Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

повременно поднимать руки сзади вверх. Повторить 3 раза.

2. И. п. — сидя на стуле. Ноги прямые поднять до уровня пояса. Медленно, с напряжением согнуть ноги в коленях и так же вернуться в и. п. Повторить 2 — 8 раз.

3. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки к плечам. Развернуть плечи и соединить лопатки медленно с напряжением (на вдохе), обратным движением соединить с напряжением локти перед грудью (на выдохе). Повторить 4 раза.

4. И. п. — о. с. Выпад вправо, одновременно руки с напряжением в стороны, затем скрестно, напряженно оттолкнуться правой, руки в стороны, приставить правую к левой ноге, руки опустить. Повторить в каждую сторону по 2 раза.

5. И. п. — узкая стойка ноги врозь с полунаклоном, руки на колени. Частые, с напряжением движения мышцами живота: втягивать в себя и расслаблять по 5 — 10 раз. Повторить от 2 до 10 раз.

6. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Быстрые повороты туловища на-

 

право и налево с напряжением в течение 30 с.

7. И. п. — стоя на левой, правой рукой взяться за стопу согнутой правой ноги, левую руку вниз. Медленные, напряженные, с небольшой амплитудой вращательные движения левой рукой с одновременными скользящими движениями левой ногой с носка на пятку с передвижением влево. Повторить по 5 — 9 движений в каждую сторону.

8. И. п. — о. с. Частые переступания вперед на прямых напряженных ногах с одновременными поворотами туловища резко направо и налево с прижатыми к туловищу напряженными руками. Сделать 10 — 20 шагов.

9. И. п. — узкая стойка ноги врозь, стопы носками внутрь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Шаг напряженной ногой вперед, одновременно резко опустить руки вниз и снова в и. п., пальцы широко расставить и то же левой. Сделать 10 — 20 шагов.

10. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки вперед, согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Прыжки на напряженных согнутых ногах с поворотами на 90 — 180°. Повторить 8 — 10 раз.

 

 

ПОДГОТОВКА КАДРОВ


О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ТРЕНЕРА-ГИМНАСТА

   
А. Л. Дружков, А. В. Менхин, ГЦОЛИФК
 

Вопросы подготовки молодого специалиста всегда актуальны. Не составляет исключения и область спортивной гимнастики. При этом важен не только этап подготовки специалиста в вузе, но и практическое совершенствование молодого педагога-тренера. Чтобы оценить уровень профессиональной подготовленности тренера-гимнаста, необходимо иметь представление о модели, или эталоне, специалиста.

Можно себе представить, каким должен стать гимнаст ближайшего будущего: какими обладать качествами, какие выполнять упражнения. Для этого необходим глубокий анализ состояния современной гимнастики, тенденций и темпов ее развития. Однако не менее важно представлять и то, каким должен быть специалист, способный подготовить такого спортсмена.

Говоря о профессиональной подготовке тренера, следует обратить внимание на ее содержание, т. е. на объем тех знаний, умений и навыков, которые обеспечивают данную подготовку. Насколько полно здесь представлены важнейшие умения и навыки и совершенна методика их формирования, настолько надежнее и эффективнее будет последующая профессиональная деятельность тренера.

 

Для создания достаточного потенциала успешной деятельности тренера-гимнаста необходимо решить довольно широкий круг задач. Мы остановимся лишь на одном из важных, по нашему мнению, моментов, который относится к сфере обучения двигательным действиям, поскольку обучение новым гимнастическим упражнениям является первостепенной задачей подготовки квалифицированных гимнастов.

Известно, что способность тренера обучать учеников двигательным действиям подразумевает, в частности, владение определенным комплексом умений и навыков и их применение в практике обучения, проявление личностных педагогических качеств, обладание достаточными знаниями в области предмета обучения, т.е. гимнастических упражнений. Для развития в совершенствования данной способности тренера по гимнастике необходимо определить систему частных умений и навыков — тот минимум, без которого не может быть успешного обучения гимнастическим упражнениям.

В основу описания системы профессионально-педагогических навыков обучения гимнастическим упражнениям может быть положена структура их разучивания, которая характери-

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

зуется определенной последовательностью решения различных задач на каждом этапе обучения.

В связи с этим комплекс профессионально-педагогических умений обучать гимнастическим упражнениям представляется в виде отдельных групп частных умений и навыков, объединенных одной целевой направленностью.

Предлагаемая структура умений и навыков дает представление о характере поведения и действиях тренера в конкретных условиях обучения упражнениям.

Действия тренера в подготовительном периоде обучения

1. Исследование техники упражнения. Перед разучиванием упражнения тренер должен иметь полное представление о его структуре. Часто для этого бывает достаточно профессионального опыта, и тогда необходимо лишь уточнить детали техники. Когда же упражнение для тренера оказывается новым, неизвестным, необходимо уметь исследовать (изучить) структуру двигательных действий. С этой целью используются различные методы: биомеханический анализ, моделирование и др. При этом изучение техники упражнения должно быть направлено на оценку как общих вариантов исполнения движения, так и отдельных элементов техники.

2. Педагогическая оценка упражнения. Тренер должен уметь сопоставить трудность упражнения и уровень возможностей ученика для овладения данным движением и отсюда определить требования к способностям гимнаста в этой учебной ситуации. При этом выявляются возможные затруднения в обучении и соответствующие педагогические приемы и средства формирования двигательного навыка.

3. Оценка подготовленности гимнаста. Для оценки готовности гимнаста к обучению необходимо владеть тестированием и правильно подбирать контрольные упражнения, уметь путем наблюдения и общения с учеником определять уровень его двигательных способностей, степень развития физических качеств, его личностные качества.

4. Планирование обучения. Умение составить программу обучения подразумевает выбор наиболее короткого пути формирования правильного и прочного двигательного навыка. Методика обучения упражнению должна предусматривать последовательность действий и заданий, дозировку (повторения, попытки, время, занятия), способы контроля и исправления ошибок, средства обучения. Составление такой программы может быть документально оформлено или носить характер мысленного представления.

Данная группа умений и навыков относится к ведению подготовительной работы перед

 

разучиванием нового гимнастического упражнения. Значение данного периода обучения зависит от его сложности и уровня подготовленности гимнаста.

Действия тренера при непосредственном обучении упражнению

1. Наблюдения за выполнением заданий в анализ действий ученика. Зрительно сопровождая выполнение двигательных действий учеником, тренеру необходимо уметь видеть как общую картину движений, так и различные детали реализации техники, в частности, увидеть и запомнить момент возникновения ошибки. Такое наблюдение, дополненное анализом полученной информации, позволяет обобщить результаты действий гимнаста, найти истинную причину ошибки и наметить способы ее исправления, т. е. принять правильное решение по дальнейшему разучиванию упражнения.

2. Информирование ученика о действиях. Тренер должен уметь довести до ученика точную и полную информацию о результатах выполнения им двигательных действий. Для этого у тренера есть множество приемов, которыми он должен владеть: рассказ, показ, объяснение, сравнительное описание и др. Но перед тем как дать ученику указание для последующих действий, необходимо оценить степень усвоения данной ему информации о движении. Для этого может быть использован опрос гимнаста, графическое или другое моделирование с воспроизведением полной структуры двигательных действий или ее отдельных компонентов

3. Оказание непосредственной помощи и страховки. Практические действия тренера связаны прежде всего с созданием безопасных условий для выполнения двигательных заданий учеником. Для этого необходимо владеть широким кругом частных навыков: проводкой, фиксацией, подталкиванием, поддержкой, подкруткой. Чтобы помощь ученику была эффективной, тренер должен уметь предугадать результат действия гимнаста, выбрать правильное место у снаряда и найти лучший способ оказания помощи.

4. Облегчение выполнения движения. Тренер должен при необходимости уметь облегчить выполнение двигательных действий гимнаста для успешного освоения упражнения. В этом случае важно владеть различными приемами: простой речевой подсказкой момента решающих действий, подачей сопровождающих ритмических сигналов, определением ориентиров и др. Помимо этого, облегчение выполнения двигательных заданий возможно за счет использования тренажеров, вспомогательных снарядов, страховочных приспособлений.

Данные навыки и умения важны в условиях активной практической работы тренера-гимнаста, в процессе непосредственного изучения упражнения.

 
Library   40   Up


Contents

 

Home
 

Управление действиями ученика

1. Коррекция действий гимнаста. В процессе освоения упражнения ученик может допускать различные неточности и ошибки. Путем наблюдений и последующего анализа результатов выполнения заданий, как было отмечено выше, возможно изменение программы обучения, затрагивающей следующие попытки, серии подходов, занятия и т. д. Но помимо этого может потребоваться и срочное вмешательство в выполнение для предотвращения падения, исправления действий и помощи в правильном продолжении. Такое уточнение по ходу исполнения движения является важным объектом обучения для тренера. Это требует достаточно полного знания техники движения, намеченной программы обучения, готовности тренера к принятию решения и срочным практическим действиям.

2. Контроль за ходом обучения. Освоение гимнастического упражнения должно постоянно контролироваться. Контроль может быть предусмотрен программой обучения. Но в нем может возникнуть и неожиданная необходимость по причине появившихся у гимнаста затруднений или в связи с другими обстоятельствами. В этом случае тренер должен уметь оценить уровень обученности движению, используя контрольные задания, уточняя представления ученика о технике двигательных действий.

3. Прогнозирование хода и результатов обучения. Данная задача предусматривает умение предвидеть возможные изменения в ходе изучения упражнения, пути и способы исправлений, типичные затруднения и их последствия, а также учет возможных вариантов развития и усложнения изучаемого упражнения.

Данные навыки управления обучением требуют от тренера активной деятельности на протяжении всего хода обучения. Они могут относиться к управлению поведением одного гимнаста и группы спортсменов.

Действия, сопутствующие обучению упражнению

1. Общение с учеником. Тренер должен уметь обеспечить достаточно контактное и гибкое общение с гимнастом в процессе совместных действий при решении главной задачи обучения. Здесь важно умение вести диалог и давать объяснения, вмешиваться в выполнение заданий и давать правильные установки в обучении. Круг такого общения не замыкается в границах тренер — ученик. В него могут быть вовлечены и другие лица (гимнасты, тренеры,

 

наблюдатели), что расширяет возможность использования различных приемов (подсказка, совет, убеждение, приказ и др.). Особое место при этом следует отвести речевой подготовке тренера. Культура речи преподавателя оказывает на учеников большое воспитательное и образовательное воздействие. Тренер должен обращать внимание на содержание, доступность и образность своей речи.

2. Организация обучения упражнению. Здесь проявляется прежде всего умение полностью использовать имеющиеся средства обучения, поддерживать порядок на занятии, соблюдать режим обучения. При этом важно учитывать особенности быта и учебы гимнастов, уметь провести культурно-массовые мероприятия, обеспечить достаточный и активный отдых учеников, согласуя все это со степенью напряженности данного тренировочного периода.

3. Профессиональное самосовершенствование. Самосовершенствование подразумевает проявление творческой инициативы в поиске новых гимнастических элементов, изучение тенденций развития мировой и отечественной гимнастики, овладение новыми методами обучения, изучение опыта ведущих специалистов.

Среди профессионально-педагогических умений и навыков можно выделить основные, требующие первоочередного освоения в процессе подготовки тренера по гимнастике.

Зрительные: слежение, измерение, сравнение, выделение, переключение.

Разговорные: обсуждение (собеседование), объяснение (описание), подсказка (сопровождение), установка (инструкция), сравнение (сопоставление).

Двигательные: фиксация, проводка, поддержка, подкрутка, подталкивание, владение страховочными средствами, показ, имитация.

Это далеко не полный перечень тех навыков, которыми должен обладать тренер-гимнаст и которые во многом определяют успешность обучения гимнастическим упражнениям.

В заключение следует отметить, что рациональная подготовка тренера по спортивной гимнастике зависит от решения многих проблем. В данном случае был сделан акцент на профессионально-прикладные навыки обучения гимнастическим упражнениям. Именно данный раздел подготовки тренера в первую очередь определяет профессионализм молодого специалиста. Это одно из звеньев модели тренера по гимнастике, детальная и полная разработка которой, безусловно, повлияет на успешность подготовки молодых специалистов в области гимнастики.

 
Library   41   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало