|
сценической выразительности, занимался разработкой основ воспитания эмоциональной выразительности движений человеческого тела. Он дал словесное описание всем движениям и, проработай их синтаксис, уяснил, каким образом сочетание отдельных движений, параллельных или противоположных, может служить материалом выразительности.
Дельсарт старался установить связь между эмоциональным состоянием человека и движением его тела. Он писал: «Динамическое богатство — последствие числа суставов, приведенных в действие: чем меньше суставов в действии, тем ближе человек к кукле...» И далее: «Ритм — форма движения, мелодия — то, что отличает, гармония — то, что сочетает». Разве не является это актуальным и сегодня?
Как писала в своей книге «Искусство произвольных упражнений» заслуженный тренер РСФСР P. Д. Вербова, «Дельсарт создавал упражнения, соблюдая следующие принципы:
1. Слитность включения многих суставов в действие.
2. Связь между эмоциональным состоянием человека и телодвижениями.
3. Противопоставления при передвижениях (противопоставления, по Дельсарту, ныне именуют разноименными положениями рук и ног).
Кроме того, он разрабатывает и систематизирует различные положения и движения рук... Дельсарт изучал вопросы эстетики человеческого тела, стремился найти общие закономерности динамических и статических положений, а главное — перехода из одного состояния в другое».
Известный в начале века искусствовед Сергей Волконский писал о системе Дельсарта: «Учение, богатое неисчерпаемыми возможностями в смысле применимости в искусстве, определилось в третьем поколении его последователей как система эстетической гимнастики. Идеи Дельсарта, принципы, которые он разрабатывал, его учение в слитных и выразительных движениях, закономерности переходов из статических положений тела в динамические; различные характеры ходьбы, бега, противопоставленные движения рук и ног; упражнения для рук с различными положениями кисти и пальцев получили широкое применение в школах, возникших в Европе и России»*.
Стремительный рост популярности ритмики начался в первые годы нынешнего века и был связан с именем преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Женевской консерватории
Эмиля Жака Далькроза (1865 — 1950).
Далькроз воспитывал у занимающихся музыкальность и чувство ритма. Он считал, что движение и музыка должны сливаться в одно целое. Их органическое совпадение является
* Литература о Дельсарте: Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1912; Стеббинс. Дельсартовская система выражений, Нью-Йорк, 1902; Жироде. Жест и мимика. Париж, 1895.
|
|
сутью метода Далькроза. В последующие годы, углубляя свой метод, он создал ритмическую гимнастику ив 1911 году в местечке Хеллерау близ Дрездена открыл свой известный Институт ритма. Начиная с 1912 года он выпускает ежегодник «Ритм», который на русском языке (для русских читателей) издавался в Берлине. Разработки Далькроза стали быстро проникать в Россию.
Значительную роль в популяризации ритмической и эстетической гимнастики в России сыграл С. Волконский. После приезда в Россию Далькроза, чтения им лекций, выступления его групп с показательными выступлениями Волконский организовал в Петербурге специальные курсы ритмики. Потом появилась школа О. Адамович, перешедшая впоследствии к Н. В. Романовой. Пользовалась в Петрограде в начале 20-х гг. известностью и группа ритмистов С. Б. Ауэр.
Популярность ритмической гимнастики росла, а преподавательских кадров не хватало. В это время и возникла идея создания специального института, и в мае 1920 г. при подотделе Единой трудовой школы Петроградского отдела народного образования Институт ритма был открыт.
Но вернемся к расшифровке наших букв. За третьей буквой «Д» скрывается глашатай «свободного танца» Айседора Дункан (1878 — 1927), которую нередко называют «прабабушкой» современных мастеров художественной гимнастики.
Дункан, как отмечает Большая Советская Энциклопедия, выступала с резким отрицанием классической школы в балете, считая ее обветшалой и формалистической, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания, выдвинула принцип общедоступности танцевального искусства... Айседора стремилась к органической связи танца с музыкой. Отказавшись от условных жестов, она искала естественных выразительных движений. Заменила балетный костюм (пачку, трико) свободной туникой, отказалась от танца в обуви и на пуантах. Широко использовала классическую симфоническую и фортепьянную музыку, иллюстрируя своими танцами произведения Бетховена, Шопена, Глюка, Моцарта, Шумана.
Что же касается гимнастики, то в своей книге «Моя жизнь», изданной у нас в стране в 1930 году, Дункан отмечает: «Гимнастика должна являться базой всего физического воспитания... Я занесла в свой дневник правила преподавания в школе, выработав последовательное руководство танцами, — серию из 500 упражнений, которые приводят учеников от простейших движений к самым сложным»*
Айседора Дункан неоднократно приезжала в Россию, выступала в Петербурге, Москве,
* Дункан А. Моя жизнь. Москва, 1930, с. 147 — 148, 163. |
|