При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

шагов у мастеров спорта составляет 6,9%, у спортсменов I разряда и кандидатов в мастера — 4,2%. Логично заключить, что уменьшение длины шага на подъеме к концу дистанции в беге с имитацией у мастеров спорта компенсируется увеличением частоты шагов, в то время как у перворазрядников и кандидатов в мастера снижение длины шага преобладает над увеличением частоты, т. е. повышение частоты шагов не компенсирует снижения его длины. Поэтому вполне понятно, почему скорость на подъеме у мастеров спорта увеличивается к концу дистанции в среднем на 1,2% , а у спортсменов I разряда и кандидатов в мастера снижается на 4,2%. Гармоничность хода у перворазрядников снижается на дистанции более выраженно по сравнению с мастерами спорта.

Выявленные закономерности динамики кинематических характеристик проявляются и в передвижении на лыже-

 

роллерах. Скорость на подъеме 6° на протяжении всей дистанции увеличивается в среднем на 1,5%, длина шагов снижается на 1,8%, а частота в начале дистанции незначительно снижается, а в дальнейшем, с середины соревновательной трассы, повышается на 3,8%. Гармоничность хода в начале дистанции незначительно увеличивается, а к ее концу снижается в среднем на 5,7%.

При уточнении меры нагрузки, т. е. момента снижения скорости, существенное значение имеет протяженность тренировочных кругов. С целью совершенствования управления тренировочным процессом, повышения эффективности предложенной методики корректировки нагрузки целесообразно выбирать круги протяженностью не более 5 км. Чем меньше длина круга (отрезка), тем точнее можно определить меру циклической нагрузки.

 
 


НАШИ РЕФЕРАТЫ
 

 
 

СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Б. Ф. Черемняков, В. С. Мартынов
 

Для проведения экспериментальной работы была сформирована группа из 42 спортсменов, имеющих квалификацию от I разряда до мастера спорта, в возрасте от 18 до 24 лет.

Первое исследование проводилось в подготовительном (июль), а второе в соревновательном (февраль) периоде подготовки по 29 показателям. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики с использованием факторного анализа. В подготовительном периоде было выделено 6 обобщенных факторов, с помощью которых можно объяснить образовавшиеся взаимосвязи отдельных показателей. На долю этих факторов приходится 66,4% общей дисперсии выборки.

Фактор I (21,4% общей дисперсии выборки) включает показатели, характеризующие удельное периферическое сопротивление сосудов кровотоку (r = 0,92), сердечный индекс (r = —0,94), мощность работы левого желудочка (r = —0,90) и ударный индекс (r = —0,67). Фактор можно отождествить с функциональной подготовленностью сердечнососудистой системы.

Фактор II (12,9% общей дисперсии выборки) имеет наибольшие факторные

 

веса показателей силы разгибателей туловища, бедер, кисти. Его можно интерпретировать как уровень силовой подготовленности.

Остальные факторы включают показатели, имеющие меньшие весовые коэффициенты по отношению к названным.

Факторный анализ показателей физической подготовленности лыжников-гонщиков, проведенный в соревновательном периоде, также выявил 6 обобщенных факторов, с помощью которых можно объяснить взаимосвязи отдельных показателей. На долю этих факторов приходится 69,4% общей дисперсии выборки.

Фактор I (23%). В данном факторе наибольшие весовые коэффициенты имеют показатели: кросс 10 км (r = —0,87), бег на лыжах 5x1000 м по равнинному кругу (r = —0,87), бег на лыжах в подъем (6—9°) 5x500 м (r = —0,86), гонка на лыжах на дистанции 15 км (r = —0,80). Большие весовые коэффициенты имеют показатели, отражающие уровень функциональной подготовленности, — МПК (r = 0,78), анаэробный порог (r = 0,73). Фактор можно интерпретировать как фактор специальной выносливости.

Фактор II (15,5%) включает показатели, характеризующие работу сердечнососудистой системы.

В факторе III (12,4%) наибольшие весовые коэффициенты имеют показатели

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
 

силы правой и левой кисти, разгибателей правой и левой голени. Отрицательный весовой коэффициент имеет вес тела спортсмена. Показатели данного фактора отражают уровень силовой подготовленности спортсменов.

Вклад других факторов, отражающих преимущественную способность к выполнению работы в анаэробном режиме, менее значим.

Таким образом, в результате проведенных исследований выявлены существенные различия в структуре физической подготовленности лыжников-гонщиков по периодам подготовки. В подготовительном периоде наибольший вклад вносит фактор производительности сердечно-сосудистой системы. Ведущим фактором в соревновательном периоде является специальная выносливость.

ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Ю. О. Джапаридзе
 

Одним из важнейших средств воспитания скоростно-силовых качеств лыжника-гонщика являются прыжковые упражнения. С какой интенсивностью и до какого предела следует выполнять их?

В первую очередь необходимо правильно устанавливать время выполнения упражнений и отдыха между ними. Для скоростно-силовых упражнений время выполнения должно быть не более 20 с, так как только в этом пределе формируется нужное качество; время отдыха — период, необходимый для восстановления организма до рабочего состояния. Оценивать уровень подготовленности лыжника только по одному параметру, а именно: расстоянием, пройденным прыжками, недостаточно, необходимо учитывать скорость выполнения упражнения.

Спортсмен, обладающий хорошей силовой подготовкой, может, например, в 30 многоскоках показать результат, равный 80 м и более, скорость выполнения при этом может быть намного ниже, чем у спортсмена, показавшего результат менее 80 м, но обладающего в достаточной мере развитым качеством скорости. Необходимо учитывать частоту шагов. Частота свыше 2,5 шага в секунду нежелательна, так как в этом случае будет искажено прыжковое упражнение, оно будет приближаться к бегу.

Для воспитания скоростно-силового качества можно рекомендовать следующую методику тренировок в прыжковых упражнениях. 30-кратные прыжки вы-

 

полняются в максимальном темпе (время выполнения — 12—14 с), регистрируются длина пройденной дистанции и время выполнения. По этим трем показателям легко рассчитать длину шага, частоту шага и скорость в метрах в секунду. Сигналом к окончанию работы служит снижение скорости или поддержание ее за счет чрезмерной частоты шагов. Время отдыха между упражнениями — 1 мин. Упражнения выполняются повторным методом.

В зависимости от этапа подготовительного периода и тренированности спортсмена количество повторений может увеличиваться. В одной серии их может быть от 15 до 25. За это время лыжник проходит расстояние многоскоками от 1200 до 1500 м.

Для воспитания скоростно-силовой выносливости целесообразно выбирать дистанцию большей длины, но такой, чтобы к концу ее у лыжника не снижались скоростно-силовые показатели. Для тестирования удобна дистанция 100— 150 м. Отдых между упражнениями не более 1 мин. Количество повторений в серии определяется невозможностью выполнять заданную работу при неснижающихся параметрах (работа до отказа). За тренировку спортсмены обычно преодолевают расстояние 2000—2500 м.

ДОЗИРОВАНИЕ СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

В. Н. Бухтияров, Г. И. Грозина,
Б. М. Кузьмин
 

Одной из причин, сдерживающих рост спортивного мастерства в лыжных гонках, является недостаточное внимание, уделяемое в тренировочном процессе развитию (а в дальнейшем и сохранению достигнутого уровня) специальной силовой выносливости (ССВ).

Исследования показали, что положительный эффект при развитии и сохранении ССВ лыжников-гонщиков на этапах подготовки на снегу достигается от применения как основных, так и вспомогательных упражнений. Несколько лучший эффект наблюдался в группе, применявшей основные и вспомогательные упражнения в равном соотношении.

Для определения величины тренировочной нагрузки, направленной на развитие и сохранение ССВ, необходимо через 3—4 недели проводить тесты на максимальную силовую нагрузку (МСН) и в зависимости от направленности занятий подразделять нагрузки на большие (85—

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

90% от МНС), средние (75—80%) и малые (40—50%).

Для выполнения теста с МСН по основным упражнениям необходимо подготовить круг длиной до 2000 м, в котором 40% длины приходилось бы на подъемы крутизной от 3° до 10° и длиной до 350 м, 30% — на равнинные участки и 30% — на спуски длиной до 150 м с углом наклона от 3° до 7°.

Дозированные отрезки должны проходиться на лыжах при частоте сердечных сокращений 180±10 уд/мин, а активный отдых по длительности должен обеспечивать восстановление пульса до 120±10 уд/мин. Это позволит выполнить следующую нагрузку на высоком функциональном уровне.

Моментом прекращения . выполнения теста служит падение ЧСС до уровня ниже 170 уд/мин.

Падение скорости передвижения на 10—15% (индивидуально для каждого спортсмена) свидетельствует (наряду с падением ЧСС ниже 170 уд/мин) о том, что выполненный объем тренировочной нагрузки соответствует максимально возможному уровню при данном состоянии тренированности.

Тест по основным упражнениям необходимо проводить при одинаковых условиях скольжения.

Тест с МСН по вспомогательным упражнениям должен выполняться в зале (комнате) в форме круговой тренировки с использованием интервального метода.

Вспомогательные упражнения выполняют в такой последовательности: имитация попеременного бесшажного хода с резиновыми амортизаторами, выпрыгивания из глубокого приседа, наклоны назад из положения седа на скамье (с фиксацией ног), подтягивание на перекладине, поднимание и опускание туловища из положения лежа на бедрах на скамье (с фиксацией ног), переход из виса на перекладине в вис согнувшись, сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади (на скамье), прыжок со сменой ног на опору высотой 500 мм, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Установленная последовательность выполнения упражнений позволяет регулировать нагрузку на ведущие мышечные группы, участвующие в передвижении на лыжах, и их отдых.

Упражнения выполняются при ЧСС от 160±10 до 180±10 уд/мин, интервал отдыха между ними — промежуток времени, необходимый для доведения пульса до 120 уд/мин, при этом каждое уп-

 

ражнение в серии выполняется до отказа.

После первой серии упражнений спортсмены активно отдыхают не более 10 мин, затем нагрузку повторяют.

Серия упражнений прекращается, когда время ее выполнения по сравнению с первой серией уменьшается на 10—15% (индивидуально для каждого). Для развития ССВ на этапе предварительных соревнований в недельный микроцикл необходимо включать не менее трех занятий силовой направленности по схеме: первый день — основные упражнения (большая нагрузка), в пятый — вспомогательные (средняя нагрузка), а в шестой — те и другие в равном соотношении (средняя или малая нагрузка).

При сохранении ССВ (этап основных соревнований) в недельный микроцикл необходимо включать не менее двух занятий по схеме: первый день — основные упражнения (средняя нагрузка), в пятый — вспомогательные (малая нагрузка).

 

ЗАНЯТИЯ НА СКЛОНАХ

Н. М. Скороходов, И. В. Еремин
 

Эффективность овладения техникой лыжных ходов во многом зависит от умения спускаться с некрутых склонов без падений. Однако обучение лыжным ходам, как правило, проводится на равнинной местности, в лучшем случае — на пологих (2—3°) склонах.

Многолетний опыт учебной работы по лыжной подготовке со студентами позволяет утверждать, что начинать обучение технике лыжных ходов целесообразно с упражнений на равнинной местности и несложных спусках крутизной 6—8°. При обучении технике ходов на склонах гор предлагаем использовать следующие упражнения.

1. Спуски в основной, высокой, низкой стойках.

2. Спуски с изменением стопки.

3. Спуски с переносом веса тела с лыжи на лыжу, не отрывая лыж от снега.

4. Спуски с переносом веса тела с лыжи на лыжу с подниманием носков лыж.

5.  Переходы на параллельную лыжню.

6. Движение в косом направлении с поочередной загрузкой верхней и нижней лыжи.

7. Спуски с постепенным увеличени-

 
 
Library   31   Up


Contents

 

Home
 

ем длительности скольжения на одной лыже.

8. Повороты переступанием в конце склона.

9. Спуски с подниманием предметов справа, слева, между лыж.

10. Прохождение П-образных ворот из палок, установленных на разной высоте.

11.  Прохождение равнинного участка после склона коньковым ходом.

12.  Спуски с подпрыгиванием на склоне и приземлением на обе лыжи.

13.  Преодоление неровностей на склоне.

Перечисленные упражнения на склонах при обучении технике ходов повышают эмоциональность занятий, способствуют быстрейшему формированию двигательных навыков.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

П. В. Головкин, С. М. Луньков
 

На конечный результат спортсмена влияет не только уровень энергетических показателей, но и правильная раскладка сил на дистанции. Наиболее трудными участками являются многочисленные подъемы, и не секрет, что победа в лыжных гонках решается именно здесь. Как показывают практика и научные исследования, не менее трудными, если судить по степени напряжения источников энергетического обмена, являются и участки равнины, следующие непосредственно за подъемами, где в первые 30 с передвижения уровень энергетического обмена остается таким же, как и во время преодоления подъема.

В процессе исследований выявлено, что наибольшую связь с результатом имеют скорости преодоления длинных (r = 0,971) и средних (r = 0,949) подъемов, участков равнины после подъемов (r = 0,901), затем факторы аэробного энергообмена (r = 0,861) и уровень накопления молочной кислоты (r = 0,836).

Анализируя факторы аэробной производительности, следует отметить, что их взаимосвязь с результатом в конце дистанции выше (r = 0,859), чем в середине (r = 0,589). Большое влияние на результат гонки оказывает скорость преодоления подъемов в конце дистанции. Эта скорость у менее подготовленных спортсменов падает значительно больше.

Аэробные источники являются основными поставщиками энергии в организме лыжника-гонщика, уровень функ-

 

ционирования их достигает 92—95% от максимальных величин.

Значительную роль в энергетическом обеспечении организма лыжников играют и анаэробные источники, уровень напряжения которых во время преодоления подъемов составляет от 65 до 80% от наибольших значений.

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ТРЕНИРОВКЕ ГОНЩИКОВ

Ю. С. Воронов
 

Одним из средств, которое может применяться в тренировке лыжников-гонщиков, чтобы повысить ее эмоциональность и уменьшить однообразие занятий, является спортивное ориентирование. Оно органически сочетается с кроссовым бегом по пересеченной местности и оказывает практически одинаковое с ним воздействие на тренированность спортсмена. Многие ведущие лыжники-гонщики за рубежом широко применяют спортивное ориентирование в своих тренировках.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. При одинаковых по объему и интенсивности нагрузках в беге с ориентированием наблюдается меньшее физическое и психическое утомление по сравнению с кроссовым бегом.

2. Спортивное ориентирование снижает монотонность занятий и способствует более быстрому восстановлению.

3.  Спортивное ориентирование может применяться в тренировке лыжников-гонщиков как средство развития физических качеств и как средство восстановления — активный отдых.

Для лыжников разработаны следующие методические рекомендации:

1. При использовании спортивного ориентирования в тренировке дистанция должна быть несложной, контрольные пункты находиться при крупных, хорошо различимых ориентирах. Спортсмены не должны тратить силы на их поиск.

2. Для постановки такой дистанции лучше применять «обратное» планирование, т. е. сначала выбрать маршрут на контрольной карте (по дорогам, просекам, полянам) и затем придерживаться его на тренировке.

3. Длина дистанции измеряется в сантиметрах, и полученный результат умножается на масштаб карты. В спортивных картах в основном применяется масштаб 1 : 20000 (в 1 см — 200 м) и 1 : 15000 (в 1 см— 150 м). Определяет-

 
Library   32   Up


Contents

 

Home
 

ся длина дистанции по прямой, на местности же спортсмены преодолевают на 3—5 км больше, потому что не всегда имеют возможность бежать кратчайшим путем.

4. При длительной тренировке рекомендуется проходить дистанцию в прямом и обратном направлении.

5.  Летом лыжникам-гонщикам можно регулярно выступать в соревнованиях по спортивному ориентированию, это помо-

 

жет повысить скоростную выносливость и приобрести соревновательный опыт.

6. Для контроля за движением спортсменов во время тренировки и облегчения постановки дистанции (для маршрута длиной 20—30 км нужна большая карта со множеством заметных ориентиров) ее можно составить из 2—3 петель и выдавать на финише очередной петли карту с новыми К.П.

 


ПРЕДЛАГАЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

   


А. Ф. Синяков, В. П. Маркин
 

В последние годы в научной медицине усилился интерес к продуктам пчеловодства. Накоплен определенный опыт успешного использования меда, перги (цветочной пыльцы, собранной и обработанной пчелами), маточного молочка, прополиса и пчелиного яда для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Продукты пчеловодства начинают все шире использоваться и в спортивной медицине. Дело в том, что они практически безвредны и, как показывает практика, весьма эффективны. Особый интерес представляет использование меда, перги и маточного молочка в качестве средств восстановления работоспособности.

Маточное молочко секретируется железами пчел-кормилиц и предназначается для кормления личинок и матки. Маточное молочко обладает особыми свойствами. В зависимости от длительности кормления им из яйца может развиться пчела-работница или пчелиная матка. Так, яйцо, из которого будет выведена матка, помещается пчелами в специальную ячейку (маточник). Пчелы- , кормилицы наполняют маточник маточным молочком, которым кормится личинка матки. Личинки же рабочих пчел получают маточное молочко всего лишь три дня. Это определяет их развитие. Пчелиная матка, потреблявшая только маточное молочко, достигает зрелости на пять дней раньше, чем рабочие пчелы, весит она в 2 раза больше рабочей пчелы и живет до 6 лет, откладывая огромное количество яиц, а пчела-работница живет всего 30—40 дней.

Известно, что маточное молочко содержит протеины (белки), углеводы,

 

жиры, микроэлементы, много витаминов, гормоны. Оно обладает антибиотическими свойствами. В маточном молочке обнаружен гамма-глобулин. Этот белок имеет очень важное значение для живого организма. Гамма-глобулин составляет основную часть протеинов, выполняющих защитные функции в организме (антитоксические, противовирусные и противобактерийные).

Так, подкожное введение маточного молочка позволяет значительно повысить активность защитных механизмов человека, улучшает восстановление клеточного трофизма (X. Р. Ламберти, Л. Г. Корнехо, 1982). Однако следует заметить, что структура маточного молочка и его удивительные свойства до сих пор изучены недостаточно. Между тем накоплено немало данных, позволяющих утверждать, что этот продукт пчеловодства стимулирует кроветворение, повышает количество гемоглобина в крови, благоприятно действует при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, регулирует артериальное давление.

. Маточное молочко нормализует также обменные процессы, повышает устойчивость организма к инфекциям, снижает утомление, вызывает бодрость. Все эти положительные эффекты маточного молочка послужили основанием дли назначения его как лечебного и профилактического средства при анемии, неврастении, понижении или повышении артериального давления, при упадке сил, в период выздоровления после тяжелых заболеваний. Маточное молочко рекомендуется также как тонизирующее и восстанавливающее средство при сильном физическом и нервном утомлении.

Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало