|
Управление действиями ученика
1. Коррекция действий гимнаста. В процессе освоения упражнения ученик может допускать различные неточности и ошибки. Путем наблюдений и последующего анализа результатов выполнения заданий, как было отмечено выше, возможно изменение программы обучения, затрагивающей следующие попытки, серии подходов, занятия и т. д. Но помимо этого может потребоваться и срочное вмешательство в выполнение для предотвращения падения, исправления действий и помощи в правильном продолжении. Такое уточнение по ходу исполнения движения является важным объектом обучения для тренера. Это требует достаточно полного знания техники движения, намеченной программы обучения, готовности тренера к принятию решения и срочным практическим действиям.
2. Контроль за ходом обучения. Освоение гимнастического упражнения должно постоянно контролироваться. Контроль может быть предусмотрен программой обучения. Но в нем может возникнуть и неожиданная необходимость по причине появившихся у гимнаста затруднений или в связи с другими обстоятельствами. В этом случае тренер должен уметь оценить уровень обученности движению, используя контрольные задания, уточняя представления ученика о технике двигательных действий.
3. Прогнозирование хода и результатов обучения. Данная задача предусматривает умение предвидеть возможные изменения в ходе изучения упражнения, пути и способы исправлений, типичные затруднения и их последствия, а также учет возможных вариантов развития и усложнения изучаемого упражнения.
Данные навыки управления обучением требуют от тренера активной деятельности на протяжении всего хода обучения. Они могут относиться к управлению поведением одного гимнаста и группы спортсменов.
Действия, сопутствующие обучению упражнению
1. Общение с учеником. Тренер должен уметь обеспечить достаточно контактное и гибкое общение с гимнастом в процессе совместных действий при решении главной задачи обучения. Здесь важно умение вести диалог и давать объяснения, вмешиваться в выполнение заданий и давать правильные установки в обучении. Круг такого общения не замыкается в границах тренер — ученик. В него могут быть вовлечены и другие лица (гимнасты, тренеры,
|
|
наблюдатели), что расширяет возможность использования различных приемов (подсказка, совет, убеждение, приказ и др.). Особое место при этом следует отвести речевой подготовке тренера. Культура речи преподавателя оказывает на учеников большое воспитательное и образовательное воздействие. Тренер должен обращать внимание на содержание, доступность и образность своей речи.
2. Организация обучения упражнению. Здесь проявляется прежде всего умение полностью использовать имеющиеся средства обучения, поддерживать порядок на занятии, соблюдать режим обучения. При этом важно учитывать особенности быта и учебы гимнастов, уметь провести культурно-массовые мероприятия, обеспечить достаточный и активный отдых учеников, согласуя все это со степенью напряженности данного тренировочного периода.
3. Профессиональное самосовершенствование. Самосовершенствование подразумевает проявление творческой инициативы в поиске новых гимнастических элементов, изучение тенденций развития мировой и отечественной гимнастики, овладение новыми методами обучения, изучение опыта ведущих специалистов.
Среди профессионально-педагогических умений и навыков можно выделить основные, требующие первоочередного освоения в процессе подготовки тренера по гимнастике.
Зрительные: слежение, измерение, сравнение, выделение, переключение.
Разговорные: обсуждение (собеседование), объяснение (описание), подсказка (сопровождение), установка (инструкция), сравнение (сопоставление).
Двигательные: фиксация, проводка, поддержка, подкрутка, подталкивание, владение страховочными средствами, показ, имитация.
Это далеко не полный перечень тех навыков, которыми должен обладать тренер-гимнаст и которые во многом определяют успешность обучения гимнастическим упражнениям.
В заключение следует отметить, что рациональная подготовка тренера по спортивной гимнастике зависит от решения многих проблем. В данном случае был сделан акцент на профессионально-прикладные навыки обучения гимнастическим упражнениям. Именно данный раздел подготовки тренера в первую очередь определяет профессионализм молодого специалиста. Это одно из звеньев модели тренера по гимнастике, детальная и полная разработка которой, безусловно, повлияет на успешность подготовки молодых специалистов в области гимнастики. |
|