Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

минке на виде и при ожидании своего подхода. Соответственно этому организуется весь процесс специальной разминки. Фактически есть лишь один «подход» для выполнения разминки, что повышает требования к ней в плане ее организации (цель, направленность и содержание) в реальных условиях предстоящего выполнения упражнений.

Следует сказать о том содержании, которое составляет сущность действий в специальной разминке. Ее содержание определяется теми приемами, способами, которые использует спортсмен. Они разнообразны: приемы исполнения упражнений в условиях выполнения соревновательного действия; приемы двигательного плана с применением подсобных снарядов и без них (например, выполнение эле-

 

ментов вольных упражнений); приемы имитации всего соревновательного действия, его частей, отдельных элементов и связок; формы и приемы идеомоторной подготовки («проговаривание» двигательного действия, идеомоторное его «прочувствование», идеомоторное «продумывание», идеомоторное «выполнение» соревновательного действия, частей, связок и элементов). Каждый спортсмен применяет комплекс приемов двигательного, имитационного и идеомоторного плана, у каждого этот комплекс должен быть индивидуальным. Какие-то приемы для конкретного спортсмена являются главными, опорными, какие-то — дополнительными. Важно то, что содержание специальной разминки — всегда комплекс приемов.

 

 

О КОЛЛЕКТИВЕ ГИМНАСТОВ

   
Ю. В. Тюренков, мастер спорта СССР, МОГИФК
 

В предыдущем сборнике мы затронули первый этап развития коллектива. В настоящее время в советской социальной психологии рассматриваются несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует социальные стадии, или уровни, в этом движении. Одна из концепций подобного рода разработана А. В. Петровским*. Первоначально названная «стратометрическая концепция групповой активности», она представляет отношения в группе как систему, состоящую из трех слоев (страт), каждый из которых характеризуется реализацией того принципа, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В сфере спортивной гимнастики явно недостаточно изучены вопросы, связанные с мотивацией тренировочной деятельности. Если производительность труда рабочего, правильно избравшего свою работу и выполняющего ее с желанием, принять за 100%, то производительность труда рабочего, работающего без желания, будет 65%, а работающего без желания и неправильно выбравшего профессию — всего 30%**. Это в полной мере относится и к спортивной деятельности. Желания, положительные эмоции возникают не сами по себе, а под влиянием окружающих людей. Положительный микроклимат в группе оказывает решающее влияние на отношение к тренировкам, к достижению высоких целей. Формирование же хороших взаимоотношений


* Петровский А. В. Теория групп и коллективов на новом этапе. — Вопросы психологии, 1977, № 5.

** Из советских исследований на эту тему см. работу психолога Т. Н. Павловой, опубликованную в сборнике «Опыт и методика конкретных социологических исследований».

 

наиболее успешно происходит в коллективе как высшей стадии развития группы.

Формирование коллектива — трудоемкий процесс. Представляет интерес классификация Л. И. Уманского, в соответствии с которой каждый этап развития группы характеризуется не только и не столько педагогическим и, сколько социально-психологическими характеристиками*.

В качестве «нулевой точки отсчета» им принята группа-конгломерат — группа ранее не знакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве в одно и то же время только потому, что перед ними стоит одинаковая цель. Взаимоотношения и взаимодействия в такой группе носят поверхностный и ситуативный характер.

Первая ступень — группа-ассоциация. В ней установились личные отношения, появилась организационная структура.

Следующая ступень — группа-кооперация. Межличностные отношения и внутригрупповое общение носят здесь сугубо деловой характер, они подчинены решению заданной конкретной задачи в их общей спортивной деятельности. Возрастает устойчивость эмоциональных связей между членами группы, расширяется круг желаемых общений, число членов в «группах взаимного расположения» становится больше. Но в то же время эта ступень характеризуется и тем, что при неправильной работе руководителя могут появиться нежелательные симпатии, корпоратив-


* Уманский Л. И. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива. — В кн.: Социально-психологические вопросы активности школьников и студентов. Курск. 1971.

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

ные тенденции и связанные с этим проявления эгоизма.

Благоприятное развитие группы приводит ее к стадии автономизации, которая характеризуется групповой сплоченностью, создает условия для выхода группы за рамки узких интересов своего сообщества, сбора, стимулирует межгрупповое общение и, более того, рождает чувство общности маленькой социальной ячейки.

В чем преимущества коллектива по сравнению с группой-конгломератом?

1.  Более устойчивые, стабильные спортивные результаты, как личные, так и командные.

2.  Сильнее стремление занимающихся в подготовительном и соревновательном периодах к достижению высоких результатов (лучше осваиваются сложные и рискованные упражнения и элементы, быстрее растет надежность их выполнения).

3.  Совершенствуются морально-волевые качества спортсмена, позволяющие ему отстаивать свои взгляды и убеждения, качества, без которых немыслим характер бойца. Создание коллектива — это не в последнюю очередь создание спортсмена как личности.

В работе одного из основателей экспериментальной социальной психологии немецкого исследователя В. Меде (1927) было описано явление, получившее название «эффект Рингельмана». Он обнаружил, что по мере увеличения количества участников в группе происходит постепенное уменьшение средних индивидуальных «вкладов» каждого в совместные действия. При этом оказалось, что и при воображаемом увеличении группы средняя индивидуальная продуктивность снижается так же, как и при увеличении реальной группы.

В случайных группах по мере их увеличения эффект Рингельмана закономерен. Однако «для коллектива проблема размера вообще отступает на второй план... Более того, социально-психологический потенциал высокоразвитой группы может компенсировать практическую неоптимальность ее размера» (А. В. Петровский, М. А. Туревский)*.

Исследования, проведенные нами на гимнастках, показывают, что в командах-конгломератах наблюдается снижение личных результатов, чаще бывают срывы, падения. В командах-коллективах результаты не только не снижаются, а часто оказываются выше, стабильнее. Различие объясняется, в частности, и тем, что в случайных группах степень «группового давления» проявляется в большей мере, срыв или падение одной из участниц такой команды сразу же сказывается на выступлении остальных ее членов. В хорошо организованных командах-коллективах такое не наблюдается.


* Петровский А. В., Туревский М. А. Размер группы как социально-психологическая проблема. — Вопросы психологии. 1979. № 2. с. 43.

 

На этой основе возникает новое качество, которое А. В. Петровский назвал коллективистским самоопределением*. Таким образом, именно в коллективе личность обретает свободу, о которой в свое время говорили К. Маркс и Ф. Энгельс: «В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее»**.

Наши экспериментальные исследования влияния коллектива на составляющих его гимнасток подтвердили вышеуказанное. В эксперименте приняли участие 24 студентки — гимнастки ИФК, мастера спорта СССР; его продолжительность 2 года. По результатам предварительных соревнований все участники эксперимента были распределены на 4 равноценные группы по 6 чел.

I и II группы на протяжении 2 лет тренировались, участвовали в сборах. Выступали на соревнованиях практически неизменным составом.

В III и IV группах гимнастки тренировались по индивидуальному графику.

По истечении каждого года по итогам всех соревнований подводились результаты эксперимента. Были получены следующие результаты.

I   группа — результаты, как индивидуальные, так и командные, возрастали на протяжении всего эксперимента без заметных срывов, улучшалась техническая, физическая подготовка. Почти отсутствовали заболевания и серьезные травмы.

II      группа — наблюдались значительный рост технической оснащенности гимнасток, их физической подготовленности (особенно на первом году), усложнение комбинаций. Но на соревнованиях серьезные удачи отдельных участниц чередовались с такими же неудачами; частыми были травмы, как физические, так и психические.

Социометрическое исследование этих групп показывает устойчивое возрастание Кпэн I группы с 68,7 до 95%, а II группы с 69,3 до 84,7%, что объясняет более стабильные выступления I группы.

Чем сплоченней коллектив, тем надежней и выше командные и индивидуальные результаты. Именно в коллективе гимнастка получает возможность наиболее ярко проявить себя, и, что самое главное, ей психически легче выступать на соревнованиях более длительное время. Это на современном этапе важно, о чем свидетельствует непостоянство составов сборных команд всех уровней.

Разработка проблем социальной психологии применительно к практике спортивной гимнастики представляется актуальной задачей.


* Петровский А. В. О социально-психологической концепции групповой активности. — Вопросы психологии, 1973, № 5.

** Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. 3. с. 75.

 
Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало