|
||||
минке на виде и при ожидании своего подхода. Соответственно этому организуется весь процесс специальной разминки. Фактически есть лишь один «подход» для выполнения разминки, что повышает требования к ней в плане ее организации (цель, направленность и содержание) в реальных условиях предстоящего выполнения упражнений. Следует сказать о том содержании, которое составляет сущность действий в специальной разминке. Ее содержание определяется теми приемами, способами, которые использует спортсмен. Они разнообразны: приемы исполнения упражнений в условиях выполнения соревновательного действия; приемы двигательного плана с применением подсобных снарядов и без них (например, выполнение эле- |
ментов вольных упражнений); приемы имитации всего соревновательного действия, его частей, отдельных элементов и связок; формы и приемы идеомоторной подготовки («проговаривание» двигательного действия, идеомоторное его «прочувствование», идеомоторное «продумывание», идеомоторное «выполнение» соревновательного действия, частей, связок и элементов). Каждый спортсмен применяет комплекс приемов двигательного, имитационного и идеомоторного плана, у каждого этот комплекс должен быть индивидуальным. Какие-то приемы для конкретного спортсмена являются главными, опорными, какие-то — дополнительными. Важно то, что содержание специальной разминки — всегда комплекс приемов. |
|||
|
||||
Ю. В. Тюренков, мастер спорта СССР, МОГИФК |
||||
В предыдущем сборнике мы затронули первый этап развития коллектива. В настоящее время в советской социальной психологии рассматриваются несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует социальные стадии, или уровни, в этом движении. Одна из концепций подобного рода разработана А. В. Петровским*. Первоначально названная «стратометрическая концепция групповой активности», она представляет отношения в группе как систему, состоящую из трех слоев (страт), каждый из которых характеризуется реализацией того принципа, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В сфере спортивной гимнастики явно недостаточно изучены вопросы, связанные с мотивацией тренировочной деятельности. Если производительность труда рабочего, правильно избравшего свою работу и выполняющего ее с желанием, принять за 100%, то производительность труда рабочего, работающего без желания, будет 65%, а работающего без желания и неправильно выбравшего профессию — всего 30%**. Это в полной мере относится и к спортивной деятельности. Желания, положительные эмоции возникают не сами по себе, а под влиянием окружающих людей. Положительный микроклимат в группе оказывает решающее влияние на отношение к тренировкам, к достижению высоких целей. Формирование же хороших взаимоотношений * Петровский А. В. Теория групп и коллективов на новом этапе. — Вопросы психологии, 1977, № 5. ** Из советских исследований на эту тему см. работу психолога Т. Н. Павловой, опубликованную в сборнике «Опыт и методика конкретных социологических исследований». |
наиболее успешно происходит в коллективе как высшей стадии развития группы. Формирование коллектива — трудоемкий процесс. Представляет интерес классификация Л. И. Уманского, в соответствии с которой каждый этап развития группы характеризуется не только и не столько педагогическим и, сколько социально-психологическими характеристиками*. В качестве «нулевой точки отсчета» им принята группа-конгломерат — группа ранее не знакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве в одно и то же время только потому, что перед ними стоит одинаковая цель. Взаимоотношения и взаимодействия в такой группе носят поверхностный и ситуативный характер. Первая ступень — группа-ассоциация. В ней установились личные отношения, появилась организационная структура. Следующая ступень — группа-кооперация. Межличностные отношения и внутригрупповое общение носят здесь сугубо деловой характер, они подчинены решению заданной конкретной задачи в их общей спортивной деятельности. Возрастает устойчивость эмоциональных связей между членами группы, расширяется круг желаемых общений, число членов в «группах взаимного расположения» становится больше. Но в то же время эта ступень характеризуется и тем, что при неправильной работе руководителя могут появиться нежелательные симпатии, корпоратив- * Уманский Л. И. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива. — В кн.: Социально-психологические вопросы активности школьников и студентов. Курск. 1971. |
|||
36 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |