Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

гимнасток. Но надо отметить, что этюдно-образный характер чрезвычайно сложен, так как требует совершенного владения современной техникой и высокого уровня творческих способностей как в постановке, так и в исполнении упражнений. Поэтому в перспективе спортивный и песенно-танцевальный стили, вероятно,

 

останутся преобладающими. Этюдно-образный стиль, как и раньше, покорится немногим.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в настоящее время наиболее полная гарантия успеха заключается в гармонии всех сторон выступления гимнасток при достаточно высоком уровне исполнения.

 

 

АКРОБАТИКА


VI ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ

   
Б. В. Михеев, старший тренер сборной команды СССР, к. п. н., В. П. Коркин, заслуженный тренер СССР, доцент,
В. Н. Болобан, к. п. н., доцент
 

VI чемпионат мира по спортивной акробатике проходил 4 — 8 октября 1984 г. в Софии. В соревнованиях приняли участие спортсмены из 12 стран: Бельгии, Великобритании, ВНР, Греции, НРБ, ПНР, КНР, СССР, США, Турции, Франции, ФРГ. За каждую страну имели право выступать не более 17 спортсменов: по два прыгуна на дорожке, по одной мужской, женской и смешанной паре; по одной женской тройке и мужской четверке.

Всего в соревнованиях участвовали 118 человек. За абсолютное первенство боролись участники чемпионата, за первенство в акробатических прыжках — по 8 мужчин и женщин, а парных и групповых видах — по 6 лучших составов.

Нашу команду на чемпионате мира представляли: Л. Громова, Е. Бугаева, И. Брикман, Л. Марейдо, Е. Богданова, И. Суздалева, С. Гроздова, Е. Махаличев, В. Ляпунов, С. Чижевский, С. Кузнецова, Н. Рыжевская, И. Спрогис, В. Куралесов, В. Симонов, В. Быстрое, К. Измаилов. Тренеры: Б. Михеев (ст. тренер), В. Мкртычан, П.Рабинович, В. Нарыков, П.Капулер, В. Беляйков, В. Гройсмаи, Л. Жуковская (врач). Руководитель делегации В. Фирстов.

Результаты выступлений представлены в таблице.

Прыжки на дорожке — женщины. Многоборье: Л. Громова, СССР — 29,42; Е. Бугаева, СССР — 29,23; П. Ненова, НРБ — 29,15; X. Люифен, КНР — 29,0.

1-е упражнение (перевороты и сальто без вращений вокруг продольной оси):Е. Бугаева, СССР — 19,63; П. Ненова, НРБ — 19,59; X. Люифен, КНР — 19,43.

2-е упражнение (сальто с вращениями вокруг продольной осп): П. Ненова, НРБ — 19,66; Л. Громова, СССР — 19,62; Цао Юбо, КНР - 19,4.

Наиболее сложные и оригинальные прыжковые композиции:

 

Л. Громова — рондат — фляк — двойное сальто прогнувшись — темповое — 2 фляка — двойное сальто;

Е. Бугаева — рондат — 2 темповых — фляк — двойное сальто прогнувшись — переднее сальто;

X. Люифен — рондат — фляк — двойное сальто прогнувшись — 2 фляка — двойное сальто прогнувшись;

П. Ненова — рондат — фляк — двойное сальто с поворотом на 360° — 3 фляка — двойное сальто.

Следует отметить, что уровень исполнения и сложности прыжков значительно возросли. Большинство спортсменок овладели двойными сальто и с поворотами и в переход. Советских спортсменок отличала мощность и уверенность исполнения прыжков, однако не хватало элегантности, пластичности и артистичности. Для сохранения своих позиций нашим спортсменкам необходимо овладевать новыми оригинальными элементами, вводить трюковые элементы в «марафонские» комбинации.

Прыжки на дорожке — мужчины. Многоборье: И. Брикман, СССР — 29,46; Фенк Тао, КНР — 29,22; А. Марейдо, СССР — 29,06; В. Забизовски, ПНР — 28,69; Д. Гаррет, США — 28,16.

1-е упражнение: И. Брикман, СССР — 19,63; Фенк Тао, КНР — 19,54.

2-е упражнение: А. Марейдо, СССР — 19,8; Н. Неделков, НРБ — 19,5; В. Забизовски, ПНР — 19,09.

Наиболее сложные и оригинальные прыжковые композиции:

И. Брикман — рондат — фляк — двойное сальто прогнувшись — фляк — темповое фляк — двойное сальто боком; рондат — фляк — полтора пируэта — рондат — фляк — двойной твист с поворотом;

Фенк Тао — рондат — фляк — двойной твист — рондат — фляк — двойное сальто с пируэтом в первом;

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

Таблица

Результаты выступлений на VI чемпионате мира
(восемь сильнейших стран)

Место

Страна

Вид состяза-

ний

Прыжки

 

Пары

 

Группы

Всего медалей *

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Смеш.

Жен.

Муж.

Зол.

Сер.

Бр.

1-е

СССР

Многоб.

1,2

1,3

3

1

1

1

1

6

1

2

1-е упр.

1

1

2

1

1

1

1

5

2

2-е упр.

2

1

4

1

1

1

1

6

2-е

НРБ

Многоб.

3,6

5

1

2

2

1

2

2

3

1

1-е упр.

2

2

1

5

1

1

2

3

3

2-е упр.

1

4

1

2

3

1

3

3

1

1

3-е

КНР

Многоб.

2,4

2

7

3

4

2

3

3

2

1-е упр.

3

2

2

2

3

3

2

2-е упр.

3

2

2

4

2

2

2

5

1

4-е

ПНР

Многоб.

5

4

2

4

3

6

4

1

1

1-е упр.

4

3

3

3

2

5

3

1

4

2-е упр.

5

3

3

3

4

3

4

4

5-е

Великобритания

Многоб.

7

8

4

6

3

5

1

1-е упр.

6

6

5

5

4

4

2-е упр.

6

5

5

6

4

6

6-е

ФРГ

Многоб.

5

5

8

4

6

1-е упр.

4

4

4

6

5

2-е упр.

6

5

5

5

7-е

США

Многоб.

8,9

6

6

5

1-е упр.

5

4

6

3

1

2-е упр.

5

4

6

5

8-е

ВНР

Многоб.

7

9

7

5

1 -е упр.

5

3

6

3

2

2-е упр.

6

7

6

 

* В связи с тем что были поделены призовые места, общее число выданных медалей каждого достоинства было более 21.

 

 

А. Марейдо — рондат — темповое — тройное сальто; рондат — фляк — двойное сальто прогнувшись с пируэтом в первом — двойное сальто.

На чемпионате выявилась тенденция уравнения мастерства многих спортсменов, и прежде всего советских, китайских, болгарских, польских, американских.

Ведется поиск нестандартных решений композиций прыжковых комбинаций. Для сохранения передовых позиций нашим спортсменам необходимо овладеть еще более сложными упражнениями не только отдельно, но и во 2-х, 3-х частях прыжковой комбинации.

Женские пары. Многоборье: И. Бакалова — С. Костова, НРБ — 29,72; Д. Швальбоговска — Б. Вурзуковска, ПНР — 29,1; Е. Богданова — И. Суздалева, СССР — 28,99; А. Тоут — А. Боултвуд, Великобритания — 28,52; М. Беккер — М. Шмидт, ФРГ — 28,39; С. Бунярд — Д. Хитт, США — 28,16.

1-е упражнение (балансовое): И. Бакалова — С. Костова, НРБ — 19,76; Е. Богдано-

 

ва — И. Суздалева, СССР — 19,63; М. Катона — Е. Фольди, ВНР — 19,33.

2-е упражнение (вольтижное): И. Бакалова — С. Костова, НРБ — 19,72; Л. Сиаден — Л. Мейфен, КНР — 19,46; Д. Швальбоговска — Б. Вурзуковска, ПНР — 19,36.

Наиболее сложные и оригинальные элементы и соединения в музыкально-акробатических композициях: пара из НРБ — нижняя опускается в шпагат, удерживая верхнюю в стойке руками на прямой руке; соскок — двойное сальто с рук, с пируэтом в первом; рондат — двойное сальто согнувшись броском под спину; пара из ПНР — стойка рукой на согнутой руке нижней «флагом»; пара из СССР — курбет в стойку, «мексиканка»; нижняя в положении моста с поднятой ногой, верхняя в стойке грудью на ступне поднятой ноги; пара из КНР — из виса стойка (каприоль), в темпе поворот на 360° перехватом, в темпе стойка на прямых руках нижней, в темпе соскок переворотом на одну, в темпе маховое сальто с поворотом; из стойки на полу под спину, сальто

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

а стойку; рондат — полет с поворотом в стойку; броском под ступню лицевая стойка на прямых.

Сложность, разнообразие и оригинальность упражнений у женских пар КНР, НРБ, СССР, ПНР и др. заметно возросли. Все чаще элементы и соединения выполняются без заметных усилий и напряжений. Однако необходим более плодотворный поиск деталей и нюансов, характерных для этого вида акробатики.

При выполнении женскими парами упражнений из репертуара смешанных или мужских пар необходимо добиваться легкости, пластичности, динамичности, как это имеет место в композициях китайской пары, которая без остановок легко и уверенно выполняет элементы и связки. Для красочного построения композиций женским парам необходимо избегать простейших выходов на плечи и пауз в стойке ногами на плечах, однообразных поз в стойках («мексиканка», кольцо, шпагат); длительных пауз перед выполнением элементов: однообразных бросков или соскоков (с рук, плеч, соединенных рук); необходимо значительно повысить сложность и разнообразие индивидуальных акробатических упражнений.

Мужские пары. Многоборье: В. Ляпунов — С. Чижевский, СССР — 29,63; И. Аначков — С. Бояджиев, НРБ — 29,53; Ху Фуфен — Ли Шаовен, КНР — 29,12; К. Оленджински — А. Клис, ПНР — 29,02.

1-е упражнение (силобалансовое); В. Ляпунов — С. Чижевский, СССР — 19,8; Ху Фуфен — Ли Шаовен, КНР — 19.59; К. Оленджински — А. Клис, ПНР — 19,49; А. Хупперт — С. Хупперт, ФРГ — 18,86.

2-е упражнение (вольтижное): В. Ляпунов — С. Чижевский, СССР — 19,8; И. Аначков — С. Бояджиев, НРБ — 19,63; К. Оленджински — А. Клис, ПНР — 19,42; Ху Фуфен — Ли Шаовен, КНР — 19.36.

Наиболее сложные и оригинальные элементы и соединения: пары из СССР — сбоку выход в стойку рукой на согнутой руке «флагом», в темпе поднять прямую — с «флагом» на прямой руке сесть; стойка рукой на шее нижнего «флагом» — нижний в горизонтальном упоре ноги врозь; соскок двойным сальто назад с продвижением вперед; пары из НРБ — со стойкой рукой на руке опускание в борцовский мост; с рук сальто на плечи с двойным пируэтом; пары из КНР — рондат — прыжок с поворотом в горизонтальный упор на прямых руках нижнего; рондат — полфляка с поворотом на 360° в стойку, из стойки курбет с поворотом на 360°.

Сложность, разнообразие и оригинальность композиций мужских пар СССР, НРБ, КНР, ПНР заметно возросли. Упражнения выполняются легко. Много находок и разнообразных направлений в трактовке композиций. Нашу пару отличает артистизм, стабильность, разнообразие силовых и вольтижных упражнений; пару

 

из НРБ — эмоциональность исполнения, выразительность движений, национальный колорит, стремление к сверхсложным элементам; пару из КНР — мощная силовая работа с прямым телом, введение оригинальных элементов и соединений в балансовые и вольтижные композиции.

Несмотря на то что советские мужские пары на всех чемпионатах мира становятся победителями, им необходимо наращивать сложность силобалансовых и вольтижных упражнений, повышать выразительность движений, улучшать синхронность исполнения.

Необходимо также увеличить число индивидуальных упражнений прыжкового характера, на гибкость, равновесие, элементов хореографии и стремиться к демонстрации сложных упражнений типа комбинированных двойных сальто, соединений из различных сальто.

Смешанные пары. Многоборье: С. Гроздова — Е. Махаличев, СССР — 29,69; Е. Любчева — Д. Минчев, НРБ — 29,45; М. Вилк — Я. Вицек, ПНР — 29,09; Си Лиган — М. Хехуа, КНР — 29,06; К. Ванлу — А. Браун, США — 28,76.

1-е упражнение (балансовое): С. Гроздова — Е. Махаличев, СССР — 19,86; Е. Любчева — Д. Минчев, НРБ — 19,86; М. Вилк — Я. Вицек, ПНР — 19,46, Си Лиган — М. Хехуа, КНР — 19,46, К. Ванлу — А. Браун, США — 19,33.

2-е упражнение (вольтижное): С. Гроздова — Е. Махаличев, СССР — 19,72; Си Лиган — М. Хехуа, КНР — 19,5; Е. Любчева — Д. Минчев, НРБ — 19,49; М. Вилк — Я. Вицек, ПНР — 19,36; К. Ванлу — А. Браун, США — 19,2.

Наиболее сложные и оригинальные элементы и соединения: пары из СССР — изменения положений в стойке на одной руке (шпагатом, в группировке, согнувшись с прогибанием); полфляка в стойку на прямые; сальто из стойки в стойку; сальто из стойки в стойку на колени; пары из НРБ — соскок двойным твистом; рондат с поворотом на 360° в вис; пары из ПНР — со стойкой рукой на руке нижний опускается в упор лежа на руке боком, верхняя переходит в «узкоручку».

Смешанные пары СССР, НРБ, КНР, США вышли на новый уровень исполнительского мастерства. Участники стали более точно передавать характер музыки, повысились синхронность и хореографическая подготовка.

В перспективе тренерам, работающим с резервом, необходимо более тщательно подбирать пары по весо-ростовым параметрам, в соответствии с эстетическими требованиями; усложнять программы; повышать уровень хореографической подготовки спортсменов.

Индивидуальная работа смешанных пар должна быть более сложной и разнообразной. Она должна содержать как одинаковые, так и контрастные элементы. Элементы малой акро-

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

батики должны органически сочетаться с хореографией, использоваться как исходные положения для начала сложных акробатических упражнений.

Женские группы. Многоборье: С. Кузнецова — Н. Рыжевская — И. Спрогис, СССР — 29,43; С. Георгиева — А. Мадьярова — С. Михайлова, НРБ — 29,43; Ли Хайян — Ли Юн — Юан Пин, КНР — 28,56; Г. Хугингс — Т. Андревс — Т. Мейл, Великобритания — 28,39; Б. Вейгенд — К. Вольф — А. Вольф, ФРГ — 2й,34

1-е упражнение (балансовое): С. Кузнецова — Н. Рыжевская — И. Спрогис, СССР — 19,7; С. Георгиева — А. Мадьярова — С. Михайлова, НРБ — 19,7; Ля Хайян — Ли Юн — Юан Пин, КНР — 19,13.

2-е упражнение (вольтижное): С. Кузнецова — Н. Рыжевская — И. Спрогис, СССР — 19,56; С. Георгиева — А. Мадьярова — С.Михайлова, НРБ — 19,56.

Наиболее сложные и оригинальные пирамиды, элементы, соединения: группа СССР — полуколонна с горизонтальным упором на прямых руках средней; двойное сальто с четырех на четыре; броском двумя двойное сальто прогнувшись; с четырех соскок тройным сальто; группа НРБ — колонна на плечах нижней с лицевой стойкой на согнутых руках средней; броском двумя двойное сальто с пируэтом в первом; группа КНР — стойка на ступнях поднятых ног нижней и средней, стоящих в мосту; колонна на плечах с горизонтальным упором на локте (плечевым хватом) на прямой руке средней — переход прогнувшись в стойку на груди; большие обороты сгибаясь — разгибаясь из стойки в стойку хватом за кисть и предплечье (нижняя и средняя одновременно делают поворот на 360°); рондат — прыжок с поворотом в стойку на четыре; 5/4 сальто — твист с поворотом на предплечья.

Женские группы СССР, НРБ, КНР, ПНР значительно повысили уровень технического и исполнительского мастерства. В их композициях появились разнообразные пирамиды, в том числе на плечах нижней, причем многие пирамиды стали завершаться сложными стойками и упорами на одной руке. Вольтижные упражнения обогатились такими элементами, как двойное сальто с четырех на четыре, обороты в стойке, соскок двойным сальто с пируэтом, соскок тройным сальто и др. У многих групп композиции стали ярче, зрелищнее, гармоничнее.

Для завоевания новых рубежей тренерам необходимо более тщательно подбирать партнерш по антропометрическим данным, более плодотворно использовать в композициях полуколонны, мосты, колонны, стойки на стойках, на ступнях с различными завершающими, в вольтижных упражнениях использовать броски под живот, спину, руки, акробатические прыжки, переходящие в групповые элементы.

 

В индивидуальной работе необходимо совершенствовать музыкально-хореографические навыки и артистичность.

Мужские группы. Многоборье (4 упражнения): В. Куралесов — В. Симонов — В. Быстрое — К. Измаилов, СССР — 39,46; В. Генов — Б. Христов — Е. Ангелов — И. Илиев, НРБ — 38,06; С. Днион — Л. Дьюхи — Ч. Хуанлиан — Ч. Нин, КНР — 38,05; Т. Вольтковик — А. Собковик — А. Середински — Б. Дзурла, ПНР — 36,99.

1-е упражнение (балансовое, пирамида); В. Куралесов — В. Симонов — В. Быстров — К. Измаилов, СССР — 19,76; В. Генов — Б. Христов — Е. Ангелов — И. Илиев, НРБ — 19,6; Т. Вольтковик — А. Собковик — А. Середински — Б. Дзурла, ПНР — 18,63; С. Днион — Л. Дьюхи — Ч. Хуанлиан — Ч. Нин, КНР — 18,63.

2-е упражнение (вольтижное): В. Куралесов — В. Симонов — В. Быстров — К. Измайлов, СССР — 19,8; С. Днион — Л. Дьюхи — Ч. Хуанлиан — Ч. Нин, КНР — 19,56; В. Генов — Б. Христов — Е. Ангелов — И. Илиев, НРБ — 19,36; Т. Вольтковик — А. Собковик — А. Середински — Б. Дзурла, ПНР — 18,93.

Наиболее сложные и оригинальные пирамиды, элементы и соединения: группа СССР — колонна на плечах с парной работой (стойка силой на одной руке из угла вне — опускание в угол вне — горизонтальный упор на локте); из колонны на четырех полтора сальто вперед согнувшись в стойку на четыре; из стойки на четырех сальто в стойку на четыре со сменой партнеров; группа НРБ — броском под ступню полет с поворотом в стойку на колонну; группа КНР — колонна на плечах с парной работой (стойка силой из угла вне — стойка на руке, соединив ноги — стойка «флагом» — опускание в угол вне — горизонтальный упор на локте); колонна на плечах с парной работой (верхний в горизонтальном упоре с одновременным наклоном 2-го среднего в полумост — оба выпрямиться); с четырех сальто назад на руки 2-го среднего, который запрыгивает на четыре во время полета верхнего; из виса броском двумя партнерами сальто вперед согнувшись с поворотом на 540°.

Мужские группы СССР, КНР, НРБ заметна повысили исполнительское мастерство в выполнении сложных пирамид типа «колонна на плечах» с различными позами верхнего на одной руке, изменениями положений двух участников на колонне и вольтижных упражнений. Возросла точность ловли и приземлений при соскоках; композиции стали более зрелищными благодаря полному использованию площади ковра и хорошей хореографической подготовке спортсменов. Однако антропометрические показатели некоторых партнеров не соответствовали друг другу. Так, например, верхний китайской группы явно отличался от своих партнеров по возрасту, весу и росту.

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

Мужским группам необходимо продолжать поиск новых оригинальных пирамид с изменениями поз не только верхнего, но и других партнеров; в вольтижных упражнениях повышать сложность за счет введения разнообразных элементов не только по позам и вращениям верхнего, но и бросков, исходных положений и способов ловли, а также за счет повышения сложности индивидуальной работы.

Общие выводы. Советские акробаты успешно выступили в VI чемпионате мира, завоевав 1-е место в неофициальном командном зачете по числу медалей. Итоги прошедшего чемпионата продемонстрировали значительно возросшее мастерство основных конкурентов сборной команды СССР, спортсменов НРБ, КНР, ПНР и др. В большинстве видов акробатики трудность композиций наших соперников, их исполнительское мастерство вплотную приблизились к мастерству советских спортсменов, а в ряде случаев превышают их. Так, из 21 разыгрываемой золотой медали мы проиграли 4 и поделили с акробатами других стран.

Особо следует отметить рост сложности композиций, исполнительского мастерства китайских спортсменов, которые в отдельных видах акробатики показали программу, превышающую по сложности упражнения наших спортсменов (пирамиды в женских тройках и мужских четверках, балансовые и вольтижные упражнения женских пар, отдельные акробатические прыжки мужчин и т. д.). Лишь отдель-

 

ные срывы и технические погрешности не позволили спортсменам КНР выступить более успешно.

Тренерам сборной команды нашей страны и ее ближайшего резерва следует обратить серьезное внимание на возрастание сложности соревновательной программы и класса исполнительского мастерства зарубежных спортсменов. При составлении произвольных композиций не ограничиваться минимальными требованиями, а идти вперед, создавая значительно более сложные программы, позволяющие более полно раскрывать мастерство и разноплановую акробатическую подготовку спортсменов.

Сложные и эффективные упражнения должны присутствовать в начале, середине и непременно в заключительной части композиции. Композиции должны выполняться в переменном ритме, для чего рекомендуется использовать отдельные части различных музыкальных произведений. Необходимо также более широко использовать музыку и характерные движения народных и классических танцев. Акробатические прыжки на дорожке надо соединять так, чтобы сложное, стремительное начало, захватывающая сложностью, динамизмом, зрелищностью середина упражнения и трюковое завершение в доскок были единым целым.

Спортивные результаты VI чемпионата мира параллельно шли в зачет IV чемпионата Европы по спортивной акробатике.

 

 

О ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ АКРОБАТА К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛОЖНОГО ПРЫЖКА

   
A. Б. Якубчик, ГЦОЛИФК
 

Одно из условий успешного совершенствования спортивного мастерства — количественное определение показателей, характеризующих уровень развития физических качеств,

В сложнокоординационных видах спорта, к которым относится и акробатика, спортивный результат во многом зависит от сложности выполняемого элемента. В настоящее время прыгуны демонстрируют на акробатической дорожке элементы со сложными вращениями — тройные сальто в группировке и согнувшись, двойные сальто с двумя и тремя пируэтами. Естественно, что для выполнения подобных прыжков спортсменам необходим определенный уровень развития физических качеств, знание которого помогло бы тренеру в управлении тренировочным процессом.

Для определения этого уровня прежде всего следовало выявить тесты, характеризующие физическую подготовленность акробатов-прыгунов. С этой целью было проведено обследо-

 

вание спортсменов, имеющих различный уровень технической подготовленности (2 — 3 мс, 7 — мсмк, 14 — мс). В период подготовки к ответственным соревнованиям все испытуемые выполнили большое количество контрольных упражнений.

Чтобы выделить наиболее информативные тесты, полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, который показал степень взаимосвязи между результатами тестов и критерием информативности*. В качестве критерия нами была избрана максимальная сложность выполняемых элементов, мерой которой является коэффициент трудности (КТ), выраженный в баллах. При выполнении переходов КТ сальто увеличивается на 10 — 40% в зависимости от сложности предыдущего и последующего элементов.

 


* Показатель, отражающий уровень технической подготовленности спортсмена.

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало