Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА


ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА ГИМНАСТОК 10 — 12 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ

   
И. В. Королева, В. С. Чебураев,
А. В. Селиванов
 

В ходе исследования изучалась динамика основных параметров нагрузки гимнасток 10 — 12 лет в годичном цикле подготовки. Исследование проведено на 30 гимнастках (I разряд в КМС, спортивный стаж 4 — 5 лет). Результаты анкетирования, опроса, анализа документов планирования, а также проведенные педагогические наблюдения позволили выявить ряд положений, существующих в практике планирования подготовки гимнасток.

Распределение нагрузки по периодам года зависит от функционального состояния гимнастки и календаря внутренних и внешних соревнований. Планируемые в начале года сроки периодов в большинстве случаев являются формальными. Перенос сроков соревнований, индивидуальные особенности состояния гимнасток не позволяют реализовать план с учетом намеченной периодизации. Для гимнасток на этапе углубленной специализации необходима более гибкая система планирования, позволяющая варьировать нагрузки в соответствии с поставленными задачами.

Характер тренировочной нагрузки зависит от соотношения параметров объема и интенсивности выполняемой работы. В ходе исследования изучались все параметры нагрузки гимнасток. Из них было выделено 10 основных, характеризующих объем (число всех элементов, всех комбинаций, элементов на трех видах, элементов СФП, опорных прыжков, подходов); интенсивность (число элементов в минуту, элементов в одном подходе), сложность (число всех элементов группы «С», элементов группы «С» в одном подходе).

Результаты хронометража нагрузки гимнасток в различные периоды годичного цикла (подготовительный — сентябрь — январь; соревновательный — февраль — июнь, переходный — июль — август) показали, что высшие параметры объема зарегистрированы в переходном периоде: число элементов — 4090, элементов на трех видах многоборья — 2125, элементов СФП — 1072, опорных прыжков — 110. Во время летних сборов создаются наиболее благоприятные условия для развития общей и специальной физической подготовленности, решаются задачи общеподготовительного периода. Получается на деле, что это не переходный, а подготовительный период. Следова-

 

тельно, тренировочный год гимнасток целесообразно начинать с проведения общеподготовительного сбора.

Подготовительный и соревновательный периоды по планируемым срокам соответствуют I и II полугодию учебно-тренировочного года. В конце подготовительного периода гимнастки принимают участие в 1 — 2 соревнованиях, последние две недели периода характеризуются значительным снижением объема и интенсивности нагрузки (45 — 50%). Характер нагрузки в последние дни подготовительного периода соответствует этапу активного восстановления. Основное внимание уделяется средствам СФП. Наибольший процент травм и заболеваний приходится на этот период года, повышается утомляемость. Следовательно, в конце I полугодия целесообразно планировать этап активного восстановления, снизить нагрузку, больше времени проводить на воздухе, проводить восстановительные мероприятия (баня, массаж, витаминизация).

II полугодие отличается от I увеличением параметров интенсивности и сложности нагрузки в неделю 60 комбинаций, 2,02 элемента в минуту, 5 элементов в подходе, 1,57 элемента «С» в подходе, 580 элементов «С»). За этот период гимнастки участвуют в 2 — 3 соревнованиях, из которых одни являются основными соревнованиями года. Динамика нагрузки во II полугодии имеет более выраженный характер, чем в первом.

Следовательно, тренировочный год гимнасток фактически состоит из двух полугодий (макроциклов), каждый из которых имеет подготовительный и соревновательный периоды.

По нашим наблюдениям была выявлена некоторая закономерность в характере изменения параметров нагрузки в периодах года. По характеру динамики параметры нагрузки были распределены на три группы.

В первую группу были объединены общее число элементов, число элементов СФП, число элементов в минуту. Динамика параметров этой группы незначительна. Во второй половине года наблюдается снижение показателей ил 15 — 20%, так как первое полугодие — это этап объемной работы, в котором закладывается техническая база и совершенствуются физические качества гимнасток.

Library   5   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

 

Параметры объема и интенсивности нагрузки гимнасток в подготовительных периодах I и II полугодия

 

Период

Параметры нагрузки

 

Величина нагрузки

Общее число элементов

Число элементов на трех видах

Число элементов группы «С»

Число опорных прыжков

Число элементов СФП

Число комбинаций

Число элементов в минуту

Число элементов в подходе

Число элементов группы «С» в подходе

1-й подготовительный

Малая

Средняя

Большая

2000—2500

2500—3000

3000—3500

1200—1500

1500—1800

1800—2100

250—400

400—550

550—700

30—50

50—70

70—90

250—350

350—450

450—550

20—30

30—50

50—70

1 ,5—1 ,8

1,8—2,1

2,1—2,4

3,6—4,2

4,2—4,8

4,8—5,4

0,9—1,1

1,1—1,3

1,3—1,5

2-й подготовительный

Малая

Средняя

Большая

2500—3000

3000—3500

3500—4000

900—1200

1200—1500

1500—1800

200—350

350—500

500—650

20—40

40—60

60—80

500—700

700—900

900—1100

15

15—25

25—35

1,3—1,8

1,8—2,3

2,3—2,5

2—2,5

2,5—3

3,5—4

0,5—0,7

0,7—1

1,0—1,2

 

Таблица 2

Параметры объема и интенсивности нагрузки гимнасток в соревновательных периодах I и II полугодия

 

Период

Параметры нагрузки

 

Величина нагрузки

Общее число элементов

Число элементов на трех видах

Число элементов группы

Число опорных прыжков

Число элементов СФП

Число комбинаций

Число элементов в минуту

Число элементов в подходе

Число элементов «С» в подходе

1-й соревновательный

Малая

Средняя

Большая

2000—2500

2500—3000

3000—3500

1300—1500

1500—1700

1700—1900

450—550

550—650

650—750

50—70

70—90

90—110

220—260

260—300

300—340

40—60

60—80

80—100

1,8—2

2—2,2

2,2—2,4

3,5—4,5

4,5—5,5

5,5—6,5

1—1,3

1,3—1,6

1,6—2

2-й соревновательный

Малая

Средняя

Большая

2200—2700

2700—3200

3200—3700

1200—1400

1400—1500

1600—1800

350—450

450—550

550—650

40—60

60—80

80—100

300—325

325—350

350—400

30—50

50—70

40—90

1 ,6—1,9

1,9—2,1

2,1—2,4

3,5—4

4—4,7

4,7—5,4

0,8—1

1—1,5

1,5—2

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

Параметры второй группы: число комбинаций, число элементов в одном подходе, число элементов группы «С», число элементов «С» в одном подходе. Динамика этих параметров характеризует интенсивность и сложность нагрузки на трех видах гимнастического многоборья. Наблюдается постепенное увеличение параметров к концу тренировочного года. Во II полугодии их значения на 40 — 50% выше, чем в I, что объясняется улучшением уровня технической подготовленности гимнасток.

Параметры третьей группы: число элементов на трех видах (брусья, бревно, вольные упражнения), число опорных прыжков. II полугодие характеризуется более высокими показателями параметров этой группы (на 15 — 20%). Это объясняется тем, что нагрузка II полугодия носит более специализированный характер.

Для общего учета нагрузки гимнасток достаточно вести хронометраж по 3 — 4 параметрам, принадлежащим к различным группам. Наиболее показательны в этом случае число элементов СФП, число прыжков, число комбинаций, число элементов группы «С».

В табл. 1, 2 представлены значения объема и интенсивности нагрузки гимнасток в различные периоды года. Предложенные значения основных параметров нагрузки прошли экспериментальную проверку и могут служить ориентиром при планировании нагрузки юных гимнасток. В табл. 1 даны средние недельные величины нагрузки в подготовительных периодах I и II полугодий. Малой, средней и большой нагрузке соответствуют ее цифровые значения по исследуемым параметрам. В табл. 2 предложены средние недельные значения малой, средней и большой нагрузки в соревновательных периодах I и II полугодий.

В практике планирования подготовки гимнасток недостаточно внимания уделяется рациональному чередованию больших, средних и малых нагрузок. Кроме того что нагрузка может иметь те или иные цифровые значения, она бывает различной по направленности. Направленность нагрузки определяется задачами тренировки на небольшой отрезок времени. Структурной единицей этапа подготовки принято считать микроцикл (тренировочную неделю) , который является наиболее информативным звеном планирования. Анализ содержания тренировки по дням микроцикла дает достаточно полное представление о соответствии режима тренировки поставленным задачам. Рациональное чередование тренировочных недель различной направленности в периодах подготовки способствует успешной подготовке гимнасток к основным соревнованиям года.

В литературе встречается описание нескольких типов микроциклов в тренировке гимнастов: наше исследование позволило выявить направленность микроциклов, применяемых в практике подготовки гимнасток 10 — 12 лет, и

 

их нагрузочную стоимость (табл. 3). Обычно в планировании встречаются три типа нагрузки: основная, модельная, соревновательная. Использование при планировании шести предложенных в таблице типов микроциклов позволит избежать монотонности в тренировке, повысит работоспособность гимнасток.

 

Таблица 3

 

Разновидности микроциклов в процессе подготовки гимнасток

Нагрузочная стоимость микроцикла

 

Направленность микроцикла

Малая

Сред-
няя

Боль-
шая

Восстановительный

+

   

Основной

+

+

+

Ударный

   

+

Модельный

 

+

 

Предсоревновательный

 

+

 

Соревновательный

 

+

 

 

Основной микроцикл, или собственно тренировочный, решает основные задачи подготовки гимнасток; общее число основных микроциклов в году составляет 60 — 65% от всех тренировочных недель. Нагрузка основного микроцикла зависит от его места в общей периодизации года.

Выполнение ударной нагрузки способствует накоплению функциональной избыточности, что положительно влияет на общий уровень подготовленности гимнасток. Ударный микроцикл подготовительного периода — это неделя с максимальным объемом нагрузки (до 4 тыс. элементов) и большей интенсивностью. В соревновательном периоде ударные нагрузки определяются большим объемом и максимальной интенсивностью работы в основных видах многоборья (6 — 6,5 элемента в подходе). Значения некоторых параметров ударной нагрузки превышают большую на 25 — 30%. В году проводится 5 — 6 ударных микроциклов.

Модельный микроцикл проводится с целью проверки соревновательной готовности гимнасток. В течение 2 — 3 дней недели моделируется соревновательная деятельность. В остальные тренировочные дни нагрузка средняя или на 20% меньше средней. Планируется за 2 — 3 недели до соревнований.

В предсоревновательном, или настроечном, микроцикле разрабатывается тактика участия в соревнованиях: последовательность выступления гимнасток на видах, отработка вариантов разминки, уточняются соревновательные упражнения. Нагрузка средняя по объему и интенсивности работы.

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
 

Соревновательный микроцикл — неделя участия в соревнованиях. Нагрузка на 25 — 30% меньше средней, уменьшается время тренировок и их количество.

Восстановительный микроцикл — тренировочная неделя с малой нагрузкой (или на 20% меньше малой), с активным использованием восстановительных средств. Целесообразно планировать после ударных и соревновательных микроциклов.

Из вышеизложенного следует, что при планировании подготовки гимнасток следует учитывать ряд основных положений:

1) тренировочный год гимнасток целесообразно планировать сдвоенным: I полугодие (подготовительный, соревновательный периоды) — этап активного восстановления — II полугодие (подготовительный, соревновательный периоды). Характер тренировочного процесса в I и II половине года различен. Первый макроцикл — этап накопления функциональных возможностей, совершенствования физических качеств, разучивания элементов и комбинаций — характеризуется большим объемом работы. Второй макроцикл — этап реализации

 

накопленных возможностей, совершенствования технической подготовленности — характеризуется увеличением интенсивности нагрузки и ее усложнением;

2) для общего учета нагрузки гимнасток достаточно вести хронометраж по 3 — 4 параметрам, принадлежащим к различным группам. Наиболее показательными из них будут: число элементов СФП, число опорных прыжков, число комбинаций, число элементов группы «С»;

3) в тренировке гимнасток кроме нагрузки тренировочных недель-микроциклов (малая, средняя и большая нагрузки) следует различать их направленность: основную, ударную, восстановительную, модельную, предсоревновательную, соревновательную;

4) объем и интенсивность нагрузки различной направленности зависит от места микроцикла в общей периодизации года.

Мы надеемся, что планирование нагрузки с учетом вышеизложенных положений повысит уровень подготовленности гимнасток и позволит избежать отрицательных проявлений функционального состояния спортсменок.

 

 

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФАКТОР ОСВОЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

   
А. Л. Васильчук, Львовский ГИФК,
Ю. К. Гавердовский, ГЦОЛИФК
 

В настоящее время общепризнанно, что телосложение — морфотип спортсмена является немаловажным фактором достижения высокого спортивного мастерства. Такие важнейшие антропометрические показатели (АП), как длина и масса, показатели пропорций тела часто являются первейшими критериями отбора для занятий тем или иным видом спорта. В соответствии с этим в разных видах спорта существуют более или менее обоснованные, но обычно достаточно определенные предпочтения, связанные с тотальными и относительными АП.

Спортивная гимнастика относится к видам спорта, где весьма важны как абсолютные, так и относительные АП. Существует предпочтительный морфотип гимнаста-мужчины и гимнастки, предполагающий ограничения на длину тела, вес и некоторые конституциональные данные (см. работы С. И. Ляссотович, Е. Ю. Розина и др.). Одновременно с этим известно, что в АП существуют локальные предпочтения, связанные со спецификой упражнений на отдельных видах гимнастического многоборья. Так, давно известно, что морфотип «коневика» — это относительно длинные руки и ноги при умеренной массе тела. Наиболее сильные «прыгуны», как правило, гимнасты

 

брахиморфного* типа, а «маховики» — исполнители наиболее сложных поворотов относительно продольной оси — долихоморфного**. Все эти особенности, связанные с морфологическими предпочтениями, могут быть рационально объяснены с биомеханических позиций. Так, в частности, С. Д. Устиновым показано, что эффект безынерционного поворота зависит от конституциональных данных гимнаста: при равной массе тела в исполнении поворота имеет предпочтение тот, у кого больший рост, или, иначе говоря, тот, у кого элементы масс тела больше «растянуты» по продольной оси системы. В этой связи небезынтересно отметить, что в настоящее время такой сложный прыжок, как сальто назад с поворотом на 1080°, гораздо чаще исполняют женщины, морфотип которых в большей степени соответствует требованиям, предъявляемым к исполнителю суперсложных поворотов.

Вместе с тем ясно, что в тех случаях, когда морфотип гимнаста не лучшим образом со-

 


* Брахиморфный тип — широкое туловище и короткие конечности.

** Долихоморфный тип — узкое туловище и длинные конечности.

Library   8   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало