Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

8.  Не снимать за пассивность борца, выполнившего не менее четырех оцененных технических действий {из них не менее двух во втором периоде) с разных захватов.

9.   Предупреждения борцам дакать с интервалом не менее 40 с, если они не допускают умышленного ухода с ковра и не проводят запрещенные приемы,

10.   Чемпионаты Европы и мира проводить на двух коврах. Это позволит улучшить организацию и по-

 

высить зрелищность соревнований, уменьшить состав судейского аппарата, руководителям соревнований лучше контролировать действия судей, а тренерскому составу более тесло контактировать со своими спортсменами. При проведении соревновании на двух коврах повысится активность зрителей, уменьшатся затраты на проведение соревнований, что в целом благоприятно скажется на популярности и зрелищности борьбы.

 

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ — СПОРТИВНАЯ БОРЬБА — БУДУЩЕЕ

   
А. В. Иваницкий, главный редактор
Главной редакции спортивных
программ телевидения и радио
 

«...Что может сделать телевидение для ФИЛА и пропаганды борьбы? Я был бы признателен, если бы вы направили мне свои предложения по этому вопросу в деталях».

Это выдержка из письма президента Международной федерации борьбы М. Эрцегана. Письмо было адресовано непосредственно мне, видимо, потому, что в силу сложившихся обстоятельств мне в последние годы гораздо чаще, чем другим, приходится сталкиваться с проблемами взаимоотношений спорта и телевидения. Такова моя нынешняя профессия.

Итак, речь идет о предложениях, которые могли бы в той или иной степени способствовать дальнейшей популяризации борьбы. И, следовательно, необходимо садиться и писать ответное письмо... Но почему бы не обсудить эту проблему всем заинтересованным лицам, не попытаться сообща найти верный путь, выяснить, как телевидение может -помочь развитию различных видов борьбы? Отсюда и желание провести дискуссию по данной теме на страницах специализированного издания для борцов. А посему давайте сообща примемся за дело.

За последнее время ФИЛА приложила немало усилий для популяризации подотчетных ей видов борьбы. И все это или уже принесло плоды, или, несомненно, принесет в ближайшем будущем. Однако мне кажется, что при всем при этом в должной мере не учитываются или слабо ис-

 

пользуются возможности телевидения.

Постараюсь подробно объяснить, что, собственно, я подразумеваю под словами «возможности телевидения».

Дело в том, что буквально на наших глазах в мире возник и разросся, захватив даже космос, своеобразный конгломерат, имя которому телевидение. Оно включает электронные заводы, телевизионные корпорации с электронной техникой, студиями, штатами режиссеров, тележурналистов, писателей, кинофабриками, комментаторами, политическими обозревателями, дикторами и другими звездами телеэкрана, с наземными линиями связи, ретрансляторами, спутниками, полиграфической базой, институтами для подготовки кадров и прочее. И тем не менее наши отношения со всем этим предельно упрощены. Мы приходим домой, садимся в удобное мягкое кресло, надеваем шлепанцы, нажимаем кнопку, и, повинуясь нашей прихоти, на телеэкране детектив сменяется эстрадным шоу, репортажем или «мультиком». Короче говоря, с телевидением все от мала до велика сегодня на «ты». Вместе с тем телевизионный «ящик» — вещь хитрая. А в дальнейшем с широким внедрением цифрового телевидении, видеомагнитофонов, голографии, кабельного телевидения, увеличением числа телепрограмм и введением мыслимых и немыслимых новинок он станет и того мудрее.

В чем же состоит эта самая сложность телевидения? Коротко гово-

Library   9   Up


Contents

 

Home
 

ря, во влиянии его на людей. Внезапно вторгнувшись в нашу жизнь, телевидение достаточно быстро и порой незаметно трансформировало наши вкусы, привычки, привязанности. Если говорить применительно к спорту, оно создало громадную популярность одним видам и обездолило другие. Словом, телевидение сумело переориентировать болельщика. Как и почему? Вот тут, пожалуй, мы попадаем в область неизведанного. Серьезных научных работ, которые анализировали бы механизм взаимодействия спорта и телевидения, крайне мало. Во всяком случае, их явно недостаточно для того, чтобы делать необходимые обобщения. Это взаимовлияние чувствует, наверное, каждый, но доказывать то чувство надо вооружившись цифрами и фактами. За отсутствием таковых остается опираться на здравый смысл, опыт и... предположения.

Вначале о догадках.

На этапе зарождения телевидение, стараясь заполнить программы, охотно прибегало к помощи спорта, но не всякого, без разбора, а того, который наиболее всего соответствовал состоянию телевидения тон поры. Вспомним: в эпоху становления оно было «живое», т. е. все передачи шли напрямую (будь то концерт или соревнования, митинг или спектакль). Поэтому в телепрограмму и попадали прежде всего те события, которые имели четко ограниченные временем рамки. Допустим, одновременно или почти одновременно проходят два соревнования: одно по футболу, другое по волейболу. Телепрограмма не может вместить то и другое, работники телевидения выбирали что-либо одно. Режиссер точно знал, когда начнется футбол, когда завершится первый тайм и когда прозвучит финальный свисток. Л что известно о волейболе? Пожалуй, только время начала игры. Сколько продлится сама встреча, никому не известно. Итак, с футболом будешь иметь полную ясность, предпочтешь волейбол — недолго попасть и впросак. Вот почему перед футболом, хоккеем зажигался «зеленый свет», а другие виды спорта с трудом прокладывали себе дорогу к телеэкрану.

Конечно, процесс этот не однозначен. В жизни все обстоит гораздо сложнее, и тем не менее схема эта работала. Однако в один прекрасный момент была изобретена видеозапись.

 

А это означало, что стало возможным записать любые соревнования, сделать монтаж, какую угодно по продолжительности телепрограмму — от одноминутного видеосюжета до многочасового телеобозрения. Так что шанс, хотя и с запозданием, попасть на телеэкран появился у волейболистов и дельтапланеристов, боксеров и аквалангистов и т. д. Однако время было упущено. Телезритель, допустим европейский, успел привыкнуть к тому, что чаще всего мелькало на телеэкране и... Увы! От привычек нелегко отказываться. А значит, понеслось, закрутилось. Футбол шел сколько угодно, его показывали днем и ночью и всегда по первой программе, все остальное — по другим телепрограммам, не в самые удобные часы, да и то кусками.

Как уже было сказано, это только схема. В некоторых случаях она претерпевает изменения. Англичане отличаются приверженностью к теннису и могут смотреть часами игры неудобного для трансляции Уимблдонского турнира. В данном случае телекомпания, учитывая вкусы, шла на ломку своих установок. То же самое происходит в Венгрии с фехтованием, а в Болгарии с борьбой. Но это все частности, подтверждающие общую закономерность: телевидение принимает удобные виды спорта и отторгает все остальные. А то, что популярность на сегодня того или иного вида спорта определяется частотой появления его представителей на телеэкране, доказывать, видимо, нет надобности. Правда, какой-либо строгой зависимости тут нет. И тем не менее в целом этот закон телевидения действует.

Значит, перед ФИЛА наряду с другими стоит и задача помочь «проникновению» борьбы на телеэкран, или, если сформулировать чуть деликатнее, добиться увеличения времени трансляции соревнований борцов по телевидению. Возможно ли это? Ведь мы с вами выяснили, что сферы влияния в телеэфире давным-давно поделены. И позиции на ТВ (взять хотя бы Европу) футбола, хоккея, фигурного катания, горнолыжного спорта, баскетбола, легкой атлетики, гандбола выглядят непоколебимыми. Уверен, однако, что ФИЛА способна даже в течение небольшого срока существенно изменить положение... если будет строго придерживаться определенных правил.

 
Library   10   Up


Contents

 

Home
 

Допустим, Международная федерация борьбы составляет календарь международных соревнований. При этом федерация учитывает немало важных моментов. Соразмеряются цикличность подготовки к олимпиадам, периодичность проведения чемпионатов Европы и мира в тех или иных регионах, принимаются во внимание финансовые соображения и т. д. Все вроде бы правильно. Но при этом необходимо посмотреть, не совпадают ли сроки проведения, напри-мер, первенства континента по вольной или классической борьбе с аналогичными соревнованиями фигуристов или хоккеистов. Подчеркиваю, посмотреть надо обязательно. Если такие совпадения есть и если ФИЛА это не учитывает, оставляя все на своих местах, то это значит, что она своей собственной рукой вычеркивает из телепрограммы или оставляет на голодном телепайке прежде всего наш вид спорта — борьбу.

Мы должны сказать себе правду: сегодня борьба не выдерживает конкуренции с теми видами спорта, которые по той или иной причине более почитаемы в стане болельщиков. Человек, преданный борьбе, будет смотреть ее по ТВ в полночь, за полночь, по любой программе. Но мыто хотим привлечь на свою сторону массового зрителя, а не ограниченный клан. Так вот теле программисты, видя, что в одни и те же сроки проходят два турнира, и понимая психологию телезрителя, ориентированного на популярные виды спорта, включают в телепрограмму прежде всего соревнования фигуристов и лишь в последнюю очередь борьбу, если останется время в телеэфире, а его всегда катастрофически не хватает для всяких передач, не только спортивных.

Умение уходить из-под «пресса» видов спорта, привилегированных на телевидении, выработать несложно. Надо провести борцовский турнир, допустим, на неделю позже или, наоборот, раньше, чем намечалось. Такая сдвижка не скажется существенно на подготовке атлетов к основным соревнованиям сезона или даже к самому олимпийскому турниру. Вот этой строгой цикличности в тренерском корпусе уделяется сегодня слишком много внимания. Хотя каждому из нас неоднократно приходилось быть свидетелем, как тот или иной борец, не входящий в основной сос-

 

тав команды, попадал в нее в последний момент из-за каких-то чрезвычайных обстоятельств, и, следовательно, не проходил акклиматизацию, не очень щепетильно относился к тренировочному режиму и тем не менее выигрывал турнир.

Впрочем, ближе к теме, тем более что нам вроде удалось нащупать еще одну закономерность, свойственную телевидению. При планировании календаря необходимо иметь реальное представление о всем том, что происходит в мире спорта. Только такое видение поможет избежать прямых столкновений в телеэфире борьбы с другими дисциплинами. Единого международного календаря в природе не существует. Однако сложились определенные традиции, и мы заранее знаем, что, когда и где произойдет. А если связи с другими международными федерациями отлажены, то уточнить все это не представляет особого труда.

Учитывать необходимо и общую конъюнктуру, т. е. крупные события в политической, культурной, общественной жизни государств. Возьмите, например, космическую стыковку «Союза» и «Аполлона», или престижный каннский фестиваль, или... Так что перспективное планирование международных борцовских да и любых других состязаний, говоря откровенно, — дело все же не очень-то простое.

Теперь давайте посмотрим, насколько сама система проведения соревнований сказывается на частоте появления данного вида спорта на телеэкране. Для наглядности опять возьмем и столкнем системы проведения чемпионатов СССР по футболу и, допустим, по вольной борьбе. Сколько раз появится на телеэкране то и другое? Футбольные репортажи раз двести, борцовские два-три раза в лучшем случае. А это 400 часов чистого телеэфирного времени для футбола и 3 часа для борьбы, хотя, еще раз подчеркиваю, речь идет о соревнованиях одного ранга. Просто футболисты проводят чемпионат чуть ли не целый год, а борцы — за три-четыре дня. Но в том и в другом случае показано по одному соревнованию, и ни больше пи меньше. Понятно, что растянуть чемпионат страны по борьбе хотя бы на месяц — вещь абсурдная. Так-то оно так. Но приведенный пример тем не менее остается доказательным. Он показывает, что система проведения турниров

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

может или способствовать частоте появления вида спорта на телеэкране, или нет. И если растягивать борцовский турнир значит поступать против здравого смысла, то давайте искать выход. Видимо, необходимо изобрести целую серию состязаний, чтобы хоть в какой-то мере изменить общую картину. Ведь даже в футболе, изнывающем порой от популярности, постоянно ищут и выдумывают что-то новое: то Суперкубок, то Кубок УЕФА, то Кубок чемпионов, то прощальный матч Льва Яшина, то встречу сборной Англии со сборной мира, то отборочные игры к чемпионату Европы, мира, олимпийским играм и т. д. И если вы со мной в основном согласны, то давайте попытаемся сформулировать и вторую задачу ФИЛА: она должна создать целую систему борцовских турниров, которые смогут претендовать на место поя телевизионным солнцем.

И вновь о системе проведения состязаний, но уже более конкретно: о своде судейских законов. Оказывается, правила, которыми регламентируется поведение спортсменов, команд, тоже способны влиять на телевизионную конкурентоспособность данного вида спорта. ФИЛА прекрасно понимает, что зрелищность борьбы зависит во многом от того, каковы судейские законы. Поэтому она постоянно совершенствует их. Но, действуя так, федерация скорее всего учитывает интересы только тех, кто приходит на борцовские соревнования непосредственно в зал. Психология же телеаудитории несколько иная. Ведь зритель как бы непосредственный участник событий, и хотя бы теоретически он видит все происходящее на ковре. Телезрителю практически всегда преподносится только выжимка, т. е. видеомонтаж события. Для него из 5 — 6-часовых соревнований делают спрессованную, в лучшем случае часовую программу. И комментатор в ходе этого часового телерепортажа обязан кратко, скороговоркой рассказать телезрителю все о турнире. Он не может иначе: телезритель не поймет хитросплетений того поединка, который ему предлагают посмотреть в данный момент на телеэкране. Тут комментатор и воображаемый телезритель попадают в неловкое положение. Во время репортажа комментатор обязан пояснить происходящее на телеэкране и а редчайших случаях позволяет себе

 

отступление. Иначе получится абракадабра, в которой рядовой телезритель запутается.

На телеэкране показывается поединок. Телезритель настроился сопереживать, и ему нужен квалифицированный помощник, чтобы разобраться в ситуации. Но комментатору не до нужд болельщика: он озабочен тем, как бы ему поскорее разъяснить то, что произошло с данной парой борцов, с каждым из них в отдельности в течение всей предшествующей стадии соревнований. Комментатора можно понять. Он осознает, что без его дополнительной информации телезритель не составит себе полной картины. И, следовательно, он сам своими же руками «сажает» репортаж. Одна пара борцов сменяется другой. И вновь комментатор и телезритель недопонимают друг друга.

Выступая в качестве комментатора, я пробовал приспособиться к этой ситуации: говорил только о том, что происходит на телеэкране в данный момент, отбросив все остальное. Телезритель бурчал. Он не понимал и половины из того, что происходило на телеэкране. Ведь интрига данного поединка закладывается гораздо раньше, в других схватках. Пытался промчаться галопом по Европам и дать хотя бы приблизительное представление о том, с кем ранее встречались эти атлеты и почему у них набралось столько штрафных баллов. Но всякий раз не успевал, схватка на ковре или заканчивалась досрочно, или находилась уже в стадии завершения, а я только-только приступал к основному в работе — комментарию поединка.

В плавании, легкой атлетике, игровых видах спорта, в тяжелой атлетике, т. е. там, где есть объективный показатель (секунда, гол, килограмм), зритель чувствует себя гораздо увереннее. Коснулся спортсмен стенки плавательного бассейна первым — он победитель. Влетел в сетку ворот мяч — команда, забившая гол, выигрывает, поднял на полкилограмма больше — ты сильнее. И любой человек, впервые попав на такие соревнования, способен и без помощи суфлера разобраться в ситуации, сопереживать и, следовательно, готов перейти из сторонних наблюдателей в разряд болельщиков. И хотя в правилах упомянутых видов спорта есть, разумеется, масса ню-

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

ансов, в основном они до очевидности просты и удобны для телеаудитории.

А вот в фигурном катании, художественной гимнастике, акробатике иначе. Понимание болельщиком этих видов спорта зиждется на другом: на эмоциях. Помимо этого, Бах, Моцарт, Бетховен мощью своего таланта спешат на помощь телезрительским эмоциям, высокопрофессиональные хореографы стараются подать ту или иную композицию в наивыгоднейшем ракурсе, и мастерство их помогает проявить себя спортсмену и облегчает зрительское восприятие.

Борцы лишены таких мощных подпорок. Но может, и не стоит огорчаться. Есть объективные виды спорта и субъективные. Борьба относится к разряду субъективных, даже к наиболее сложному их подвиду.

Однако возьмем бокс. Это такой же, как и борьба, субъективный, с точки зрения судейства, вид спорта. И тем не менее в боксе как раз есть та особая простота, которая безотказно работает на зрителя и на телеаудиторию. В боксе всегда выявляется победитель, без всяких штрафных очков. Выигран ли бой нокаутом, нокдауном или решением судей, победителю продолжать соревнования, сопернику сходить с ринга. И в этом случае комментатор не пускается в нудные пояснения.

Предвижу возражения. Наши борцовские правила гуманнее. Они исключают случайность. А вдруг борец просто оступился, или провел неудачно прием, или не собрался и проиграл схватку. У неудачника есть шанс наверстать упущенное. Он, даже проиграв, может стать чемпионом при удачном стечении обстоятельств.

Простые правила служат боксерам верой и правдой, не изменяясь в главном вот уже сотню лет. Нам, видимо, и необходимо стремиться вот к такой краткости, которая сродни таланту. Кстати, «боксерская» случайность в несколько закамуфлированном виде встречается не так уж редко и у борцов. Травма, недомогание, издержки судейства, тренерская ошибка и прочее. И тем не менее, как показывает статистика, ас и в борьбе докажет, и не единожды, что он лучший из лучших в своей весовой категории.

Система проведения соревнований в боксе называется олимпийской (с выбыванием). Частично ее применя-

 

ют в дзюдо, что значительно упрощает работу комментатору и наблюдение за происходящим телезрителю. Быть может, и нам необходимо непредвзято посмотреть на наш свод судейских законов под углом зрения телевидения. Следовательно, третий завет — учитывать в правилах проведения соревнований специфику восприятия борьбы телеаудиторией. Предвижу колебания и сомнения. Но попробовать в качестве эксперимента провести ряд турниров по предложенной схеме, а затем обсудить их итог, по-моему, имеет смысл. А если мы будем иметь в виду, что любое правило в спорте в какой-то мере условность, которую федерация может изменить, не затронув ни духа состязаний, ни самой борьбы (вспомните, сколько было всяких перемен на нашей памяти), то предлагаемый эксперимент не покажется каким-то сверхрискованным мероприятием. Пожалуй, этим можно и ограничиться.

Однако следует особо отметить, что говорили мы о самых насущных проблемах, оказывающих влияние на местоположение борьбы в телевизионном эфире. Но только этим тема взаимоотношений телевидения и спорта конечно же не исчерпывается. Сегодня, чтобы провести телерепортаж о борцовском турнире на уровне мировых образцов, необходимо, чтобы зал, в котором проходят состязания, отвечал ряду требований. Освещенность зала должна быть не менее 1200 люксов, на трибунах, в ложе для прессы должно быть достаточно телерадиокомментаторских кабин. В зависимости от числа ковров (их желательно укладывать на помосте) необходимо обеспечить не менее двух видеосигналов с мест соревнований, а это, в свою очередь, требует наличия как минимум двух передвижных телевизионных станций и примерно десяти телекамер. Кроме этого, сам зал (цветовое решение, дизайн, интерьер, судейская форма, спортивные костюмы атлетов) должен отвечать запросам цветного телевидения и т. д.

Так что проблем довольно много. А раз так, то в заключение еще одно, почти не имеющее отношения к телевидению, спорное соображение. Сегодня все соревнования подчинены единственной цели — определить победителя. Но так ли было в борьбе всегда? Вспомните профессиональные труппы, выступавшие на аренах цирка, вспомните соревнования по на-

 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

циональным видам борьбы во время сельских праздников. И в том и в другом случае выявление сильнейшего богатыря было также чуть ли не главным, но, кроме того, было еще что-то такое?! Это нечто необъяснимое, некий фантом, витавший в ат-

 

мосфере цирка, сельского торжества, нами скорее всего утеряно. Поэтому говоря о телевидении, о будущем, может нелишне внимательнее присмотреться и к нашему борцовскому неэлектронному прошлому?..

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ БОРЦОВ

   
В. А. Мартьянов, кандидат биологических наук, мастер спорта СССР, МОГИФК
 

Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) может ограничивать мышечную работоспособность. Поэтому оценка и контроль функционального состояния ЦНС спортсменов имеют существенное значение.

В статье приведены результаты анализа функционального состояния ЦНС ведущих борцов классического стиля на различных этапах подготовки (1976 — 1980 гг.), а также в период ответственных соревнований.

В сборе материала на различных этапах подготовки спортсменов принимали участие В. В. Поляков, П. А. Рожков, Ю. Н. Панкратов, А. И. Поцепоев.

С целью определения функционального состояния ЦНС регистрировали время простой двигательной ре. акции на тактильный раздражитель в пашей модификации. Спортсмен, сидя в удобной позе, в ответ на тактильный раздражитель должен был разомкнуть специальные контакты, закрепленные на большом и указательном пальцах правой руки. В качестве тактильного раздражителя использовался слабый удар в правое бедро, производимый падением железного стержня массой 250 г с высоты 10 — 12 см.

Запуск и остановка миллисекундомера Ф-209, с помощью которого регистрировали время реакции (ВР), осуществлялись контактной схемой. Временная погрешность срабатывания контактов запуска составляла ±0,5 — 0,2 мс. Время с момента прикосновения стержня к бедру до размыкания контактов на пальцах руки измерялось не менее 15 раз. Затем рассчитывалась средняя арифметическая.

 

Под наблюдением в течение 3 лет подготовки находилось 25 — 30 ведущих борцов классического стиля.

Среднее ВР спортсменов на тактильный раздражитель на этапах подготовки в годичных циклах (на подготовительном, 1-м и 2-м соревновательных) уменьшилось. Исключение составляет ВР в подготовительный период 1977/78 года, когда оно возросло со 178±12,5 до 182±19 мс. В подготовительный период 1978/79 года ВР спортсменов уменьшилось со 187±13 до 180±11,5 мс, в подготовительный период 1979/80 года — со 182±13,2 до 180±9,4 мс. В течение 1-го соревновательного периода всех 3 лет подготовки ВР всей группы борцов уменьшилось соответственно со 176 до 170, со 173 до 168 и со 166 до 164 мс, в течение 2-го соревновательного периода этих лет — со 173 до 163, со 172 до 168 и со 166 до 161 мс.

Анализ динамики ВР 12 спортсменов, функциональное состояние ЦНС которых оценивалось наиболее часто, показал, что ВР большинства борцов в соревновательные периоды меньше, чем в подготовительные.

Результаты исследования свидетельствуют также о том, что на каждом этапе подготовки отмечаются случаи утомления ЦНС борцов. Следовательно, тщательный контроль за динамикой функционального состояния ЦНС спортсменов необходим на всех стадиях подготовки -к соревнованиям.

С точки зрения функционального состояния, подведения спортсмена к пику спортивной формы особенно важным представляется заключительный этап подготовки.

Library   14   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало