скорости, соответствует моменту наступления некомпенсированного утомления и поэтому является адекватным педагогическим критерием определения меры нагрузки, или, точнее, момента прекращения упражнения. Это положение надо учитывать при планировании основной тренировочной работы, поскольку оно имеет место в соревнованиях по лыжным гонкам, ибо эффективность подготовки спортсменов во многом зависит от того, в какой степени моделируются характеристики соревновательной деятельности в тренировочном занятии. Поэтому мы предполагаем, что исследование динамики соревновательной скорости позволит в определенной степени решить проблему выбора нагрузки и, в частности, выяснить следующие вопросы: 1. Какова величина вариативности соревновательной скорости лыжников-гонщиков различной квалификации в основных циклических упражнениях? 2. Отражает ли характер вариативности скорости в подъем при повторном прохождении кругов динамику скорости по кругам? Прежде чем приступить к исследованию динамики соревновательной скорости, мы должны выяснить некоторые положения, которые имеют прямое отношение к нашим исследованиям и часто являются дискуссионными. В первую очередь это вопрос: правомерно ли оперировать понятиями «равномерная скорость прохождения участков дистанции», «равномерная скорость прохождения дистанции»? Если да, то что подразумевается под этими понятиями? На поставленные вопросы можно ответить лишь в том случае, если их рассматривать с позиций системного подхода. Несомненно то, что для лыжных гонок характерна работа переменной интенсивности, вариативность которой в большей степени зависит от пересеченности рельефа лыжной трассы. Равнинных соревновательных дистанций в лыжных гонках не бывает, следовательно, равномерная интенсивность в этом виде спорта исключается. Однако в научно-методической литературе и в спортивной практике существует общепринятая классификация методов тренировки, согласно которой непрерывные методы тренировки подразделяются на методы равномерного, переменного упражнения и др. По Л. П. Матвееву (1976), в основу такой классификации положен признак стандартизации внешних параметров нагрузки (объема и интенсивности). По отношению к лыжным гонкам эти понятия могут быть |
приняты с некоторой условностью, т. е. в основу классификации методов тренировки в лыжных гонках должен быть положен принцип варьирования объема и средней интенсивности на отрезках и по кругам. Согласно принятым условностям, мы можем различать равномерное прохождение отрезков (кругов) дистанции, или равномерное прохождение дистанции, и неравномерное прохождение отрезков (кругов) дистанции, или неравномерное прохождение дистанции. Сложность при принятии этих обозначений заключается в том, что между понятиями «равномерного» и «неравномерного» не существует четкого разграничения и поэтому в научно-методической литературе эти понятия трактуются по-разному, что порождает противоречивые интерпретации. Часто авторы получают сходные результаты, но обозначают их диаметрально противоположными знаками. Так, большинство специалистов в области лыжных гонок (В. Ф. Кожокин, 1967, 1968; А. Н. Ножкин, 1957; В. В. Михайлов, 1965, 1966; В. И. Михалев, 1982; И. Г. Огольцов, 1984, 1985, и др.) считает наиболее рациональным и эффективным вариант равномерного прохождения дистанции. При этом под равномерным В. Ф. Кожокин подразумевает бег с вариативностью скорости до 5%*. В. В. Михалев предлагает считать раскладку равномерной во всех случаях, когда отклонение скорости от среднедистанционной не превышает ±3%. В. Л. Уткин (1984) ограничивает доверительные интервалы равномерного бега до величины ±1%. Вполне понятно, что, руководствуясь введенными ограничениями, один автор называет бег с вариативностью ±3% равномерным, другой неравномерным. Таким образом, исследование динамики соревновательной скорости сводится не только к определению доверительных интервалов, интенсивности при равномерном и неравномерном передвижении, но и к выяснению наиболее экономичного варианта распределения сил на дистанции. Последнее гипотетическое предположение основано на принципе минимума энерготрат, согласно которому «психически нормальное существо выбирает тот режим деятельности, при котором затраты энергии минимальны».
* В научно-методической литературе для обозначения стандартного отклонения используют символы: «колебание», «вариативность», «отклонение», которые мы применяем при оперировании понятиями «скорость», «интенсивность». |
|||
26 |
Видимо, в видах спорта на выносливость принцип минимума энерготрат проявляется с особой отчетливостью в ситуациях, требующих предельного напряжения волевых и мышечных усилий. Речь идет о требованиях, которые предъявляют к организму спортсмена соревнования, организующие и мобилизующие его на максимальное проявление своих возможностей. Для решения возникших в нашем исследовании вопросов были проанализированы протоколы XIV и XV зимних Олимпийских игр, изучались документальные материалы чемпионатов мира по лыжным гонкам 1978, 1982 и 1984 гг., соревнований 1983 г. «Сыктывкарская лыжня». Мы проводили хронометраж прохождения отрезков и кругов дистанции участниками чемпионата СССР 1984 г. и Спартакиады РСФСР (центральная зона) 1985 г. Кроме того, на протяжении подготовительного и соревновательного периодов 1984—1985 гг. изучалась динамика соревновательных и тренировочных скоростей лыжников ЦС ДСО «Локомотив» в основном упражнении и специально-подготовительных циклических (спортсмены I разряда, кмс, мс). При этом фиксировались результаты, показанные как на официальных соревнованиях, так и на контрольных тренировках. В общей сложности было проанализировано 570 спидограмм. У большинства участников крупных международных соревнований и чемпионата СССР 1984 г. (92,2% проанализированных спидограмм) средняя скорость на первой части дистанции немного превышала среднедистанционную скорость, а на заключительной незначительно уступала ей. Предполагается, что динамика соревновательной скорости лыжника в значительной мере зависит от вида соревновательного упражнения и квалификации спортсмена. Выявление закономерностей вариативности соревновательной скорости в Зависимости от вышеперечисленных характеристик представляет большой интерес, поскольку позволяет глубже познать соревновательную деятельность лыжника, а значит, и структуру системообразующего (имеется в виду система спортивной тренировки лыжника) фактора — спортивного результата. Динамика соревновательной скорости перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта в различных упражнениях имеет самый разнообразный характер. Однако у всех спортсменов в соревнованиях по лыжным гонкам в на- |
чале дистанции скорость несколько выше, чем в конце дистанции. В беге с имитацией и в передвижении на лыжероллерах в меньшей степени, чем в лыжных гонках, выражена тенденция постепенного снижения скорости от начала к концу дистанции. Видимо, на характер изменения соревновательной скорости оказывает влияние длина дистанции, тактическое умение рационально распределять силы, энергетическая стоимость средства, специфика упражнения и другие факторы. В наших исследованиях изучалась соревновательная скорость в передвижении на лыжах (15—50), в передвижении на лыжероллерах (10—16) и в беге с имитацией (5—10 км). Индивидуальные спидограммы прохождения соревновательных дистанций не дают ясного представления о вариативности соревновательной скорости. Поэтому нами был проведен регрессионный анализ, на основании которого получены уравнения регрессии второго порядка вариативности скорости на различных отрезках соревновательных дистанций. Следует отметить, что, в общем, подтверждается предположение о постепенном снижении соревновательной скорости от старта к финишу, независимо от квалификации спортсмена, вида и длины соревновательного упражнения (лыжи, лыжероллеры, бег с имитацией). Но величина снижения скорости зависит от вида соревновательного упражнения и, очевидно, определяется его энергетической стоимостью. Так, у мастеров спорта в беге с имитацией снижение скорости в среднем составляет 2,9%. в передвижении на лыжах — 2,8% и в передвижении на лыжероллерах — 1,3%; у кандидатов в мастера спорта и перворазрядников это снижение соответственно составляет 5,4; 3,4; 3,1%. Сравнительная характеристика приведенных цифр позволяет заключить, что на величину вариативности скорости существенно влияет уровень квалификации спортсмена. Однако этому противоречит тот факт, что у мастеров спорта и мастеров спорта международного класса не обнаружено различий в снижении скорости при передвижении на лыжах. Как у первых, так и у вторых скорость снижается к концу соревновательной дистанции на 2,8%. Мы склонны объяснить это тем, что регрессионная кривая зависимости исследуемых показателей у мастеров спорта международного класса построена на основе математической обработки спидограмм прохождения мужчинами дистанций 30 и 50 км и женщи- |
|||
27 |
нами дистанции 20 км, тогда как для построения аналогичной кривой для мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и спортсменов I разряда обрабатывались материалы динамики соревновательной скорости на дистанциях 15, 20, 30 км у мужчин и 10 км у женщин. Поэтому вполне вероятно, что и длина соревновательной трассы влияет на вариативность скорости. Характерной особенностью изменения скорости в беге с имитацией у мастеров спорта и у кандидатов в мастера и перворазрядников является существенное снижение скорости на первых 2/3 дистанции, относительная стабилизация и заметное ее увеличение на заключительной части дистанции. Причем более ярко выражено снижение и повышение скорости у лыжников I разряда и кандидатов в мастера. Причину выявленных особенностей, видимо, нужно искать в специфике, отличающей бег с имитацией от других основных циклических упражнений лыжника. И, наоборот, сходство в характере соревновательной деятельности в лыжных гонках и в передвижении на лыжероллерах проявляется в характере динамики соревновательной скорости. Поэтому зависимость скорость — длина пройденного отрезка дистанции в передвижении на лыжероллерах и лыжах имеет более выраженный линейный характер, чем в беге с имитацией. Сводные данные вариативности соревновательной скорости спортсменов различной квалификации в основных циклических упражнениях лыжника-гонщика приведены в таблице. Определенная исследованиями вариативность соревновательной скорости является той допустимой мерой ее отклонения, в пределах которой моделируется соревновательная деятельность. Однако, как это выявлено на соревнованиях в передвижении на лыжероллерах, максимальное снижение скорости происходит после прохождения 70—75% дистанции, а в дальнейшем скорость повышается. Поэтому целесообразно выполнять основную тренировочную работу до момента снижения соревновательной скорости, в среднем до величины ±1%, учитывая при этом индивидуальные особенности спортсмена. Выявленные взаимосвязи изменений соревновательной скорости на отрезках (кругах) дистанции и при передвижении в подъем позволят ответить на вопрос: возможно ли при помощи контроля скорости на подъемах фиксировать снижение скорости на отрезках. |
Вариативность соревновательной скорости
Если да, то в тренерской практике упрощается методика определения момента снижения скорости и тем самым предупреждается возможность перетренировки спортсмена. Мы исследовали динамику соревновательной скорости лыжников-гонщиков на подъемах различной крутизны при повторном прохождении кругов в беге с имитацией и в передвижении на лыжероллерах. В отличие от характера динамики соревновательной скорости по кругам спидограммы скорости в подъем при повторном прохождении кругов дистанции у перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта выглядят по-разному. Надо отметить, что вариативность скорости на подъеме варьирует в более широком диапазоне, чем на отрезках (кругах) дистанции. Подобного рода результаты получены при исследовании соревновательной деятельности в беге с имитацией. Сравнительный анализ не позволяет выявить наиболее общие закономерности изменения соревновательной скорости на подъеме при повторном прохождении кругов дистанции. Для выявления модельных характеристик, типичных для лыжников различной квалификации, нами проводился регрессионный анализ. Таким образом, был выявлен характер изменения скорости, ее составляющих — длины и частоты шагов, а также гармоничности хода на различных отрезках дистанции при передвижении в подъем (лыжероллеры, бег с имитацией). В беге с имитацией однонаправленно изменяются длина, частота шагов и гармоничность хода лыжников I разряда, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Однако длина шага у мастеров спорта снижается на подъеме 9° к концу дистанции на 5%, тогда как у спортсменов I разряда и кандидатов в мастера на 7,5%. Увеличение частоты |
||||||||||||||||||||||||||
28 |
шагов у мастеров спорта составляет 6,9%, у спортсменов I разряда и кандидатов в мастера — 4,2%. Логично заключить, что уменьшение длины шага на подъеме к концу дистанции в беге с имитацией у мастеров спорта компенсируется увеличением частоты шагов, в то время как у перворазрядников и кандидатов в мастера снижение длины шага преобладает над увеличением частоты, т. е. повышение частоты шагов не компенсирует снижения его длины. Поэтому вполне понятно, почему скорость на подъеме у мастеров спорта увеличивается к концу дистанции в среднем на 1,2% , а у спортсменов I разряда и кандидатов в мастера снижается на 4,2%. Гармоничность хода у перворазрядников снижается на дистанции более выраженно по сравнению с мастерами спорта. Выявленные закономерности динамики кинематических характеристик проявляются и в передвижении на лыже- |
роллерах. Скорость на подъеме 6° на протяжении всей дистанции увеличивается в среднем на 1,5%, длина шагов снижается на 1,8%, а частота в начале дистанции незначительно снижается, а в дальнейшем, с середины соревновательной трассы, повышается на 3,8%. Гармоничность хода в начале дистанции незначительно увеличивается, а к ее концу снижается в среднем на 5,7%. При уточнении меры нагрузки, т. е. момента снижения скорости, существенное значение имеет протяженность тренировочных кругов. С целью совершенствования управления тренировочным процессом, повышения эффективности предложенной методики корректировки нагрузки целесообразно выбирать круги протяженностью не более 5 км. Чем меньше длина круга (отрезка), тем точнее можно определить меру циклической нагрузки. |
|||
СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Б. Ф. Черемняков, В. С. Мартынов Для проведения экспериментальной работы была сформирована группа из 42 спортсменов, имеющих квалификацию от I разряда до мастера спорта, в возрасте от 18 до 24 лет. Первое исследование проводилось в подготовительном (июль), а второе в соревновательном (февраль) периоде подготовки по 29 показателям. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики с использованием факторного анализа. В подготовительном периоде было выделено 6 обобщенных факторов, с помощью которых можно объяснить образовавшиеся взаимосвязи отдельных показателей. На долю этих факторов приходится 66,4% общей дисперсии выборки. Фактор I (21,4% общей дисперсии выборки) включает показатели, характеризующие удельное периферическое сопротивление сосудов кровотоку (r = 0,92), сердечный индекс (r = —0,94), мощность работы левого желудочка (r = —0,90) и ударный индекс (r = —0,67). Фактор можно отождествить с функциональной подготовленностью сердечнососудистой системы. Фактор II (12,9% общей дисперсии выборки) имеет наибольшие факторные |
веса показателей силы разгибателей туловища, бедер, кисти. Его можно интерпретировать как уровень силовой подготовленности. Остальные факторы включают показатели, имеющие меньшие весовые коэффициенты по отношению к названным. Факторный анализ показателей физической подготовленности лыжников-гонщиков, проведенный в соревновательном периоде, также выявил 6 обобщенных факторов, с помощью которых можно объяснить взаимосвязи отдельных показателей. На долю этих факторов приходится 69,4% общей дисперсии выборки. Фактор I (23%). В данном факторе наибольшие весовые коэффициенты имеют показатели: кросс 10 км (r = —0,87), бег на лыжах 5x1000 м по равнинному кругу (r = —0,87), бег на лыжах в подъем (6—9°) 5x500 м (r = —0,86), гонка на лыжах на дистанции 15 км (r = —0,80). Большие весовые коэффициенты имеют показатели, отражающие уровень функциональной подготовленности, — МПК (r = 0,78), анаэробный порог (r = 0,73). Фактор можно интерпретировать как фактор специальной выносливости. Фактор II (15,5%) включает показатели, характеризующие работу сердечнососудистой системы. В факторе III (12,4%) наибольшие весовые коэффициенты имеют показатели |
|||
29 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |