Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

БРУСЬЯ: ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД, СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ

   
Е. В. Авсенев, мастер спорта
 

С легкой руки спортивных журналистов мужские брусья стали называть консервативным снарядом. Доля истины в этом есть. Действительно, современные упражнения на брусьях в большинстве случаев состоят из элементов, так или иначе связанных со стойкой на руках. Сосредоточение внимания гимнастов и тренеров только на подобных элементах привело к тому, что методика обучения им оказалась отработанной в совершенстве, стала доступной многим занимающимся и их наставникам. Между тем упражнение на брусьях будет полноценнее и зрелищнее, если в него войдут элементы, исполняемые как бы на пяти этажах: в висе или висе углом, в висе согнувшись, в упоре на руках, в упоре и в стойке на руках.

Что касается новинок, то их в упражнениях на брусьях не меньше, а пожалуй, и больше, чем на других снарядах. К новинкам, вероятно, нужно относить и те элементы, которые исполнялись ранее отдельными гимнастами, но забылись или были повторены единицами. Например: сальто под жердями с поворотом кругом в упор из виса углом или согнувшись, подъем разгибом с поворотом кругом в упор, выполнявшиеся еще в начале 40-х гг. В. Лаврущенко, а также из виса углом подъем дугой назад в упор на руках (К. Чернышенко), из упора на руках кувырок назад с поворотом кругом в упор на руках (О. Бормоткин), из упора махом назад круг согнувшись (чешский) с поворотом кругом через упор продольно в горизонтальный упор или стойку на руках (А. Абрамян).

Из новинок последних лет назовем хотя бы такие, как: из упора подъем дугой с поворотом кругом в вис (В. Марченко), из упора махом вперед поворот кругом на 450° вокруг одной руки в стойку на руках продольно (И. Яблоков), из упора оборот вперед под жердями в упор (В. Марченко), из упора подъем дугой с поворотом кругом в упор (С. Марцинкив), из упора сальто под жердями в стойку на руках с прямыми руками (В. Дмитренко), махом вперед сальто назад над жердями в стойку на руках с последующим отодвигом в вис углом (В. Микаелян), из упора махом назад через стойку на руках с поворотом приход в упор сзади (Хилли, Швейцария), из стойки на руках большой оборот назад (Р. Закиров), из упора на руках подъем махом вперед с поворотом на 360° вокруг одной руки в стойку на руках (Р. Ричардс, Куба), из упора 1,5 сальто вперед с перемахом ноги врозь назад в упор (А. Ткачев), из стойки на руках большой оборот назад с перемахом ноги врозь в упор (Ю. Королев), из упора махом назад двойное сальто вперед в соскок (А. Софронов и М. Баринов), из упора махом вперед пово-

 

рот на 270° вокруг одной руки в стойку на руках продольно и далее поворотом на 90° приход в упор сзади (Б. Макуц), из стойки на руках большой оборот назад с поворотом на 360° вокруг одной руки в стойку на руках (Р. Ричардс, Куба).

Вот далеко не полный перечень того нового, что исполнялось отдельными спортсменами в последние годы. Однако в широкий обиход эти элементы, как правило, так и не вошли. До некоторой степени в этом повинны и судьи — особенно на международных соревнованиях высокого ранга, — подчас не отмечающие сложность и рискованность как отдельных элементов, так и их соединений. Не получают должной оценки и прибавки за риск и оригинальность элементы, выполняемые после подъема махом назад с поворотом кругом, поворота махом назад из упора в упор, оборота вперед под жердями в упор, из упора махом назад поворот через стойку на руках с приходом в упор, из упора сальто вперед в упор.

Требование правило динамичном характере упражнений на брусьях правильно. Однако необоснованным представляется исключение из упражнений элементов, заканчивающихся горизонтальным упором, — из упора сальто назад под жердями, махом назад круг согнувшись через упор продольно (чешского), подъем махом вперед с поворотом кругом, из упора круг прогнувшись — с удержанием, как на кольцах, в течение 2 с. Между тем изменение амплитуды — включение элементов, начинающихся в висе углом или висе согнувшись, в упоре на руках и в упоре и заканчивающихся в упоре, а также изменение ритма — включение остановки в сложных статических положениях на 2 с (горизонтальный упор, стойка на одной руке) после движений, выполняемых с большой амплитудой или прохождением через стойку на руках, несомненно украсили бы упражнения.

Недооценивается сложность соскока сальто вперед после подъема махом назад с поворотом кругом или поворота махом назад в упоре, сальто вперед, подъема дугой, сальто вперед под жердями в упор, а также таких, как сальто назад с поворотом на 720°, полтора сальто назад из стойки на руках продольно, ноги врозь, согнувшись, лётом с одной руки после стойки на одной руке продольно, выполненных из упора махом назад с поворотом на 90°, этих же соскоков из стойки на руках продольно на задней жерди с перелетом через переднюю. Из-за этого абсолютное большинство гимнастов выполняет сейчас единственный, а потому переставший украшать интересное упражнение соскок — махом вперед, из стойки на руках, двойное сальто назад.

Library   16   Up


Contents

 

Home
   

SI_1957-4.jpg

Большой оборот назад с поворотом кругом

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

Разумеется, резервы новых элементов, а тем более соединений на брусьях далеко не исчерпаны. Мы хотели бы предложить вниманию гимнастов и тренеров некоторые из них, которые могли бы, с нашей точки зрения, украсить упражнения.

1. Сальто под жердями в вис углом, подъем дугой назад в упор на руках, кувырок назад в стойку на руках или махом вперед подъем с поворотом кругом в упор.

2. Из упора махом назад поворот налево в стойку на руках продольно, поворот налево кругом плечом назад в стойку на руках продольно хватом снизу, поворот налево в стойку на руках поперек.

3. Из упора махом назад поворот налево плечом назад в стойку на руках продольно, поворот налево кругом в стойку на руках продольно, поворот налево в стойку на руках поперек.

Последовательность отработки серии поворотов не нуждается в особых пояснениях. Однако напомним, что прежде следует отработать стойки на руках на «стоялках», затем на низких и средних брусьях. В такой же последовательности разучивать их и махом назад.

Выполнение этих поворотов после подъема махом вперед не только оценивается группой «С», но и отвечает требованию оригинальности, а последующее исполнение после сложных элементов, заканчивающихся упором спереди, — еще и риска.

4. Из упора махом назад перемах согнувшись с поворотом на 90° в стойку на руках хватом снизу продольно и далее поворот кругом в стойку на руках продольно и поворот на 90° в стойку на руках поперек.

5. Из упора махом назад перемах согнувшись с поворотом в стойку на руках хватом снизу и далее поворот с приходом в упор сзади. Кстати, поворотом с приходом в упор сзади можно заканчивать любой поворот в стойке на руках.

6. Из упора махом вперед поворот на 360° вокруг одной руки через стойку на одной руке и, не касаясь другой, поворот с приходом в упор сзади.

Вызывает некоторое недоумение, что до сих пор не было исполнено сальто над жердями с

 

поворотом на 360° махом вперед в упор на руках, а также двойное сальто назад или вперед в то же конечное положение. Представляется, что двигательно спортсмены вполне подготовлены к этому, а поролоновые маты, повешенные на жерди, помогут преодолеть психологический барьер, тем более что за этими элементами видятся сальто назад с поворотом на 360° и двойные сальто вперед или назад в упор. Настала пора выполнять махом назад сальто вперед с поворотом в вис углом продольно, махом вперед двойное сальто назад с поворотом на 360° в соскок.

А теперь об элементе, который на брусьях был опробован Ю. Цапенко, но не был показан на соревнованиях. Речь пойдет о висе сзади.

Простейший вариант: из виса углом мах дугой назад, подъем махом вперед с перехватом в упор или с поворотом кругом в упор. Принять положение вис углом можно различными способами: это и сальто под жердями в вис углом, и отодвиг в вис или вис углом из горизонтального упора или стойки на руках, и подъем дугой с поворотом кругом в вис. Мах дугой назад можно выполнять также после спада назад в вис согнувшись. Затем наиболее интересным выглядит подъем махом назад с поворотом кругом в упор и сразу спад назад в вис согнувшись (X. Кадзияма, Япония) и далее — мах дугой назад.

Вполне возможно выполнение махом вперед из упора отмаха назад через голову в вис сзади и подъема махом вперед с перехватом в упор или в упор с поворотом кругом, а также махом вперед из виса сзади переворота назад с перехватом в упор или в стойку на руках.

Освоение отмаха назад через голову открывает новые возможности выполнения движений махом вперед. Конечно, прежде чем пытаться выполнить его на брусьях, необходимо аналогичный элемент тщательно отработать на перекладине. Можно с уверенностью сказать, что отмах назад через голову уже в ближайшее время станет украшением упражнений на брусьях гимнастов, стремящихся к освоению интересных новинок, к отработке неординарных упражнений.

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ «АКРОБАТИЧЕСКОЕ» БРЕВНО

   
В. И. Курысь, Ставрополь, М. С. Федоров, Новгород
 

Акробатизация современных композиций на гимнастическом бревне — процесс прогрессивный и необратимый. В упражнения этого вида многоборья стали входить пируэты, связки из двух сальто в темпе, а также довольно сложные соединения акробатических прыжков, ко-

 

торые в прошлом украшали вольные упражнения. В связи с этим идет интенсивный поиск более совершенных, надежных методических приемов и средств обучения акробатическим прыжкам на бревне: Несмотря на то что современное гимнастическое бревно имеет мягкое

Library   18   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало