Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИДЕОМОТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫМИ ГИМНАСТКАМИ 10 — 12 ЛЕТ

   
В. И. Макарова, кандидат педагогических наук, Е. Дмитриева, МОГИФК
 

Подготовка          высококвалифицированных спортсменов, как это доказано передовой спортивной практикой, немыслима без применения рациональных методов и приемов обучения и тренировки. Для обеспечения более эффективного овладения сложными по координации, связанными с риском гимнастическими упражнениями необходим поиск новых, наиболее рациональных методических приемов. Один из них — идеомоторная тренировка, довольно полно изученная и представленная в научно-методической литературе. Приемы мысленного воспроизведения движений в учебно-тренировочном процессе и на соревнованиях широко использовали большие мастера гимнастики: Б. Шахлин, Ю. Титов, М. Воронин, Л. Турищева и др.

Задачей исследования являлось определение возможности обучения приемам идеомоторной тренировки девочек 10 — 12 лет и выявления эффективности этих приемов при обучении.

В нашем исследовании приняли участие 12 гимнасток 10 — 12 лет, из них 4 кмс и 8 перворазрядниц. Эксперимент проводился в течение двух месяцев. В качестве контрольного упражнения было выбрано выполнение на полу и на гимнастической скамейке сальто назад в группировке. Качество выполнения оценивалось согласно разработанной нами шкале оценок.

Была разработана инструкция по применению идеомоторной тренировки. В экспериментальной группе девочки выполняли сальто после медленного воспроизведения движения, в контрольной — без такой настройки.

В процессе работы мы прежде всего стремились воспитать сознательное отношение детей к применению ими метода идеомоторной тренировки. При проведении теоретических занятий мы старались, чтобы дети поняли смысл идеомоторной тренировки и в дальнейшем сами могли бы применять ее на тренировках и соревнованиях. Были проведены беседы о необходимости введения ее в распорядок дня, о продуманном подходе к выполнению каждого действия, приводились примеры выдающихся спортсменов, которые успешно применяли идеомоторную подготовку, изучались кинограммы с разбором техники выполнения элементов.

Юным гимнасткам предлагалось вначале представить выполнение упражнения в замедленном темпе, затем в несколько ускоренном, далее в том темпе, в котором оно реально выполняется. Правильность идеомоторных

 

представлений определялась с помощью графической записи и фигурок, сделанных из поролона, которые сопоставлялись с кинограммой. Наблюдения показали, что детям довольно сложно изображать выполненное действие графически, эффективнее прием с фигурками из поролона.

При начальном обучении идеомоторной тренировке девочки должны были вслух (под контролем тренера) проговорить последовательность выполнения упражнения, затем про себя, после чего опять вслух (контроль тренера) назвать выполняемые действия.

Наблюдения и опрос показали, что дети с трудом выделяют основные двигательные действия при проговаривании упражнений. В этом случае эффективны показ, подкрепление кинограммами, что приводит к скорейшему овладению приемами идеомоторной тренировки. Установлено, что одно задание наиболее целесообразно воспроизводить в течение тренировки 5 — S раз. При большом количестве повторений у детей появляется усталость, пропадает стойкость двигательных представлений, снижается интерес к занятиям.

Следующий этап работы заключался в выявлении эффективности применения идеомоторной тренировки в процессе подготовки юных гимнасток.

Предполагалось, что гимнастки экспериментальной группы, обученные приемам идеомоторной тренировки, смогут с ее помощью более успешно выполнять упражнение, причем перед выполнением задания показатели ЧСС относительно исходного уровня (перед началом эксперимента) будут значительно ниже, чем у испытуемых контрольной группы.

Анализ полученных результатов показал, что при систематическом целенаправленном применении идеомоторной тренировки показатели ЧСС снижаются в среднем со 135 уд/мин до 89 (на 4-й неделе тренировки), у испытуемых контрольной группы — со 135 до 111 уд/мин. Значительное улучшение качества и стабильности выполнения упражнений можно считать положительным результатом применения метода мысленного воспроизведения движений.

Были выявлены индивидуальные различия при применении идеомоторной тренировки. Оказалось, что не все испытуемые экспериментальной группы имели правильное представление о выполняемом движении. Некоторые гимнастки автоматически, из раза в раз, выполняли движение, которое воспроизводили в своем сознании идеомоторно, неправильно,

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

В таком случае с гимнастками был использован метод создания мысленного идеомоторного образа движения через сознательную активизацию соответствующих скелетных мышц. Предлагалось выполнить элемент в облегченных условиях в замедленном темпе со зрительным контролем и выключенным зрением, что привело к положительному результату.

Эффективность и целесообразность применения метода идеомоторной тренировки можно оценивать, на наш взгляд, по повышению надежности исполнения детьми заданного действия. Надежность исполнения упражнения — это мера вероятности исполнения его на требуемом качественном уровне (ориентируясь по нижней удовлетворяющей нас границе качества исполнения). Надежность определяется числом безотказных действий («отказ» — выполнение по качеству ниже упомянутой границы), в нашем эксперименте допускалась ошибка не более 0,1 балла. Предполагалось, что систематическое воспитание умений мысленно воспроизводить предстоящее движение, «оживлять» двигательно-мышечные ощущения, связанные с его основными моментами, будет способствовать формированию и совершенствованию способностей испытуемых ана-

 

лизировать каждое движение, а также повышению надежности исполнения двигательного действия (В. Б. Коренберг).

Результаты эксперимента показали, что систематическое применение методов идеомоторной тренировки позволило гимнасткам экспериментальной группы выучить и выполнять предложенный элемент со средней надежностью 78,3% (в контрольной группе — 51,6%). Гимнастки контрольной группы допускали большее количество ошибок, устранение которых во многом зависит от умения сосредоточить внимание на основных моментах движения.

Таким образом, проведенный эксперимент свидетельствует о том, что юные гимнастки 10 — 12 лет способны усваивать приемы идеомоторной тренировки и эффективно применять ее в учебно-тренировочном процессе.

Наибольший эффект идеомоторной тренировки гимнасток 10 — 12 лет достигается в течение 20 — 25 мин в начале тренировки.

Регулярное применение метода идеомоторной тренировки повышает надежность, качество выполнения упражнений, а также сокращает сроки обучения двигательным действиям.

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ


ОШИБКИ И КРАЙНОСТИ В ПИТАНИИ ГИМНАСТОВ

   
И. М. Борисов, кандидат биологических наук, Латвийский государственный университет имени П. Стучки
 

Ошибки в питании спортсменов не сразу заметны, и потому на них почти не обращают внимания. В повседневной жизни руководствуются в основном сложившимися привычками или рекомендациями тренера. А между тем далеко не все спортсмены осведомлены о постепенном и неизбежно разрушительном влиянии неправильного питания на организм. Как правило, интерес к проблемам питания у гимнастов и тренеров возникает в связи с необходимостью регулировки веса тела с помощью диеты, тогда как другие возможности целенаправленного использования рационов остаются вне поля их зрения. В рамках настоящей статьи мы постараемся внести ясность в вопросы, представляющие интерес для сохранения здоровья и обеспечения высокой работоспособности спортсменов.

Известно, что основой жизнедеятельности являются процессы превращения пищи в энергию физиологических функций, в структуры человеческого тела. При этом небезразлично, какого качества и в каком количестве «запра-

 

вить» организм «горючим». Важно также, чтобы эта энергия полностью расходовалась, т. е. биологические процессы усвоения и выведения должны уравновешивать друг друга. Короче говоря, если с пищей получено 2800 ккал энергии, то столько же должно быть израсходовано. Но вот парадокс! Уменьшая на 10 — 15 процентов поступление «топлива» в организм и оставляя расход энергии прежним, можно повысить эффективность тренировки гимнаста, так как при этом лучше усваиваются пищевые вещества. Пользоваться этим приемом желательно в подготовительном периоде тренировки в течение 7 — 10 дней, периодически повторяя его. В этой связи неплохо выработать ценную привычку — медленно и тщательно пережевывать пищу. Таким образом переработанная пища передает организму в 2 раза больше питательных веществ, нежели при обычном ее потреблении. Кстати сказать, так питаются «сыроеды» (люди, признающие только сырую пищу), а также индийские нош.

О том, насколько важно учитывать качест-

Library   39   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало