Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Мужским группам необходимо продолжать поиск новых оригинальных пирамид с изменениями поз не только верхнего, но и других партнеров; в вольтижных упражнениях повышать сложность за счет введения разнообразных элементов не только по позам и вращениям верхнего, но и бросков, исходных положений и способов ловли, а также за счет повышения сложности индивидуальной работы.

Общие выводы. Советские акробаты успешно выступили в VI чемпионате мира, завоевав 1-е место в неофициальном командном зачете по числу медалей. Итоги прошедшего чемпионата продемонстрировали значительно возросшее мастерство основных конкурентов сборной команды СССР, спортсменов НРБ, КНР, ПНР и др. В большинстве видов акробатики трудность композиций наших соперников, их исполнительское мастерство вплотную приблизились к мастерству советских спортсменов, а в ряде случаев превышают их. Так, из 21 разыгрываемой золотой медали мы проиграли 4 и поделили с акробатами других стран.

Особо следует отметить рост сложности композиций, исполнительского мастерства китайских спортсменов, которые в отдельных видах акробатики показали программу, превышающую по сложности упражнения наших спортсменов (пирамиды в женских тройках и мужских четверках, балансовые и вольтижные упражнения женских пар, отдельные акробатические прыжки мужчин и т. д.). Лишь отдель-

 

ные срывы и технические погрешности не позволили спортсменам КНР выступить более успешно.

Тренерам сборной команды нашей страны и ее ближайшего резерва следует обратить серьезное внимание на возрастание сложности соревновательной программы и класса исполнительского мастерства зарубежных спортсменов. При составлении произвольных композиций не ограничиваться минимальными требованиями, а идти вперед, создавая значительно более сложные программы, позволяющие более полно раскрывать мастерство и разноплановую акробатическую подготовку спортсменов.

Сложные и эффективные упражнения должны присутствовать в начале, середине и непременно в заключительной части композиции. Композиции должны выполняться в переменном ритме, для чего рекомендуется использовать отдельные части различных музыкальных произведений. Необходимо также более широко использовать музыку и характерные движения народных и классических танцев. Акробатические прыжки на дорожке надо соединять так, чтобы сложное, стремительное начало, захватывающая сложностью, динамизмом, зрелищностью середина упражнения и трюковое завершение в доскок были единым целым.

Спортивные результаты VI чемпионата мира параллельно шли в зачет IV чемпионата Европы по спортивной акробатике.

 

 

О ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ АКРОБАТА К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛОЖНОГО ПРЫЖКА

   
A. Б. Якубчик, ГЦОЛИФК
 

Одно из условий успешного совершенствования спортивного мастерства — количественное определение показателей, характеризующих уровень развития физических качеств,

В сложнокоординационных видах спорта, к которым относится и акробатика, спортивный результат во многом зависит от сложности выполняемого элемента. В настоящее время прыгуны демонстрируют на акробатической дорожке элементы со сложными вращениями — тройные сальто в группировке и согнувшись, двойные сальто с двумя и тремя пируэтами. Естественно, что для выполнения подобных прыжков спортсменам необходим определенный уровень развития физических качеств, знание которого помогло бы тренеру в управлении тренировочным процессом.

Для определения этого уровня прежде всего следовало выявить тесты, характеризующие физическую подготовленность акробатов-прыгунов. С этой целью было проведено обследо-

 

вание спортсменов, имеющих различный уровень технической подготовленности (2 — 3 мс, 7 — мсмк, 14 — мс). В период подготовки к ответственным соревнованиям все испытуемые выполнили большое количество контрольных упражнений.

Чтобы выделить наиболее информативные тесты, полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, который показал степень взаимосвязи между результатами тестов и критерием информативности*. В качестве критерия нами была избрана максимальная сложность выполняемых элементов, мерой которой является коэффициент трудности (КТ), выраженный в баллах. При выполнении переходов КТ сальто увеличивается на 10 — 40% в зависимости от сложности предыдущего и последующего элементов.

 


* Показатель, отражающий уровень технической подготовленности спортсмена.

Library   55   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица

 

Шкалы относительной оценки результатов тестирования

 

Скоростная сила

Прыгучесть

Лазание по 4-метровому канату без помощи ног

Преодоление расстояния 20 м прыжками на одной ноге

Преодоление расстояния 10 м прыжками на руках в упоре лежа (ноги на «гимнастической каретке»

Прыжок в длину с места

Прыжок вверх с места со взмахом руками

результат

балл

результат

балл

результат

балл

результат

балл

результат

балл

результат

балл

4,5

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

7,5

8,0

8,5

9,0

9,5

10,0

9,0

8,0

7,0

6,0

5,0

4,0

3,0

2,0

1,0

0,0

3,4

3,5

3,6

3,7

3,8

3,9

4,0

4,1

4,2

4,3

9,7

8,7

7,7

6,7

5,7

4,7

3,7

2,7

1,7

0,7

3,6

3,8

4,0

4,2

4,4

4,6

4,8

5,0

5,2

5,4

5,6

8,2

7,4

6,6

5,8

5,7

4,2

3,4

2,6

1,8

1,0

0,2

3,0

2,9

2,8

2,7

2,6

2,5

2,4

2,3

2,2

2,1

10,0

9,0

8,0

7,0

6,0

5,0

4,0

3,0

2,0

1,0

74

72

70

69

8,3

7,5

6,7

6,3

68

66

64

62

60

58

56

54

52

50

49

6,0

5,4

4,8

4,2

3,6

3,0

2,4

1,8

1,2

0,6

0,3

1,0 см = 0,4 балла

0,1 с = 1,0 балла

0,01 м = 0,1 балла

0,1 с = 0,2 балла

0,1 с = 0,4 балла

1,0 см = 0,3 балла

 

Примечание. В 1 — 3-м тестах внизу обозначено количество баллов, получаемое за 0,1 с; в 4-м — за 0,01 м.

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

В результате корреляционного анализа из 34 контрольных (тестовых) заданий было отобрано 5 (см. табл.). Из них 1 — 3-й тесты характеризовали скоростную силу, 4-й и 5-й — прыгучесть. Не будем описывать способ проведения тестирования, так как он достаточно широко представлен в научно-методической литературе. Отметим только, что упражнения, характеризующие скоростную силу, выполнялись на акробатической дорожке без команды. В качестве же «гимнастической каретки» в одном из тестов можно использовать два колесика, соединенных осью, на которой можно закрепить стопы спортсмена.

Для практического использования предложенных тестов были разработаны пропорциональные шкалы относительной оценки результатов тестирования. Наивысшую оценку — 10 баллов — спортсмен может получить только в самом информативном тесте каждого вида подготовленности (см. табл.).

Наши исследования показали, что интегральный показатель определенного физического качества в большей степени отражает уровень развития данного качества, чем одно контрольное упражнение. Интегральные показатели получаются в результате суммирования относительных оценок результатов тестирования соответствующего вида физической подготовленности.

Однако, определив интегральные показатели, тренер не получает информации, о возможностях спортсмена при выполнении конкретного элемента. Использование уравнений регрессии позволяет на основании данных об уровне физической подготовленности получить количественную характеристику технической подготовленности (в нашем случае — КТ). Уравнение множественной регрессии, составленное на основе интегральных показателей, предполагает также учет возможности компенсации одних качеств другими.

Полученное нами уравнение имеет вид: У = = 7,36 + 0,488X1 + 0,31X2 , где У — суммарный КТ двух наиболее сложных элементов, выпол-

 

няемых с винтовым и без винтового вращения, взятых с учетом увеличения стоимости элемента при выполнении его в переход (средняя ошибка У — ±1,8 балла); X1 — интегральный показатель скоростной силы; Х2 — интегральный показатель прыгучести.

Данное уравнение пригодно при оценке подготовленности спортсменов не моложе 16 лет, имеющих рост не менее 156 см, при условии предположения возможности выполнения ими любых двойных или тройных сальто.

Подставляя в уравнение регрессии полученные результаты интегральных показателей физической подготовленности, получаем суммарный КТ двух элементов (У). Например: получен результат, равный 12 баллам. По таблице, принятой правилами соревнований при оценке акробатических прыжков, находим элементы, примерно соответствующие 6,0±0,9 балла (12 делим пополам). Данный коэффициент имеют: двойное сальто прогнувшись и двойное прогнувшись с пируэтом. Если спортсмен, для которого на основании интегральных показателей определена возможность выполнять данные элементы, их еще не выполняет, можно констатировать у него отставание уровня технической подготовленности от уровня физической подготовленности. В случае выполнения спортсменом более сложных элементов, чем определили интегральные показатели, можно с уверенностью говорить, что при относительно низком уровне развития физических качеств у спортсмена достаточно высока степень реализации этого уровня в основном упражнении. При попытке освоения данным акробатом более сложного элемента главным лимитирующим фактором для него будет недостаточная физическая подготовленность.

Таким образом, использование предлагаемого уравнения может способствовать реализации принципа доступности при освоении сложных элементов. При этом следует исходить из того, что уровень развития физических качеств должен несколько превышать необходимый.

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


НАЧАЛО ПУТИ

   
В. Д. Найпак, заместитель председателя Федерации художественной гимнастики СССР
 

Ничто не возникает на пустом месте. Художественная гимнастика, 50-летие которой спортивная общественность страны отметила в декабре 1984 года, прежде чем стать олимпийским видом спорта, завоевать популярность миллионов девушек на всех континентах, прошла длительный путь развития.

 

Говоря о становлении художественной гимнастики, специалисты всегда упоминают три «Д». Кто же скрывается за этой таинственной буквой?

Известный вокальный педагог и теоретик сценического жеста Франсуа Дельсарт (1811 — 1871), открывший в 1839 г. в Париже курсы

Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало