Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ —
В ПРАКТИКУ


АКРОБАТИКЕ — НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 
   


Т. П. Казанина, мсмк, ГЦОЛИФК
 

В настоящее время резко возросла конкуренция в спортивной акробатике на международной арене.

Если на I чемпионате мира в Москве (1974) победа советских акробатов была безоговорочной — абсолютное первенство завоевано в шести видах акробатики (лишь женская пара стала бронзовым призером), то на Кубке мира 1985 г. в Пекине абсолютное первенство завоевали И. Брикман (акробатические прыжки), смешанная пара С. и Е. Махаличевы и женская тройка С. Кузнецова, С. Рыжевская и И. Спрогис. В 4 видах акробатики наши спортсмены уступили первые места спортсменам Болгарии и КНР.

Ставшие перед акробатикой проблемы нельзя решить без соответствующих науч-

 

ных исследований. Если спортивная гимнастика уже сложившийся вид, где дальнейшее развитие идет в направлении поиска новых элементов, соединений, возможного изменения конструкции снарядов, то о спортивной акробатике этого сказать пока нельзя: изменяется программа, правила соревнований, специальные требования к композициям, их продолжительности, пересматриваются расценки сложности элементов и соединений, критерии судейства. Продолжается поиск в направлениях развития отдельных видов акробатики.

Дальнейшая интенсификация процесса многолетней подготовки акробатов будет связана с поиском новых путей, разработкой и внедрением перспективных

14066-40.jpg

Современная скульптура. С. Чижевский, В. Ляпунов

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

методов повышения спортивных результатов. В этих поисках трудно переоценить роль научных исследований. При сопоставлении масштабов научного обеспечения видов гимнастики со спортивной направленностью по количеству защищенных диссертаций можно отметить явное отставание акробатики от художественной и особенно от спортивной гимнастики (более двухсот диссертаций). По вопросам, связанным с акробатикой, защищено 24 кандидатские диссертации, в числе которых 9 работ по акробатической подготовке гимнастов.

Рассмотрим существующие проблемы и предложенные в исследованиях пути их преодоления.

В каждом виде акробатики свои критерии отбора, которые приобретают все большее значение в связи с усложнением программ. Проблема эта рассматривалась в диссертациях Н. И. Брыкова (1965) и В. Н. Болобана (1971). Ими были предложены тесты для отбора детей в ДЮСШ по акробатике и гимнастике на основании оценки уровня вестибулярной устойчивости и пространственной ориентировки. При занятиях акробатикой эти качества входят в число ведущих. Можно, конечно, воспользоваться аналогичными исследованиями по гимнастике, но у акробатики своя специфика. Например, для женских пар необходимо по-разному готовить верхнюю и нижнюю партнерш. Идеальный вариант, когда обе они имеют исходный высокий уровень развития всех физических качеств.

Первая попытка решения проблемы подбора акробатических пар на основе морфологических признаков предпринята в работе Б. А. Нариманова (1981). Правильный прогноз морфологических признаков может сыграть большую роль в подборе и становлении перспективных составов в парно-групповых видах акробатики.

При комплектовании пар учитываются возрастные и росто-весовые соотношения партнерш (В. П. Коркин, 1984). Однако важно и соответствие их физических качеств, эмоциональных проявлений, уровня интеллектуального развития. Особую роль играет психологическая совместимость: большое количество именно женских пар распадается из-за ее отсутствия, часто даже после выхода на уровень высоких спортивных результатов. Следовательно, необходимы исследования по вопросам психологии взаимоотношений внутри пар, .

Вопросы психологической подготовки применительно к акробатике рассматривались И.М.Онищенко (1954), Б.И.Якубчиком (1964) и В. П. Мерлинкиным

 

(1967) в плане создания двигательных представлений при обучении акробатическим упражнениям, формировании индивидуального стиля деятельности и совершенствовании методики обучения акробатическим упражнениям.

Исследуя начальные этапы подготовки, М. В. Жарских (1966) делает выводы о необходимости использования дополнительных раздражителей и специальных тренажеров при обучении детей, К. Е. Шойхет (1967) рассматривает вопросы обучения девочек с учетом их биологических особенностей. На более высоком уровне спортивного мастерства существует деление на обучение индивидуальным и парным упражнениям. В индивидуальной работе в настоящее время определяющими являются акробатические прыжки. Особенно заметно это стало в соревнованиях женских пар. Научно обоснованным методам обучения акробатическим прыжкам посвящены работы Е. Г. Соколова, А. М. Игнашенко (1953), Э. А. Вишневского (1962), М. У. Таджиева (1967), А. Д. Тулупова (1968), В. Н. Курыся (1972), Ю. А. Кузнецова (1977), Г. В. Антонова (1984). Диссертации Е. Г. Соколова и А. М. Игнашенко — одни из первых научных работ по акробатике, в которых применялись объективные методы исследования. В них рассмотрена техника и методика обучения базовым акробатическим упражнениям. В других диссертациях исследованы более сложные акробатические прыжки. Наиболее оригинальные и перспективные для включения в индивидуальную работу (прыжок прогнувшись с поворотом на 360° в кувырок, прыжок назад с поворотом на 540° в кувырок, сальто вперед сгибаясь-разгибаясь с поворотом на 360° и переворот назад с поворотом на 360°) рассмотрены в работе Ю. А. Кузнецова.

Утвердилось применение специальных тренажеров. Т. С. Ключко (1975) и Ю. В. Афанасьев (1976) в своих работах рекомендуют упругую опору переменной жесткости для повышения эффективности обучения акробатическим прыжкам.

Небольшое количество работ посвящено обучению парным и групповым упражнениям. Б. М. Замов (1982) разработал для этого специальные тренажеры и методику их применения при обучении каждого из участников парно-групповых упражнений. Он же провел экспериментальное сравнение акробатических упражнений, выполненных со снарядами и партнерами. Существенных различий не наблюдалось. Исследование проводилось на представителях мужских парных и групповых упражнений. Результаты могут

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

быть использованы при обучении и тренировке женских пар.

Актуален также вопрос о необходимости степени развития навыка индивидуального выполнения упражнения для переноса его на парные упражнения. Как определить, например, уровень освоения стойки на руках верхней партнерши для выполнения этого упражнения в паре? Поданным Б. М. Замова (1982) и Б. А. Нариманова (1981), ведущая роль при балансировании в парно-акробатических упражнениях принадлежит нижним участникам. Основная задача верхних сводится к жесткой фиксации звеньев тела. Недостаточный уровень освоения стойки на руках верхней партнершей может увеличить время обучения этому элементу в паре. Избыточный уровень освоения может дать отрицательный перенос навыка. Умея активно стоять, верхняя начнет помогать партнерше. В этом случае создается парадоксальная ситуация: «плюс на плюс дает минус».

Обучение неотделимо от совершенствования. И здесь, в акробатике, очень много «белых пятен». Не определены границы минимальных и максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок. Не установлены оптимальные содержание и структура тренировочной работы на различных этапах подготовки. Рассмотрению вопроса распределения тренировочных нагрузок посвящены лишь две диссертации: Л. Л. Мерлинкина (1973) и Эззата Махмуда Адель Камефа (1982). В первой из них рассматривается распределение тренировочных нагрузок в микроцикле при начальной подготовке юных акробатов. На основании результатов проведенного экспериментального исследования рекомендуется проводить тренировки 6 раз в неделю по 1 ч в отличие от существующей практики занятий 3 раза по 2 ч. Вторая работа посвящена вопросу взаимодействия акробатов в парных упражнениях в связи с различной их двигательной активностью в суточном цикле. Это одна из немногочисленных работ о тренировке женских акробатических пар. В ней предложено распределение тренировочных средств в суточном цикле. Рекомендуется с 13 до 15 ч планировать в обучении и совершенствовании Элементы темпового характера, а упражнения балансового характера — с 17 до 19 ч. В работе рассматривается и распределение тренировочных средств в месячном цикле подготовки с учетом биологических особенностей женского организма. Выявлены особенности балансирования и вклад каждой из партнерш в этом взаимодействии. На этой основе

 

рекомендована специальная двигательная подготовка верхних партнерш. Предложены простые и надежные тесты для определения успешности индивидуального балансирования, отбора детей и комплектования составов для занятий парной и групповой акробатикой (по дифференцировке мышечных усилий, скорости одиночного сокращения и пробам на равновесие).

В 1976 г. Л. П.Матвеев писал о необходимости специальных исследований микро-, мезо- и макроструктуры тренировочных занятий. За прошедшее десятилетие во многих видах спорта эти проблемы были решены, а вот в спортивной акробатике они еще ждут своего решения. Особое внимание следует уделить формам построения предсоревновательного этапа подготовки. Д. А. Аросьев (1968) считает, что исследование нужно начинать с создания модели подготовки спортсменов высокой квалификации. Объясняется это тем, что этап предсоревновательной подготовки является наиболее ответственным и определяющим. Критерий эффективности подготовки — спортивный результат.

Вопросам общей и специальной физической, технической, волевой и тактической подготовки посвящено несколько работ. В. М. Баршай (1973) исследовал взаимосвязь процессов развития физических качеств и формирования двигательных навыков у юных акробатов. Он сделал вывод о необходимости опережающего развития физических качеств. В. А. Ковалев (1968) разработал методику воспитания выносливости в спортивных упражнениях за счет выполнения стандартных комбинаций (на примере гимнастических и акробатических вольных упражнений). Рекомендуется использовать эту методику на специально-подготовительном этапе тренировки. Б. А. Бураков (1975) и А. Б. Якубчик (1985) предлагают разработанные ими средства технической и физической подготовки использовать при совершенствовании сложных акробатических прыжков. Б. А. Нариманов (1981) предлагает решать проблему повышения специальной физической подготовки акробатов мужских пар высших разрядов, выявив факторы их физической подготовленности и сравнивая структуру морфологических показателей верхнего и нижнего партнеров. Можно использовать эти данные и при подготовке женских пар, хоти их специфика требует дополнительных исследований.

Совершенствованию акробатических упражнений на основе улучшения технической подготовленности уделяет внимание ряд авторов. В. Р. Сашурин (1979) и В. А. Шачнев (1982) рассматривают эти

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

вопросы в аспекте тренировки гимнастов в акробатических упражнениях. В работе Э. К. Попова (1970) обосновано применение методов срочной информации для улучшения ориентировки в пространстве при вращательных движениях. В состав композиций женских пар входит большое количество движений и безопорных положений, следовательно, основные выводы и рекомендации работы можно использовать в их подготовке.

Технику взаимодействия спортсменов при выполнении упражнений парной акробатики анализировали А. В. Тишлер (1976) и Г.Я.Соколов (1985). Первая работа посвящена балансовым упражнениям, вторая — темповым. А. В. Тишлер утверждает, что исполнительское мастерство пар находится в прямой зависимости от технической подготовленности верхних акробатов, но рекомендует уделять большее внимание специальной двигательной подготовке и нижних акробатов, в частности функции балансирования. Г. Я. Соколов исследовал технику выполнения двух вариантов отталкивания ногами о плечи в парных темповых акробатических упражнениях. Предпочтителен выбор того варианта техники, которым лучше владеет (или предрасположен к нему) нижний партнер. Это следует учитывать и при комплектовании пар. Экспериментально подтверждена возможность использования

 

практических рекомендаций данной работы для женских пар.

В оценке тренированности спортсмена, подготовленности его организма к перенесению значительных по объему и интенсивности нагрузок биохимические и физиологические методы исследования имеют особое значение. В работах по акробатике эти методы еще не нашли должного применения. Наибольшее распространение получили методы биомеханики. В этом отношении выделяется работа А. В. Плешкань (1975), где показана возможность применения биохимических показателей как тестов, характеризующих функциональную подготовленность организма к определенному виду спортивной нагрузки.

Обзор диссертации показывает «мозаику» и пустоты в состоянии научно-исследовательской работы в акробатике. Насущной задачей является координация проводимых исследований, обобщение богатого опыта практической работы ведущих тренеров по акробатике, увеличение количества научно-методических материалов, выпускаемых для школ, вузов, техникумов, спортивных организаций. Следует активнее внедрять классификационную программу категории «Б» в практику. Мастерство должно опираться на массовость.

 

 

ОДИНАКОВЫ ЛИ ОДИНАКОВЫЕ ОБОРОТЫ?
(о некоторых особенностях вариативности гимнастических движений)

   
М. М. Цхведадзе, Грузинский ГИФК,
Ю. К. Гавердовский, ГЦОЛИФК
 

Хорошо известно, что любое гимнастическое движение изменчиво: оно варьирует по целому ряду признаков, даже если сохраняет свою основу. Часто под привычным наименованием существуют очень разнообразные формы движений, и то, что порой не существенно для судьи, представляет немалый интерес в плане анализа техники упражнений, особенностей их освоения и совершенствования.

Говоря о вариативности гимнастических упражнений, имеет смысл выделить (с известной степенью условности) ее три основные формы.

1. Непроизвольное количественное варьирование движений. Это наиболее естественная форма изменчивости всякого движения, имеющая чисто случайную природу. В свое время Н. А. Бернштейн,

 

исследуя такие, казалось бы, стабильные формы движения, как бег, пришел к выводу, что ни один шаг, сделанный человеком или животным, не повторяет другой, отличаясь от него теми или иными параметрическими признаками. Отлично усвоенное движение не может повторяться от раза к разу совершенно одинаково, это просто невозможно. В каждом новом исполнении упражнения спортсменом будут свои особенности, подчас незаметные для внешнего наблюдателя, но существенные для того, кто это движение выполняет. Величина таких изменений, несомненно; зависит от степени освоенности упражнения: чем выше класс исполнения движения, тем меньше «разброс». Однако в принципе данные параметрические вариации всегда сохраняются.

Library   56   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало