|
вальный, психорегулирующий и смешанный характер.
Число средств по чисто внешнему признаку также четыре. Наиболее часто упражнения выполняются в положении стоя и в партере (в седе, лежа на животе, на спине, на боку и т. д.), не исключается и возможность применения, различных предметов (отягощений, скакалок, мячей и др.) а также выполнение упражнений у опоры.
По направленности воздействия на организм все средства ритмической гимнастики можно разделить на упражнения, оказывающие влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы (втягивающие, поддерживающие, успокаивающие); упражнения для мышц и суставов: пояса верхних конечностей, туловища, нижних конечностей, а также упражнения, действие которых направлено на нервную систему методами релаксации, внушения.
Советские специалисты рассматривают ритмическую гимнастику как эффективное средство оздоровления различных слоев населения. В этом смысле ритмическая гимнастика может носить не только развивающий и поддерживающий, но и оздоровительный характер. В зависимости от подбора средств ритмическую гимнастику можно использовать в любом возрасте.
Комплекс ритмической гимнастики, будь то 15- или 60-минутное занятие, сохраняет определенную структуру, включающую подготовительную, основную и заключительную части.
Главная задача подготовительной части (2 — 5 мин) — активизация (физическая и психологическая) занимающихся на предстоящую работу. В этой части выполняются простейшие движения для голеностопных, коленных и лучезапястных суставов, не затрагивающие большие группы мышц.
Основная часть урока занимает 80 — 85% всего времени занятия и состоит из нескольких серий (от 2 до 6). Число серий определяется задачами урока, возрастом занимающихся, их подготовленностью, длительностью всего занятия и т. д. При общей длительности занятия 15 — 20 мин обычно применяется двухсерийная форма. В первую серию включаются упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног. Последовательность движений в серии предусматривает сначала упражнения, воздействующие локально на голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, а затем постепенное включение в работу все больших групп мышц. Следующая серия — беговая, включающая помимо бега различные скачки, подскоки, прыжки, танцевальные движения.
Другой вариант занятия состоит из 3 — 4 серий. В этом случае первая серия включает упражнения для рук, шеи, плечевого пояса, ног, туловища. Следующая серия — беговая. Третья серия выполняется в партере, что позволяет
|
|
успешно развивать силу и подвижность в суставах. При необходимости воспитать выносливость и повысить общую нагрузочность занятия на сердечно-сосудистую систему выполняется четвертая — вновь беговая — серия.
И наконец, самый сложный вариант, характерный для 45 — 60-минутного занятия. Первая серия так же, как и в предыдущих вариантах, состоит из упражнений, последовательно прорабатывающих суставы тела. Вторая серия — беговая, третья серия вновь включает упражнения для рук, плечевого пояса, туловища и ног, но выполняется с большей амплитудой. Четвертая серия — беговая. Пятая серия — партерная. И заканчивается основная часть опять беговой серией.
Непременное условие методически правильного построения урока — наличие заключительной части. Обычно это упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, а также упражнения, способствующие более успешным процессам восстановления в организме. В заключительной части могут применяться и элементы аутотренинга с настроем на расслабление, отдых или мобилизацию.
Содержание средств и методика проведения занятий значительно варьируют в зависимости от возраста занимающихся и состояния их здоровья. Так, в возрасте 16 — 25 лет рекомендуется большая дозировка каждого упражнения, высокий темп выполнения, большая амплитуда движений, а также поточный метод проведения занятий. При этом урок организуется в виде нескольких серий. Для следующей возрастной группы — 26 — 35 лет — темп выполнения упражнений несколько меньше, общая нагрузка снижается за счет уменьшения количества серий, включения интервалов активного отдыха и расслабления. Для лиц от 35 лет и старше необходим индивидуальный подход с учетом состояния здоровья, физического развития, телосложения. Упражнения рекомендуется выполнять серийно-поточным способом с паузами расслабления между сериями, темп упражнений умеренный.
Следует особо отметить применение комплексов ритмической гимнастики в спортивной тренировке. В последнее время ее все чаще стали применять в качестве разминки, а также с целью развития необходимых физических качеств и отработки техники упражнений в различных видах спорта. В данном случае подбор средств диктуется спецификой вида спорта и задачами конкретного тренировочного занятия. Подобный комплекс ритмической гимнастики можно сделать спринтерским и стайерским, расслабляющим и тонизирующим.
Для выявления характера воздействия занятий ритмической гимнастикой на функции организма была выполнена серия комплексных физиологических исследований. Частота сердечных сокращений (ЧСС) измерялась телеметрически в течение всего занятия, а также |
|