Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тенсивности и числа повторений необходимо индивидуальное планирование нагрузки. В то же время, варьируя указанными параметрами нагрузки при применении ритмической гимнастики в спорте, можно совершенствовать необходимые физические качества.

Исследование показало, что большое значение при проведении занятия ритмической гимнастикой имеет скорость нарастания интенсивности работы. Если перед группой поставлены задачи оздоровительного характера: повышение работоспособности, улучшение общего самочувствия, уменьшение веса тела и так да-

 

лее, то необходима постепенность в нарастании нагрузки, способствующая развертыванию процессов аэробного обмена. Если занятие ритмической гимнастикой проводится с подготовленным контингентом в целях получения тренировочного эффекта, то интенсивность нарастания нагрузки можно менять в широких пределах исходя из задач тренировки.

Таким образом, методически правильно построив занятие и зная механизмы физиологического воздействия на организм упражнений ритмической гимнастики, можно добиться необходимого эффекта.

 

 

ГИМНАСТИКУ В МАССЫ СТУДЕНЧЕСТВА

   
В. А. Кудряшов, к. п. к., Р. Т. Макоева, МИИТ
 

Занятия по физическому воспитанию в нашем институте организованы по принципу спортивной специализации. Студенты первого курса из большого числа видов спорта, культивируемых на кафедре, выбирают один и занимаются им на протяжении всего периода обучения. Занятия проводятся по программе Минвуза СССР и по квалификационной программе избранного вида спорта. Независимо от специализации студенты должны сдать нормы ГТО IV ступени и выполнить III спортивный разряд.

Спортивной гимнастикой у нас занимается более 600 человек. Наличие специализированного гимнастического зала, оснащенного несколькими комплектами снарядов, позволяет преподавателям значительно повысить моторную плотность урока. Собирая всю группу около демонстрационного снаряда, преподаватель дает задание, объясняет и, если необходимо, показывает технику выполнения элементов и соединений. Затем продолжается работа в подгруппах на нескольких снарядах одновременно. Преподаватель, переходя от снаряда к снаряду, организует учебный процесс. Если необходимо, он собирает группу и либо делает замечания, либо дает новое задание. Практикуется демонстрация отдельных элементов и соединений наиболее подготовленными студентами. По мере освоения программы в занятиях используется круговой метод, при котором каждая подгруппа выполняет упражнения на всех видах многоборья (по 3 — 5 комбинаций). Подготовительная часть урока проводится на гимнастическом помосте с использованием всего зала под музыкальное сопровождение (пианино, фонограммы), как правило, поточным и серийным методом с высокой интенсивностью исполнения упражнений. Для студентов III курса в конце урока наряду с традиционной работой над специальными физи-

 

ческими качествами отводится время для занятий ритмической гимнастикой.

С целью поддержания интереса студентов к занятиям спортивной гимнастикой преподаватели вовлекают их в научно-исследовательскую работу.

Подобная методика проведения занятий гимнастикой позволяет большинству студентов (более 60%) уже на втором году обучения легко справляться с программой III разряда и выполнять нормы комплекса ГТО IV ступени.

Наиболее важное место в учебном процессе занимают подготовка и участие в соревнованиях на первенстве вузов Москвы по программе III разряда (соревнования II тура, группы «Б» — массовые). Вот уже три года МГС СДСО «Буревестник» проводит эти соревнования. Однако следует отметить, что включение и участие в подобных соревнованиях спортсменов старших разрядов искажает представление о работе вузов. Неудачно выбираются и сроки проведения массовых соревнований. По мнению большинства специалистов, лучше всего проводить соревнования в первом семестре до 10 декабря, во втором семестре — до 20 апреля. Проведение соревнований в более поздние сроки ставит студентов в очень тяжелое положение, так как наступает пора зачетов, защиты проектов и курсовых работ, подготовки к сдаче экзаменов.

Федерация гимнастики утвердила программу для учащихся школ, ПТУ, техникумов, студентов вузов, которая позволяет за более короткие сроки готовить спортсменов III, II и даже I разряда. По своему содержанию программа более доступна для большинства студентов, а наличие в ней двух комбинаций на каждом виде многоборья делает ее вариативной. Иными словами, новая программа группы «Б» — серьезный шаг к популяризации гим-

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

настики среди молодежи. Открывающаяся перспектива получения первого разряда в течение 3 — 4 лет пробуждает у студентов интерес к тренировкам и выступлениям в соревнованиях. Но для того чтобы программа начала действовать, необходимо провести мероприятия по ее внедрению в практику работы вузов. Имеется в виду проведение семинаров преподавателей и судей, выпуск наглядных пособий. В свете реализации программы развития гимнастики заслуживает одобрения решение МГС СДСО «Буревестник» о проведении соревнований среди вузов города в три тура, где в первом туре участвуют студенты по всем разрядам внутри своего вуза, во втором туре соревнуются команды вузов, состоящие из 20 спортсменов III разряда, и в третьем туре сборная команда из спортсменов старших разрядов (второй, первый, кандидаты в мастера и мастера спорта). Победители определяются по совокупному результату всех трех туров. Как олимпийский вид спорта, гимнастика включена а обязательную группу видов в общегородской вузовской спартакиаде.

Если вопрос с подготовкой гимнастов младших разрядов ясен, так как он в большей степени зависит от преподавателя, его педагогического мастерства, то с подготовкой гимнастов старших разрядов (кандидаты в мастера и мастера спорта) дело обстоит куда сложнее. Сочетать учебу в техническом вузе с учебно-тренировочным процессом по программе мастеров спорта на современном уровне стало невозможно. Даже при наличии необходимых условий преподаватели вузов в лучшем случае могут поддержать уровень спортивного мастерства поступившего спортсмена. Как правило, поступившие в вуз мастера спорта на первых двух курсах снижают свое спортивное мастерство. К этому нужно добавить, что поступление в вуз мастеров спорта — процесс нерегулируемый и в последние годы их становится все меньше и меньше.

Большое количество хороших гимнастов отчисляется из специализированных школ по причине непригодности к достижению высоких спортивных результатов. Необходимо продумать систему мероприятий для удержания юных гимнастов в стенах гимнастических школ до окончания общеобразовательной школы. Никого не надо отчислять! Так, например, заслуженный тренер РСФСР В. В. Иванова, на протяжении четырех лет приглашая в свои группы отчисленных из ДЮСШ девочек 8 — 9-х классов, создала сильный коллектив, который успешно выступает на соревнованиях. Все девочки затем поступают в институт и успешно сочетают учебу с тренировками.

Много лет подряд ГУУЗ МПС проводил комплексные спартакиады среди вузов железнодорожного транспорта по летним и зимним видам спорта, но вот уже три года, как эти

 

замечательные праздники для студентов и спортсменов прекратились, чем был нанесен большой урон развитию спорта среди студенческой молодежи целой отрасли.

В развитии массовой гимнастики могли бы сыграть большую роль комплексные соревнования на первенство города, где бы ДСО и ведомства были представлены командами, составленными из различных контингентов занимающихся — от детей до ветеранов. Преданы забвенью и соревнования между районами города.

Увеличение количества занимающихся гимнастикой возможно путем введения занятий физическим воспитанием на старших курсах с обязательным зачетом в конце каждого семестра. При наличии спортивной базы трудности по привлечению к работе преподавателей могли бы быть преодолены за счет использования инструкторов-общественников из числа старшекурсников. А преподаватели кафедры могли бы взять на себя функции организаторов и консультантов.

В МИИТе проводится большая организаторская и разъяснительная работа со студентами, проживающими в общежитиях, по проведению утренней гигиенической гимнастики. Формируются группы «зарядчиков». Преподаватели по гимнастике составляют комплексы упражнений и проводят консультации с активом спортсменов.

Действенным фактором увеличения числа занимающихся является увлечение девушек ритмической гимнастикой. В настоящий момент в нашем институте организованы две группы для сотрудников, две для студентов. Намечается создать еще одну группу ритмической гимнастики — при общежитии. Желающих заниматься ритмической гимнастикой в институте очень много, и не учитывать этого мы не можем. Однако выделять ритмическую гимнастику в отдельный вид упражнений нецелесообразно — это часть основной гимнастики.

В заключение необходимо сделать некоторые выводы:

1. Выход в свет новой программы и положения о соревнованиях на первенство вузов города способствует развитию гимнастики среди учащейся молодежи.

2. Увеличение числа занимающихся гимнастикой в вузах возможно путем организации занятий на всех курсах с семестровыми зачетами.

3. Увлечение молодежи ритмической гимнастикой следует всемерно поддерживать путем организации факультативных групп и внедрением ее элементов в обязательные занятия по физическому воспитанию.

4. Возрождение соревнований на первенство города, районов и ведомств с комплексным зачетом позволит развивать гимнастику среди всего населения.

 
Library   30   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало