Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
  14068-4.jpg  

Можно видеть, что в итоге обучения испытуемым удавалось достаточно точно воспроизвести заранее рассчитанные для них модельные параметры движения. Статистическая обработка таких данных, полученных в результате развернутого педагогического эксперимента, убеждает, что обучение, производимое с опорой на подобную методику, позволяет в подавляющем большинстве случаев достигать результатов, улучшая качество исполнения трудных для гимнастки движений. В экспериментальной группе гимнасток (осваивавших и совершенствовавших по модельным параметрам оборот в стойку и подъем разгибом на брусьях разной высоты) удалось добиться статистически достоверного совпадения реальных параметров движений с расчетными, что существенно повысило и качество исполнения данных упраж-

 

Рис. 2. Вектородинамограммы двух исполнений оборота назад в стойку на руках (брусья разной высоты) и индивидуальные модели движения для гимнасток с разными антропометрическими показателями:

А — гимнастка с весом 39 кг, длиной тела — 150 см, рук — 49, ног — 14 см.

Б — гимнастка с весом 41 кг и длинами соответственно 156, 46 и 76 см.

 

нений. Этот опыт вселяет уверенность в том, что на современном этапе развития гимнастики и технологии обучения в данном виде спорта возможно последовательное успешное применение средств и приемов работы, позволяющих индивидуализировать освоение движений с учетом АП спортсменов.

 

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ С ФАЗОЙ ПОЛЕТА ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ СЛОЖНОСТИ

   
Б. С. Савельев, Н. Г. Сучилин, И. П. Ратов
 

Сложность задач, диктуемых основными тенденциями развития современной гимнастики (неуклонный рост сложности упражнений и омоложение гимнастики) приводит к тому, что многие юные гимнасты не успевают осваивать программы в требуемые сроки и прекращают активное совершенствование, часто не раскрыв до конца своих возможностей.

 

Задача успешного освоения сложных программных элементов резко осложняется отсутствием на местах соответствующих условий, разработанных методик и методических приемов обучения, недостаточной базовой подготовкой.

Наиболее сложны и опасны в современной гимнастике элементы с выраженной фазой по-

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

лета на перекладине и брусьях. Как правило, это перелег Ткачева, сальто Делчева и сальто вперед в вис в различных вариантах. Успешному освоению этих элементов обычно мешает боязнь получить травму или трудность преодоления этого чувства в результате уже полученной травмы. Гимнастика дорого ценит сложность и жестоко наказывает за ошибки. Неудачные попытки (особенно на начальных этапах обучения) нередко бывают причиной прекращения активных занятий.

В связи с этим задача разработки новых эффективных методических приемов быстрого и высококачественного обучения сложным элементам весьма актуальна. С этой целью нами был разработан тренажер, реализованный в рабочем варианте на перекладине.

Предполагалось, что принудительное воспроизведение оптимальной для конкретных индивидуумов траектории базовой точки в облегченных условиях на тренажере позволит минимизировать ошибки; увеличивая объем и интенсивность тренировки, снизить травмоопасность обучения и за счет этого оптимизировать процесс формирования требуемого двигатель-лого навыка по таким критериям, как быстрота, качество и прочность освоения с перспективой дальнейшего усложнения элемента.

В условиях обычного обучения элементам-трюкам гимнаст с помощью тренера находит оптимальную траекторию полета методом проб и ошибок, а затем стабилизирует соответствующий навык. Конструкция тренажера, позволяя полнее анализировать дидактические принципы, обеспечивает выведение гимнаста сразу на оптимальную траекторию полета с быстрой стабилизацией требуемого навыка.

В известных тренажерах (например, обучающая машина адаптивного типа Э. В. Гостева и Н. Г. Сучилина) траектория базовой точки материализована для движений, выполняемых на опоре. При этом за эталон принималась траектория базовой точки одного из лучших исполнителей элемента.

В предлагаемом тренажере она материализована как для опорного, так и для безопорного периодов движения. При этом оптимальная траектория определяется с учетом антропометрических особенностей обучаемых. Конструкция тренажера предусматривает его индивидуальную настройку. Было проведено математическое моделирование физических упражнений со стабилизированной кинематической структурой (В. Т. Назаров, 1974) с использованием аппарата волновой биомеханики (Ф. К. Агашин, 1977). Построенная с помощью ЭВМ ЕС модель численной минимизации типовой ошибки* программы ориентации позволила определить оптимальную траекторию движения ОЦТ

 


* Типовая ошибка математически представляет собой целевой кинематический функционал гимнастических элементов на перекладине с фазой полета.

 

и приближенной к ней базовой точки. Особенность предлагаемого тренажера заключается в автоматизированном проектировании его основных параметров на ЭВМ с учетом индивидуальной антропомоторики гимнастов. В качестве конкретной модели оптимизации был! взяты средние антропометрические параметры гимнастов 11 — 13 лет, тренирующихся по II разряду, с типичным диапазоном росто-весовых показателей. Оптимизация проводилась на ЭВМ ЕС-1033 для сальто Делчева и сальто вперед в вис. Вычисленная с помощью ЭВМ оптимальная траектория (рис. 1) материализована в тренажере (рис. 2), на котором проведены педагогические эксперименты по обучению юношей 12 лет, тренирующихся по II разряду, сальто вперед в вис, сальто Делчева с двух и с одной руки.

В результате экспериментов выявлено, что применение тренажера в экспериментальной группе позволило 12-летним гимнастам увеличить объем работы в процессе обучения указанным элементам в среднем в 3,4 раза; уменьшить сроки обучения — в 2 раза, надежность выполнения — в 2,6 раза по сравнению с 15-лет-ними гимнастами, осваивавшими эти же элементы по сложившейся методике.

Был также проведен педагогический эксперимент по обучению юных гимнастов 6 — 7 лет сальто вперед и назад из виса. Для этого проведена коррекция траектории путем соответствующей настройки тренажера. Не описывая подробно ход и результаты педагогических экспериментов (это не цель данной статьи), отметим лишь, что они положительны и достоверны. Рабочая гипотеза подтвердилась.

Устройство тренажера. Конструкция тренажера представлена на рис. 2.

Тренажер состоит из обычного страховочного пояса (1), который с помощью веревок и резинового бинта крепится к кольцам из фторопласта (2), надетым на копиры с гладкой поверхностью (3), форма которых соответствует расчетной оптимальной траектории движения ОЦМ. Копиры изготовляются из круглого прутка пружинной стали длиной 6,5 м, диаметром 20 — 22 мм. Фиксация копиров на перекладине осуществляется с помощью замков. Копиры закрепляются в замке плотно, без люфтов. Резиновый винт предназначен для устранения провисания веревок и отставания кольца при скольжении его по копиру. В фазе полета страховочные веревки должны быть полностью натянуты между копирами. Внутренний диаметр фторопластовых колец на 5 — 8 мм больше диаметра копиров; внешний диаметр колец больше внутреннего на 10 — 15 мм. Кольца можно изготовить из фторопласта, капронита и любого другого материала с низким коэффициентом трения и высокой прочностью.

Для уменьшения трения поверхность копиров покрывается смазкой. Для большей уве-

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

14068-5.jpg

 

Рис. 1. Оптимальная траектория ОЦТ для сальто Делчева и сальто вперед в вис, рассчитанная на ЭВМ (вес 50 кг, рост 155 см)

 

ренности гимнастов в надежности страховки на перекладине помещаются поролоновые валики.

Для разучивания сальто Делчева и других элементов с поворотами обычный страховочный пояс (1) заменяется вращающейся лонжей известной конструкции.

Данная конструкция тренажера позволяет эффективно обучать «санжировкам», перехватам рук на махе вперед и назад, сальто вперед в вис; то же с одной руки или двух рук с поворотом на 360° или без него; сальто Делчева; то же с одной или двух рук с поворотом на 360° или без него.

Конструктивные особенности тренажера позволяют исключить характерные падения и травмы при разучивании сложных элементов-трюков с фазой полета. Так, при значительном отклонении реальной траектории движения от оптимальной усилие со стороны копиров препятствует этому и страхует как от падения на перекладину, так и от падения на маты.

Настройка тренажера. Для эффективного обучения в условиях тренажера необходимо предварительно его настроить с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. Это достигается путем изменения криволинейной формы копиров. Для этого на тренажере предусмотрены два вида регулировки с помощью специальных винтов в вертикальных стойках

  14068-6.jpg

Рис. 2. Конструкция тренажера

 

тренажеров. Первый вид регулировки осуществляется за счет перемещения копиров в вертикальном направлении относительно точки О (рис. 2). Копир в точке О закрепляется таким образом, чтобы расстояние от точки О до точки А было равным расстоянию от перекладины до страховочного пояса, надетого на гимнаста (в висе). Второй вид регулировки на тренажере состоит в перемещении копиров в точке Г. Характер настройки тренажера зависит от цели занятий. На начальном этапе возникает необходимость ознакомления с движением в полете без прихода в вис. В этом случае расстояние ОД должно быть больше расстояния от перекладины до ОЦТ гимнаста. При обучении элементам с подлетом и приходом в вис на перекладину расстояние ОД должно быть равным расстоянию от перекладины до страховочного пояса на теле гимнаста. Настройка может быть как индивидуальной, так и групповой (для группы гимнастов), однако в этом случае приемы стимулирования и помощи будут не в одинаковой мере эффективны для разных гимнастов.

 
Library   15   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало