Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СКАМЬИ — К АКТИВНОЙ ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ

   
В. Я. Кудлин, МОГИФК, В. М. Брызгалова, ст. тренер КДЮСШ Моск. обл. ДСО «Спартак»
 

Открытие в 1980 г. на базе МОГИФК отделения спортивной гимнастики комплексной ДЮСШ московского областного совета ДСО «Спартак» сыграло заметную роль в деле улучшения подготовки будущих тренеров по гимнастике.

Студенткам-гимнасткам, особенно старших курсов, было предложено самим делать небольшие наборы (проводя отбор по тем критериям и тестам, которые рекомендованы на учебных занятиях). Так стали создаваться дополнительные микрогруппы (из 3 — 4 гимнасток), занятия с которыми от начала и до конца вели сами студентки-спортсменки.

Помощь в организации и проведении внутришкольных соревнований, судейство соревнований, подготовка спортивной формы — все эти и другие вопросы уже полностью легли на начинающих тренеров. И надо сказать, они с ними успешно справляются. Постепенно стали проводить ежедневные тренировки, включая и воскресные дни.

Известно, что многие опытные тренеры любят работать при закрытых дверях не столько из-за боязни раскрыть свои секреты, сколько с целью избавиться от сбивающих факторов обычных тренировок: шума в зале, отвлечений учеников на посторонние разговоры и т. п. Находясь же наедине с учениками своего отделения, тренеру легче входить с ними в контакт, делать точные и быстрые замечания. Ученики более собранны, сосредоточенны, внимательны. Студентки-гимнастки, проживающие в общежитии на территории института, с удовольствием приходят и помогают тренеру в эти дни. В свою очередь тренер больше и свободнее делилась с ними своими знаниями. С ростом успехов юных гимнасток выросла популярность

 

ДЮСШ среди населения, близлежащих школ и поселков. Стали приходить родители с просьбой записать их девочек в секцию.

Было отмечено, что студентки-тренеры стали серьезнее учиться, темами их курсовых работ стали вопросы, связанные со спортом, с практикой гимнастического движения, строже относиться к практическим занятиям по специализации, подбирать интересные и разнообразные упражнения: к этому их уже частично приучили занятия с юными гимнастками, к которым они тщательно готовились.

Родители юных гимнасток, присмотревшись, решили создать свой небольшой коллектив энтузиастов. Теперь они в спортивной форме с удовольствием самостоятельно или под руководством студентки-старшекурсницы занимаются гимнастикой. Думается, что такое начинание заслуживает всяческой поддержки.

Спортивные отделения при институтах физической культуры уже давно существуют. Для подготовки специалистов того или иного вида спорта такие группы, отделения или ДЮСШ имеют огромное значение. Необходимо обмениваться опытом работы таких подразделений, перенимая все положительное. Серьезнейший вопрос — развитие и укрепление материальной базы таких специализированных спортивно-педагогических школ. Их задача — не только спортивная подготовка подопечных, но и профессиональная подготовка будущих специалистов: тренеров, педагогов, организаторов, инструкторов, методистов. Все это имеет самую непосредственную связь с реформой общеобразовательной школы и с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».

 

СОРЕВНУЮТСЯ СУДЬИ

   


Е. В. Бирюк, з. м. с., к. п. н.,
Л. А. Парадиева, з. м. с., КГИФК
 

Оценка качества судейства до сих пор не имеет твердо выработанной методики. Все вопросы, связанные с этой проблемой, обсуждаются в основном на совещаниях тренеров и представителей, реже — на заседаниях президиума федерации, еще реже — в печати. Существенный недостаток такого подхода к решению данной проблемы — субъективность.

 

В последнее время Всесоюзная федерация художественной гимнастики рекомендует оценивать качество работы судьи по величине среднего значения модуля отклонения его оценки от оценки бригады. Это значит, что надо просуммировать все абсолютные значения отклонения оценок судьи от соответствующих средних оценок бригады (т. е. отклонения бе-

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

рутся без учета знака) и разделить полученную сумму на общее число гимнасток, которые оценивались данным судьей. Рекомендуемый параметр характеризует степень отклонения оценок судьи от среднего значения (оценки за упражнения). Естественно, этот параметр не дает полной характеристики качества работы судьи, и, полагаем, авторы рекомендации также не рассчитывали на такой результат. Важно другое. Появилась хоть какая-то объективная мера, сделан первый шаг на трудном пути объективизации судейства. Поэтому — не в порядке критики авторов упомянутого критерия качества судейства — важно остановиться на некоторых его недостатках и высказать соображения по вопросу оценки работы судей.

Прежде всего, и это совершенно очевидно, отклонения оценок судьи от оценок бригады зависят не только от квалификации данного конкретного судьи, но и от квалификации его коллег. Скажем, опытный судья, правильно оценивающий выступления гимнасток, может оказаться в невыгодном положении, если остальные судьи в бригаде, не обладая достаточной квалификацией, выставляют такие оценки, которые значительно сдвигают средние значения от истинных, к которым был близок опытный судья. К аналогичному результату сводится оценка работы судьи, если в бригаде было несколько судей, проявляющих необъективность. Так же очевидно, что среднее значение упомянутого параметра различно для соревнований разного ранга. На всесоюзных соревнованиях, где средний уровень результатов довольно высок, отклонения судейских оценок, естественно, имеют меньшие значения, чем, скажем, на городских соревнованиях, где не редкость результаты в пределах 7 — 8 баллов.

Все приведенное выше ничуть не означает, что нужно отказаться от применения на практике рекомендуемого параметра — среднего модуля отклонения. Аналогичными недостатками будет обладать любой другой параметр, и выход, видимо, в том, чтобы для работы судей применять совокупность параметров, каждый из которых будет дополнять друг друга.

Одним из таких параметров можно считать процент попадания оценки судьи в одно из средних значений. Естественно, что чем чаще оценка судьи принадлежит к одной из средних, тем выше качество его работы. Противоречит ли применение процента попадания в среднее усредненному модулю отклонения? Нисколько. Более того, они дополняют друг друга. Представим себе, что модуль отклонения у двух судей одинаков. Но первый из них, как правило, судил более точно, процент его попадания в среднее более высок, а равенство модулей отклонения вызвано тем, что этот судья ошибся несколько раз, когда оценки гимнасток были в пределах 7 — 8 баллов, где отклонения, как правило, более значительны. Эти несколь-

 

ко значительных отклонений в области низких результатов и увеличили среднее значение модуля отклонения от оценок. Таким образом, использование дополнительного параметра позволит дать более объективную характеристику работы судей.

В дополнение к двум уже упомянутым параметрам представляется необходимым ввести еще один, не менее важный, который можно назвать коэффициентом предвзятости.

Не секрет, что судьи, представляя какие-либо команды клубов, городов и ДСО, как правило, более снисходительны к ошибкам своих гимнасток и излишне строги к их соперницам. Чуть завышая оценки одним и уменьшая их другим, такие судьи по первым двум параметрам могут оставаться «на уровне». Более того, они могут иметь преимущество перед судьей, который, например, был строг ко всем участницам, в результате чего часто его оценки не были в числе средних и модуль отклонений получился завышенным. Но если строгий судья относился одинаково ко всем участницам, то по коэффициенту предвзятости он получит преимущество, что в какой-то степени улучшит общие показатели его работы. Как же определить этот коэффициент?

Вначале находится среднее отклонение оценок судьи при судействе своей команды — с, т. е. суммируются все отклонения с учетом знака (из совокупности оценок этого судьи при судействе своей команды) и сумма делится на общее число оценок этой совокупности.

Аналогичным образом находится среднее отклонение при судействе всех остальных команд — о.

Как правило, с имеет знак «плюс», т. е. оценки своей команды несколько завышены, а о — знак «минус», вследствие тенденции к занижению. Поэтому коэффициент предвзятости Кп определяется как абсолютное значение разности между с и о : Кп = со.

Применение для оценки работы судей трех упомянутых параметров — среднего модуля отклонения от оценки бригады — Оср, коэффициента попадания оценки судьи в одно из средних значений оценок бригады — Кср, коэффициента предвзятости — Кп — дает уже более объективную картину.

Остается определить, как пользоваться этими параметрами. Установление этих норм сопряжено с тем недостатком, что на соревнованиях разного ранга абсолютные значения параметров колеблются в очень широких пределах. Поэтому наиболее приемлемым будет такой порядок оценки работы судей, который не зависит от абсолютных значений упомянутых параметров. Это несложно сделать следующим образом.

 

По итогам каждого соревнования:

а) определяются места судей по параметрам Оср каждого из них, меньшему из

 
Library   43   Up


Contents

 

Home
 

Таблица

Результаты работы на чемпионате Киева судей по трем параметрам Оср, Кср, Кп

№ п/п

Фамилия судьи

ДСО

Оср

Кср

Кп

Сумма мест

Общее место судьи по итогам судейства

Значение

Место судьи

Значение

Место судьи

Значение

Место судьи

1

Б.

«Зенит»

0,1327

3

0,642

3

0,0655

2

8

1

2

Л.

ГорОНО

0,1500

7

0,653

1 — 2

0,0797

3

11,5

2

3

П.

«Авангард»

0,1430

5

0,653

1 — 2

0,2353

8

14,5

6

4

В.

«Буревестник»

0,1240

2

0,629

5

0,1101

5

12

3 — 4

5

О.

«Буревестник»

0,1520

8

0,635

4

0,0433

1

13

5

6

С.

«Спартак»

0,1360

4

0,617

6

0,1174

6

16

7

7

Р.

Минпрос

0,1080

1

0,596

7

0,1061

4

12

3 — 4

8

К.

«Спартак»

0,1460

6

0,521

8

0,1580

7

21

8

 

Оср присваивается первое место, и так далее — в порядке возрастания этого параметра;

б) определяются места судей по параметрам Кср; первое место присваивается большему из значений Кср;

в) определяются места судей по параметру Кп; первое место присваивается меньшему из значений Кп;

г) определяются интегральные оценки качества работы судей как сумма мест по а), б) и в).

Воя как может выглядеть анализ качества

 

судейства, проведенный по предложенной системе (таблица).

В заключение следует отметить, что изложенные здесь предложения по оценке работы судей не претендуют на полную завершенность. Несомненно, могут и должны последовать новые предложения. Важно другое. Надо сделать первые шаги, надо обсудить предложения, принять какие-то из них на определенный период времени, по истечении которого можно при необходимости внести коррективы. Важно проводить эту работу регулярно и гласно.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОРЕВНОВАНИЙ

   
Л. Н. Петров, судья международной категории
 

В процессе деятельности спортивных организаций периодически возникает потребность в оценке учебно-тренировочной работы. Наиболее ценную, полную и достоверную информацию об этом дает система спортивных соревнований. Благодаря средствам массовой информации спортивные соревнования стали любимым зрелищем огромной массы людей. Возросшим возможностям спортивных организаций соответствуют и требования к качеству проведения состязаний. Накоплен значительный опыт проведения соревнований. Однако спортивное соревнование как процесс остается еще малоизученным. В связи с этим представляет интерес системный анализ отдельного соревнования в аспекте реализации его основной цели.

 

Соревновательная система. Все подразделения, так или иначе связанные с проведением соревнования, можно представить в виде организации, социальной системы с интегрированной и целенаправленной деятельностью. Эта динамическая система в процессе своего существования проходит ряд сменяющих друг друга состояний, характеризующихся изменением структуры составляющих ее компонентов.

Соревновательная система имеет свое начало и продолжение в рамках (среде) своей спортивной организации. В более широком смысле под внешней средой системы понимается весь круг людей, интересующихся данным состязанием. Руководящий орган организации, проводящей соревнование, как система более

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало