|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Вариативность и взаимосвязь антропометрических показателей гимнасток высокой квалификации
Примечание. Коэффициенты корреляции статистически достоверны с вероятностью ошибки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сток высокой квалификации вариативность веса достигает 21,49%, то другие, длиннотные показатели варьируют гораздо меньше и остаются весьма консервативными для отдельно взятого спортсмена, а также и соответствующего контингента, что позволяет использовать эти показатели в прогностических целях. Можно также видеть, что масс-геометрические АП сильно коррелируют друг с другом. Коэффициенты корреляции между весом тела гимнасток и другими показателями данной группы АП не опускаются ниже 0,730. Помимо упоминавшихся в процессе исследования изучался целый ряд других АП, составляющий 20 показателей. Представляют интерес результаты факторного анализа этих АП. По итогам анализа было выделено три основных фактора, суммарный вклад которых в общую дисперсию выборки составил 79,1%. Наибольший вклад в общую дисперсию выборки, 64,9%, дал фактор, включающий в себя девять показателей, большинство которых представляет собой окружности сегментов тела. Формально этот фактор интерпретируется как сбалансированное соотношение окружностей звеньев тела. Однако, по существу, основной причиной, объясняющей столь значительный вклад данного фактора в дисперсию, является то, что он говорит прежде всего о степени физического развития спортсменок: чем выше уровень их физической подготовки (а в рассматриваемом случае он высок), тем сильнее в фенотипе спортсменок отражается влияние направленной тренировки на их мышечный рельеф. Характерно, что наибольшим факторным значением в данном случае отличается окружность плеча при напряжении мышц (0,871). Это хорошо подчеркивает профиль фактора в целом как показателя активных двигательных возможностей гимнастки. Вторым по значению фактором (вклад в общую дисперсию выборки 8.3%) является фак- |
тор, уже упоминавшийся выше. Он объединяет в себе прежде всего масс-геометрические признаки, такие как вес и различные длиннотные показатели тела (всего 9 показателей). Как уже отмечалось, такие АП, будучи существенными для совершенствования в гимнастике, являются вместе с тем достаточно консервативными. Если первый из рассмотренных факторов был связан с активными двигательными возможностями гимнастки, то второй как бы предопределяет морфологические условия, в пределах которых эти возможности могут быть реализованы. Минимальным оказывается в данном случае вклад третьего фактора (5,9%), включающего в себя лишь два признака — длину кисти и экскурсию грудной клетки. Реальное значение данных показателей может быть интерпретировано с позиций техники, биомеханики гимнастических движений, однако интегративная трактовка данного фактора затруднительна. Резюмируя эти результаты исследований АП гимнасток высокой квалификации, можно сделать следующие основные заключения: — АП ощутимо влияют на качество подготовки в гимнастике и должны по возможности учитываться; — вариативность АП приводит к образованию морфотипов, позволяющих говорить о наличии морфологической специализации гимнастов в разных видах многоборья; — один из наиболее вариативных АП — вес тела связан с двигательными возможностями гимнастов; наиболее консервативны длиннотные показатели тела; — наиболее высоким факторным значением характеризуются АП, связанные с формированием мышечного рельефа и через него — с активными двигательными возможностями спортсменов; эти АП формируются прежде всего благодаря направленной физической подготовке; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
||||
— вторыми по значению являются АП, определяющие геометрию масс тела; их следовало бы учитывать в процессе обучения гимнастов и гимнасток, в частности, при выборе индивидуализированного подхода к разучиванию определенных упражнений. Влияние АП на биомеханические характеристики гимнастических движений. Взаимосвязь, объективно существующая между АП и характером, качеством освоения двигательного действия, должна опосредоваться определенными биомеханическими параметрами гимнастических движений. В этой связи представляется интересным знать, как именно АП воздействует на биомеханические характеристики движений. В процессе излагаемого исследования изучалось значительное число биомеханических признаков движений (БПД), в том числе целый ряд кинематических и динамических БПД. В числе первых — позные характеристики (суставные углы), показатели ориентации тела гимнаста в пространстве (углы, образуемые суставными осями тела гимнаста и неподвижной системой координат, связанных со снарядом), многочисленные временные характеристики. В числе вторых — векторные значения сил взаимодействия при опоре, включая горизонтальные и вертикальные составляющие и их равнодействующие, электромиографические показатели. Исследования обнаружили наличие многообразных, часто статистически весьма достоверных связей, существующих между АП и БПД. На рис. 1 даны в качестве примера некоторые результаты данных исследований, показывающие характер связей между АП гимнасток высших разрядов и позно-ориентационными БПД (на примере оборота назад в стойку на руках на брусьях разной высоты). Можно видеть, что если в фазе спада (поза I) АП гимнасток не слишком сильно влияют на характер движения (коэффициенты корреляции не превышают уровня 0,5), то в фазе подъема (поза III) это влияние более заметно. Особенно характерен тот факт, что наиболее высокие коэффициенты корреляции относятся к двум тотальным масс-геометрическим показателям — весу и длине тела гимнасток. При этом в целом возрастают и корреляционные связи, относящиеся к другим длиннотным показателям, также влияющим на БПД. Данные результаты достаточно хорошо объясняются с биомеханических позиций. В первой половине оборота двигательные возможности гимнастки мало определяют физические характеристики движения, так как доминирующим здесь фактором является действие силы тяжести, которая может сообщить достаточно интенсивное движение тела при любых АП и физических возможностях исполнителя. В завершающей же стадии движения, при подъеме в стойку, успех исполнения оборота существенно зависит от вспомогательной |
Рис. 1. Влияние антропометрических показателей (АП) на биомеханические параметры гимнастического движения. Приводятся выборочные данные, показывающие корреляционную зависимость между АП и углами, определяющими позу тела и его ориентацию в пространстве (на примере оборота назад в стойку на руках, брусья разной высоты)
работы, от того, насколько легко или трудно физически справляется гимнастка с задачей поддержания нужного движения. В этой фазе упражнения наибольшие трудности испытывают гимнастки с относительно большими тотальными АП. Чрезвычайно информативен результат, показывающий наличие отрицательной связи между величиной плечевого угла и всеми длиннотными показателями. Это хорошо согласуется с физическим смыслом действий в фазе подъема: гимнастка должна форсированно увеличивать плечевой угол, хотя это действие тем труднее, чем больше рычаги тела. Обучение гимнастическим упражнениям с учетом АП спортсменов. Влияние АП на построение двигательных действий гимнаста мо- |
|||
11 |
|
||||
жет и должно учитываться в практической работе. Это не только рациональный отбор для занятий гимнастикой детей, обладающих наиболее подходящими морфофункциоиальными показателями, но и применение методов обучения и тренировки, дифференцируемых с учетом реальных АП каждого гимнаста, гимнастки. В связи с этим последним должно быть выделено два основных подхода. Первый из них — наиболее универсальный и надежный — заключается в целенаправленной двигательной, физической подготовке, индивидуализированной с учетом конкретных АП спортсмена. В особенности это относится к гимнастам и гимнасткам с относительно большими тотальными показателями веса и роста тела. В этом случае интенсивное и целенаправленное развитие двигательных качеств гимнаста позволяет решать не только основные, но и сверхзадачи подготовки, в частности нивелировать трудности, вызванные неблагоприятными АП гимнаста. Блестящее подтверждение этому — успех абсолютного чемпиона XXII Олимпийских игр А. Дитятина, АП которого весьма далеки от гимнастического идеала (рост — 177 см, вес — 70 кг). Как уже отмечалось, значение направленной СФП гимнастов может быть выведено и из факторного анализа АП гимнастов, который указывает на высокие факторные значения АП, соответствующих степени сформированности мышечного рельефа спортсменов. Другая возможность улучшения подготовки гимнастов и гимнасток на основе данных об их АП до настоящего времени используется в минимальной степени и по этой причине наиболее интересна. Она связана с качественной, количественной (параметрической) модификацией техники движений. Достаточно хорошо известны примеры варьирования техники некоторых гимнастических упражнений, когда спортсмен имеет возможность выбирать способ исполнения, наиболее соответствующий его двигательным данным. Так, можно показать (Ю. К. Гавердовский, В. П. Спиридонов), что изменение координации действий при исполнении подъема вперед с выкрутом в висе на перекладине позволяет существенно менять и запрос к двигательным качествам исполнителя упражнения: одновременное форсированное выпрямление тела в подъеме требует повышенных силовых качеств и мало доступно гимнастам с относительно большой массой тела и длинными конечностями; применение же последовательного выпрямления тела (с промежуточной «складкой») повышает требования к активной гибкости и подвижности в суставах, но заметно снижает запрос на силовые качества и потому рекомендуется спортсменам с «мягкими» плечами и долихоморфным телосложением. Хорошие результаты дает также грамотное применение так называемой бросковой техники, которая помимо других преимуществ позволяет гимнасту рабо- |
тать более экономно, с меньшими физическими затратами. Характерно, что бросковая техника в разных ее проявлениях все более широко используется гимнастками на брусьях, позволяя преодолевать затруднения, связанные с дефицитом силовых и скоростно-силовых качеств (в свою очередь зависящих от АП). Однако и не прибегая к качественному изменению технического рисунка движения, можно достигнуть положительных результатов в перестройке двигательного действия, сообразуясь с АП исполнителя движения. Остановимся на этой возможности несколько подробнее, опираясь на результаты собственных исследований. В рамках излагаемого исследования была предпринята попытка оптимизации обучения гимнастическим упражнениям посредством использования индивидуальных моделей движения, полученных на основе изучения АП гимнасток высокой квалификации и роли АП в построении движения. Выше отмечалось, что в исследовании был получен большой массив количественно варьирующих БПД, достоверно зависящих от АП испытуемых. Эта зависимость может быть достаточно полно описана при помощи метода пошаговой множественной регрессии. В данном случае количественная зависимость параметров гимнастического движения от АП гимнасток была передана как простыми уравнениями вида У = а + вХ, так и сложными уравнениями вида У = a + в1X1 + в2X2 ... вX, в которых зависимая переменная У есть искомый биомеханический параметр, независимая X — АП гимнастки, а члены а и в — параметры уравнения. По итогам регрессионного анализа была получена совокупность уравнений множественной регрессии (всего более 150 уравнений), позволяющая на количественном уровне определять модельные параметры значительного числа кинематических и динамических характеристик движения. Как показали исследования, кинематические и динамические модели движения могут служить эффективным средством контроля за процессом становления двигательного действия. На рис. 2 даны две динамограммы с наложенными на них индивидуальными модельными значениями, контролирующими важнейшие зоны оборота назад в стойку на руках на брусьях разной высоты (см. также рис. 1). В модель входят контрольные величины, соответствующие максимумам двух значений горизонтальной (назад и вперед) и вертикальной составляющих давления на опору в спаде (I) при движении в висе согнувшись (II) и во время подъема (III). Степень совпадения реальной вектородинамограммы с моделью контролировалась в процессе обучения с помощью специально изготовленного тензометрического устройства с самописцем и контрольного планшета с модельными значениями. |
|||
12 |
|
||||
Можно видеть, что в итоге обучения испытуемым удавалось достаточно точно воспроизвести заранее рассчитанные для них модельные параметры движения. Статистическая обработка таких данных, полученных в результате развернутого педагогического эксперимента, убеждает, что обучение, производимое с опорой на подобную методику, позволяет в подавляющем большинстве случаев достигать результатов, улучшая качество исполнения трудных для гимнастки движений. В экспериментальной группе гимнасток (осваивавших и совершенствовавших по модельным параметрам оборот в стойку и подъем разгибом на брусьях разной высоты) удалось добиться статистически достоверного совпадения реальных параметров движений с расчетными, что существенно повысило и качество исполнения данных упраж- |
Рис. 2. Вектородинамограммы двух исполнений оборота назад в стойку на руках (брусья разной высоты) и индивидуальные модели движения для гимнасток с разными антропометрическими показателями: А — гимнастка с весом 39 кг, длиной тела — 150 см, рук — 49, ног — 14 см. Б — гимнастка с весом 41 кг и длинами соответственно 156, 46 и 76 см.
нений. Этот опыт вселяет уверенность в том, что на современном этапе развития гимнастики и технологии обучения в данном виде спорта возможно последовательное успешное применение средств и приемов работы, позволяющих индивидуализировать освоение движений с учетом АП спортсменов. |
|||
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ С ФАЗОЙ ПОЛЕТА ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ СЛОЖНОСТИ |
||||
Б. С. Савельев, Н. Г. Сучилин, И. П. Ратов |
||||
Сложность задач, диктуемых основными тенденциями развития современной гимнастики (неуклонный рост сложности упражнений и омоложение гимнастики) приводит к тому, что многие юные гимнасты не успевают осваивать программы в требуемые сроки и прекращают активное совершенствование, часто не раскрыв до конца своих возможностей. |
Задача успешного освоения сложных программных элементов резко осложняется отсутствием на местах соответствующих условий, разработанных методик и методических приемов обучения, недостаточной базовой подготовкой. Наиболее сложны и опасны в современной гимнастике элементы с выраженной фазой по- |
|||
13 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |