|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Целесообразная динамика нагрузки гимнастов
Таблица 3 Целесообразная динамика нагрузки гимнасток
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
после сессии у гимнастов проводятся соревнования. В этом случае за счет физических упражнений на выносливость гимнасты подготовятся к выполнению комбинаций (мы имеем в виду общую функциональную готовность) и понадобится совсем немного специальной работы над комбинациями, чтобы обрести окончательную готовность к соревнованиям. Это, конечно, не означает, что во время сессионных тренировок нельзя выполнять соревновательные комбинации и использовать большие нагрузки. Наоборот, в этот период смешанный график укороченных и нормальных по продолжительности и нагрузке тренировок дает наивысший результат. Но, повторяем, это зависит от возможностей гимнастов: от их общего состояния, трудности, количества и частоты экзаменов, утомленности или, напротив, свежести и, конечно, успеваемости. К сожалению, в этот период практически нельзя планировать чередование экзаменов и тренировок по желанию гимнастов. Здесь они должны приспосабливаться к графику экзаменов. Именно поэтому целесообразно планирование тренировок по скользящему графику, т. е. в удобное для того или иного гимнаста время. |
Хотя, конечно же, от групповых занятий отказываться не стоит. Это, однако, зависит от того, какой базой и какими условиями располагают гимнасты в институте. Особенности тренировки во время каникул. Один из важных принципов тренировки — круглогодичность. Поэтому очень важно четко представлять себе, чем заниматься в этот особый период студенческой жизни. Рекомендуем воспользоваться одним или несколькими вариантами организации, приведенными в табл. 2 и 3. Если во время каникул планируются соревнования, более целесообразны 4 — 5-разовые тренировки, по варианту 2 — 3 — у мужчин и 3, 4, 6 — у женщин. Если соревнований в этот период нет, тренировки приобретают иную окраску и по своему содержанию больше отвечают задачам переходно-подготовительного периода, когда обеспечивается активный отдых с параллельным совершенствованием функциональных возможностей, двигательных качеств и технической подготовленности. Содержание занятий и соотношение средств в тренировке студентов во многом зависит от |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 Первая тренировка
Таблица 5 Вторая тренировка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
состояния спортивной базы и (в меньшей степени) от времени года, а также от продолжительности периода подготовки. Так, например, при достаточно хорошей оснащенности тренировочной базы и наличии определенных условий, зимой лыжные прогулки должны чередоваться с нагрузочным бегом на лыжах, плаванием и купанием, играми в мяч (баскетбол, гандбол, футбол); летом же широко используются кроссовый бег и легкие пробежки, в большей мере используются плавание и игры. Конечно, самый лучший вариант — когда гимнасты в период каникул собираются на тренировку вместе и занятия проводятся в форме учебно-тренировочного сбора или сбора по специальной физической подготовке. Но можно организовать работу и по-другому. На этот случай мы и приводим один из возможных вариантов режима дня.
1. Подъем — 7.30. 2. Утренняя разминка — 7.40 — 8.30. 3. Завтрак — 8.40 — 8.55*. 4. Подготовка к тренировке (включая проезд) — 9.00 — 10.00. 5. Первая тренировка — 10.30 — 13.00. 6. Душ — 13.00-13.20. 7. Отдых в красном уголке, клубе: чтение, беседы, политзанятия, прослушивание музыки — 13.30 — 14.00. 8. Обед — 14.00 — 14.30. 9. Возвращение домой, отдых, занятия по самообразованию, занятия по интересам — до 17.00. 10. Подготовка к тренировке (включая проезд) — 17.00 — 18.00. 11. Вторая тренировка, душ (купание) — 18.00 — 19.30.
* Если гимнасты не имеют возможности питаться организованно, они должны быть- обеспечены дополнительным питанием. |
12. Ужин — 19.45 — 20.00. 13. Возвращение домой, отдых, занятия по интересам — до 23.00. 14. Отбой — в 23.00.
Как видно из описания режима, физическими упражнениями гимнасты занимаются три раза в день. Как показывает практика, такое количество занятий оптимально. Содержание же их, естественно, различно (табл. 4, 5). Утреннюю разминку отводят в основном для упражнений на силу и гибкость. Утренняя разминка 1. Разминочные разогревающие упражнения — 5 — 7 мин. 2. Упражнения на гибкость — 10 — 15 мин. 3. Специальные силовые упражнения — 20 — 25 мин. 4. Упражнения на гибкость — 5 — 7 мин.
Примечание. Если есть возможность, по утрам следует выполнять легкие пробежки в течение 10 — 15 мин.
Как показывают наблюдения, восстановление сил у гимнастов протекает значительно лучше, если по воскресеньям, предназначенным для отдыха, используется не пассивный отдых, а активный. Поэтому в график включены лыжные прогулки (1,5 — 2 ч по утрам) и купание (по 1 ч вечером). Вообще же, если есть возможность, то непродолжительным, по 10 — 15 мин, купанием хорошо завершать любую тренировку *. * В настоящей статье не рассматриваются особенности организации учебно-тренировочного процесса в период летних каникул, так как этот вопрос достаточно полно, на наш взгляд, освещен в нашей статье, опубликованной в сборнике за 1977 г. (Вып. 2). |
|||
|
||||
К. К. Шокиров, ГЦОЛИФК |
||||
Упражнения на гимнастических снарядах — важная часть основной гимнастики. Благодаря использованию этих упражнений эффективно развиваются многие физические качества, особенно сила и ловкость, формируются навыки владения своим телом в необычных условиях опоры. Эти упражнения входят в содержание программ по гимнастике для школ, ПТУ, вузов. Однако их применение подчас ограничивается методикой занятий, при которой не используется групповой способ выполнения упражнений. Кроме того, часто упражнения подбираются таким образом, что не дают возможности выполнить их многократно, не покидая снаряда. |
В связи с этим была поставлена задача разработать методику повышения эффективности воздействия упражнений основной гимнастики на стандартных снарядах путем подбора элементов, позволяющих выполнять их многократно, до отказа. Для того чтобы упражнения можно было выполнять многократно, исходное и конечное положения должны быть практически одинаковыми. В результате анализа технических действий при выполнении элементов основной гимнастики на каждом снаряде было определено достаточно большое число упражнений. Движение каждой части тела в элементе |
|||
35 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |