Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЗАЛОГ БОДРОСТИ И ЗДОРОВЬЯ — ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОЛНЫХ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

   
Л. Н. Дроздова, МГПИ им. В. И. Ленина
 

По свидетельству экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1/5 населения земного шара страдает ожирением. Число страдающих ожирением и серьезность осложнений при них за последнее время увеличились.

К сожалению, родители многих тучных детей не считают лишний вес болезнью и даже радуются упитанности, прекрасному аппетиту и спокойному поведению своего ребенка. А между тем подавляющее число детей, страдающих ожирением, остаются тучными в течение всей жизни. Расстройство липидного обмена при ожирении способствует развитию, особенно у взрослых, артериальной гипертонии, атеросклероза, желчнокаменной и ишемической болезней.

Одним из решающих факторов, ведущих к развитию тучности у детей и взрослых, наряду с перееданием является гипокинезия — физически пассивный образ жизни. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению и лечению ожирения особенно важны в детском и подростковом возрасте, когда формируются основные функции организма.

К основным методам профилактики и лечения тучности и нарушения жирового обмена у детей и взрослых относится диетотерапия в сочетании с рациональным повышением двигательной активности. Наиболее эффективным средством повышения двигательной активности и увеличения энергетических трат организма являются регулярные занятия физической культурой.

В частности, разработанные нами методики комплексного лечения ожирения I степени применяются в НИИ педиатрии АМН СССР для детей школьного возраста, на курорте в г. Алуште, в Педагогическом институте им. В. И. Ленина. Включение в комплексный метод специальной гимнастики, как показали исследования, позволяет значительно улучшить обменные процессы в организме, мышечный тонус и самочувствие и в конечном итоге снизить вес тела.

Для снижения веса тела предлагаем специальные комплексы для детей и взрослых, страдающих избыточным весом (см. 3-ю стр. обложки). Эти упражнения отличаются от обще-развивающих максимальным напряжением всех основных групп мышц, вне зависимости от того, какую группу мышц данное упражнение развивает. Наблюдения показывают, что после выполнения даже одного упражнения значительно усиливается приток крови к мышцам. Выполнять упражнение нужно под счет, начи-

 

ная с четырех повторений, с последующим увеличением числа повторений до 10 — 15 раз. Частота движений и дыхание — произвольные. После каждого упражнения расслабление.

Данные специальные упражнения следует выполнять как можно чаще в течение дня (дома, на работе или на отдыхе). На комплекс из 10 упражнений затрачивается не более 5 мин. Рекомендуем в зависимости от желания и самочувствия выполнять 3 — 4 упражнения сразу после сна, предварительно подготовив себя (походить, побегать, сделать легкие гимнастические упражнения). Желательно ежедневно преодолевать по 6 — 10 км в зависимости от подготовленности и самочувствия быстрым шагом или 3 — 5 км бегом.

Важно при этом распределить физическую нагрузку в течение дня равномерно. Тем, у кого незначительные отклонения в состоянии здоровья, необходимо до занятий посоветоваться с врачом. Двигательный режим проходит на фоне индивидуальной диеты. Особенностью диеты у детей с I — II степенью конституционально-экзогенного ожирения являются нормальное по калорийности питание с некоторым ограничением углеводов, но с нормальным количеством белка, увеличенным удельным весом овощей и фруктов, растительных жиров.

Важно также соблюдение режима приема пищи, нормального объема одного кормления и суточного количества пищи, правильного распределения калорийности пищи в течение суток (Л. С. Трофименко).

В результате примененной терапии у большинства лечившихся детей (89%) было достигнуто снижение массы тела на 1,5 — 5 кг, в основном за счет уменьшения жирового компонента (невзирая на увеличение мышечной массы). У всех детей отмечается увеличение общей физической работоспособности по тесту PWC150 от 10% до 21%, улучшение динамической и статической координации движений и двигательных навыков (показатели быстроты движений увеличились на 40%, силы — на 60%, выносливости и гибкости — на 50%).

По сравнению с известными методиками лечебной физической культуры данная методика обладает следующими преимуществами:

1. Кратность (по временным затратам) тренировки и большая продуктивность (по энергозатратам) дают возможность использовать специальную гимнастику в повседневной жизни.

2. Простота выполнения, не требующая дополнительного оборудования, упражнения выполняются за счет собственных усилий, без отягощений.

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

3. Общедоступность специальной гимнастики позволяет рекомендовать ее для самостоятельных занятий, с использованием приемов аутогенной тренировки, самомассажа.

Комплекс упражнений для полных

Для детей

1. Ходьба в течение минуты на месте с высоким подниманием бедра и энергичной работой рук.

2. И. п. — стоя, руки к плечам. Поднять с напряжением одну руку вверх, затем другую. Встать на носки, медленно с напряжением опустить одну руку к плечу, затем другую. Повторить А — 6 раз.

3. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки вниз. С пружинистыми движениями руками вперед-вверх встать на носки. С пружинистыми приседаниями — глубокий присед, с напряжением вернуться в и. п. Повторить 5 — 10 раз.

4. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки скрестно вниз. Медленный, с напряжением поворот туловища в сторону (не отрывая пяток от пола), с напряжением руки в стороны и так же медленно в и. п. Повторить 4 — 6 раз в каждую сторону.

5. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки в стороны. Вдох — выпячивать живот. Встречные движения напряженными руками, выдох, втянуть живот. Повторить 6 раз.

6. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки вперед согнутые в локтевых суставах. Пружинистые наклоны вперед с одновременным надавливанием напряженными руками на правое (левое) бедро, в конце движения — потянуться вперед. Повторить по 2 раза.

7. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки разогнуты в лучезапястном суставе ладонями вниз. Частые переступания вперед на прямых напряженных ногах в сочетании с движениями: одно плечо поднимать вверх, другое опускать вниз — чередовать. Пройти 15 — 20 шагов.

8. 20 — 25 прыжков на прямых напряженных ногах с движениями напряженных рук, согнутых в локтевых суставах, вверх-вниз. Перейти на ходьбу. Дыхание не задерживать.

9. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки вдоль тела. Прыжки на напряженных согнутых ногах с поворотами на 90°. Повторить 6 — 8 раз в каждую сторону.

10. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки вдоль тела. Подняться на носки, руки напряженно, прерывисто поднять вверх (ладонями вверх), в конце потянуться, задержаться на 2 — 3 с. Повторить 4 раза.

Для взрослых

1-й комплекс

1. И. п. — лежа на спине, руки согнуты, пальцы широко расставлены. Медленно, с на-

 

пряжением поднять туловище и сесть (с частыми колебательными движениями напряженных рук), и так же медленно лечь в и. п. Повторить 4 раза.

2. И. п. — то же, кисти сжаты в кулаки. Поднять с напряжением руки вверх и опустить вниз в и. п. Повторить 2 — 4 раза .

3. И. п. — лежа на груди, руки вверх. Медленно, с напряжением поднять туловище вверх и одновременно опустить руки через стороны вниз (увеличивая постепенно время удержания прогнутого положения), обратным движением вернуться в и. п. Повторить 2 — 6 раз.

4. И. п. — стоя на коленях, руки скрестить перед грудью. Медленно, с напряжением повернуть туловище в сторону с движением рук в сторону и так же, с напряжением рук и туловища вернуться в и. п. Повторить в каждую сторону по 4 раза.

5. И. п. — стоя на коленях, одна ладонь на животе, другая на поясе. Поворот туловища налево, правая рука с напряжением, частыми прерывистыми движениями, скользит к левому боку. То же в другую сторону, сменив положение рук. Повторить 4 — 8 раз.

6. И. п. — узкая стойка ноги врозь. Поднять правую ногу на 5 — 6 см от пола и отвести правую руку на 5 — 6 см от туловища. Стоя на левой ноге, выполнять вращательные движения правой рукой и правой напряженной ногой с небольшой амплитудой. Повторить 4 раза каждой рукой и ногой.

7. И. п. — о. с. Сгибать руки в локтевых суставах с напряжением до положения руки скрестно, медленный вдох, на выдохе шаг в сторону, резко опустить руки вниз. Повторить по 2 — 4 раза в каждую сторону.

8. И. п. — узкая стойка ноги врозь. Пружинистые сгибания ног с напряжением, с одновременными пружинистыми махами напряженных рук назад. Выполнить 5 — 6 движений до глубокого приседания, живот втянуть. Повторить 4 раза.

9. И. п. — о. с. Шаг прямой напряженной правой ногой в сторону (примерно на 20 см), правую руку, согнутую в локте, опустить с напряжением вниз в момент завершения шага, приставить левую напряженную ногу. Чередовать движения рук (одна сгибается, другая выпрямляется); выполнить до 10 шагов вправо и столько же влево.

10. И. п. — стоя ноги вместе, руки согнуты в локтях ладонями вниз. Прыжки на напряженных ногах, поднимаясь над полом примерно на 5 см, руки напряженно вниз. Прыжки выполнять с поворотами в разных направлениях в течение 30 — 40 с.

2-й комплекс

1. И. п.- — сидя руки назад, кисти рук в замок, рот приоткрыть. Напрягать мышцы шеи за счет сжатия зубов и растягивания губ, од-

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

повременно поднимать руки сзади вверх. Повторить 3 раза.

2. И. п. — сидя на стуле. Ноги прямые поднять до уровня пояса. Медленно, с напряжением согнуть ноги в коленях и так же вернуться в и. п. Повторить 2 — 8 раз.

3. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки к плечам. Развернуть плечи и соединить лопатки медленно с напряжением (на вдохе), обратным движением соединить с напряжением локти перед грудью (на выдохе). Повторить 4 раза.

4. И. п. — о. с. Выпад вправо, одновременно руки с напряжением в стороны, затем скрестно, напряженно оттолкнуться правой, руки в стороны, приставить правую к левой ноге, руки опустить. Повторить в каждую сторону по 2 раза.

5. И. п. — узкая стойка ноги врозь с полунаклоном, руки на колени. Частые, с напряжением движения мышцами живота: втягивать в себя и расслаблять по 5 — 10 раз. Повторить от 2 до 10 раз.

6. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Быстрые повороты туловища на-

 

право и налево с напряжением в течение 30 с.

7. И. п. — стоя на левой, правой рукой взяться за стопу согнутой правой ноги, левую руку вниз. Медленные, напряженные, с небольшой амплитудой вращательные движения левой рукой с одновременными скользящими движениями левой ногой с носка на пятку с передвижением влево. Повторить по 5 — 9 движений в каждую сторону.

8. И. п. — о. с. Частые переступания вперед на прямых напряженных ногах с одновременными поворотами туловища резко направо и налево с прижатыми к туловищу напряженными руками. Сделать 10 — 20 шагов.

9. И. п. — узкая стойка ноги врозь, стопы носками внутрь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Шаг напряженной ногой вперед, одновременно резко опустить руки вниз и снова в и. п., пальцы широко расставить и то же левой. Сделать 10 — 20 шагов.

10. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки вперед, согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Прыжки на напряженных согнутых ногах с поворотами на 90 — 180°. Повторить 8 — 10 раз.

 

 

ПОДГОТОВКА КАДРОВ


О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ТРЕНЕРА-ГИМНАСТА

   
А. Л. Дружков, А. В. Менхин, ГЦОЛИФК
 

Вопросы подготовки молодого специалиста всегда актуальны. Не составляет исключения и область спортивной гимнастики. При этом важен не только этап подготовки специалиста в вузе, но и практическое совершенствование молодого педагога-тренера. Чтобы оценить уровень профессиональной подготовленности тренера-гимнаста, необходимо иметь представление о модели, или эталоне, специалиста.

Можно себе представить, каким должен стать гимнаст ближайшего будущего: какими обладать качествами, какие выполнять упражнения. Для этого необходим глубокий анализ состояния современной гимнастики, тенденций и темпов ее развития. Однако не менее важно представлять и то, каким должен быть специалист, способный подготовить такого спортсмена.

Говоря о профессиональной подготовке тренера, следует обратить внимание на ее содержание, т. е. на объем тех знаний, умений и навыков, которые обеспечивают данную подготовку. Насколько полно здесь представлены важнейшие умения и навыки и совершенна методика их формирования, настолько надежнее и эффективнее будет последующая профессиональная деятельность тренера.

 

Для создания достаточного потенциала успешной деятельности тренера-гимнаста необходимо решить довольно широкий круг задач. Мы остановимся лишь на одном из важных, по нашему мнению, моментов, который относится к сфере обучения двигательным действиям, поскольку обучение новым гимнастическим упражнениям является первостепенной задачей подготовки квалифицированных гимнастов.

Известно, что способность тренера обучать учеников двигательным действиям подразумевает, в частности, владение определенным комплексом умений и навыков и их применение в практике обучения, проявление личностных педагогических качеств, обладание достаточными знаниями в области предмета обучения, т.е. гимнастических упражнений. Для развития в совершенствования данной способности тренера по гимнастике необходимо определить систему частных умений и навыков — тот минимум, без которого не может быть успешного обучения гимнастическим упражнениям.

В основу описания системы профессионально-педагогических навыков обучения гимнастическим упражнениям может быть положена структура их разучивания, которая характери-

Library   39   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало