Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

достоинства из завоеванных советскими борцами на олимпиадах. Теперь их в копилке нашей сборной много. Каждая из них дорога по-своему, но первая самая незабываемая. Прошло время, и стал Давид Михайлович Цимакуридзе тренером сборной СССР. За успехи, достигнутые на этом поприще, ему было

 

присвоено звание «Заслуженный тренер СССР».

Сейчас в свои шестьдесят он силен и бодр, и ни один чемпионат по борьбе, проводимый в Тбилиси, не обходится без его участия.

А прием, которым он победил Дана Ходжа, в Америке называют «виноградная лоза Грузии».

 

 

ОСНОВАТЕЛЬ УРАЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ДЗЮДО

   
А. И, Попов, кандидат экономических
наук, мастер спорта СССР,
А. Ф. Попова, Челябинский
государственный институт
физической культуры
 

Челябинская школа самбо и дзюдо, в создание которой немало труда вложил заслуженный тренер СССР X. М. Юсупов, хорошо известна не только в нашей стране, но и за ее пределами. Многие ученики X. М. Юсупова успешно выступали на чемпионатах СССР, Европы и мира.

Харис Мунасипович подготовил более 150 мастеров спорта СССР, пятерых мастеров спорта международного класса. Воспитанник Юсупова Г. Веричев — заслуженный мастер спорта.

Закономерен вопрос: в чем секрет успешной работы наставника уральских борцов? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что Юсупов всегда твердо придерживался ряда принципов, которые сложились у него в часы раздумий. А думать ему приходилось очень много. Ведь поначалу, пока X. М. Юсупов не нашел свой стиль работы, ему приходилось трудно. Были открытые недруги, были те, кто просто не верил ему как тренеру-педагогу.

И все же «взлет» тренера состоялся. Состоялся он вслед за появлением рожденных жизнью и аналитическим умом принципов подготовки борцов высокого класса.

Харис Мунасипович размышлял примерно так: «Нельзя делать ставку только на взрослых борцов; главное — юноши, молодежь, которые уже через 3 — 4 года могут стать чемпионами страны, а то и мира». В соответствии с этим он и действовал. По-прежнему Юсупов тренировал взрослых и в то же время сформировал несколько групп юных борцов. Он анализировал ошибки и старался не

 

повторять их во время занятий с молодыми борцами, часто проводил сон-местные занятия всех групп. И это было правильно, поскольку взрослые борцы были его надежными помощниками в подготовке молодой смены.

Итак, первый принцип Юсупова — это ставка на молодежь. Отсюда и рабочий день по 12 часов в сутки, титанический труд, по зато минимум риска и вера в свои силы.

Важность этого принципа трудно переоценить. Ведь молодежь — это соперничество, стремление попасть в сборную области. Важно в то, что при таком подходе к работе отпал вопрос о спортивном долголетии, о чем говорят очень много. С одной стороны, нередко борца в 25 лет уже называют ветераном, не берут на соревнования, хотя он по-прежнему силен и смел, а главное, у него большой опыт. С другой стороны, многие спортсмены участвуют в соревнованиях и в 40 лет (В. Кузнецов и другие),

У Хариса Мунасиповича все было просто. Кто на сегодняшний день самый сильный, тот и едет на соревнования. Говоря иначе, борцы сами решали, когда им «завязывать» с большим спортом. Их устраивала такая самостоятельность. Перестав ездить на соревнования, они все равно приходили тренироваться, передавать опыт другим. Зла на тренера за то, что тот называл их ветеранами, не держали.

Практически все борцы, которых называли ветеранами, были сильны физически. Это, например, сам Юсупов, Брюханов, братья Мусатовы, Якубович и Сидоров. Ведь многие из

Library   81   Up


Contents

 

Home
 

этих спортсменов пришли в самбо и дзюдо из других видов борьбы. А там сила — очень важное условие достижения высокого результата.

Хорошая физическая подготовка, безусловно, нужна также самбистам и дзюдоистам. Но опыт встреч на ковре показал, что борьба — это не только сила, но и выносливость.

Собрал Юсупов вокруг себя учеников и настроил их в соответствии с этим принципом, показал, с кого брать пример, научил, как стать выносливым. Установка была конкретной, и через некоторое время борьба в Челябинске сделала уверенный шаг вперед.

Но вот очередные соревнования — и бывшие кумиры проигрывают. Однако появляются Никишин, Мосейчук, Ившин. Эти борцы делают ставку на скорость движения. Их девиз-темп и еще раз темп. Ни минуты — да что там! — ни секунды покоя себе и противникам. Это уже другая борьба. Конкретно X. Юсупов свой третий принцип сформулировал так: борьба — это скорость движения, особенно в конце схватки.

Были у тренера челябинских борцов и другие принципы. Следующий принцип такой: борьба — это не только партер, но и стойка и броски. Вероятно, этот принцип во многом определяет уральскую школу борьбы и сейчас. Но разница есть. Ведь как обстояло дело раньше?

Как уже было сказано, многие из ветеранов пришли в самбо и дзюдо из вольной борьбы или классической. Л там главное — положить соперника на лопатки, т. е. финал борьбы — в партере. Не умея бороться лежа, нечего было рассчитывать на успех в соревнованиях. Поэтому каждый борец умел действовать и в стойке и в партере.

В самбо и дзюдо иначе. Здесь можно добиться чистой победы, не опускаясь даже на колени. Достаточно бросить противника, а самому остаться стоять на ногах. Умение делать такие броски — вершина мастерства.

Итак, новый принцип, выдвинутый Юсуповым, заставил по-новому взглянуть на борьбу. Начались поиски эффективных бросков. Борьба стала красивой, зрелищной. «Коронным» приемом многих борцов стал бросок через спину (со стойки или с колен). Из борцов-ветеранов особенно хорошо делал его Анатолий Ко-

 

мельков. Валерий Двойников, призер олимпийских игр, также часто применял этот прием. Были коронными у челябинских борцов и другие броски. Этим и стала выделяться уральская школа среди других центров борьбы.

А вот партер стал отходить на задний план. И в последние годы это начало сказываться. Увлекшись красивыми бросками в стойке, многие известные борцы стали проигрывать в партере, попадаясь на болевой или удушающий прием.

Следует, однако, подчеркнуть, что все это было потом. А принцип, выдвинутый Юсуповым в самом начале его работы, сделал огромное дело. Он, можно сказать, школу уральскую создал.

Здесь хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент. Вот что о нем писал В. Н. Волков в книге «Курс самозащиты без оружия (самбо)»: «Недостатком системы «дзюдо» является изобилие приемов, загромождающих память обучающегося, который не в состоянии их запомнить. Борьба по готовому бесчисленному количеству приемов рискованна. Нужно научить обучающихся принципам борьбы и оснастить их на базе этих принципов техникой приемов, а не заставлять их заучивать многочисленные приемы».

Изобилие приемов, о чем писал В. Н. Волков еще в 1940 г., является ахиллесовой пятой многих наставников и сейчас. Но нельзя объять необъятное. Юсупов понял это и сделал ставку не на расширение, а на совершенствование арсенала приемов, в основном, как уже отмечалось, приемов борьбы в стойке, бросков.

Следующий принцип, который появился на вооружении у Хариса Мунасиповича, можно сформулировать так: соревнования — лучшая тренировка. Нужно, по его мнению, как можно меньше вариться в собственном соку и почаще ездить на соревнования, закалять характер борцов, выявлять их недостатки, заниматься поиском новинок у борцов других школ.

Интересно, что иногда наставник челябинских борцов возил их на два соревнования подряд без заезда домой. Поездки обычно были удачны. ми. Борцы, конечно, уставали на первых соревнованиях, но на очередных чувствовали себя хорошо в морально-психологическом плане.

 
Library   82   Up


Contents

 

Home
 

Оригинальность X. Юсупова проявилась и в том, что он выдвинул еще один принцип: больше импровизации!

Тренировка у Хариса Мунасиповича четко делилась на две части: одна — отработка различных элементов по команде, другая — импровизация. Наставник ходил среди пар или сидел, смотрел, как работают борцы, что-то советовал, подсказывал, заставлял думать и пробовать делать что-либо свое, оригинальное. На глазах спортсменов появлялись новые приемы, в разработке которых они участвовали.

В борьбе, безусловно, нужна дисциплина. Юсупов наведением порядка занимался перед тренировкой. Посадит борцов на ковер и такие слова найдет, такие действия против провинившихся придумает, что на ближайших тренировках дисциплина устанавливается железная.

Есть у X. Юсупова еще один принцип, который появился последним. Важность его трудно переоценить. Борьба, по мнению Хариса Мунасиповича, это комбинации приемов. Важны не просто приемы, а сочетания их, комбинации. В этом вся суть.

Наставник челябинских борцов помнил слова Дзигаро Кано о том, что конечная цель дзюдо — вдохнуть в душу человека уважение к принципу максимальной эффективности. По мнению некоторых авторов статей о борьбе, это изречение основоположника дзюдо весьма туманно.

Но X. Юсупов сумел рассеять туман. Он понял: делаешь броски вперед, умей делать и броски назад, и наоборот. То же самое относительно правой и левой сторон.

Г. Ившин — один из любимых учеников Юсупова — прекрасно делал броски через спину, то есть вперед. Но не хуже он делал и выхват за ногу, то есть бросок назад. Сочетая эти приемы в комбинации, Ившин и добивался успеха при минимуме физических усилий. Силы же шли на саму борьбу, которая включает не только броски, но и поиск выгодного захвата, передвижения по ковру и прочее.

Харис Мунасипович разработал очень много комбинаций со своими учениками. Это и определяло успех челябинских борцов на соревнованиях самого высокого ранга. Именно комбинационная борьба позволяла полу-

 

чать уральским борцам призы за лучшую технику.

Итак, получилось семь принципов. Семь, говорят, счастливое число. Так оно и было для X. Юсупова. Но такие же принципы (правила) были на вооружении многих тренеров-педагогов. А Юсупов все же на Урале один, неповторимый. В чем же тогда еще дело? Наверное, в самой личности наставника.

Что характерно для Юсупова? Прежде всего поражает его инициативность и настойчивость. «Не отказывать мальчишке» — такое название носит его статья, опубликованная в местной печати в 1969 г. Успехи спорта, писал он, в массовости. Но спортивные залы не могут вместить всех желающих заниматься самбо и дзюдо. Оборудованы залы коврами старого образца. Раздевалки, душевые оставляют желать лучшего. Высота залов небольшая, воздуха не хватает. Существуют проблемы с врачебным контролем. Эти и многие другие недостатки можно и нужно устранить. Надо лишь проявить инициативу и настойчивость комитетам по физической культуре и спорту, физкультурной общественности, профсоюзам.

И Юсупов добился своего. Через некоторое время после выхода в свет статьи в Челябинске открылись новые секции борьбы, улучшились техническое оснащение залов, медицинское обслуживание. В Челябинском институте физкультуры открылось отделение самбо и дзюдо.

В интервью журналисту местной газеты он однажды сказал: «Среди моих воспитанников — ребята двенадцати национальностей. И если они добились каких-то успехов, то прежде всего потому, что мы, тренеры, старались развить в них качества, заложенные национальными видами спорта. Ведь у каждого народа есть своя, с интересными особенностями и преимуществами, борьба. Отобрать и развить лучшее — вот в этом и весь секрет нашей тренерской школы».

Самбо и дзюдо — очень специфичные виды спорта. На ковре каждый борец в одиночку «сражается» с противником, а до выхода на ковер — с самим собой. И это вполне логично, поскольку борец должен настраиваться на схватку, на победу в ней. Но везде есть предел, в том числе и в психологическом настрое пе-

 
Library   83   Up


Contents

 

Home
 

ред борьбой. Слишком сильное волнение губит спортсмена: он перегорает и выбывает из числа соискателей призовых мест. Хорошо зная это, Юсупов стремится до поры до времени не оставлять подопечного наедине с самим собой: рассказывает веселые истории, бережет его энергию, так необходимую на ковре.

Есть и еще одна черта у наставника уральских борцов, о которой нельзя не вспомнить. Это душевная теплота. Именно благодаря ей Юсупова иногда называют «батей», к за глаза, и непосредственно обращаясь к нему. Когда борцы получают на ковре травму, они просят позвать «батю», именно его, а не врача.

Многого добился X. Юсупов в спорте. Он заслуженный тренер СССР, судья всесоюзной категории, мастер спорта по трем видам борьбы. Что же дальше? Спокойно доживать жизнь? Нет! И Харис Мунасипович делает неожиданный для многих шаг: уходит заведующим кафедрой борьбы в институт физической культуры. И опять неспокойные дни, трудный процесс подготовки тренерских кадров. В итоге расширяется география борьбы, она поднимается на качественно новый уровень. Появляются научные исследования и статьи в центральной печати.

И опять тот же вопрос: а дальше что? Спокойная жизнь? Своим

 

поведением Юсупов дает понять: нет! Следующий этап его жизни заключался в том, чтобы отойти от вошедшей в нужное русло педагогической деятельности в институте в больше внимания уделять тренерской работе. «Не раскрыл я еще всех своих возможностей, — как-то признался он. — У меня есть заветная мечта: вырастить олимпийского чемпиона».

Несколько шагов на этом пути Юсупов уже сделал. Он сложил с себя полномочия заведующего кафедрой и работает старшим тренером в областном совете «Динамо». Свободное время Юсупов полностью отдает подготовке спортсменов экстракласса.

Один из самых титулованных учеников Хариса Мунасиповича — Григорий Веричев, Он заслуженный мастер спорта, шесть раз побеждал на чемпионатах страны, был чемпионом Европы и серебряным призером чемпионата мира, чемпионом мира среди студентов, одержал победу на турнире «Дружба-84».

Григорий Веричев — в расцвете сил. Очередные олимпийские игры будут в 1988 г. Харис Мунасипович надеется, что его ученик будет победителем этих игр.

Будем надеяться и мы, что усилия Хариса Мунасиповича Юсупова и других наших тренеров не пропадут даром.

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ДЗИГАРО КАНО

   
С. В. Суряхин, кандидат
педагогических наук,
В. М. Андреев, заслуженный тренер
СССР, Москва

Недавно мировая спортивная общественность отмечала знаменательную дату в истории спортивных единоборств — 100-летие возникновения дзюдо. Создателем дзюдо является выдающийся японский педагог и просветитель Дзигаро Кано (1860 — 1938), который не только селекционировал технический арсенал приемов дзюдо, но и разработал стройную педагогическую систему подготовки дзюдоистов, основанную на прогрессивных философских концепциях того времени.

 

В статье изложены основные положения педагогической системы Дзигаро Кано, представляющие интерес для тренеров и преподавателей дзюдо.

Как известно, до возникновения дзюдо в Японии существовала военизированная система обучения самураев — джиу-джитсу, которая начала формироваться в XVI в. и достигла наивысшего расцвета к середине XIX в.

В Японии того времени существовало много различных школ джиу-

Library   84   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало