С легкой руки спортивных журналистов мужские брусья стали называть консервативным снарядом. Доля истины в этом есть. Действительно, современные упражнения на брусьях в большинстве случаев состоят из элементов, так или иначе связанных со стойкой на руках. Сосредоточение внимания гимнастов и тренеров только на подобных элементах привело к тому, что методика обучения им оказалась отработанной в совершенстве, стала доступной многим занимающимся и их наставникам. Между тем упражнение на брусьях будет полноценнее и зрелищнее, если в него войдут элементы, исполняемые как бы на пяти этажах: в висе или висе углом, в висе согнувшись, в упоре на руках, в упоре и в стойке на руках.
Что касается новинок, то их в упражнениях на брусьях не меньше, а пожалуй, и больше, чем на других снарядах. К новинкам, вероятно, нужно относить и те элементы, которые исполнялись ранее отдельными гимнастами, но забылись или были повторены единицами. Например: сальто под жердями с поворотом кругом в упор из виса углом или согнувшись, подъем разгибом с поворотом кругом в упор, выполнявшиеся еще в начале 40-х гг. В. Лаврущенко, а также из виса углом подъем дугой назад в упор на руках (К. Чернышенко), из упора на руках кувырок назад с поворотом кругом в упор на руках (О. Бормоткин), из упора махом назад круг согнувшись (чешский) с поворотом кругом через упор продольно в горизонтальный упор или стойку на руках (А. Абрамян).
Из новинок последних лет назовем хотя бы такие, как: из упора подъем дугой с поворотом кругом в вис (В. Марченко), из упора махом вперед поворот кругом на 450° вокруг одной руки в стойку на руках продольно (И. Яблоков), из упора оборот вперед под жердями в упор (В. Марченко), из упора подъем дугой с поворотом кругом в упор (С. Марцинкив), из упора сальто под жердями в стойку на руках с прямыми руками (В. Дмитренко), махом вперед сальто назад над жердями в стойку на руках с последующим отодвигом в вис углом (В. Микаелян), из упора махом назад через стойку на руках с поворотом приход в упор сзади (Хилли, Швейцария), из стойки на руках большой оборот назад (Р. Закиров), из упора на руках подъем махом вперед с поворотом на 360° вокруг одной руки в стойку на руках (Р. Ричардс, Куба), из упора 1,5 сальто вперед с перемахом ноги врозь назад в упор (А. Ткачев), из стойки на руках большой оборот назад с перемахом ноги врозь в упор (Ю. Королев), из упора махом назад двойное сальто вперед в соскок (А. Софронов и М. Баринов), из упора махом вперед пово-
|
|
рот на 270° вокруг одной руки в стойку на руках продольно и далее поворотом на 90° приход в упор сзади (Б. Макуц), из стойки на руках большой оборот назад с поворотом на 360° вокруг одной руки в стойку на руках (Р. Ричардс, Куба). Вот далеко не полный перечень того нового, что исполнялось отдельными спортсменами в последние годы. Однако в широкий обиход эти элементы, как правило, так и не вошли. До некоторой степени в этом повинны и судьи — особенно на международных соревнованиях высокого ранга, — подчас не отмечающие сложность и рискованность как отдельных элементов, так и их соединений. Не получают должной оценки и прибавки за риск и оригинальность элементы, выполняемые после подъема махом назад с поворотом кругом, поворота махом назад из упора в упор, оборота вперед под жердями в упор, из упора махом назад поворот через стойку на руках с приходом в упор, из упора сальто вперед в упор.
Требование правило динамичном характере упражнений на брусьях правильно. Однако необоснованным представляется исключение из упражнений элементов, заканчивающихся горизонтальным упором, — из упора сальто назад под жердями, махом назад круг согнувшись через упор продольно (чешского), подъем махом вперед с поворотом кругом, из упора круг прогнувшись — с удержанием, как на кольцах, в течение 2 с. Между тем изменение амплитуды — включение элементов, начинающихся в висе углом или висе согнувшись, в упоре на руках и в упоре и заканчивающихся в упоре, а также изменение ритма — включение остановки в сложных статических положениях на 2 с (горизонтальный упор, стойка на одной руке) после движений, выполняемых с большой амплитудой или прохождением через стойку на руках, несомненно украсили бы упражнения.
Недооценивается сложность соскока сальто вперед после подъема махом назад с поворотом кругом или поворота махом назад в упоре, сальто вперед, подъема дугой, сальто вперед под жердями в упор, а также таких, как сальто назад с поворотом на 720°, полтора сальто назад из стойки на руках продольно, ноги врозь, согнувшись, лётом с одной руки после стойки на одной руке продольно, выполненных из упора махом назад с поворотом на 90°, этих же соскоков из стойки на руках продольно на задней жерди с перелетом через переднюю. Из-за этого абсолютное большинство гимнастов выполняет сейчас единственный, а потому переставший украшать интересное упражнение соскок — махом вперед, из стойки на руках, двойное сальто назад. |