|
||||
|
||||
В этих условиях становится очевидной важность применения в технической подготовке гимнастов всевозможных устройств оперативной обратной связи, практически мгновенно информирующих обучаемого и тренера об адекватности заданных и выполняемых спортсменом параметров управляющих движений. В настоящей работе представлены материалы педагогического эксперимента по исследованию эффективности использования в тренировке квалифицированных гимнастов индикатора амплитуды суставных движений (ИАСД)*, относящегося к средствам оперативной обратной связи. Конструкция ИАСД показана на рис. 1. Гибкая капроновая нить 1 одним своим концом соединена с ременным фиксатором 2, а другим — намотана на катушку 3. При сматывании нити с катушки 3 необходимо преодолеть усилие спиральной пружины, близкое к 0,25 — 0,3 н. С катушкой 3 посредством резьбового червячного соединения 4 связан кулачок, замыкающий контакты концевого электромеханического реле 5 при различных, задаваемых заранее длинах смотанной с катушки 3 нити 1. В этом случае происходит коммутация в электрических цепях, предназначенных для включения звукового генератора 6. Последний выполнен по схеме мультивибратора, * Технические решения, заложенные в конструкцию индикатора, защищены авторские свидетельством СССР № 619195. |
Рис. 1. Конструкция индикатора амплитуды суставных движений работающего в режиме автоколебаний с частотой следования импульсов электрического тока прямоугольной формы 1200 Гц. К выходу мультивибратора подключен громкоговоритель 7. Изготовленный в виде двух отдельных блоков, ИАСД защищен от повреждающих механических воздействий крышкой 8 и кожухом 9, имеющим отверстие для выхода наружу нити 1. На рис. 2 показан способ крепления ИАСД на теле спортсмена при индикации амплитуды управляющего движения в плечевом суставе. Как видим, гибкая нить 1 с помощью ременного фиксатора 2 крепится на плече гимнаста. При разгибании плеча* нить вытягивается из кожуха. В момент, когда ее длина достигает величины, соответствующей заданной амплитуде управляющего движения, включается мультивибратор и из громкоговорителя раздается звуковой сигнал. В нашем эксперименте ИАСД использовался для совершенствования подъема дугой в упор на брусьях непосредственно в ходе его исполнения. Одним из главных управляющих
* Здесь и в дальнейшем изложении в понятие «разгибание в плечевых суставах» вложен смысл, принятый в обиходе (см., например, Ю. К. Гавердовский. Упражнения на перекладине. М., ФиС, 1975. стр. 24). |
|||
31 |
|
||||
Рис. 2. Крепление индикатора на теле спортсмена движений в упражнениях данной структурной группы является разгибание рук в плечевых суставах перед отпусканием жердей в висе. Качество выполнения этого суставного движения в значительной мере обусловливает широту и легкость исполнения упражнения. В этой связи, проводя эксперимент, мы поставили перед собой следующие конкретные задачи: — выработать у гимнастов умение более точно дифференцировать амплитуду разгибательного движения рук в плечевых суставах; — довести амплитуду указанного управляющего движения до возможно более высокого значения*. В эксперименте, который продолжался 6 занятий, принимали участие 12 спортсменов (из них 7 мастеров спорта и 5 кандидатов в мастера) в возрасте от 17 до 22 лет. На контрольных тренировках (первой и последней) была произведена киносъемка исполнения
* Имеется в виду момент начала движения, его амплитуда и скорость выполнения. |
упражнения испытуемыми *. Предварительно гимнастам была дана установка проконтролировать мысленно величину плечетуловищного угла в момент отпускания жердей. Непосредственно после подхода каждый из них демонстрировал, основываясь на своих мышечных ощущениях, величину названного угла **. На занятиях со второго по пятое включительно гимнасты в разминочном подходе к снаряду исполняли два-три раза подъем дугой в упор без применения ИАСД, а затем в трех тренировочных подходах по три раза в каждом — с использованием устройства. При этом в первом тренировочном подходе индикатор настраивался на подачу звукового сигнала при значении плечетуловищного угла, соответствующем субъективным ощущениям гимнаста, полученным в разминочном подходе. Во втором — при максимальной величине названного угла, которую, с точки зрения каждого из испытуемых, он мог бы достигнуть; в третьем подходе величина индуцируемого угла корректировалась в зависимости от наличия или отсутствия сигнала в предыдущем подходе соответственно в сторону увеличения или уменьшения. Полученные в эксперименте показатели представлены в таблице. Из нее следует, что средняя величина плечетуловищного угла в момент отпускания жердей, подсчитанная на основании данных мышечных ощущений испытуемых, равна 79,6° в начале эксперимента (а1 ср. суб) и 109,6° в конце (а2 ср. суб). По данным результатов обработки киноматериалов, указанный параметр составляет соответственно: а1 ср. объект = 59,8°; а2 ср. объект = 105,3°. Анализ полученных результатов позволил установить, что: — средняя ошибка субъективных оценок гимнастами величины угла между руками и туловищем в момент отпускания жердей в висе составила 19,8° в начале эксперимента (а1 ср. суб. — а1 ср. объект) и всего 4,3° по скончании его (а2 ср. суб — а2 ср. объект); — средняя величина действительного прироста плечетуловищного угла (по данным киносъемки) составила за четыре тренировочных занятия 45,5° (а2 ср. объект — а1 ср. объект). Результаты проделанной работы дают возможность заключить, что использование индикатора суставных движений в тренировке квалифицированных гимнастов: 1. Способствует развитию у спортсменов более точной дифференцировки пространственных характеристик своих движений. * Кинокамера «Красногорск», съемка с частотой 24 кадр/с. ** Величина угла, воспроизводимого гимнастами из положения основной стойки, измерялась с помощью угломера типа УБ-ХЛ4 и фиксировалась в протоколе. |
|||
32 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнительные показатели величины плечетуловищного угла (в градусах)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Позволяет за относительно короткий срок значительно увеличить амплитуду управляющих движений и в связи с этим широту целостного исполнения упражнения. 3. Стимулирует, по мнению всех испытуемых, качественное выполнение управляющих движений более эффективно, чем словесные указания тренера. 4. Позволяет гимнасту совершенствовать управляющие движения, осуществляя самоконтроль их амплитуды. А это дает возмож- |
ность тренеру переключить свое внимание на решение других задач тренировочного процесса. По мнению специалистов, ознакомившихся с опытом использования ИАСД, широкое внедрение его в спортивную практику позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса на всех этапах обучения гимнастов различного пола, возраста и квалификации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ В ПЛЕЧЕВЫХ СУСТАВАХ МЕТОДОМ БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В. Т. Назаров, профессор БГОИФКа, Л. В. Миланский, аспирант ГЦОЛИФКа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическая подготовка гимнаста определяется уровнем развития отдельных физических качеств, среди которых не последнее место отводится гибкости, или подвижности, в суставах. Н. Г. Озолин (1949) считает, что хорошая подвижность в суставах необходима во всех видах спорта. Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем это требуется для конкретного вида спорта, и создавая тем самым как бы «запас подвижности в суставах», спортсмены приобретают возмож- |
ность выполнять движения с большей быстротой и с большей силой. Роль подвижности в суставах не ограничивается только спортивной деятельностью, она огромна в повседневной жизни и многообразной деятельности человека, что определяет необходимость поиска эффективно действующих средств и методов воздействия на данное двигательное качество с целью его совершенствования. Анализ литературных источников показывает, что до настоящего времени вопросы эф- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |