Подготовка высококвалифицированных спортсменов, как это доказано передовой спортивной практикой, немыслима без применения рациональных методов и приемов обучения и тренировки. Для обеспечения более эффективного овладения сложными по координации, связанными с риском гимнастическими упражнениями необходим поиск новых, наиболее рациональных методических приемов. Один из них — идеомоторная тренировка, довольно полно изученная и представленная в научно-методической литературе. Приемы мысленного воспроизведения движений в учебно-тренировочном процессе и на соревнованиях широко использовали большие мастера гимнастики: Б. Шахлин, Ю. Титов, М. Воронин, Л. Турищева и др.
Задачей исследования являлось определение возможности обучения приемам идеомоторной тренировки девочек 10 — 12 лет и выявления эффективности этих приемов при обучении.
В нашем исследовании приняли участие 12 гимнасток 10 — 12 лет, из них 4 кмс и 8 перворазрядниц. Эксперимент проводился в течение двух месяцев. В качестве контрольного упражнения было выбрано выполнение на полу и на гимнастической скамейке сальто назад в группировке. Качество выполнения оценивалось согласно разработанной нами шкале оценок.
Была разработана инструкция по применению идеомоторной тренировки. В экспериментальной группе девочки выполняли сальто после медленного воспроизведения движения, в контрольной — без такой настройки.
В процессе работы мы прежде всего стремились воспитать сознательное отношение детей к применению ими метода идеомоторной тренировки. При проведении теоретических занятий мы старались, чтобы дети поняли смысл идеомоторной тренировки и в дальнейшем сами могли бы применять ее на тренировках и соревнованиях. Были проведены беседы о необходимости введения ее в распорядок дня, о продуманном подходе к выполнению каждого действия, приводились примеры выдающихся спортсменов, которые успешно применяли идеомоторную подготовку, изучались кинограммы с разбором техники выполнения элементов.
Юным гимнасткам предлагалось вначале представить выполнение упражнения в замедленном темпе, затем в несколько ускоренном, далее в том темпе, в котором оно реально выполняется. Правильность идеомоторных
|
|
представлений определялась с помощью графической записи и фигурок, сделанных из поролона, которые сопоставлялись с кинограммой. Наблюдения показали, что детям довольно сложно изображать выполненное действие графически, эффективнее прием с фигурками из поролона. При начальном обучении идеомоторной тренировке девочки должны были вслух (под контролем тренера) проговорить последовательность выполнения упражнения, затем про себя, после чего опять вслух (контроль тренера) назвать выполняемые действия.
Наблюдения и опрос показали, что дети с трудом выделяют основные двигательные действия при проговаривании упражнений. В этом случае эффективны показ, подкрепление кинограммами, что приводит к скорейшему овладению приемами идеомоторной тренировки. Установлено, что одно задание наиболее целесообразно воспроизводить в течение тренировки 5 — S раз. При большом количестве повторений у детей появляется усталость, пропадает стойкость двигательных представлений, снижается интерес к занятиям.
Следующий этап работы заключался в выявлении эффективности применения идеомоторной тренировки в процессе подготовки юных гимнасток.
Предполагалось, что гимнастки экспериментальной группы, обученные приемам идеомоторной тренировки, смогут с ее помощью более успешно выполнять упражнение, причем перед выполнением задания показатели ЧСС относительно исходного уровня (перед началом эксперимента) будут значительно ниже, чем у испытуемых контрольной группы.
Анализ полученных результатов показал, что при систематическом целенаправленном применении идеомоторной тренировки показатели ЧСС снижаются в среднем со 135 уд/мин до 89 (на 4-й неделе тренировки), у испытуемых контрольной группы — со 135 до 111 уд/мин. Значительное улучшение качества и стабильности выполнения упражнений можно считать положительным результатом применения метода мысленного воспроизведения движений.
Были выявлены индивидуальные различия при применении идеомоторной тренировки. Оказалось, что не все испытуемые экспериментальной группы имели правильное представление о выполняемом движении. Некоторые гимнастки автоматически, из раза в раз, выполняли движение, которое воспроизводили в своем сознании идеомоторно, неправильно, |