает команда, одержавшая больше побед (по результатам первых, вторых... пятых номеров).

Г. Летний слалом.

После предварительного ознакомления с маршрутом, на трассе которого необходимо выполнить заданные действия в определенной последовательности и указанном месте, спортсмены по одному проходят его дважды. Сначала все выполняют первую попытку, затем в; том же порядке вторую.

Упражнения, включаемые в программу летнего слалома, и длительность прохождения трассы могут быть такими же, как в комбинированной эстафете.

Фиксируют время, затраченное спортсменом на прохождение дистанции и количество ошибок. Отсутствие сбоев, а также минимальная разница во времени, затраченном на первую и вторую попытку, служат показателем правильности составления и реализации плана действий на трассе.

Победитель определяется по наименьшей общей сумме времени и разнице результатов в первой и второй попытке.

В качестве упражнений на развитие и совершенствование способности к запоминанию трасс используют прохождение воображаемых трасс, игры на лыжах, специальные упражнения.

А. Спуск по воображаемой трассе.

Спортсмену сообщают расстановку воображаемых ворот на трассе, пользуясь видимыми ориентирами (рельеф, растительность на склоне). Можно задать и технические приемы прохождения отдельных участков трассы.

Задание считается выполненным, если спортсмен пройдет все ворота и фигуры воображаемой трассы в заданной последовательности, с использованием заданных технических приемов, следуя по указанным ориентирам.

Это упражнение а соревновательном периоде используют в разминочных спусках для предварительной настройки на предстоящую деятельность.

При большом объеме тренировочной работы у спортсмена могут участиться случаи сбоев и схода с трассы из-за наступившего утомления. В этой ситуации рекомендуется выполнить несколько спусков по воображаемой трассе, чтобы избавиться от отрицательных эмоций, выз-

 

ванных сбоями и падениями, которые вызывают чувство неуверенности в своих силах.

Во время соревнований по слалому и слалому-гиганту, особенно, если они проходят на незнакомом склоне, для того чтобы создать правильное пространственно-временное представление о рельефе и особенностях снежного покрова, необходимо проделать следующее: после первичного ознакомления (по отрезкам) со склоном, «выполнить» несколько безостановочных спусков по трассе на скорости, характерной для данного вида горнолыжного спорта (слалома или слалома-гиганта). Такое предварительное «опробованйе» трассы соревнований явится необходимой основой для выбора конкретных технических приемов на каждом участке.

Б. Игры на лыжах.

«Начинающий лыжник». Спортсмен изображает движения лыжника-новичка при спуске. Программа спуска объявляется лыжникам непосредственно перед стартом и не должна включать повторений одного и того же неудачного приема белее двух раз. Побеждает лыжник, выполнивший объявленную программу. Программа задается по времени или длине спуска.

«Самый ловкий». В безостановочном спуске спортсмен выполняет различные технические приемы и элементы фигурного катания по заданной тренером или составленной им самим программе. В последнем случае во избежание повторения «накатанных» программ и снижения в связи с этим тренирующего воздействия упражнения задаются обязательные технические приемы и элементы фигурного катания (включаются не последовательно, а через 2—3 приема, выбранных самим учеником). Побеждает спортсмен, выполнивший программу за наименьшее время, если программа задавалась тренером одна для всех занимающихся. При выполнении самостоятельных программ побеждает лыжник, выполнивший наибольшее количество приемов и элементов фигурного катания за определенное время.

Опробование программы спуска «Начинающего» и «Самого ловкого» не допускается. На подготовку программы спуска дается 3—5 мин. Порядок старта определяется жеребьевкой.

Эти игры могут быть использованы на тренировке для повышения эмоционального тонуса при многократном прохождении трасс как эмоциональные паузы.

В. Специальное. упражнение.

«Кто точнее?». При просмотре трассы

 
 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

спортсмену предлагается представить свои действия на определенном участке трассы — мысленно пройти его на время. При этом спортсмен фиксирует время предполагаемого спуска на данном участке, включая секундомер на «входе» и выключая на «выходе» из него,

Время, затраченное на реальное прохождение данного участка при спуске по трассе, сравнивается со временем прохождения его в воображаемом спуске. Разница во времени служит показателем уровня подготовки к идеомоторному проигрыванию предстоящего спуска — наиболее важного компонента в запомина-

 

нии и последующей реализации тактического плана спуска. Чем меньше разница во времени, тем больше у спортсмена шансов преодолеть дистанцию успешно.

Упражнение является средством контроля за уровнем развития способности к запоминанию трассы. А сравнение результатов прохождения трасс на тренировках и на соревнованиях, разница в прохождении воображаемых и реальных трасс служат информацией о способности спортсмена управлять своей психической деятельностью в экстремальных условиях.

 


УЧЕТ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

   
С. И. Пенигин
 

Важнейшими показателями, влияющими на результативность выступлений спортсмена на соревнованиях, являются объем и интенсивность тренировочной нагрузки. В определении объема специальной подготовки особых проблем нет. В скоростном спуске его принято обозначать количеством километров в слаломе и слаломе-гиганте: количеством километров и пройденных ворот (в слаломе (условно) одни ворота на каждые 10 м, в слаломе-гиганте — на каждые 20 м).

Сложность возникает при определении интенсивности занятия. Нами предложено оценивать интенсивность тренировочного упражнения и занятия в целом (I) по формуле, разработанной В. С. Келлером и Л. В. Сайгуком и применяемой во многих видах спорта, где невозможно точно определить физическую и физиологическую стоимость работы.

Ii · ti
I = —————,
ti

где Ii — интенсивность упражнения; ti — время его выполнения.

Для этой цели мы определили услов-

 

ную процентную стоимость всех видов выполняемых упражнений по степени их воздействия и психической напряженности.

По формуле и примерной таблице мы можем определить интенсивность нагрузки в занятии по отношению к интенсивности соревнований разного уровня в процентном отношении, что очень удобно. Имея цифровые выражения интенсивности нагрузки, определяющие уровень психической напряженности тренировочного упражнения в период подготовки к соревнованиям, тренеры и спортсмены могут устанавливать нагрузки в зависимости от состояния тренирующегося к поставленных задач. Но надо иметь в виду, что по мере приближения соревнований уровень психического напряжения, как правило, возрастает.

Таблицу оценки упражнений можно применять в годичном цикле тренировки. Каждая тренировка должна включать в себя 3 — 5 упражнений с неоднозначной интенсивностью. Это помогает избежать однообразия в учебно-тренировочных занятиях.

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало