Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

фективного воздействия на увеличение подвижности в суставах были мало изучены. Известен положительный опыт применения биомеханической стимуляции мышечной деятельности для развития подвижности в тазобедренных суставах. Предполагалось, что плечевые суставы в этом отношении не представляют исключения, несмотря на большую консервативность рассматриваемого в них качества. Для уяснения этого обстоятельства нами был проведен проверочный эксперимент на группе студентов — гимнастов III разряда в возрасте 18 — 24 лет. Всего в группе насчитывалось 12 чел.

На специальной установке конструкции В. Г. Киселева и В. Т. Назарова (1981), представлявшей подобие гимнастических колец с заданным образом вибрирующей подвеской, гимнастам вменялось выполнить следующие три упражнения.

1.  В висе стоя максимально провиснуть и затем производить руками пронаторное и супинаторное движения.

2.   В висе стоя сзади максимально провиснуть и затем производить руками пронаторное и супинаторное движения.

3.  Из виса стоя сзади, произведя движение типа гимнастического выкрута, прийти в положение виса стоя и затем обратно; так несколько раз.

На выполнение каждого из перечисленных упражнений отводилось по 15 с; подвеска колец при этом вибрировала с амплитудой 1 мм и частотой 25 Гц. Таким образом, на весь комплекс упражнений отводилось 45 с. Продолжительность эксперимента составила 6 дней.

 

Благодаря работе на упомянутом устройстве мышцы рук и плечевого пояса получали кроме обычной в таких случаях нагрузки на растяжение еще и импульсное механическое воздействие, направленное вдоль мышечных волокон.

Величина достигнутой подвижности в плечевых суставах определялась по способности гимнастов произвести выкрут в плечах, держась спереди хватом сверху или сзади хватом снизу за гимнастическую палку с возможно более узким хватом за нее. Этот тест характеризует в существенной мере общую подвижность в плечевых суставах, а по кинематике движения близок ко многим гимнастическим упражнениям. Замеры ширины хвата производились непосредственно перед стимуляцией и после нее.

Результаты эксперимента следующие. За 6 стимуляций общей продолжительностью 4,5 мин всем испытуемым удалось уменьшить ширину хвата за палку при выкруте в среднем на 10,13 см, или на 12,8%, и при выкруте с движением палки вперед в среднем на 12 см, или на 13,8%.

Таким образом, проведенный эксперимент позволяет сделать заключение о принципиальной возможности и высокой эффективности применения метода биомеханической стимуляции мышечной деятельности для развития подвижности в плечевых суставах. Надо заметить, что подобные результаты традиционными методами достигаются не ранее чем через 1 — 1,5 месяца (Б. В. Сермеев, 1970), причем только в оптимальном для этой цели возрасте.

 

 

ТРИБУНА ПСИХОЛОГА


СПЕЦИАЛЬНАЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА В ГИМНАСТИКЕ

   
Е. Г. Козлов, кандидат педагогических наук, доцент МОГИФКа
 

Период непосредственной подготовки к выполнению упражнений — чрезвычайно ответственный момент в соревновательной деятельности. Современная гимнастика предъявляет высокие требования к специальной разминке гимнастов в условиях соревнований. В данной статье делается попытка рассмотреть специальную разминку как метод подготовки к выполнению упражнений. Овладение специальной разминкой как методом подготовки происходит в процессе всей учебно-тренировочной деятельности. Особое внимание ей уделяется в предсоревновательном периоде. Метод специ-

 

альной разминки является основным методом непосредственной подготовки к выполнению упражнений и определяет синпрактическую (собственно двигательную) настройку спортсмена. В настоящее время считают, что специальная разминка в широком плане сочетает в себе функциональную настройку организма, психорегуляцию спортсмена и, самое главное, собственно-деятельностную подготовку.

Что же следует понимать под специальной разминкой? Специальная разминка — это совокупность соревновательных действий. Она вы-

Library   34   Up


Contents

 

Home
 

полняет подготовительную функцию, всегда комплексна и по преобладанию той или иной направленности условно делится на следующие виды.

Разминка общей двигательной направленности. Она включает в себя выполнение элементов, связок, «любимых упражнений» и т. п. Этот вид разминки не нацелен на подготовку к целостному соревновательному действию. Он имеет своей целью общую двигательную подготовку.

Разминка целостного соревновательного типа. Она связана с выполнением всего соревновательного действия, так как оно должно выполняться в соревновательной попытке. Это наиболее типичный вид специальной разминки для гимнастов высокой квалификации. Характерным для него является то, что спортсмен старается наилучшим образом выполнить соревновательное действие в условиях специальной разминки.

Разминка частного соревновательного типа. Для нее характерно выполнение элементов, связок, частей соревновательного действия, как они должны выполняться в самой попытке.

Разминка с «обозначением» всего соревновательного действия. В этом случае гимнаст как бы «проходит» все соревновательное действие, акцентируя отдельные узловые моменты.

Таковы основные типы специальной разминки синпрактического характера, т. е. направленные непосредственно на подготовку к исполнительной части соревновательного действия.

Другой вид классификации специальной разминки связан с ориентировочной деятельностью спортсмена и характеризуется приспособлением к условиям выполнения упражнений. Здесь также можно выделить несколько типов специальной разминки.

Специальная разминка общего ориентировочного типа. Для нее характерно исполнение всего соревновательного действия с адаптацией к условиям его выполнения («чувство снаряда», пространственная ориентировка и т. п.).

Специальная разминка частного ориентировочного типа аналогична предыдущей, только связана с выполнением элементов, связок и частей соревновательного действия. Чисто ориентировочная специальная разминка преследует цель «прочувствовать» условия предстоящего выполнения соревновательного действия. Этот вид разминки носит сугубо адаптационный характер.

Специальная разминка психорегулирующего характера. В ней главным является воздействие (самовоздействие) на психическое состояние спортсмена.

Выделенные виды специальной разминки, безусловно, не исчерпывают всего ее многооб-

 

разия. Следует учитывать, что любая классификация всегда условна. В реальной специальной разминке различные ее виды комплексируются при доминирующей роли того или иного ее вида. У каждого спортсмена вырабатывается тот или иной комплекс специальной разминки, приобретающий стереотипную форму. С одной стороны, это явление положительное и дает необходимый эффект, особенно в ситуации высокой психической напряженности. С другой стороны, необходимо обучать умению варьировать те или иные элементы специальной разминки, исходя из реальных условий соревновательного действия. Содержание специальной разминки, ее тактика определяются прежде всего индивидуальностью гимнаста, его соревновательным опытом. Важно только условие, чтобы специальная разминка в достаточной мере помогла ему использовать свой потенциал при выполнении данного соревновательного действия. Кроме того, специальная разминка должна отвечать требованиям оперативной обстановки соревновательной борьбы и способствовать формированию оптимального психофизического состояния спортсмена. Таким образом, специальная разминка — это комплекс приемов синпрактической и ориентировочной направленности, обеспечивающий собственную подготовку к основному действию — выполнению упражнений в соревновании.

Специальная разминка имеет следующие функции.

Установочная функция. Состоит в активизации мотивационно-целевой сферы спортсмена, его конкретной соревновательной задачи в связи с предстоящим выполнением упражнения. Установочный «модус» спортсмена, его целевая диспозиция перед соревновательным действием — основа уверенности в эффективном выполнении упражнения. Эга функция разминки — основной фактор готовности спортсмена к действию. Особо здесь следует отметить целевую организацию идеомоторики спортсмена как предваряющую модель собственно-двигательного действия.

Мобилизующая функция связана с активизацией всех психофизических сил и возможностей спортсмена, чтобы достигнуть нужного уровня психической напряженности — необходимого компонента эффективной деятельности в сложных и ответственных условиях соревнования.

Функция повышения психической устойчивости направлена на эффективное функционирование психики как регулятора деятельности.

Упомянутые три функции специальной разминки выступают в органическом единстве, комплексно обеспечивая готовность к соревновательному действию.

Специальная разминка осуществляется главным образом в двух ситуациях: в раз-

 
Library   35   Up


Contents

 

Home
 

минке на виде и при ожидании своего подхода. Соответственно этому организуется весь процесс специальной разминки. Фактически есть лишь один «подход» для выполнения разминки, что повышает требования к ней в плане ее организации (цель, направленность и содержание) в реальных условиях предстоящего выполнения упражнений.

Следует сказать о том содержании, которое составляет сущность действий в специальной разминке. Ее содержание определяется теми приемами, способами, которые использует спортсмен. Они разнообразны: приемы исполнения упражнений в условиях выполнения соревновательного действия; приемы двигательного плана с применением подсобных снарядов и без них (например, выполнение эле-

 

ментов вольных упражнений); приемы имитации всего соревновательного действия, его частей, отдельных элементов и связок; формы и приемы идеомоторной подготовки («проговаривание» двигательного действия, идеомоторное его «прочувствование», идеомоторное «продумывание», идеомоторное «выполнение» соревновательного действия, частей, связок и элементов). Каждый спортсмен применяет комплекс приемов двигательного, имитационного и идеомоторного плана, у каждого этот комплекс должен быть индивидуальным. Какие-то приемы для конкретного спортсмена являются главными, опорными, какие-то — дополнительными. Важно то, что содержание специальной разминки — всегда комплекс приемов.

 

 

О КОЛЛЕКТИВЕ ГИМНАСТОВ

   
Ю. В. Тюренков, мастер спорта СССР, МОГИФК
 

В предыдущем сборнике мы затронули первый этап развития коллектива. В настоящее время в советской социальной психологии рассматриваются несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует социальные стадии, или уровни, в этом движении. Одна из концепций подобного рода разработана А. В. Петровским*. Первоначально названная «стратометрическая концепция групповой активности», она представляет отношения в группе как систему, состоящую из трех слоев (страт), каждый из которых характеризуется реализацией того принципа, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В сфере спортивной гимнастики явно недостаточно изучены вопросы, связанные с мотивацией тренировочной деятельности. Если производительность труда рабочего, правильно избравшего свою работу и выполняющего ее с желанием, принять за 100%, то производительность труда рабочего, работающего без желания, будет 65%, а работающего без желания и неправильно выбравшего профессию — всего 30%**. Это в полной мере относится и к спортивной деятельности. Желания, положительные эмоции возникают не сами по себе, а под влиянием окружающих людей. Положительный микроклимат в группе оказывает решающее влияние на отношение к тренировкам, к достижению высоких целей. Формирование же хороших взаимоотношений


* Петровский А. В. Теория групп и коллективов на новом этапе. — Вопросы психологии, 1977, № 5.

** Из советских исследований на эту тему см. работу психолога Т. Н. Павловой, опубликованную в сборнике «Опыт и методика конкретных социологических исследований».

 

наиболее успешно происходит в коллективе как высшей стадии развития группы.

Формирование коллектива — трудоемкий процесс. Представляет интерес классификация Л. И. Уманского, в соответствии с которой каждый этап развития группы характеризуется не только и не столько педагогическим и, сколько социально-психологическими характеристиками*.

В качестве «нулевой точки отсчета» им принята группа-конгломерат — группа ранее не знакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве в одно и то же время только потому, что перед ними стоит одинаковая цель. Взаимоотношения и взаимодействия в такой группе носят поверхностный и ситуативный характер.

Первая ступень — группа-ассоциация. В ней установились личные отношения, появилась организационная структура.

Следующая ступень — группа-кооперация. Межличностные отношения и внутригрупповое общение носят здесь сугубо деловой характер, они подчинены решению заданной конкретной задачи в их общей спортивной деятельности. Возрастает устойчивость эмоциональных связей между членами группы, расширяется круг желаемых общений, число членов в «группах взаимного расположения» становится больше. Но в то же время эта ступень характеризуется и тем, что при неправильной работе руководителя могут появиться нежелательные симпатии, корпоратив-


* Уманский Л. И. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива. — В кн.: Социально-психологические вопросы активности школьников и студентов. Курск. 1971.

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало