Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

вопросы в аспекте тренировки гимнастов в акробатических упражнениях. В работе Э. К. Попова (1970) обосновано применение методов срочной информации для улучшения ориентировки в пространстве при вращательных движениях. В состав композиций женских пар входит большое количество движений и безопорных положений, следовательно, основные выводы и рекомендации работы можно использовать в их подготовке.

Технику взаимодействия спортсменов при выполнении упражнений парной акробатики анализировали А. В. Тишлер (1976) и Г.Я.Соколов (1985). Первая работа посвящена балансовым упражнениям, вторая — темповым. А. В. Тишлер утверждает, что исполнительское мастерство пар находится в прямой зависимости от технической подготовленности верхних акробатов, но рекомендует уделять большее внимание специальной двигательной подготовке и нижних акробатов, в частности функции балансирования. Г. Я. Соколов исследовал технику выполнения двух вариантов отталкивания ногами о плечи в парных темповых акробатических упражнениях. Предпочтителен выбор того варианта техники, которым лучше владеет (или предрасположен к нему) нижний партнер. Это следует учитывать и при комплектовании пар. Экспериментально подтверждена возможность использования

 

практических рекомендаций данной работы для женских пар.

В оценке тренированности спортсмена, подготовленности его организма к перенесению значительных по объему и интенсивности нагрузок биохимические и физиологические методы исследования имеют особое значение. В работах по акробатике эти методы еще не нашли должного применения. Наибольшее распространение получили методы биомеханики. В этом отношении выделяется работа А. В. Плешкань (1975), где показана возможность применения биохимических показателей как тестов, характеризующих функциональную подготовленность организма к определенному виду спортивной нагрузки.

Обзор диссертации показывает «мозаику» и пустоты в состоянии научно-исследовательской работы в акробатике. Насущной задачей является координация проводимых исследований, обобщение богатого опыта практической работы ведущих тренеров по акробатике, увеличение количества научно-методических материалов, выпускаемых для школ, вузов, техникумов, спортивных организаций. Следует активнее внедрять классификационную программу категории «Б» в практику. Мастерство должно опираться на массовость.

 

 

ОДИНАКОВЫ ЛИ ОДИНАКОВЫЕ ОБОРОТЫ?
(о некоторых особенностях вариативности гимнастических движений)

   
М. М. Цхведадзе, Грузинский ГИФК,
Ю. К. Гавердовский, ГЦОЛИФК
 

Хорошо известно, что любое гимнастическое движение изменчиво: оно варьирует по целому ряду признаков, даже если сохраняет свою основу. Часто под привычным наименованием существуют очень разнообразные формы движений, и то, что порой не существенно для судьи, представляет немалый интерес в плане анализа техники упражнений, особенностей их освоения и совершенствования.

Говоря о вариативности гимнастических упражнений, имеет смысл выделить (с известной степенью условности) ее три основные формы.

1. Непроизвольное количественное варьирование движений. Это наиболее естественная форма изменчивости всякого движения, имеющая чисто случайную природу. В свое время Н. А. Бернштейн,

 

исследуя такие, казалось бы, стабильные формы движения, как бег, пришел к выводу, что ни один шаг, сделанный человеком или животным, не повторяет другой, отличаясь от него теми или иными параметрическими признаками. Отлично усвоенное движение не может повторяться от раза к разу совершенно одинаково, это просто невозможно. В каждом новом исполнении упражнения спортсменом будут свои особенности, подчас незаметные для внешнего наблюдателя, но существенные для того, кто это движение выполняет. Величина таких изменений, несомненно; зависит от степени освоенности упражнения: чем выше класс исполнения движения, тем меньше «разброс». Однако в принципе данные параметрические вариации всегда сохраняются.

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

2.   Произвольное количественное варьирование движений. Вариативность этого типа хорошо известна практически. Обладая навыками управления данным движением и необходимыми двигательными качествами, гимнаст может целенаправленно менять параметры движения по типу «быстрее — медленнее», «выше — ниже», «дальше — ближе», «раскрывшись — сгруппировавшись» и т. д. Способность менять параметры движения названным способом чрезвычайно важна для гимнаста, это залог надежности и высокого качества исполнения упражнения. Выработка таких способностей — одна из основных задач тренировки.

3.   Произвольное качественное варьирование движений. Изменения движений, носящие качественный характер, также хорошо известны. Они представляют собой переход гимнаста от одного варианта упражнения к его другим, более или менее близким аналогам. Таковы изменения типа «пируэт — двойной пируэт», «двойное сальто — тройное сальто», «чешский круг — русский круг — круг с поворотом на 540°» и т. п. С многочисленными формами вариативности такого качественного уровня можно ознакомиться, используя для этой цели структурные классификации упражнений.

Вернемся к вопросу о вариативности номинально одних и тех же гимнастических упражнений. Существует, в частности, класс гимнастических упражнений, представляющих собой своего рода локомоции. Это упражнения типа оборотов, кругов, акробатических переворотов, способные «замыкаться» сами на себя и образовывать тем самым цепи однородных движений. Обычно считается, что структура и техника таких упражнений стабильна, и поэтому упражнения каждой такой серии совершенно одинаковы. Но так ли это? Нет ли в исполнении подобных упражнений специфики, заставляющей по-разному рассматривать структуру, технику каждого движения в зависимости от его места в серии и его конкретного практического назначения?

В настоящем сообщении приводятся результаты исследования, посвященного некоторым особенностям вариативности таких известных упражнений, как большие обороты назад на перекладине. Исследование проводилось следующим образом. Гимнаст-мастер на протяжении одного сеанса съемок выполнил 13 подходов к снаряду, выполняя соединение из больших оборотов назад и сальто назад (прогнувшись, двойное в группировке, двойное прогнувшись). С помощью киносъемки, тензодинамографии и гониографии (по

 

С. Я. Женину) было зарегистрировано в общей сложности 44 элемента, включая 31 большой оборот назад. В дальнейшем эти данные, в том числе данные тензодинамографии (положенные в основу настоящего сообщения), обрабатывались методами математической статистики с вычислениями ряда основных параметров: средних арифметических значений регистрируемого признака, среднего квадратического отклонения, дисперсии, коэффициента вариации, стандартной ошибки среднего арифметического. Проверка статистических гипотез производилась посредством непараметрического Z-критерия Вилкоксона для сопряженных парных значений.

На рис. 1, А в качестве одного из наиболее показательных результатов работы приводится тензодинамограмма, соответствующая изменениям вертикальных усилий, прикладываемых гимнастом к опоре в процессе исполнения большого оборота назад. На графике даются средние данные по всем зафиксированным в эксперименте оборотам (31 попытка). Приводимая кривая позволяет проследить ряд характерных для такого движения фаз действий. Это первая половина спада на оборот, сопровождающаяся характерной сменой давления на опору, включая момент полного исчезновения вертикальной составляющей (а-в), вторая половина спада с форсированным наращиванием давления на опору, вызванным ускорением движения и увеличением центробежной силы инерции (в-д), первая половина подъема (д-ж) с характерным падением давления на опору и «ступенькой» в тензодинамограмме (выделена на рисунке обводкой), связанной с активным «торможением» маха ногами и перераспределением импульсов в системе. Наконец, это последняя четверть оборота (ж-з) с выходом тела гимнаста вновь в стойку. Интересны данные, проливающие свет на вариативность разных элементов движения. Рассмотрим их отдельно.

На рис. 1 штриховкой даны значения среднего квадратического отклонения для вертикальной составляющей давления на опору. Выделяются три зоны, в пределах которых эти значения довольно велики. Это начало оборота (а-в), уже упоминавшаяся фаза «торможения» маховых звеньев (д-ж) и финал упражнения («з» и далее). Анализируя эти результаты с биомеханической точки зрения, можно прийти к выводу, что наибольший «разброс» в движении доступен для гимнаста прежде всего тогда, когда движение в целом еще (или уже) малоактивно, и всякий произволь-

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

14066-41.jpg

 

Рис. 1. Вариативность одного из показателей большого оборота назад на перекладине. Штриховкой показаны зоны наибольшего разброса значений (А)

 

ный компонент действия (в том числе случайный) может более заметно изменить общую картину. Напротив, фазы, в ходе которых движение стремительно развивается и тесно связано с рациональными, по возможности точными действиями гимнаста, границы вариативности двигательного действия существенно сужаются. В нашем случае это прежде всего вторая половина спада и «бросок» (в-е). Характерно в этом плане окончание броскового.движения в обороте с притормаживанием периферических звеньев, о чем уже упоминалось. На первый взгляд увеличение параметрического разброса в этой фазе оборота неожиданно; однако, если учесть, что в данном случае в общей массе больших оборотов даются элементы, занимающие разные места в соединении, то естественно предположить, что именно здесь гимнаст более заметно и целенаправленно перестраивает движение, сообразуясь с целью исполнения всей «связки». В частности, ясно, что, например,

 

ускоренный оборот, занимающий среднее положение в серии, должен характеризоваться не такой акцентировкой элементов броскового маха, как оборот, предшествующий исполнению соскока сальто. Позднее будет видно, что это предположение небезосновательно.

Интересны в рассматриваемом плане данные вычисления коэффициента вариации вертикальной составляющей опорной реакции, приводимые также на рис. 1, Б. В приводимой кривой резко выделяются пики, падающие точно на моменты полного исчезновения вертикальной составляющей (б, в, ж и др.). Этот момент также, на наш взгляд, говорит о том, что вероятность случайного варьирования движения повышается всякий раз, как только возникают условия, «освобождающие» гимнаста от внешних перегрузок и от выполнения мощных, форсированных действий, в первую очередь определяющих успех всего упражнения. Характерно также, что предельно низкий коэффициент вариации (близкий к нулю) падает здесь на момент достижения максимального значения признака (д). Вместе с тем сказанное означает, что фазы наиболее мощного, форсированного движения менее

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

управляемы, а это уже имеет прямое отношение к возможностям освоения и совершенствования гимнастических упражнений.

В процессе обработки данных, полученных в исследовании, было также проверено предположение, согласно которому параметрические признаки внешне «одинакового» во всех исполнениях упражнения существенно меняются. Была собрана статистика раздельно по большим оборотам, исполнявшимся в начале, середине и в конце серии из трех оборотов, предшествовавших соскоку сальто с перекладины. Было исследовано пять таких серий. Исследование проводилось следующим образом. Вначале были получены и обработаны методами математической статистики средние данные по каждому типу оборота, отдельно для начальных оборотов серии, срединных и конечных оборотов. При этом каждый тип оборота брался по 39 эмпирическим точкам, относящимся к разным фазам движения. В качестве показательной точки, позволяющей сопоставлять одно движение с другим (накладывая параметрические кривые одна на другую), была взята точка, соответствующая моменту достижения максимального значения вертикальной составляющей опорной реакции (см. «д» на рис. 1).

Результаты исследования оказались довольно показательными. Выяснилось, что каждый следующий большой оборот в серии «три оборота — соскок сальто» достоверно отличается от смежных. Анализируя в комплексе все имевшиеся данные, можно прийти к выводу, что гимнаст, исполняющий подобную серию движений, весьма последовательно, рационально (хотя, быть может, и не всегда во всем осознанно) перестраивает каждое следующее движение серии, стремясь наилучшим образом подготовить главное движение, в данном случае соскок. Так, в нашем случае первый оборот в соединении носит «пусковой» характер. Его характеристики наименее определенны, возможный разброс в параметрах относительно велик. Второй оборот серии, как правило, наиболее мощный, степень вариативности его показателей уже меньше, чем у первого, но основная его задача — энергообеспечение будущего соскока. Получив в таком «разгонном» обороте необходимую мощность маха, гимнаст в дальнейшем как бы освобождает себя от необходимости контролировать эту сторону движения и, работая в дальнейшем относительно спокойно, может сосредоточиться на обеспечении точности действий. Таким образом, последний оборот, предшествующий соскоку, носит только регулирующий.

 

14066-42.jpg

Рис. 2. В серии из трех оборотов, предшествующих сальто, каждый оборот отличен от предшествующего или последующего

 

«подстроенный» характер. Заметим, что подобный способ построения действий свойствен и другим связкам упражнений (и, вероятно, не только в гимнастике). Так, не случайно при исполнении опорного прыжка, тем более сложного, наращивание скорости разбега продолжается вовсе не до самого наскока на мостик, а ориентировочно до начала последней трети разбега, после чего бег стабилизируется по скорости и все внимание прыгуна сосредоточивается на обеспечении точного набегания на снаряд.

Различия между исследовавшимися оборотами схематически показаны на рис. 2. Сравнение показателей вертикальной составляющей опорной реакции по трем типам оборотов посредством Z-критерия Вилкоксона (наиболее отвечающего здесь специфике поставленной задачи) подтвердило, что 1-й и 2-й, 2-й и 3-й обороты серии достоверно отличаются друг от друга и лишь начальный и конечный обороты обладают различиями, имеющими статистически недостоверный характер.

Работа позволяет сделать следующие выводы, представляющие, на наш взгляд, практический, а также и теоретический интерес.

1.   Параметрическая вариативность гимнастических движений существенно меняется от фазы к фазе, даже если упражнение надежно освоено. Параметры движения наименее устойчивы в тех его фазах, где активные действия гимнаста и воздействие внешних сил слабо выражены.

2.   Внешне одинаковые движения, составляющие серии, заметно варьируются гимнастом в соответствии с конечной целью всего упражнения. Следует полагать, что такие изменения движений должны расцениваться как признаки не только количественных, но и качественных различий, связанных со специальным на-

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

выком исполнения двигательного действия, мастерства спортсмена.

3. Серии движений, завершающиеся исполнением сложнокоординированного упражнения, строятся по схеме, согласно которой наиболее точные, тонкокоординированные действия исполняются не на фоне форсировки движения, а лишь после того, как нужный уровень активности движений уже установился.

 

4. Одним из условий высококачественного исполнения различных, но в особенности сложных и мощных движений является освоение гимнастом навыков целенаправленного варьирования параметров этих движений. Для решения данной задачи должны использоваться целесообразно отобранные упражнения, предполагающие как количественное, так и качественное варьирование заданий.

 

 

ГИМНАСТИКУ — МАССАМ


ЧТОБЫ СОРЕВНОВАНИЯ БЫЛИ МАССОВЫМИ

   
Ю. В. Менхин, кпн, доцент, МОГИФК
 

В выпуске I за 1986 г. в статье В. И. Калогномоса даны рекомендации по организации и проведению массовых соревнований.

Во вторых выпусках нашего сборника за 1985 и 1986 гг. напечатан материал по Классификационной программе категории «Б» для низовых коллективов физкультуры: содержание классификационных упражнений и методика обучения им. Дополнением к опубликованному ранее материалу послужит, на наш. взгляд, предлагаемая ниже статья.

На современном этапе развития массовой гимнастики при организации соревнований необходимо учитывать следующее:

1.  Представительство участвующих организаций не должно иметь количественных ограничений.

2.  В очных соревнованиях между коллективами физкультуры практически невозможно участие всех имеющихся в них гимнастов. В связи с этим особое значение приобретают соревнования на местах, характеризующие уровень работы по гимнастике в коллективах; в зависимости от него коллективы должны иметь соответствующие поощрения как стимулы для дальнейшего развития массовости.

3.  Обязательно надо стимулировать (стимулировать, а не ограничивать) выступление гимнастов по любой доступной для них разрядной программе.

4.  По Классификационной программе категории «Б» целесообразно проводить отдельные соревнования, не связанные с выступлением гимнастов по категории «А», т. е. кандидатов в мастера и мастеров спорта. Однако в ряде коллективов могут быть гимнасты высокого класса, и работу с ними нужно стимулировать так же, как и

 

любое совершенствование. Поэтому допустимо, особенно в соревнованиях типа спартакиады, использование комплексной системы зачета результатов гимнастов, выступающих по программам обеих категорий.

5. При подведении итогов массовых соревнований должен учитываться командный результат по сумме баллов зачетных участников и вклад каждого гимнаста независимо от занятого им места и разрядной программы, но с учетом трудности выступления в разных разрядах.

На основе этих принципов, апробированных в практике массовой гимнастики, рекомендуем следующие положения, которые могут быть приняты в качестве определяющих при проведении массовых соревнований.

Цели и задачи. Массовые соревнования проводятся с целью агитации и пропаганды гимнастики и физической культуры в целом, достижения участниками высокого уровня физической подготовленности и технического мастерства гимнастов и решают задачи:

— определения состояния работы по развитию массовой гимнастики;

— выявления наиболее активных занимающихся;

— определения лучших гимнастических подразделений, команд и отдельных гимнастов;

— подведения итогов учебно-спортивной работы.

Сроки проведения. Массовые соревнования проводятся в сроки, обусловленные местными возможностями, обеспечивающими контроль и подведение итогов, учебно-тренировочной работы за год. Отдельные этапы могут приурочиваться к памятным или социально важным датам.

Library   60   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало