Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ред борьбой. Слишком сильное волнение губит спортсмена: он перегорает и выбывает из числа соискателей призовых мест. Хорошо зная это, Юсупов стремится до поры до времени не оставлять подопечного наедине с самим собой: рассказывает веселые истории, бережет его энергию, так необходимую на ковре.

Есть и еще одна черта у наставника уральских борцов, о которой нельзя не вспомнить. Это душевная теплота. Именно благодаря ей Юсупова иногда называют «батей», к за глаза, и непосредственно обращаясь к нему. Когда борцы получают на ковре травму, они просят позвать «батю», именно его, а не врача.

Многого добился X. Юсупов в спорте. Он заслуженный тренер СССР, судья всесоюзной категории, мастер спорта по трем видам борьбы. Что же дальше? Спокойно доживать жизнь? Нет! И Харис Мунасипович делает неожиданный для многих шаг: уходит заведующим кафедрой борьбы в институт физической культуры. И опять неспокойные дни, трудный процесс подготовки тренерских кадров. В итоге расширяется география борьбы, она поднимается на качественно новый уровень. Появляются научные исследования и статьи в центральной печати.

И опять тот же вопрос: а дальше что? Спокойная жизнь? Своим

 

поведением Юсупов дает понять: нет! Следующий этап его жизни заключался в том, чтобы отойти от вошедшей в нужное русло педагогической деятельности в институте в больше внимания уделять тренерской работе. «Не раскрыл я еще всех своих возможностей, — как-то признался он. — У меня есть заветная мечта: вырастить олимпийского чемпиона».

Несколько шагов на этом пути Юсупов уже сделал. Он сложил с себя полномочия заведующего кафедрой и работает старшим тренером в областном совете «Динамо». Свободное время Юсупов полностью отдает подготовке спортсменов экстракласса.

Один из самых титулованных учеников Хариса Мунасиповича — Григорий Веричев, Он заслуженный мастер спорта, шесть раз побеждал на чемпионатах страны, был чемпионом Европы и серебряным призером чемпионата мира, чемпионом мира среди студентов, одержал победу на турнире «Дружба-84».

Григорий Веричев — в расцвете сил. Очередные олимпийские игры будут в 1988 г. Харис Мунасипович надеется, что его ученик будет победителем этих игр.

Будем надеяться и мы, что усилия Хариса Мунасиповича Юсупова и других наших тренеров не пропадут даром.

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ДЗИГАРО КАНО

   
С. В. Суряхин, кандидат
педагогических наук,
В. М. Андреев, заслуженный тренер
СССР, Москва

Недавно мировая спортивная общественность отмечала знаменательную дату в истории спортивных единоборств — 100-летие возникновения дзюдо. Создателем дзюдо является выдающийся японский педагог и просветитель Дзигаро Кано (1860 — 1938), который не только селекционировал технический арсенал приемов дзюдо, но и разработал стройную педагогическую систему подготовки дзюдоистов, основанную на прогрессивных философских концепциях того времени.

 

В статье изложены основные положения педагогической системы Дзигаро Кано, представляющие интерес для тренеров и преподавателей дзюдо.

Как известно, до возникновения дзюдо в Японии существовала военизированная система обучения самураев — джиу-джитсу, которая начала формироваться в XVI в. и достигла наивысшего расцвета к середине XIX в.

В Японии того времени существовало много различных школ джиу-

Library   84   Up


Contents

 

Home
 

джитсу, в которых были различны и технический арсенал, и цели подготовки (убить противника с применением какого-либо или определенного оружия, или без оружия, или только обезвредить его и т. п.).

Начиная со второй половины XIX в. в Японии стали приходить в упадок феодальные отношения, а в 1871 г. был отменен феодальный строй. Следствием этого явилось, в частности, специальное постановление императора, в соответствии с которым самураям запрещалось не только применять, но и носить оружие. Все это послужило причиной упадка популярности и значения различных военизированных школ джиу-джитсу и толчком к поиску новой системы физического воспитания.

В 1882 г. молодой японский педагог Дзигаро Кано организовал в Токио новую школу, в которой стал преподавать дзюдо. Стержнем введенной им программы занятий были так называемые мягкие способы самообороны, отобранные из большого количества приемов самообороны различных школ джиу-джитсу, а также отдельные элементы других национальных видов борьбы Японии.

Создавая новую систему физического воспитания, Дзигаро Кано отлично понимал, что изменение только арсенала приемов не означает принципиального изменения направления воспитательной работы. Поэтому он приступил к разработке философских основ новой педагогической системы. Прежде всего было предложено назвать новую систему дзюдо, чтобы выделить в ней первостепенную роль духовных и морально-этических начал, способствующих совершенствованию личности занимающихся. Как говорил Д. Кано, дзюдо — это гибкий путь к эффективному использованию духа и тела.

Основная концепция педагогической системы Д. Кано — неразрывное единство трех культур: физической, моральной и интеллектуальной. При этом важно подчеркнуть, что в философии Кано эти три категории неоднозначны. Они как бы составляют иерархическую лестницу: на первом уровне — физическая культура как фундамент формирования личности, на втором уровне — моральная культура, выражающаяся в активности жизненной позиции, на третьем уровне — интеллектуальная культура, которая может сделать

 

жизнь личности в обществе полезной и содержательной. Здоровое тело, говорил Д. Кано, не только условие, необходимое для существования, но и основа умственной и духовной деятельности. Но, говоря о здоровье, Д. Кано постоянно подчеркивал, что, даже будучи прекрасным, оно ничто, если личность бесполезна для общества. Отсюда вытекает первый принцип философии Кано, заключающийся в стремлении содействовать «процветанию и прогрессу общества». Этот принцип Дзигаро Кано раскрывает следующими логическими посылками:

занимаясь физическим развитием тела и укрепляя здоровье, я строю фундамент развития своей личности;

развивая и всесторонне совершенствуя свою личность, я строю фундамент благоустройства всего общества в целом.

Принцип содействия процветанию и прогрессу общества выражается тезисом «совершенствуя себя, служить обществу». Смысл жизни человека, по Д. Кано, заключается в служении обществу, а для этого необходимо предварительно выработать и заложить прочный фундамент своей собственной жизни. Тезис «служение обществу» у Дзигаро Кано означает жить единой жизнью с обществом на основе взаимопомощи и взаимных уступок. По мнению Дзигаро Кано, эта идея может помочь решить многие социальные проблемы общества и человечества в целом. Однако с позиций марксистско-ленинской философии нельзя не видеть утопичность данной посылки Д. Кано, хотя надо учесть, что эта философия формировалась в конце XIX в. и в то время была явно прогрессивной. Достаточно сказать, что пропаганда ее в Японии вызвала быстрый рост популярности дзюдо и созданной Дзигаро Кано школы Кодокан, которая впоследствии выросла в институт с мировой известностью, а преподавание дзюдо было включено в программы общеобразовательных школ, колледжей и университетов. Следуя принципу содействия процветанию и прогрессу, сам Дзигаро Кано активно и бескомпромиссно боролся против различных реакционных политических течений, существовавших в Японии в те годы.

Второй основополагающий принцип педагогической системы Дзигаро Кано — максимально эффектив-

 
Library   85   Up


Contents

 

Home
 

нос использование энергии личности, или принцип максимальной эффективности. При этом под энергией личности он понимал совокупность духовных и физических сил, а под максимально эффективным использованием энергии — достижение максимального результата при минимальных затратах энергии. Отсюда ясно, что, какой бы благородной и полезной для жизни ни была цель, если пути и средства достижения ее неправильны, результат не может считаться положительным. Не трудно увидеть, что этот принцип противоположен известному капиталистическому принципу «цель оправдывает средства».

Таким образом, принципы педагогической системы Дзигаро Кано далеко выходят за рамки системы физического воспитания и нацелены на решение глобальной задачи — обеспечить процветание и прогресс общества. Эту идею Дзигаро Кано осуществлял всю жизнь через систему занятий дзюдо в Кодокане. В связи с этим понятие «дзюдо» он трактовал двояко. Дзюдо в широком смысле — это самосовершенствование личности и общества, представляющее собой конечную цель и смысл жизни каждого человека, занимающегося дзюдо. Дзюдо в узком смысле — это система физического воспитания, неразрывно связанная с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием и включающая три раздела: техническое искусство, спорт и искусство самообороны без оружия. Техническое искусство составляет основу дзюдо и заключается в том, что занимающиеся, ставя цель освоить как можно больше технических приемов, стремятся выполнять их точно, выразительно и красиво, делая дзюдо близким к специфическому искусству. При этом можно проводить специальные соревнования по определенным программам, соответствующим уровню мастерства занимающихся. Это позволяет заниматься дзюдо людям всех возрастов и обоего пола и одновременно создает основу для спортивного совершенствования в дальнейшем. В отличие от «технического искусства», а котором нет сопротивляющегося противника, вторая часть дзюдо основана именно на единоборстве занимающихся, на стремлении их победить соперника. Понимая огромное воспитательное значение спортивных соревнований, Дзигаро

 

Кано активно выступал за вхождение Японии во всемирную олимпийскую лигу в предвоенные годы. Он очень много сделал в области научной разработки методики тренировки дзюдоистов. Кано первым подчеркнул необходимость ежедневных тренировок, обязательного соблюдения правильного жизненного режима и врачебного контроля за состоянием здоровья занимающихся. Третья часть дзюдо (искусство самообороны без оружия) — высшая стадия совершенствования. В этом разделе дзюдо изучаются различные приемы самообороны от вооруженного и невооруженного противника.

Разрабатывая основы дзюдо и правила поведения дзюдоистов, Дзигаро Кано требовал от занимающихся такого проникновения в сущность принципа максимальной эффективности, которое превращает его из абстрактного понятия в постоянный стиль жизнедеятельности. Так, например, пустую болтовню, переедание и другие излишества, а также бездумное отношение к тренировкам Дзигаро Кано трактовал как бесполезную потерю энергии. Он предупреждал, что если рационально разработанные в теории приемы дзюдо на практике применять бездумно, то эффективно использовать энергию невозможно. Правильно тренируется тот, кто вырабатывает способность с максимальной эффективностью использовать физическое, эмоциональное и умственное напряжение, а поэтому необходимо вырабатывать в себе способность правильно и быстро оценивать ситуации борьбы, принимать оптимальные решения и уметь реализовы-вать их.

Специфической формой этикета в дзюдо является поклон, которым спортсмен приветствует партнера или тренера, выражает уважение к месту занятий или соревнований и к традициям дзюдо, благодарит за хорошую тренировку, высказывает патриотические чувства к флагу спортивного клуба или страны.

Правильное понимание основных принципов и концепций педагогического наследия Дзигаро Кано и трансформация их с учетом задач коммунистического воспитания и современных условий жизни могут значительно повысить эффективность воспитательной работы со спортсменами и одновременно увеличить их интерес к занятиям дзюдо.

 
Library   86   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало