|
||||
а стойку; рондат — полет с поворотом в стойку; броском под ступню лицевая стойка на прямых. Сложность, разнообразие и оригинальность упражнений у женских пар КНР, НРБ, СССР, ПНР и др. заметно возросли. Все чаще элементы и соединения выполняются без заметных усилий и напряжений. Однако необходим более плодотворный поиск деталей и нюансов, характерных для этого вида акробатики. При выполнении женскими парами упражнений из репертуара смешанных или мужских пар необходимо добиваться легкости, пластичности, динамичности, как это имеет место в композициях китайской пары, которая без остановок легко и уверенно выполняет элементы и связки. Для красочного построения композиций женским парам необходимо избегать простейших выходов на плечи и пауз в стойке ногами на плечах, однообразных поз в стойках («мексиканка», кольцо, шпагат); длительных пауз перед выполнением элементов: однообразных бросков или соскоков (с рук, плеч, соединенных рук); необходимо значительно повысить сложность и разнообразие индивидуальных акробатических упражнений. Мужские пары. Многоборье: В. Ляпунов — С. Чижевский, СССР — 29,63; И. Аначков — С. Бояджиев, НРБ — 29,53; Ху Фуфен — Ли Шаовен, КНР — 29,12; К. Оленджински — А. Клис, ПНР — 29,02. 1-е упражнение (силобалансовое); В. Ляпунов — С. Чижевский, СССР — 19,8; Ху Фуфен — Ли Шаовен, КНР — 19.59; К. Оленджински — А. Клис, ПНР — 19,49; А. Хупперт — С. Хупперт, ФРГ — 18,86. 2-е упражнение (вольтижное): В. Ляпунов — С. Чижевский, СССР — 19,8; И. Аначков — С. Бояджиев, НРБ — 19,63; К. Оленджински — А. Клис, ПНР — 19,42; Ху Фуфен — Ли Шаовен, КНР — 19.36. Наиболее сложные и оригинальные элементы и соединения: пары из СССР — сбоку выход в стойку рукой на согнутой руке «флагом», в темпе поднять прямую — с «флагом» на прямой руке сесть; стойка рукой на шее нижнего «флагом» — нижний в горизонтальном упоре ноги врозь; соскок двойным сальто назад с продвижением вперед; пары из НРБ — со стойкой рукой на руке опускание в борцовский мост; с рук сальто на плечи с двойным пируэтом; пары из КНР — рондат — прыжок с поворотом в горизонтальный упор на прямых руках нижнего; рондат — полфляка с поворотом на 360° в стойку, из стойки курбет с поворотом на 360°. Сложность, разнообразие и оригинальность композиций мужских пар СССР, НРБ, КНР, ПНР заметно возросли. Упражнения выполняются легко. Много находок и разнообразных направлений в трактовке композиций. Нашу пару отличает артистизм, стабильность, разнообразие силовых и вольтижных упражнений; пару |
из НРБ — эмоциональность исполнения, выразительность движений, национальный колорит, стремление к сверхсложным элементам; пару из КНР — мощная силовая работа с прямым телом, введение оригинальных элементов и соединений в балансовые и вольтижные композиции. Несмотря на то что советские мужские пары на всех чемпионатах мира становятся победителями, им необходимо наращивать сложность силобалансовых и вольтижных упражнений, повышать выразительность движений, улучшать синхронность исполнения. Необходимо также увеличить число индивидуальных упражнений прыжкового характера, на гибкость, равновесие, элементов хореографии и стремиться к демонстрации сложных упражнений типа комбинированных двойных сальто, соединений из различных сальто. Смешанные пары. Многоборье: С. Гроздова — Е. Махаличев, СССР — 29,69; Е. Любчева — Д. Минчев, НРБ — 29,45; М. Вилк — Я. Вицек, ПНР — 29,09; Си Лиган — М. Хехуа, КНР — 29,06; К. Ванлу — А. Браун, США — 28,76. 1-е упражнение (балансовое): С. Гроздова — Е. Махаличев, СССР — 19,86; Е. Любчева — Д. Минчев, НРБ — 19,86; М. Вилк — Я. Вицек, ПНР — 19,46, Си Лиган — М. Хехуа, КНР — 19,46, К. Ванлу — А. Браун, США — 19,33. 2-е упражнение (вольтижное): С. Гроздова — Е. Махаличев, СССР — 19,72; Си Лиган — М. Хехуа, КНР — 19,5; Е. Любчева — Д. Минчев, НРБ — 19,49; М. Вилк — Я. Вицек, ПНР — 19,36; К. Ванлу — А. Браун, США — 19,2. Наиболее сложные и оригинальные элементы и соединения: пары из СССР — изменения положений в стойке на одной руке (шпагатом, в группировке, согнувшись с прогибанием); полфляка в стойку на прямые; сальто из стойки в стойку; сальто из стойки в стойку на колени; пары из НРБ — соскок двойным твистом; рондат с поворотом на 360° в вис; пары из ПНР — со стойкой рукой на руке нижний опускается в упор лежа на руке боком, верхняя переходит в «узкоручку». Смешанные пары СССР, НРБ, КНР, США вышли на новый уровень исполнительского мастерства. Участники стали более точно передавать характер музыки, повысились синхронность и хореографическая подготовка. В перспективе тренерам, работающим с резервом, необходимо более тщательно подбирать пары по весо-ростовым параметрам, в соответствии с эстетическими требованиями; усложнять программы; повышать уровень хореографической подготовки спортсменов. Индивидуальная работа смешанных пар должна быть более сложной и разнообразной. Она должна содержать как одинаковые, так и контрастные элементы. Элементы малой акро- |
|||
53 |
|
||||
батики должны органически сочетаться с хореографией, использоваться как исходные положения для начала сложных акробатических упражнений. Женские группы. Многоборье: С. Кузнецова — Н. Рыжевская — И. Спрогис, СССР — 29,43; С. Георгиева — А. Мадьярова — С. Михайлова, НРБ — 29,43; Ли Хайян — Ли Юн — Юан Пин, КНР — 28,56; Г. Хугингс — Т. Андревс — Т. Мейл, Великобритания — 28,39; Б. Вейгенд — К. Вольф — А. Вольф, ФРГ — 2й,34 1-е упражнение (балансовое): С. Кузнецова — Н. Рыжевская — И. Спрогис, СССР — 19,7; С. Георгиева — А. Мадьярова — С. Михайлова, НРБ — 19,7; Ля Хайян — Ли Юн — Юан Пин, КНР — 19,13. 2-е упражнение (вольтижное): С. Кузнецова — Н. Рыжевская — И. Спрогис, СССР — 19,56; С. Георгиева — А. Мадьярова — С.Михайлова, НРБ — 19,56. Наиболее сложные и оригинальные пирамиды, элементы, соединения: группа СССР — полуколонна с горизонтальным упором на прямых руках средней; двойное сальто с четырех на четыре; броском двумя двойное сальто прогнувшись; с четырех соскок тройным сальто; группа НРБ — колонна на плечах нижней с лицевой стойкой на согнутых руках средней; броском двумя двойное сальто с пируэтом в первом; группа КНР — стойка на ступнях поднятых ног нижней и средней, стоящих в мосту; колонна на плечах с горизонтальным упором на локте (плечевым хватом) на прямой руке средней — переход прогнувшись в стойку на груди; большие обороты сгибаясь — разгибаясь из стойки в стойку хватом за кисть и предплечье (нижняя и средняя одновременно делают поворот на 360°); рондат — прыжок с поворотом в стойку на четыре; 5/4 сальто — твист с поворотом на предплечья. Женские группы СССР, НРБ, КНР, ПНР значительно повысили уровень технического и исполнительского мастерства. В их композициях появились разнообразные пирамиды, в том числе на плечах нижней, причем многие пирамиды стали завершаться сложными стойками и упорами на одной руке. Вольтижные упражнения обогатились такими элементами, как двойное сальто с четырех на четыре, обороты в стойке, соскок двойным сальто с пируэтом, соскок тройным сальто и др. У многих групп композиции стали ярче, зрелищнее, гармоничнее. Для завоевания новых рубежей тренерам необходимо более тщательно подбирать партнерш по антропометрическим данным, более плодотворно использовать в композициях полуколонны, мосты, колонны, стойки на стойках, на ступнях с различными завершающими, в вольтижных упражнениях использовать броски под живот, спину, руки, акробатические прыжки, переходящие в групповые элементы. |
В индивидуальной работе необходимо совершенствовать музыкально-хореографические навыки и артистичность. Мужские группы. Многоборье (4 упражнения): В. Куралесов — В. Симонов — В. Быстрое — К. Измаилов, СССР — 39,46; В. Генов — Б. Христов — Е. Ангелов — И. Илиев, НРБ — 38,06; С. Днион — Л. Дьюхи — Ч. Хуанлиан — Ч. Нин, КНР — 38,05; Т. Вольтковик — А. Собковик — А. Середински — Б. Дзурла, ПНР — 36,99. 1-е упражнение (балансовое, пирамида); В. Куралесов — В. Симонов — В. Быстров — К. Измаилов, СССР — 19,76; В. Генов — Б. Христов — Е. Ангелов — И. Илиев, НРБ — 19,6; Т. Вольтковик — А. Собковик — А. Середински — Б. Дзурла, ПНР — 18,63; С. Днион — Л. Дьюхи — Ч. Хуанлиан — Ч. Нин, КНР — 18,63. 2-е упражнение (вольтижное): В. Куралесов — В. Симонов — В. Быстров — К. Измайлов, СССР — 19,8; С. Днион — Л. Дьюхи — Ч. Хуанлиан — Ч. Нин, КНР — 19,56; В. Генов — Б. Христов — Е. Ангелов — И. Илиев, НРБ — 19,36; Т. Вольтковик — А. Собковик — А. Середински — Б. Дзурла, ПНР — 18,93. Наиболее сложные и оригинальные пирамиды, элементы и соединения: группа СССР — колонна на плечах с парной работой (стойка силой на одной руке из угла вне — опускание в угол вне — горизонтальный упор на локте); из колонны на четырех полтора сальто вперед согнувшись в стойку на четыре; из стойки на четырех сальто в стойку на четыре со сменой партнеров; группа НРБ — броском под ступню полет с поворотом в стойку на колонну; группа КНР — колонна на плечах с парной работой (стойка силой из угла вне — стойка на руке, соединив ноги — стойка «флагом» — опускание в угол вне — горизонтальный упор на локте); колонна на плечах с парной работой (верхний в горизонтальном упоре с одновременным наклоном 2-го среднего в полумост — оба выпрямиться); с четырех сальто назад на руки 2-го среднего, который запрыгивает на четыре во время полета верхнего; из виса броском двумя партнерами сальто вперед согнувшись с поворотом на 540°. Мужские группы СССР, КНР, НРБ заметна повысили исполнительское мастерство в выполнении сложных пирамид типа «колонна на плечах» с различными позами верхнего на одной руке, изменениями положений двух участников на колонне и вольтижных упражнений. Возросла точность ловли и приземлений при соскоках; композиции стали более зрелищными благодаря полному использованию площади ковра и хорошей хореографической подготовке спортсменов. Однако антропометрические показатели некоторых партнеров не соответствовали друг другу. Так, например, верхний китайской группы явно отличался от своих партнеров по возрасту, весу и росту. |
|||
54 |
|
||||
Мужским группам необходимо продолжать поиск новых оригинальных пирамид с изменениями поз не только верхнего, но и других партнеров; в вольтижных упражнениях повышать сложность за счет введения разнообразных элементов не только по позам и вращениям верхнего, но и бросков, исходных положений и способов ловли, а также за счет повышения сложности индивидуальной работы. Общие выводы. Советские акробаты успешно выступили в VI чемпионате мира, завоевав 1-е место в неофициальном командном зачете по числу медалей. Итоги прошедшего чемпионата продемонстрировали значительно возросшее мастерство основных конкурентов сборной команды СССР, спортсменов НРБ, КНР, ПНР и др. В большинстве видов акробатики трудность композиций наших соперников, их исполнительское мастерство вплотную приблизились к мастерству советских спортсменов, а в ряде случаев превышают их. Так, из 21 разыгрываемой золотой медали мы проиграли 4 и поделили с акробатами других стран. Особо следует отметить рост сложности композиций, исполнительского мастерства китайских спортсменов, которые в отдельных видах акробатики показали программу, превышающую по сложности упражнения наших спортсменов (пирамиды в женских тройках и мужских четверках, балансовые и вольтижные упражнения женских пар, отдельные акробатические прыжки мужчин и т. д.). Лишь отдель- |
ные срывы и технические погрешности не позволили спортсменам КНР выступить более успешно. Тренерам сборной команды нашей страны и ее ближайшего резерва следует обратить серьезное внимание на возрастание сложности соревновательной программы и класса исполнительского мастерства зарубежных спортсменов. При составлении произвольных композиций не ограничиваться минимальными требованиями, а идти вперед, создавая значительно более сложные программы, позволяющие более полно раскрывать мастерство и разноплановую акробатическую подготовку спортсменов. Сложные и эффективные упражнения должны присутствовать в начале, середине и непременно в заключительной части композиции. Композиции должны выполняться в переменном ритме, для чего рекомендуется использовать отдельные части различных музыкальных произведений. Необходимо также более широко использовать музыку и характерные движения народных и классических танцев. Акробатические прыжки на дорожке надо соединять так, чтобы сложное, стремительное начало, захватывающая сложностью, динамизмом, зрелищностью середина упражнения и трюковое завершение в доскок были единым целым. Спортивные результаты VI чемпионата мира параллельно шли в зачет IV чемпионата Европы по спортивной акробатике. |
|||
О ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ АКРОБАТА К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛОЖНОГО ПРЫЖКА |
||||
A. Б. Якубчик, ГЦОЛИФК |
||||
Одно из условий успешного совершенствования спортивного мастерства — количественное определение показателей, характеризующих уровень развития физических качеств, В сложнокоординационных видах спорта, к которым относится и акробатика, спортивный результат во многом зависит от сложности выполняемого элемента. В настоящее время прыгуны демонстрируют на акробатической дорожке элементы со сложными вращениями — тройные сальто в группировке и согнувшись, двойные сальто с двумя и тремя пируэтами. Естественно, что для выполнения подобных прыжков спортсменам необходим определенный уровень развития физических качеств, знание которого помогло бы тренеру в управлении тренировочным процессом. Для определения этого уровня прежде всего следовало выявить тесты, характеризующие физическую подготовленность акробатов-прыгунов. С этой целью было проведено обследо- |
вание спортсменов, имеющих различный уровень технической подготовленности (2 — 3 мс, 7 — мсмк, 14 — мс). В период подготовки к ответственным соревнованиям все испытуемые выполнили большое количество контрольных упражнений. Чтобы выделить наиболее информативные тесты, полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, который показал степень взаимосвязи между результатами тестов и критерием информативности*. В качестве критерия нами была избрана максимальная сложность выполняемых элементов, мерой которой является коэффициент трудности (КТ), выраженный в баллах. При выполнении переходов КТ сальто увеличивается на 10 — 40% в зависимости от сложности предыдущего и последующего элементов.
* Показатель, отражающий уровень технической подготовленности спортсмена. |
|||
55 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |