Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Сравнительные показатели величины плечетуловищного угла (в градусах)

№ п/п

Величина суставного угла

Испытуемые

До эксперимента

После эксперимента

Прирост суставного угла а2 об.
а1 об.

по данным субъективных ощущений
 а1 суб.

по данным киносъемки а1 об.

погрешность самооценки
а1 суб.
а1 об.

по данным субъективных ощущений
а
2 суб.

по данным киносъемки
а2 об.

погрешность самооценки а2 суб.
а2 об.

1

А-В Е., мс

63

42

+21

98

93

+5

+51

2

С-в А., мс

90

71

+19

124

118

+6

+47

3

В-в Г., мс

110

89

+21

131

126

+5

+37

4

Л-в О., мс

80

53

+27

91

87

+4

+34

5

М-в В., мс

78

65

+13

112

107

+5

+32

6

П-в Л., мс

80

61

+19

93

90

+3

+29

7

О-к Э., мс

83

53

+30

92

88

+4

+35

8

Т-с В., кмс

71

49

+22

93

88

+5

+39

9

Е-к Э., кмс

70

47

+23

129

122

+7

+75

10

В-с А., кмс

79

67

+12

129

128

+1

+61

11

Л-н И., кмс

59

41

+18

94

90

+4

+49

12

Р-в С, кмс

92

79

+13

+13

127

+3

+48

Средние значения величины угла

79,6

59,8

+19,8

109,6

105,3

+4,3

+45,5

 

2.   Позволяет за относительно короткий срок значительно увеличить амплитуду управляющих движений и в связи с этим широту целостного исполнения упражнения.

3.  Стимулирует, по мнению всех испытуемых, качественное выполнение управляющих движений более эффективно, чем словесные указания тренера.

4.   Позволяет гимнасту совершенствовать управляющие движения, осуществляя самоконтроль их амплитуды. А это дает возмож-

 

ность тренеру переключить свое внимание на решение других задач тренировочного процесса.

По мнению специалистов, ознакомившихся с опытом использования ИАСД, широкое внедрение его в спортивную практику позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса на всех этапах обучения гимнастов различного пола, возраста и квалификации.

 

РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ В ПЛЕЧЕВЫХ СУСТАВАХ МЕТОДОМ БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ

   
В. Т. Назаров, профессор БГОИФКа,
Л. В. Миланский, аспирант ГЦОЛИФКа
 

Физическая подготовка гимнаста определяется уровнем развития отдельных физических качеств, среди которых не последнее место отводится гибкости, или подвижности, в суставах. Н. Г. Озолин (1949) считает, что хорошая подвижность в суставах необходима во всех видах спорта. Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем это требуется для конкретного вида спорта, и создавая тем самым как бы «запас подвижности в суставах», спортсмены приобретают возмож-

 

ность выполнять движения с большей быстротой и с большей силой. Роль подвижности в суставах не ограничивается только спортивной деятельностью, она огромна в повседневной жизни и многообразной деятельности человека, что определяет необходимость поиска эффективно действующих средств и методов воздействия на данное двигательное качество с целью его совершенствования.

Анализ литературных источников показывает, что до настоящего времени вопросы эф-

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

фективного воздействия на увеличение подвижности в суставах были мало изучены. Известен положительный опыт применения биомеханической стимуляции мышечной деятельности для развития подвижности в тазобедренных суставах. Предполагалось, что плечевые суставы в этом отношении не представляют исключения, несмотря на большую консервативность рассматриваемого в них качества. Для уяснения этого обстоятельства нами был проведен проверочный эксперимент на группе студентов — гимнастов III разряда в возрасте 18 — 24 лет. Всего в группе насчитывалось 12 чел.

На специальной установке конструкции В. Г. Киселева и В. Т. Назарова (1981), представлявшей подобие гимнастических колец с заданным образом вибрирующей подвеской, гимнастам вменялось выполнить следующие три упражнения.

1.  В висе стоя максимально провиснуть и затем производить руками пронаторное и супинаторное движения.

2.   В висе стоя сзади максимально провиснуть и затем производить руками пронаторное и супинаторное движения.

3.  Из виса стоя сзади, произведя движение типа гимнастического выкрута, прийти в положение виса стоя и затем обратно; так несколько раз.

На выполнение каждого из перечисленных упражнений отводилось по 15 с; подвеска колец при этом вибрировала с амплитудой 1 мм и частотой 25 Гц. Таким образом, на весь комплекс упражнений отводилось 45 с. Продолжительность эксперимента составила 6 дней.

 

Благодаря работе на упомянутом устройстве мышцы рук и плечевого пояса получали кроме обычной в таких случаях нагрузки на растяжение еще и импульсное механическое воздействие, направленное вдоль мышечных волокон.

Величина достигнутой подвижности в плечевых суставах определялась по способности гимнастов произвести выкрут в плечах, держась спереди хватом сверху или сзади хватом снизу за гимнастическую палку с возможно более узким хватом за нее. Этот тест характеризует в существенной мере общую подвижность в плечевых суставах, а по кинематике движения близок ко многим гимнастическим упражнениям. Замеры ширины хвата производились непосредственно перед стимуляцией и после нее.

Результаты эксперимента следующие. За 6 стимуляций общей продолжительностью 4,5 мин всем испытуемым удалось уменьшить ширину хвата за палку при выкруте в среднем на 10,13 см, или на 12,8%, и при выкруте с движением палки вперед в среднем на 12 см, или на 13,8%.

Таким образом, проведенный эксперимент позволяет сделать заключение о принципиальной возможности и высокой эффективности применения метода биомеханической стимуляции мышечной деятельности для развития подвижности в плечевых суставах. Надо заметить, что подобные результаты традиционными методами достигаются не ранее чем через 1 — 1,5 месяца (Б. В. Сермеев, 1970), причем только в оптимальном для этой цели возрасте.

 

 

ТРИБУНА ПСИХОЛОГА


СПЕЦИАЛЬНАЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА В ГИМНАСТИКЕ

   
Е. Г. Козлов, кандидат педагогических наук, доцент МОГИФКа
 

Период непосредственной подготовки к выполнению упражнений — чрезвычайно ответственный момент в соревновательной деятельности. Современная гимнастика предъявляет высокие требования к специальной разминке гимнастов в условиях соревнований. В данной статье делается попытка рассмотреть специальную разминку как метод подготовки к выполнению упражнений. Овладение специальной разминкой как методом подготовки происходит в процессе всей учебно-тренировочной деятельности. Особое внимание ей уделяется в предсоревновательном периоде. Метод специ-

 

альной разминки является основным методом непосредственной подготовки к выполнению упражнений и определяет синпрактическую (собственно двигательную) настройку спортсмена. В настоящее время считают, что специальная разминка в широком плане сочетает в себе функциональную настройку организма, психорегуляцию спортсмена и, самое главное, собственно-деятельностную подготовку.

Что же следует понимать под специальной разминкой? Специальная разминка — это совокупность соревновательных действий. Она вы-

Library   34   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало