Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 2

Средние значения плотности (количество подходов за 1 мин)
прыжковых акробатических упражнений

Опора

Разряды

Стандартная дорожка X1

Пневматическая дорожка Х2

 

II

1,57

1,86

Тстанд. = 40

  Тпневм. = 38

Т = 20 < 38

МС

0,81

1,35

Тстанд. = 64,5

Tпневм. = 313,5

Т=103 < 64,5

 

 

стоп после прыжков на пневматической опоре будет таким же, как и после прыжков на жесткой опоре, но негативные изменения будут выражены в меньшей степени. В результате эксперимента эта гипотеза была опровергнута: прыжки на жесткой опоре, естественно, увеличивали следы стоп, а на пневматической не только не увеличивали, но и уменьшали. Полученные разности средних значений для всех временных значений по критерию Вилкоксона статистически достоверны (р < 0,01). Такие же изменения площадей следов стоп наблюдались нами на

 

гимнастах-студентах и на детях 5 — 6-летнего возраста, что экспериментально доказывает факт уменьшения отрицательного влияния ударной нагрузки на стопы при использовании пневмопокрытия.

По результатам экспериментов можно сделать вывод: использование пневмопокрытий в сочетании со стандартной акробатической дорожкой позволяет улучшить упругие свойства опорной поверхности снаряда, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прыжковую нагрузку гимнастов без перегрузки ОДАС.

 

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ
ПРЫГУЧЕСТИ В ГИМНАСТИКЕ

   
Е. Е. Биндусов, кпн, доцент МОГИФК,
Е. А. Стеблецов, аспирант.
Воронежский филиал МОГИФК
 

Выполнение современных опорных прыжков и акробатических связок невозможно без высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Практика показывает, что без их планомерного развития нельзя в полной мере совершенствовать техническую подготовку гимнастов.

Одно из ведущих мест среди скоростно-силовых качеств занимает прыгучесть. От уровня ее развития во многом зависит оценка в 2 видах мужского и 3 видах женского многоборья. Для развития прыгучести в гимнастике, как и в других видах спорта, применяются в основном прыжковые упражнения по методу сопряженного воздействия (В. М. Дьячков, 1961), значительно повышающие эффективность тренировочного процесса. Широко используется в настоящее время ударный метод (Ю. В. Верхошанский, 1964). С помощью тренажерной установки «качели» (В. И. Кравцев, 1974) удалось

 

значительно повысить уровень развития скоростно-силовых качеств, необходимых для выполнения сложных опорных прыжков. Тем не менее мы считаем, что исчерпаны далеко не все средства развития прыгучести и при создании тренажеров можно найти принципиально новые пути. Известно, что эффективность выполнения любого прыжка в гимнастике во многом зависит от отталкивания, качество которого во многом определяется импульсом силы, развиваемым гимнастом на опоре. На рис. 1, а представлена схематическая кривая вертикальной составляющей реакции опоры при выполнении прыжка вверх (пунктиром обозначен вес гимнаста). Как видно, эта кривая отличается от кривой на рис. 1, б, отражающей, на наш взгляд, некую идеальную форму отталкивания спортсмена. Именно к такой форме взаимодействия с опорой должен стремиться гимнаст при

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

14066-38.jpg

Рис. 1

 

выполнении прыжка. К этому выводу мы пришли, анализируя данные многих авторов, посвященные изучению процесса взаимодействия спортсмена с опорой при отталкивании. Добиться от гимнаста такой формы отталкивания, как на рис. 1, б, можно лишь путем специальной, глубоко продуманной системы тренировки опорно-двигательного аппарата.

Учитывая сказанное, мы разработали, обосновали и изготовили тренажер для развития прыгучести у гимнастов. Основная идея: «научить» спортсмена отталкиваться от опоры так, чтобы вертикальная составляющая реакции опоры была такой, как на рис. 1, б. Суть работы тренажера заключается в искусственном формировании величины вертикальной составляющей реакции опоры посредством активного движения платформы тренажера вверх или вниз. Конструкция тренажера позволяет переместить платформу по вертикали в любой из 4 микрофаз процесса отталкивания (рис. 1, а). Согласно современным представлениям о взаимодействии спортсмена с опорой при отталкивании суть этих микрофаз в следующем:

1—постановка ног на опору (уступающий режим работы);

2—переход от уступающего режима работы к преодолевающему;

3—преодолевающий режим, т. е. собственно отталкивание;

4—остаточный контакт спортсмена с опорой.

Движение платформы тренажера позволяет изменить импульс силы отталкива-

 

14066-39.jpg

 

Рис. 2

 

ния и целенаправленно воздействовать на опорно-двигательный аппарат гимнаста. Что дает движение платформы тренажера, видно из рис. 1, а. Во второй микрофазе в момент перехода от одного режима работы к другому величина усилий резко падает. Кратковременный подъем опоры создает условия, при которых мышцы нижних конечностей развивают дополнительные усилия, воздействующие на опорно-двигательный аппарат гимнаста таким образом, что при неизменной продолжительности второй микрофазы величина в ней резко возрастает. На рис. 1, а заштрихованная часть показывает положительные изменения в импульсе силы отталкивания, полученные путем подъема платформы.

На рис. 2 представлена схема тренажера. Опорная площадка (1), укрепленная на 4 пневмоцилиндрах (2), которые соединены с пневмораспределителем (3). Он, в свою очередь, подсоединен к баллону со сжатым воздухом (4). Движение площадки регулируется по направлению (вверх, вниз), амплитуде (от 1 до 10 см), времени и скорости срабатывания, а также по усилиям, возникающим при подъеме. При напрыгивании спортсмена на опорную площадку в момент достижения требуемого усилия электронный анализатор сигнализирует на пневмораспределитель, который подает сжатый воздух в пневмоцилиндры. Опорная площадка таким образом поднимается или опускается с заданными параметрами.

Работа тренажера апробирована на членах сборной команды РСФСР по спортивной гимнастике. Был получен положительный эффект в приросте прыгучести (x = 12 см) у гимнастов-мужчин. Конструкция тренажера, как видно из описания, позволяет варьировать воздействие на спортсмена. Поскольку тренажер воплощает принципиально новый подход к решению задачи развития скоростно-силовых качеств гимнаста в условиях искусственно созданной управляемой среды (И. П. Ратов), то режим работы, при котором достигается максимальный эффект, еще до конца не изучен

 
Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало