Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Разумеется, резервы новых элементов, а тем более соединений на брусьях далеко не исчерпаны. Мы хотели бы предложить вниманию гимнастов и тренеров некоторые из них, которые могли бы, с нашей точки зрения, украсить упражнения.

1. Сальто под жердями в вис углом, подъем дугой назад в упор на руках, кувырок назад в стойку на руках или махом вперед подъем с поворотом кругом в упор.

2. Из упора махом назад поворот налево в стойку на руках продольно, поворот налево кругом плечом назад в стойку на руках продольно хватом снизу, поворот налево в стойку на руках поперек.

3. Из упора махом назад поворот налево плечом назад в стойку на руках продольно, поворот налево кругом в стойку на руках продольно, поворот налево в стойку на руках поперек.

Последовательность отработки серии поворотов не нуждается в особых пояснениях. Однако напомним, что прежде следует отработать стойки на руках на «стоялках», затем на низких и средних брусьях. В такой же последовательности разучивать их и махом назад.

Выполнение этих поворотов после подъема махом вперед не только оценивается группой «С», но и отвечает требованию оригинальности, а последующее исполнение после сложных элементов, заканчивающихся упором спереди, — еще и риска.

4. Из упора махом назад перемах согнувшись с поворотом на 90° в стойку на руках хватом снизу продольно и далее поворот кругом в стойку на руках продольно и поворот на 90° в стойку на руках поперек.

5. Из упора махом назад перемах согнувшись с поворотом в стойку на руках хватом снизу и далее поворот с приходом в упор сзади. Кстати, поворотом с приходом в упор сзади можно заканчивать любой поворот в стойке на руках.

6. Из упора махом вперед поворот на 360° вокруг одной руки через стойку на одной руке и, не касаясь другой, поворот с приходом в упор сзади.

Вызывает некоторое недоумение, что до сих пор не было исполнено сальто над жердями с

 

поворотом на 360° махом вперед в упор на руках, а также двойное сальто назад или вперед в то же конечное положение. Представляется, что двигательно спортсмены вполне подготовлены к этому, а поролоновые маты, повешенные на жерди, помогут преодолеть психологический барьер, тем более что за этими элементами видятся сальто назад с поворотом на 360° и двойные сальто вперед или назад в упор. Настала пора выполнять махом назад сальто вперед с поворотом в вис углом продольно, махом вперед двойное сальто назад с поворотом на 360° в соскок.

А теперь об элементе, который на брусьях был опробован Ю. Цапенко, но не был показан на соревнованиях. Речь пойдет о висе сзади.

Простейший вариант: из виса углом мах дугой назад, подъем махом вперед с перехватом в упор или с поворотом кругом в упор. Принять положение вис углом можно различными способами: это и сальто под жердями в вис углом, и отодвиг в вис или вис углом из горизонтального упора или стойки на руках, и подъем дугой с поворотом кругом в вис. Мах дугой назад можно выполнять также после спада назад в вис согнувшись. Затем наиболее интересным выглядит подъем махом назад с поворотом кругом в упор и сразу спад назад в вис согнувшись (X. Кадзияма, Япония) и далее — мах дугой назад.

Вполне возможно выполнение махом вперед из упора отмаха назад через голову в вис сзади и подъема махом вперед с перехватом в упор или в упор с поворотом кругом, а также махом вперед из виса сзади переворота назад с перехватом в упор или в стойку на руках.

Освоение отмаха назад через голову открывает новые возможности выполнения движений махом вперед. Конечно, прежде чем пытаться выполнить его на брусьях, необходимо аналогичный элемент тщательно отработать на перекладине. Можно с уверенностью сказать, что отмах назад через голову уже в ближайшее время станет украшением упражнений на брусьях гимнастов, стремящихся к освоению интересных новинок, к отработке неординарных упражнений.

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ «АКРОБАТИЧЕСКОЕ» БРЕВНО

   
В. И. Курысь, Ставрополь, М. С. Федоров, Новгород
 

Акробатизация современных композиций на гимнастическом бревне — процесс прогрессивный и необратимый. В упражнения этого вида многоборья стали входить пируэты, связки из двух сальто в темпе, а также довольно сложные соединения акробатических прыжков, ко-

 

торые в прошлом украшали вольные упражнения. В связи с этим идет интенсивный поиск более совершенных, надежных методических приемов и средств обучения акробатическим прыжкам на бревне: Несмотря на то что современное гимнастическое бревно имеет мягкое

Library   18   Up


Contents

 

Home
  14068-7.jpg  

Вспомогательное акробатическое бревно

 

покрытие, именно болевые ощущения, возникающие при ударах о снаряд, становятся психологическим барьером на пути освоения сложных элементов.

Одна из мер противодействия этому неблагоприятному фактору — широкое применение различных модификаций упругих покрытий бревна, позволяющих к тому же значительно увеличить объем тренировочной нагрузки за счет снижения эмоциональной напряженности перед подходами.

Вариант такого вспомогательного бревна, которое в процессе экспериментальной эксплуатации показало полное соответствие изложенным выше условиям, предлагается в данной статье. Основу бревна (см. рис.) составляет доска толщиной 40 мм (1). Размеры ее рабочей площади и покрытия приближены к размерам стандартного бревна. Доска закрепляется на рессорном основании с упругими элементами, состоящими из восьми частей средней S-образной рессоры (2) обычного рейтеровско-

 

го мостика. Каждая (а в целом все 8) рессорная заготовка шириной 100 мм крепится шурупами к полу (3) продольно по одной линии, на расстоянии 700 мм друг от друга. Крепление опорной доски к рессорам осуществляется посредством болтов (4). Рабочая поверхность доски, имитирующей бревно, обклеивается сверху двойным слоем микропористой резины шириной 100 мм (5), затем с трех сторон слоем искусственного войлока шириной 200 мм (6) и материалом, аналогичным покрытию гимнастического ковра. Для склеивания названных материалов применяется клей БФ-88.

Для удобства эксплуатации снаряд обкладывается со всех сторон стандартными пенополиуретановыми матами высотой 60 мм. При этом рабочая часть бревна выступает над матами на высоту 45 мм — величину, примерно равную деформации его поверхности под воздействием ударной нагрузки при отталкивании на элементы типа сальто.

Основное методическое назначение предлагаемого вспомогательного бревна — облегчение условий разучивания сложных акробатических прыжков на гимнастическом бревне.

 

УДОБНО И НАДЕЖНО

   
Е. Ю. Розин, доцент ГЦОЛИФК
 

Для изолированного измерения силы различных мышечных групп пользуются рядом методик, наиболее распространенной из которых стала методика Коробкова — Черняева — Третьякова (М., ФиС, 1963). Однако аппаратура к этой методике стационарна и поэтому использовать ее непосредственно на занятиях чаще всего невозможно.

Нами была предпринята попытка модифицировать аппаратуру данной методики, используя вместо стола обычную гимнастическую скамейку, упирающуюся торцом в гимнастическую стенку. К рейкам гимнастической стенки прикрепляется цепь с динамометром. Свободное перемещение цепи дает возможность совместить в месте ее прикрепления лямки для измеряемой части тела. Отдельные способы измерения представлены на рис. 1.

На рис. 2 демонстрируется готовая для полидинамометрии методика: универсальный динамометр с индикатором часового типа с точностью делений до 250 г; цепь, ремни и лямки, металлические упоры (ширина 25 мм, вы-

 

сота 130 мм) обтянуты поролоном и прикреплены к скамейке отдельной струбциной каждая; скамеечка-подпорка со съемными ножками (высота 300 мм, площадка 160x300 мм), поролоновая подушечка под голову и деревянная поперечина для упора ногами. Все устройство в разобранном виде умещается в обычном портфеле.

Полидинамометрия предложенным способом прошла проверку. Так, адекватность с методикой Коробкова — Черняева — Третьякова, у 15 испытуемых (по 12 показателям силы разных мышечных групп) колеблется (r) в пределах 0,93 — 0,97. Аналогичным образом проверялась объективность (r = 0,95) и надежность (r = 0,96).

Простота и доступность данной аппаратуры, проверенной при работе со сборными командами страны по гимнастике, дает основание рекомендовать ее не только для научных исследований, но и для постоянного контроля за развитием силы отдельных мышечных групп у спортсменов.

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало