|
джитсу, в которых были различны и технический арсенал, и цели подготовки (убить противника с применением какого-либо или определенного оружия, или без оружия, или только обезвредить его и т. п.).
Начиная со второй половины XIX в. в Японии стали приходить в упадок феодальные отношения, а в 1871 г. был отменен феодальный строй. Следствием этого явилось, в частности, специальное постановление императора, в соответствии с которым самураям запрещалось не только применять, но и носить оружие. Все это послужило причиной упадка популярности и значения различных военизированных школ джиу-джитсу и толчком к поиску новой системы физического воспитания.
В 1882 г. молодой японский педагог Дзигаро Кано организовал в Токио новую школу, в которой стал преподавать дзюдо. Стержнем введенной им программы занятий были так называемые мягкие способы самообороны, отобранные из большого количества приемов самообороны различных школ джиу-джитсу, а также отдельные элементы других национальных видов борьбы Японии.
Создавая новую систему физического воспитания, Дзигаро Кано отлично понимал, что изменение только арсенала приемов не означает принципиального изменения направления воспитательной работы. Поэтому он приступил к разработке философских основ новой педагогической системы. Прежде всего было предложено назвать новую систему дзюдо, чтобы выделить в ней первостепенную роль духовных и морально-этических начал, способствующих совершенствованию личности занимающихся. Как говорил Д. Кано, дзюдо — это гибкий путь к эффективному использованию духа и тела.
Основная концепция педагогической системы Д. Кано — неразрывное единство трех культур: физической, моральной и
интеллектуальной. При этом важно подчеркнуть, что в философии Кано эти три категории неоднозначны. Они как бы составляют иерархическую лестницу: на первом уровне —
физическая культура как фундамент
формирования личности, на втором уровне — моральная культура, выражающаяся в активности жизненной позиции, на третьем уровне —
интеллектуальная культура, которая может сделать
|
|
жизнь личности в обществе полезной и содержательной. Здоровое тело, говорил Д. Кано, не только условие, необходимое для существования, но и основа умственной и духовной деятельности. Но, говоря о здоровье, Д. Кано постоянно подчеркивал, что, даже будучи прекрасным, оно ничто, если личность бесполезна для общества. Отсюда вытекает первый принцип философии Кано, заключающийся в стремлении содействовать «процветанию и прогрессу общества». Этот принцип Дзигаро Кано раскрывает следующими логическими посылками:
занимаясь физическим развитием тела и укрепляя здоровье, я строю фундамент развития своей личности;
развивая и всесторонне совершенствуя свою личность, я строю фундамент благоустройства всего общества в целом.
Принцип содействия процветанию и прогрессу общества выражается тезисом «совершенствуя себя, служить обществу». Смысл жизни человека, по Д. Кано, заключается в служении обществу, а для этого необходимо предварительно выработать и заложить прочный фундамент своей собственной жизни. Тезис «служение обществу» у Дзигаро Кано означает жить единой жизнью с обществом на основе взаимопомощи и взаимных уступок. По мнению Дзигаро Кано, эта идея может помочь решить многие социальные проблемы общества и человечества в целом. Однако с позиций марксистско-ленинской философии нельзя не видеть утопичность данной посылки Д. Кано, хотя надо учесть, что эта философия формировалась в конце XIX в. и в то время была явно прогрессивной. Достаточно сказать, что пропаганда ее в Японии вызвала быстрый рост популярности дзюдо и созданной Дзигаро Кано школы Кодокан, которая впоследствии выросла в институт с мировой известностью, а преподавание дзюдо было включено в программы общеобразовательных школ, колледжей и университетов. Следуя принципу содействия процветанию и прогрессу, сам Дзигаро Кано активно и бескомпромиссно боролся против различных реакционных политических течений, существовавших в Японии в те годы.
Второй основополагающий принцип педагогической системы Дзигаро Кано — максимально эффектив-
|
|