Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

обработки (по В. А. Трапезникову). Первый — сбор первичных данных — обеспечивает выявление и регистрацию сведений, характеризующих функционирование объекта. Второй — группировка и обобщение первичных данных с целью получения информации, необходимой для выполнения функций оперативного планирования, управления и учета. Эти два уровня обеспечиваются судейскими бригадами и секретариатом. Третий уровень — это выделение информации для принятия управленческих решений. Эту «командную» информацию выделяют сами руководители подсистем, поскольку значимость ее для различных подсистем неодинакова.

В заключение отметим, что такой объект, как спортивное соревнование, разные группы людей видят по-разному, и, по-видимому, потому, что его нельзя, как и всякую сложную

 

систему, представить однозначно. Чем опытнее спортсмен или руководитель, тем в большей степени он проникает в сущность состязания. В таком динамичном процессе не может быть мелочей. Пренебрежение же любым вопросом, связанным с информацией, тем более с информацией о спортивном результате, что еще довольно часто наблюдается на наших соревнованиях, вызывает сбои в работе различных подсистем, снижает эффективность соревнований. Существующее еще в обыденном сознании представление об информации как об объекте деятельности только секретариата не соответствует реальной действительности. Информационный процесс пронизывает все соревнование, в него, независимо от их желания, вовлечены в разной степени все лица, все подразделения, участвующие в проведении спортивного соревнования.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СРЕДСТВ, ТЕНДЕНЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКИ

   
Л. А. Карпенко, к.п.н., ГДОИФК. им. П. Ф. Лесгафта
 

Рост популярности художественной гимнастики, получившей олимпийский статус, стремительное обогащение ее средств побудили сделать попытку их систематизации и исследования тенденций и перспектив развития этого вида спорта.

Материалом для работы послужили педагогические наблюдения, кино- и видеозаписи крупнейших всесоюзных и международных соревнований 1980 — 1983 гг. и обобщение литературных данных последних лет.

Одна из тенденций развития мировой художественной гимнастики просматривается в изменении программ мировых чемпионатов. Вначале программа состояла из двух видов упражнений: без предмета и с предметом по выбору. В дальнейшем, в результате постепенного расширения программы упражнений с предметами до четырех видов и исключения упражнения без предмета, определилось главное направление развития мировой художественной гимнастики — усиление роли техники владения предметами в спортивных достижениях гимнасток.

И исключение упражнений без предмета из программ международных соревнований привело не к исчезновению этой группы средств, а к изменению их роли как вспомогательной основе в упражнениях с предметами. Значение этого

 

компонента двигательной деятельности гимнасток, несмотря на изменение роли, осталось достаточно высоким, так как качество исполнения движений телом, так же как и манипуляций предметами, подлежит оценке на соревнованиях. Однако исключение упражнений без предмета из программы международных соревнований отрицательно сказалось на их развитии. Исследования показали, что даже у ведущих гимнасток нашей страны, имеющих, по единодушному международному признанию, самую совершенную школу телодвижений, объем и разнообразие этих движений за последнее десятилетие не только не увеличились, но даже заметно снизились. Более того, в настоящее время можно с определенной степенью обобщения говорить об образовании стандартного набора телодвижений, выполняемых советскими гимнастками в упражнениях с предметами. Согласно полученным данным, этот набор включает: от 8 до 15 прыжков (несколько больше в упражнениях со скакалкой) с заметным преобладанием разновидностей прыжков шагом и в кольцо; от 3 до 7 наклонов, преимущественно назад в стойке на одной; от 2 до 5 равновесий, чаще всего задних, реже высоких и передних; от 2 до 5 поворотов на 360° — 720°; до 3 полуакробатических элементов с исключительным преобладанием кувырков вперед; несколько танце-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

вальных элементов и несколько партерных движений, не относящихся к полуакробатическим. Очень редко и только в качестве дополнительных или связующих движений выполняются специфические упражнения — волны, взмахи, расслабления — элементы, придающие движениям особую пластичность и неповторимую индивидуальность.

Определенную долю вины в процессе стандартизации телодвижений в комбинациях советских гимнасток несут отечественные правила соревнований. Анализ примеров сложных элементов в правилах 1982 г. показал, что из 87 примеров (некоторые варианты) 19 трудных элементов имеют в своей основе прыжок шагом и его разновидности; 13 примеров основаны на выполнении прыжков в кольцо, главным образом шагом в кольцо и касаясь в кольцо; 11 элементов включают наклон назад в стойке на одной; 16 — кувырок вперед и только один пример основан на выполнении специфического упражнения. Возможно, что стандартизация телодвижений в упражнениях с предметами — процесс в какой-то мере естественный и оправданный, но не в такой степени.

Надо отметить, что существующая система оценки трудности упражнений по количеству элементов I группы со ссылкой на их примеры в принципе малоинформативна, в определенной степени консервативна и неприемлема для сравнения трудности упражнений советских и зарубежных гимнасток.

В связи с этим наряду с совершенствованием этой системы оценки трудности можно предложить и другую: движения телом и манипуляции предметами в зависимости от их сложности разделить на 2 — 3 группы трудности. Трудность каждого конкретного элемента определять с учетом трудности как движения тела, так и предмета. При этом сочетание двух компонентов I группы трудности образует элемент высшей; соединение одного компонента I группы, а другого II даст элемент I группы; сочетание двух компонентов 11 группы или одного 1,.а другого III образует элемент II группы трудности и т. д.

Таким образом можно будет более дифференцированно подходить к оценке трудности, сопоставлять трудность композиций советских и зарубежных гимнасток и в какой-то мере облегчить решение проблемы разнообразия.

Исследования содержания произвольных комбинаций ведущих гимнасток мира за последние годы позволили установить, что одной из наиболее заметных тенденций в развитии упражнений с предметами является взаимозаимствование и в определенной степени унификация форм движений с предметами. Если к концу 70-х гг. еще весьма четким было разграничение специфических форм движений для каждого предмета, то уже в начале 80-х гг. грань эта стала стираться. В данной статье предпринята попытка создания единой класси-

 

фикации упражнений с предметами. Работа эта была сопряжена с трудностями терминологического характера, так как в классификацию наряду с давно и широко известными упражнениями необходимо было включить и новые упражнения, появившиеся в последнее время, дать им название и характеристику. Итак, на основании анализа содержания произвольных комбинаций ведущих гимнасток мира и в соответствии с требованиями терминообразования удалось выделить следующие группы упражнении с предметами.

Броски — движения, сообщающие предметам продолжительное безопорное состояние; переброски — аналогичные движения с непродолжительным безопорным состоянием. Броски и переброски — наиболее универсальные формы движений предметами: от 6 до 12 бросков выполняют гимнастки в упражнениях с обручем, булавами и мячом и до 7 бросков в упражнениях со скакалкой и лентой; переброски выполняются до 15 раз в упражнениях с булавами, до 11 — со скакалкой и до 4 — 6 — с мячом, обручем и лентой.

Установлены следующие виды бросков и перебросок:

1 — прямые броски: боковые (вперед и назад), лицевые, горизонтальные и наклонные;

2 — обводные: под руку, под ногу, под плечо, за спину;

3 — крученые броски (вертушки): по вертикальной и горизонтальной (боковой и лицевой) осям;

4 — броски нетипичным хватом: ногой, за середину или конец предмета;

5 — броски двух предметов: параллельные, разнонаправленные, разноплоскостные, поочередные и последовательные.

Отбивы — это движения, в результате которых предметы из безопорного положения после соприкосновения с полом, с частью тела или другим предметом вновь приобретают безопорное положение. Отбивы выполняются в среднем до 5 раз в упражнении с мячом, до 4 раз — с обручем, 3 — с булавами; зарегистрированы отдельные случаи отбивов палочки ленты и концов скакалки.

Виды отбивов: об пол, предметом, рукой (кистью, локтем, плечом), ногой (стопой, голенью, бедром, коленом) и грудью, головой.

Ловля. Прием предмета после его свободного перемещения, так же как и броски, относится к числу наиболее универсальных элементов. Установлены следующие виды ловли: перед собой, за спиной, над и за головой, нетипичным хватом, во вращении, перекатом или обкруткой и входом в предмет.

Передачи — движения, в результате которых предметы перемещаются из одной руки в другую без фазы полета; перехват — изменение способа удержания предмета.

Передачи выполняются до 10 раз в упражнениях с мячом и лентой, до 8 раз с обручем

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

и до 3 — 4 раз с булавами и скакалкой. Виды передач: перед собой, за спиной, над и за головой, под ногой.

Перекаты — опорное перемещение предметов с последовательным касанием опоры точками их поверхности. Перекаты выполняются до 10 — 12 раз в упражнениях с мячом и обручем, до 5 раз — с булавами. Зарегистрированы отдельные случаи перекатов палочки ленты, ручек скакалки и «раскатывания» ленты. Виды перекатов:

1 — по полу: вперед, назад, в сторону, обратный, по дуге;

2 — по рукам: по кистям, одной и двум рукам, рукам и груди или плечам;

3 — по туловищу: передней, задней или боковой поверхности;

4 — по ногам: одной или двум, спереди, сзади и сбоку;

5 — смешанные перекаты по различным частям тела и по полу.

Вращения, вертушки и обкрутки — это сходные группы движений предметами, для которых характерно наличие вращательного момента. Различия между ними обусловливаются главным образом местом расположения оси вращения. Наиболее универсальными являются обкрутки — вращательные движения предметами вокруг осей, проходящих вдоль частей тела. Они выполняются в упражнениях со скакалкой до 4 раз, до 5 раз в упражнениях с мячом и обручем и до 2 — 3 раз с булавами и лентой. Установлены обкрутки: кисти, руки, ноги, туловища и всего тела. Вертушки — вращательные движения по осям, проходящим по диаметру предметов. Наиболее характерны эти движения для упражнений с обручем, мячом и булавами, где они выполняются от 2 до 6 — 8 раз. Зарегистрированы также отдельные исполнения вертушек лентой и скакалкой. В этих случаях ось вращения проходит по поперечному диаметру в середине палочки ленты, развернутой или сложенной вдвое-вчетверо скакалки. Вертушки выполняются: на полу, на кисти, на груди, на и за спиной, на ноге. Вращения наиболее разнообразны в упражнениях с обручем, где выполняются в различных плоскостях в общей сложности до 10 раз: на кисти, свободной и опорной ноге, на туловище. Ось вращения в этих случаях касается внутренней части обруча. В упражнениях со скакалкой, булавами или лентой ось вращения проходит через места хвата предметов: за один конец, за концы, за середину, за конец и середину. Вращения выполняются преимущественно только рукой в различных плоскостях.

Фигурные движения — условное название группы движений, в результате которых предметы описывают в пространстве определенную фигуру. К этой группе относятся:

1 — круги: малые, средние, большие, в разных плоскостях;

 

2 — спираль: вертикальная, горизонтальная и круговая;

3 — змейки: вертикальные, горизонтальные и круговые;

4 — восьмерки: малые, средние, большие, в разных плоскостях;

5 — мельницы: лицевая, боковая, горизонтальная и круговая.

В упражнениях с лентой фигурные движения выполняются до 25 — 30 раз, до 8 раз в упражнении с булавами и до 4 — 5 раз со скакалкой, обручем и мячом.

Прыжки через предмет наиболее характерны для упражнений со скакалкой, где выполняются до 15 раз хватом скакалки за концы, за конец и середину, через вдвое-вчетверо сложенный предмет.

В упражнении с обручем выполняется до 5 прыжков хватом обруча одной рукой, двумя, как скакалку, хватом по диаметру и через автономно двигающийся по полу предмет. В упражнениях с лентой прыжки выполняются через палочку, хватом ленты двумя руками, как скакалки, через сложенную ленту и через рисунок ленты по полу в общей сложности до 5 раз. Хватом предмета двумя руками выполняются прыжки через булавы и мяч до 2 — 3 раз.

Виды прыжков через предмет:

1 — прыжки с 1 — 3 вращениями вперед;

2 — прыжки с 1 — 3 вращениями назад;

3 — прыжки с 1 — 3 вращениями в сторону;

4 — прыжки в петлю с 1 — 2 вращениями вперед и назад;

5 — прыжки через предмет с узким хватом его двумя руками;

6 — прыжки через движущийся по полу предмет.

 

Элементы входом в предмет выполняются «надеванием» или набрасыванием на себя обруча до 8 раз, в замкнутую фигуру, образуемую смыканием концов скакалки и ленты, до 3 — 4 раз. Установлены следующие способы выполнения элементов входом в предмет: махом вперед, назад, сверху и снизу.

Автономное и взаимообразное развитие техники упражнений с предметами привело к бурному росту количества и разнообразия форм движений предметами во всех видах многоборья. Однако в разных группах движений процесс этот протекает по-разному.

Конец 70-х — начало 80-х гг. характеризовались заметным увеличением количества бросковых элементов (бросков, перебросок, отбивов), однако в последние два года их число стало стабилизироваться. Этот факт объясняется, по-видимому, тем, что в условиях ограничения времени выступлений дальнейший рост числа бросковых элементов привел бы к сокращению или исчезновению элементов других групп, что, безусловно, отрицательно сказалось бы на качестве композиции в целом.

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

Однако на фоне стабилизации количества бросковых элементов в последние годы особенно заметен рост разнообразия техники их исполнения (см. систематизацию бросков и ловли). И эта тенденция, безусловно, устойчива, так как коэффициент разнообразия (отношение числа однократно примененных способов к общему количеству) даже у ведущих гимнасток мира еще далек от максимального.

Бесспорно, перспективной и весьма прогрессивной является появившаяся в последние годы тенденция увеличения количества и разнообразия элементов с наиболее тесным контактом движений тела гимнасток и предметов — перекатов, вращений, вертушек, обкруток и элементов входом в предмет. Эти элементы имеют особую перспективу в связи с тем, что создают наиболее благоприятные условия для проявления лучших сторон и специфических особенностей художественной гимнастики — целостности композиции, пластичности, динамичности и выразительности движений.

По многим компонентам к этой группе примыкают фигурные движения предметами, украшающие движения гимнасток и делающие их выступления более объемными и эффектными. Что же касается остальных движений с предметами, то тенденции их развития пока не совсем ясны. Так, число передач предметов в общем-то остается стабильным, однако замечено, что число передач в качестве связующих движений снижается и увеличивается число передач, относимых к трудным элементам. Число прыжков через предмет заметным ростом не отличается, но явно растет их трудность и в какой-то мере разнообразие.

Увеличение числа и разнообразия форм движений предметами отразилось на особенностях связи элементов в комбинациях. Наметившаяся одно время тенденция к сокращению связующих и дополнительных элементов оказалась бесперспективной. Более перспективной является тенденция расширения функций дополнительных и связующих элементов. Эти движения, во-первых, позволяют увеличить общее количество и разнообразие используемых форм движений предметами; во-вторых, выгодно оттенять основные элементы с помощью контрастных движений и однотипных, дающих эффект каскадности; в-третьих, именно эти движения стали главными средствами выразительности, так как основные элементы в силу высокой трудности и рискованности, как правило, малопригодны для воплощения эмоциональной насыщенности музыки. И наконец, именно эти движения чаще всего привносят в комбинации гимнасток элементы новизны и оригинальности.

В условиях обострения соперничества в борьбе за награды на международных соревнованиях в последние годы заметно возрастает роль оригинальности элементов, которая при определенном равенстве сил нередко становится

 

решающей. В связи с тем что подобные элементы имеют особенность быстро утрачивать свою оригинальность, уже после первого предъявления их на крупных соревнованиях, необходима особая тактика в их применении и изучении. Целесообразнее исследовать не сами элементы, а приемы их создания. Наблюдения показали, что в последние годы создание новых элементов шло с применением следующих приемов. Во-первых, заимствования форм движений из других видов многоборья. Во-вторых, соединением 2 — 3 движений в одном элементе, например, ловля в перекат (обкрутку), прыжок через предмет с броском, наклон в кувырок и др. В-третьих, выполнением известных движений из неожиданных исходных положений, нетипичным хватом и в нестандартное окончание. И наконец, в самое последнее время начался поиск элементов в тесном контакте движений тела и предмета.

Качественные и количественные изменения в содержании произвольных комбинаций ведущих гимнасток мира оказали существенное влияние на выбор музыки и общий характер (стиль) их выступления. В результате унификации форм движений предметами исчезли ранее существовавшие различия в требованиях к музыкальным произведениям для упражнений с разными предметами. Стремительное развитие разнообразия движений предметами и вызванное этим естественное желание включать в упражнение как можно большее их число вызвало ускорение общего темпа выступлений и преобладание музыки быстрого темпа и динамического звучания.

Возрастание трудности упражнений и связанное с этим стремление создать наиболее благоприятные условия для сосредоточения внимания на технике их исполнения привело к тому, что предпочтение стало отдаваться более простой в выразительном отношении музыке. В результате в выступлениях гимнасток стал преобладать спортивный и песенно-танцевальный характер.

Лирический и этюдно-образный характер, которым в совершенстве владели лучшие гимнастки предыдущего поколения — Г. Шугурова, И. Дерюгина, Н. Крашенинникова и который неоднократно приносил им успех на международных соревнованиях, в последние годы стал предаваться забвению.

Очень немногие гимнастки сохранили приверженность этому характеру, но побеждать с ним в последние годы, а значит, и пропагандировать его не смогли, не справляясь с технической стороной выступления. Возрождение этюдного стиля на более высоком техническом уровне начали на чемпионате мира 1983 г. гимнастки Болгарии, и так же, как раньше нашим гимнасткам, он принес им успех. С возрождением этого стиля более заметной стала тенденция повышения роли выразительности выступлений в спортивных достижениях художественных

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

гимнасток. Но надо отметить, что этюдно-образный характер чрезвычайно сложен, так как требует совершенного владения современной техникой и высокого уровня творческих способностей как в постановке, так и в исполнении упражнений. Поэтому в перспективе спортивный и песенно-танцевальный стили, вероятно,

 

останутся преобладающими. Этюдно-образный стиль, как и раньше, покорится немногим.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в настоящее время наиболее полная гарантия успеха заключается в гармонии всех сторон выступления гимнасток при достаточно высоком уровне исполнения.

 

 

АКРОБАТИКА


VI ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ

   
Б. В. Михеев, старший тренер сборной команды СССР, к. п. н., В. П. Коркин, заслуженный тренер СССР, доцент,
В. Н. Болобан, к. п. н., доцент
 

VI чемпионат мира по спортивной акробатике проходил 4 — 8 октября 1984 г. в Софии. В соревнованиях приняли участие спортсмены из 12 стран: Бельгии, Великобритании, ВНР, Греции, НРБ, ПНР, КНР, СССР, США, Турции, Франции, ФРГ. За каждую страну имели право выступать не более 17 спортсменов: по два прыгуна на дорожке, по одной мужской, женской и смешанной паре; по одной женской тройке и мужской четверке.

Всего в соревнованиях участвовали 118 человек. За абсолютное первенство боролись участники чемпионата, за первенство в акробатических прыжках — по 8 мужчин и женщин, а парных и групповых видах — по 6 лучших составов.

Нашу команду на чемпионате мира представляли: Л. Громова, Е. Бугаева, И. Брикман, Л. Марейдо, Е. Богданова, И. Суздалева, С. Гроздова, Е. Махаличев, В. Ляпунов, С. Чижевский, С. Кузнецова, Н. Рыжевская, И. Спрогис, В. Куралесов, В. Симонов, В. Быстрое, К. Измаилов. Тренеры: Б. Михеев (ст. тренер), В. Мкртычан, П.Рабинович, В. Нарыков, П.Капулер, В. Беляйков, В. Гройсмаи, Л. Жуковская (врач). Руководитель делегации В. Фирстов.

Результаты выступлений представлены в таблице.

Прыжки на дорожке — женщины. Многоборье: Л. Громова, СССР — 29,42; Е. Бугаева, СССР — 29,23; П. Ненова, НРБ — 29,15; X. Люифен, КНР — 29,0.

1-е упражнение (перевороты и сальто без вращений вокруг продольной оси):Е. Бугаева, СССР — 19,63; П. Ненова, НРБ — 19,59; X. Люифен, КНР — 19,43.

2-е упражнение (сальто с вращениями вокруг продольной осп): П. Ненова, НРБ — 19,66; Л. Громова, СССР — 19,62; Цао Юбо, КНР - 19,4.

Наиболее сложные и оригинальные прыжковые композиции:

 

Л. Громова — рондат — фляк — двойное сальто прогнувшись — темповое — 2 фляка — двойное сальто;

Е. Бугаева — рондат — 2 темповых — фляк — двойное сальто прогнувшись — переднее сальто;

X. Люифен — рондат — фляк — двойное сальто прогнувшись — 2 фляка — двойное сальто прогнувшись;

П. Ненова — рондат — фляк — двойное сальто с поворотом на 360° — 3 фляка — двойное сальто.

Следует отметить, что уровень исполнения и сложности прыжков значительно возросли. Большинство спортсменок овладели двойными сальто и с поворотами и в переход. Советских спортсменок отличала мощность и уверенность исполнения прыжков, однако не хватало элегантности, пластичности и артистичности. Для сохранения своих позиций нашим спортсменкам необходимо овладевать новыми оригинальными элементами, вводить трюковые элементы в «марафонские» комбинации.

Прыжки на дорожке — мужчины. Многоборье: И. Брикман, СССР — 29,46; Фенк Тао, КНР — 29,22; А. Марейдо, СССР — 29,06; В. Забизовски, ПНР — 28,69; Д. Гаррет, США — 28,16.

1-е упражнение: И. Брикман, СССР — 19,63; Фенк Тао, КНР — 19,54.

2-е упражнение: А. Марейдо, СССР — 19,8; Н. Неделков, НРБ — 19,5; В. Забизовски, ПНР — 19,09.

Наиболее сложные и оригинальные прыжковые композиции:

И. Брикман — рондат — фляк — двойное сальто прогнувшись — фляк — темповое фляк — двойное сальто боком; рондат — фляк — полтора пируэта — рондат — фляк — двойной твист с поворотом;

Фенк Тао — рондат — фляк — двойной твист — рондат — фляк — двойное сальто с пируэтом в первом;

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало