Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СОХРАНИТЬ MACTЕPCTBO ГИММНАСТОВ-СТУДЕНТОВ!

   
Ю. В. Менхин, к. п. н., доцент МОГИФК
 

Проблема подготовки в вузах кандидатов в мастера и мастеров гимнастики с каждым годом все обостряется. Усложняются квалификационные программы, требующие применения при их изучении специальных тренажеров, новых методик обучения. Вместе с тем студент все меньше времени может выделить на тренировку в связи с растущим дефицитом свободного времени в институте.

На практике и в специальных исследованиях были изучены возможности облегчить решение этой проблемы. Итак, успех в совершенствовании гимнаста зависит от многих условий: от тренерских кадров, современной тренировочной базы, возможности проводить многоразовые тренировки, высококалорийного и витаминизированного питания, достаточного отдыха. Однако, на наш взгляд, для студентов-гимнастов, не стремящихся стать олимпийскими чемпионами, нужно чуть меньше. Это касается и тех, кто пришел уже хорошо подготовленным гимнастом из СДЮСШ, и тех, чье мастерство формируется в вузе.

Как известно, студенты, имеющие спортивные разряды, освобождаются от посещения академических занятий по физвоспитанию и комплектуются в группы спортивного совершенствования, тренируясь в специально отведенное время.

Согласно «Инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений», как показывает практика, часов, отводимых на подготовку разрядников, оказывается вполне достаточно. Кроме того, можно найти и дополнительные часы для секционной работы. Можно использовать академические занятия учебных групп, во время которых гимнасты-разрядники занимаются одним из видов многоборья. Это особенно просто, если у гимнаста эти часы совпадают со временем его обязательных занятий по курсу физического воспитания. Например, группа, в которой учится гимнаст, занимается физической культурой по вторникам и четвергам с 10.30 до 12.00. Сам гимнаст от этих занятий освобожден, но и не занимается другими предметами. Значит, именно эти часы академических занятий и можно использовать в качестве дополнительных. Таким образом, гимнаст получает возможность тренироваться по 6 раз в неделю и, что особенно важно, не в ущерб времени, предназначенному для самообразования, отдыха и развлечений.

Такой выход из положения возможен только для студентов 1-го и 2-го курсов, занимающихся физической культурой по обязательной программе. Старшекурсники же могут найти

 

возможность для дополнительных занятий во время академических занятий других групп. Так в большинстве случаев и бывает. Надо только, чтобы в это время кто-нибудь мог дать гимнасту консультацию или обеспечить страховку. Для этих целей следует специально выделять дежурного преподавателя или тренера.

По данным В. А. Кудряшова и Ю. В. Окунькова, студенты технического вуза (МИИТа) в течение недели имеют 20 — 22 ч свободного времени. Из них на самостоятельные занятия по спецпредметам у них отводится 3 ч, на общественную работу — 2, на физкультуру и спорт — 6 — 7, на отдых и развлечения 7 — 8, на прочее — 2 — 3 ч. Даже если учесть, что на самообразование студенты могли бы отвести и больше времени, на тренировку все равно остается несколько дополнительных часов.

Такой способ изыскания дополнительного времени возможен, конечно, там, где есть так называемая специализация спортивно-физкультурных занятий. А как быть, когда такой специализации нет и занятия по физическому воспитанию проводятся в плане общей физической подготовки? Практически способ остается тем же, хотя и менее удобным: во время занятий учебных групп в зале гимнасты могут потренироваться на видах многоборья. Такие занятия можно использовать хоть каждый день, но они лишь дополняют основные тренировки, которые, безусловно, проводятся в специальное время.

Что касается тренера, то он может быть выделен из состава кафедры и вести тренировочную работу за счет кафедральной нагрузки. Понимая всю важность спортивного совершенствования студентов, опытные руководители кафедр так и делают. Это не только позволяет сэкономить средства, отпущенные на почасовую оплату, но и более гибко распределять время работы преподавателя, согласовывая его с возможностями студентов. Это особенно важно, так как приходящий тренер-почасовик чаще всего не может обеспечить тренировку в удобное для гимнастов-студентов время.

Несмотря на ряд существенных специфических особенностей режима жизни студентов, спортивное совершенствование их должно проводиться в соответствии с научными принципами тренировки.

Один из главных принципов спортивной тренировки — круглогодичность и непрерывность. Некоторые специалисты отмечают, что во время сессий и летних трудовых семестров продолжать тренировки невозможно. Эти трудности во многом надуманы, т. к. в боль-

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

шинстве случаев хороших спортсменов, готовящихся к соревнованиям, освобождают от других дел, справедливо считая подготовку и выступления в соревнованиях общественно полезной работой. А во время каникул устраивают специальные сборы.

Конечно, совмещать хорошую учебу и успешные тренировки трудно, но возможно. Об этом свидетельствует опыт работы по гимнастике вузов Ленинграда, Куйбышева, Москвы к других городов. Больше того, оказывается, что, как правило, хорошие спортсмены-студенты учатся лучше, чем их сокурсники, не занимающиеся серьезно спортом. Вероятно, привычка к строгому режиму, четкое распределение разных видов работы по времени и минимальные затраты его на второстепенные виды деятельности позволяют спортсменам справляться с трудностями вузовской учебы и успешно совмещать ее с тренировками.

В процессе наблюдений и специальных исследований выявились и наиболее рациональные формы и виды организации тренировки студентов-гимнастов в различные периоды учебного года.

Особенности тренировки в течение семестра. Как показывает практика, студенты могут выделять на тренировку различное количество времени в зависимости от курса и периода обучения. Вот как это время распределяется у студентов технического вуза (МИИТ) (табл. 1).

Таблица 1

 

Количество тренировочных часов в неделю у гимнастов в зависимости от периода обучения (по В. А. Кудряшову)

 

Курсы

Количество часов в неделю

Семестр

Сессия

Зимние каникулы

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

10 — 11

10 — 12

17 — 18

13 — 14

10 — 11

6 — 7

3 — 6

12 — 13

10 — 12

9 — 10

14 — 15

14 — 16

14 — 16

12 — 13

12 — 13

В среднем

12 — 13

9 — 10

13 — 14

 

Не одинакова и работоспособность студентов в течение недели. В силу специфики учебного процесса и особенностей тренировочного режима у мужчин работоспособность повышается по средам, четвергам и пятницам (по данным В. А. Кудряшова), а у гимнасток — по вторникам, средам и пятницам (по нашим данным,

 

при наиболее часто встречающихся вариантах чередования 4-й и 5-й тренировок и дней отдыха).

Здесь мы должны оговориться, что имеем в виду спортивную работоспособность, определяемую по объему и интенсивности тренировочной нагрузки, складывающейся в результате чередования ее с отдыхом. Естественно, что это нужно учитывать при использовании наших рекомендаций в организации тренировок. Наиболее типичные варианты динамики нагрузки могут быть следующими (табл. 2).

При этом в период зачетов рекомендуется проводить занятия по 1-му варианту, а в экзаменационные сессии чередовать тренировки 1-го и 2-го вариантов с заменой больших нагрузок средними.

Для гимнасток мы можем рекомендовать такие варианты (табл. 3).

Обилие рекомендуемых для гимнасток вариантов обусловлено рядом причин: моментом применения (в начале семестра или в конце, в начале подготовительного периода или в конце его), содержанием тренировки (изучение или отработка техники упражнений; работа по элементам, соединениям или комбинациям; выполнение работы на выносливость или на качество), соотношением средств физической и технической подготовки и т. п.

Однако в любом случае и мужчины и женщины должны пройти через наиболее трудные, наиболее нагрузочные варианты, помня, что только большие нагрузки, преодолеваемые в течение длительного времени и разумно сочетаемые с активным и пассивным отдыхом, могут дать существенные результаты и в физической подготовке, и в техническом совершенствовании.

Особенности тренировки в период сессии. Как правило, в период экзаменационной сессии количество и продолжительность тренировок значительно уменьшаются. Наиболее типично проведение в неделю двух-трех занятий по 2 — 2,5 ч.

Однако в этот период целесообразнее тренироваться менее продолжительно, но более часто. Такие занятия состоят из упражнений по физической подготовке (главным образом, на силу и гибкость, а также игры в мяч) и упражнений на одном виде многоборья. При этом на снарядах используются не очень трудные, хорошо изученные элементы и соединения. Это позволяет сохранить тренированность и не утратить чувство снаряда.

В связи с тем что в период сессии очень важно сохранить высокую работоспособность студентов, такие короткие тренировки даже предпочтительнее, чем 2 — 3-разовые в неделю нагрузочные занятия. Они очень хорошо согласуются с задачами активного отдыха и в то же время сохраняют спортивную форму.

Более того, такие тренировки целесообразны даже тогда, когда буквально через неделю

 
Library   32   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 2

Целесообразная динамика нагрузки гимнастов
(по В. А. Кудряшову)

 

Вариант

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

1-й

2-й

3-й

Средняя

»

Средняя, малая

Большая

»

»

Большая

»

»

Средняя

»

Отдых

»

»

 

Таблица 3

Целесообразная динамика нагрузки гимнасток

 

Вариант

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

Средняя

»

»

»

»

»

»

Большая

Большая

»

Малая

»

Средняя

Большая

»

Средняя

Средняя

Большая

»

Средняя

»

Малая

Средняя

Малая

Средняя

Большая

»

»

»

Средняя Большая

 

Отдых

»

»

»

»

»

 

 

 

после сессии у гимнастов проводятся соревнования. В этом случае за счет физических упражнений на выносливость гимнасты подготовятся к выполнению комбинаций (мы имеем в виду общую функциональную готовность) и понадобится совсем немного специальной работы над комбинациями, чтобы обрести окончательную готовность к соревнованиям.

Это, конечно, не означает, что во время сессионных тренировок нельзя выполнять соревновательные комбинации и использовать большие нагрузки. Наоборот, в этот период смешанный график укороченных и нормальных по продолжительности и нагрузке тренировок дает наивысший результат. Но, повторяем, это зависит от возможностей гимнастов: от их общего состояния, трудности, количества и частоты экзаменов, утомленности или, напротив, свежести и, конечно, успеваемости.

К сожалению, в этот период практически нельзя планировать чередование экзаменов и тренировок по желанию гимнастов. Здесь они должны приспосабливаться к графику экзаменов. Именно поэтому целесообразно планирование тренировок по скользящему графику, т. е. в удобное для того или иного гимнаста время.

 

Хотя, конечно же, от групповых занятий отказываться не стоит. Это, однако, зависит от того, какой базой и какими условиями располагают гимнасты в институте.

Особенности тренировки во время каникул. Один из важных принципов тренировки — круглогодичность. Поэтому очень важно четко представлять себе, чем заниматься в этот особый период студенческой жизни. Рекомендуем воспользоваться одним или несколькими вариантами организации, приведенными в табл. 2 и 3.

Если во время каникул планируются соревнования, более целесообразны 4 — 5-разовые тренировки, по варианту 2 — 3 — у мужчин и 3, 4, 6 — у женщин.

Если соревнований в этот период нет, тренировки приобретают иную окраску и по своему содержанию больше отвечают задачам переходно-подготовительного периода, когда обеспечивается активный отдых с параллельным совершенствованием функциональных возможностей, двигательных качеств и технической подготовленности.

Содержание занятий и соотношение средств в тренировке студентов во многом зависит от

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Первая тренировка

Вид упражнения

Недели

1-я

2-я

3-я

П

ВТ

С

Ч

ПТ

СБ

В

П

ВТ

С

Ч

ПТ

СБ

В

П

ВТ

С

Ч

ПТ

СБ

В

Специальная разминка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

Хореография

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

     

+

 

+

 

+

 

Акробатика, батут

   

+

 

+

     

+

  +  

+

     

+

 

+

   

Виды многоборья:

                                         

мужчины

4

4

4

3

5

3

 

4

4

5

4

5

3

 

5

4

5

3

5

   

женщины

3

3

3

2

3

3

 

3

3

3

2

3

3

 

3

3

3

2

3

   

Комплексы силовых упражнений

     

+

       

+

 

+

       

+

         

Упражнения на технику силовых элементов

 

+

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

   

Лыжи

            +            

+

           

+

Контроль по технической подготовке

+

                                   

+

 

 

Таблица 5

Вторая тренировка

Вид упражнения

Недели

1-я

2- я

3-я

П

ВТ

С

Ч

ПТ

СБ

В

П

ВТ

С

Ч

ПТ

СБ

В

П

ВТ

С

Ч

ПТ

СБ

В

Специальная разминка

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

  +

+

 

+

+

+

  +

+

 

Хореография

   

+

 

+

     

+

      +  

+

 

+

 

+

   

Акробатика

 

+

     

+

 

+

 

+

 

+

     

+

     

+

 

Виды многоборья

1

 

1

 

1

     

1

     

1

 

1

 

1

 

1

   

Комплексы силовых упражнений

 

+

+

 

+

   

+

 

+

 

+

   

+

 

+

 

+

   

Круговая СФП

          +            

+

               

Упражнения на технику силовых упражнений

               

+

           

+

         

Плавание, парная баня

     

+

   

+

      +     +      

+

   

+

Контроль по СФП

+                                    

+

 

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

состояния спортивной базы и (в меньшей степени) от времени года, а также от продолжительности периода подготовки.

Так, например, при достаточно хорошей оснащенности тренировочной базы и наличии определенных условий, зимой лыжные прогулки должны чередоваться с нагрузочным бегом на лыжах, плаванием и купанием, играми в мяч (баскетбол, гандбол, футбол); летом же широко используются кроссовый бег и легкие пробежки, в большей мере используются плавание и игры.

Конечно, самый лучший вариант — когда гимнасты в период каникул собираются на тренировку вместе и занятия проводятся в форме учебно-тренировочного сбора или сбора по специальной физической подготовке. Но можно организовать работу и по-другому. На этот случай мы и приводим один из возможных вариантов режима дня.

 

1. Подъем — 7.30.

2. Утренняя разминка — 7.40 — 8.30.

3. Завтрак — 8.40 — 8.55*.

4. Подготовка к тренировке (включая проезд) — 9.00 — 10.00.

5. Первая тренировка — 10.30 — 13.00.

6. Душ — 13.00-13.20.

7. Отдых в красном уголке, клубе: чтение, беседы, политзанятия, прослушивание музыки — 13.30 — 14.00.

8. Обед — 14.00 — 14.30.

9. Возвращение домой, отдых, занятия по самообразованию, занятия по интересам — до 17.00.

10. Подготовка к тренировке (включая проезд) — 17.00 — 18.00.

11. Вторая тренировка, душ (купание) — 18.00 — 19.30.

 


* Если гимнасты не имеют возможности питаться организованно, они должны быть- обеспечены дополнительным питанием.

 

12. Ужин — 19.45 — 20.00.

13. Возвращение домой, отдых, занятия по интересам — до 23.00.

14. Отбой — в 23.00.

 

Как видно из описания режима, физическими упражнениями гимнасты занимаются три раза в день. Как показывает практика, такое количество занятий оптимально. Содержание же их, естественно, различно (табл. 4, 5). Утреннюю разминку отводят в основном для упражнений на силу и гибкость.

Утренняя разминка

1. Разминочные разогревающие упражнения — 5 — 7 мин.

2. Упражнения на гибкость — 10 — 15 мин.

3. Специальные силовые упражнения — 20 — 25 мин.

4. Упражнения на гибкость — 5 — 7 мин.

 

Примечание. Если есть возможность, по утрам следует выполнять легкие пробежки в течение 10 — 15 мин.

 

Как показывают наблюдения, восстановление сил у гимнастов протекает значительно лучше, если по воскресеньям, предназначенным для отдыха, используется не пассивный отдых, а активный. Поэтому в график включены лыжные прогулки (1,5 — 2 ч по утрам) и купание (по 1 ч вечером). Вообще же, если есть возможность, то непродолжительным, по 10 — 15 мин, купанием хорошо завершать любую тренировку *.


* В настоящей статье не рассматриваются особенности организации учебно-тренировочного процесса в период летних каникул, так как этот вопрос достаточно полно, на наш взгляд, освещен в нашей статье, опубликованной в сборнике за 1977 г. (Вып. 2).

 

 

ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ ЦИКЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА СТАНДАРТНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДАХ

   
К. К. Шокиров, ГЦОЛИФК
 

Упражнения на гимнастических снарядах — важная часть основной гимнастики. Благодаря использованию этих упражнений эффективно развиваются многие физические качества, особенно сила и ловкость, формируются навыки владения своим телом в необычных условиях опоры. Эти упражнения входят в содержание программ по гимнастике для школ, ПТУ, вузов. Однако их применение подчас ограничивается методикой занятий, при которой не используется групповой способ выполнения упражнений. Кроме того, часто упражнения подбираются таким образом, что не дают возможности выполнить их многократно, не покидая снаряда.

 

В связи с этим была поставлена задача разработать методику повышения эффективности воздействия упражнений основной гимнастики на стандартных снарядах путем подбора элементов, позволяющих выполнять их многократно, до отказа.

Для того чтобы упражнения можно было выполнять многократно, исходное и конечное положения должны быть практически одинаковыми.

В результате анализа технических действий при выполнении элементов основной гимнастики на каждом снаряде было определено достаточно большое число упражнений.

Движение каждой части тела в элементе

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало